Я думаю, многие из вас смотрели, а некоторые и читали «Бойцовский клуб» Чака Паланика. И я не зря озаглавил так свой пост. Не буду восстанавливать сюжетную линию, а опишу только то, что по-моему мнению является главным. Честно скажу, что и фильм, и книга имеют огромный потенциал злой, бодрой и решительной борьбы. Но, к сожалению, этот потенциал идет в тупик (об этом чуть позже)
Итак, самая соль:
Смерть
«Это жизнь, и она уходит с каждой минутой».
Тайлер Дерден
Она и есть вызов. Вызов каждому из нас. Страх перед ней должен гнать нас туда, где мы можем обрести бессмертие или утешение. В современном мире, практически отсутствуют такие места. Это уже потом Тайлер Дерден говорит:
«— У нашего поколения нет великой войны или великой депрессии, но что у нас есть, это великая война духа. У нас есть великая революция против культуры. Великая депрессия в наших жизнях. У нас духовная депрессия».
Реальность загоняет под этим страхом нас в потребление, на миг дающее успокоение по принципу «я есть то, что я имею». Вещи долговечны, поэтому окружая себя ими, человек создает иллюзию бытия и заглушает страх смерти. Однако ненадолго.
Главный герой – Рассказчик уже с самого начала умирает. Он мучается бессонницей ночью, а днём «спит на бегу». Он, и боится смерти, заглушая свой страх потреблением, и желает её, так как жизнь в полусне ему осточертела. "Все копии копий копий..."
Не зря древние греки поместили Гипнос (бог сна) и Танатоса (бога смерти) в братское родство.
Работа
Работа – деятельность, которая скукоживает всё человеческое. Предельное отчуждение человека не только от результатов своего труда, но и от самого труда как такового. Ведь она состоит в том, что ты должен вытирать следы крови и других выделений, которые остаются на рельсах магистральных локомотивов транснациональных корпораций. Рассказчик работает по страховым случаям аварий автомобилей поломок, отмывая компании от выплат за смерти своих клиентов:
«— И часто бывают такие аварии?
— Вы даже не представляете.
— А в какой компании вы работаете?
— В очень крупной…»
Вы должны прислуживать другим, восхищаться начальником и стараться выполнять своё грязное дело как можно лучше. Всё при этом теряет смысл. Или может быть это хорошее оправдание к покупке кондоминиума или новых чехлов для дивана от ИКЕА?
А может быть к чёрту такую работу? Неужели мы рождены для того, чтобы большую часть своей жизни проводить подобным образом? Говорят, что смысл истории – это реализация сущностных человеческих сил и его творческого потенциала? При таком порядке вещей? Серьезно?
Потребление
Если вы уверены что вас заметят лишь в том случае, если вы нацепите на себя кучу дорогих вещей и сядете в огромный дорогущий автомобиль, или, допустим, вы серьезно страдаете от выбора каким образом новые чехол для айфона и сервиз отражают ваше внутреннее содержание, то скорее всего, у вас большие проблемы. С этой самой… личностью. Неважно при этом, какой у вас достаток, вы или онанируете на «элитные» каталоги, либо на модные каталоги . Причём происходит это почти буквально. В этом смысле просмотр эротики и соответствующие занятия выглядят хотя бы чуть-чуть естественно. Но делать это на вещи… Как говорит Рассказчик: «Когда-то мы зачитывались порнографией — теперь каталогами IKEA».
Истинно: «Человек перестал быть рабом человека и стал рабом вещи».
Ужас и «стрёмность» ситуации в том, что потребление не только даёт иллюзию подавления страха смерти, с помощью него мы стараемся произвести на других впечатление. И это бессмысленно, ибо «мы покупаем вещи, которые нам не нужны за деньги, которых у нас нет. Чтобы впечатлить людей, которые нам не нравятся».
«Общество потребления» - крайняя форма мещанства, которая по выражению Максима Горького и есть «ненависть к людям». Прав Тайлер, когда говорит, что : «Кто мы такие? Мы просто потребители, одержимые внешней атрибутикой преуспевания. Война, голод, насилие — все это не волнует. А волнует меня: знаменитости и скандалы, телевизор, где 500 каналов и чье имя на бирке моих трусов».
Бегство
«А куда вы денетесь, голуби, от всего этого?» - спрашивает вас окружающий мир. Вы что хотите стать нищими маргиналами, подобно Марле?
А может быть, вы сбежите в шизофрению, подобно Рассказчику или графу Эдерланду из одноименной пьесы Макса Фриша?
Что толку от маргинальности? «Какая разница, где прозябать?» - скажите вы. Но нужда унизительна и разрушительна. Она выбивает человека из обоймы и лишает его самого необходимого для борьбы – социальных мускулов. Происходит духовная и физическая атрофия и как следствие деградация личности. Человек выпадает из социальной коммуникации и теряет способность её налаживать. В то время, как хищные потребители и хозяева жизни очень хорошо плавают в этом «бульоне». В итоге, такие как «начальник в васильковом галстуке» в фильме, будут диктовать вам правила жизни. Нет, это тупик. Выход находится с другой стороны.
Люди
«Все мы немного лошади» - говорил Маяковский. Так и мы с вами, все немного Марлы и Рассказчики. Но, однако, не Тайлеры Дердены. Как там пелось у Владимира Семёновича: «Настоящий буйных мало, вот и нету вожаков». Что нам мешает стать, образно говоря, Тайлерами (не в смысле его анархо-деструктивных идей, а в смысле решительности и действия)? А то, что всё мы на н-ую долю процента социопатичные маргиналы, боящиеся другого человека, пожалуй, больше чем смерти. При этом всем нам кажется, что мы «есть». Но вся загвоздка в глубине этого «кажется». Для доказательства, что не «кажется» реклама предлагает нам купить кучу вещей или получить услуги от парикмахера до проститутки. Болезненная тема секса и распространение сайтов для «коротких встреч» - есть тоже реакция на «кажется». Ведь в сексе есть момент чувственного «утверждения». Короткий миг бытия… «Презерватив как хрустальная туфелька 21 века».
Также неслучайно, что темы для разговоров в большой части общества сводится, мягко говоря, к трём константам: «потребление, отдых и секс». Чем моложе и зажиточнее, тем этого больше. Ну а простым смертным остается «питаться» суррогатами «острых» впечатлений с телеэкранов и желтой прессы, закусывая рекламными образами вещей, которыми нас дразнят. Кто-то переживает из-за марки телефона, кто-то из-за длины своей яхты…
Что? Вам неинтересно это? Ну, тогда добро пожаловать в маргиналию. Есть ли еще выходы? Есть. Например, в традиционное общество. В нём вы, может даже, сохраните «мускулы» и обретёте смысл. Но в мегаполисе - это вымирающий вид, в среде которого орудуют такие хищные мутанты из пробирки как «Исламское государство» и суррогаты типа «Энтео». Куда вы пойдёте еще? В клуб больных раком яичек? Тонко… В каком-то смысле справедливо. Но потребность остается, ведь правда:
«Рассказчик: Когда думают, что ты умираешь, тебя действительно слушают, а не просто…
Марла: Ждут своей очереди заговорить?»
Иллюзия понимания и чувство «локтя». Только у вас нет рака яичек. Отличная перспектива… Может быть это всё случайность? Да нет, всех нас делают такими с детства. Конструируют маленького человека в круге отчуждения – безотказную «машинку» для потребления, не способную ни на что большее...
Однако Россия не Европа и не Америка. Всё зашло не так далеко. Пока…
Преодоление
Социальное чувство – врожденное и формирует одну из главных потребностей человека – в другом человеке и коллективе. Только в обществе возможно себябытие, только в обществе возможно чувство братства, большого смысла и достижение великих целей. Социальное чувство не рождается только в разговорах, их недостаточно. Оно рождается в действиях.
Тайлер Дерден нашел простой и короткий путь преодоления страха человека перед человеком. Агрессивная социализация-инициация омаргиналленных пролетариев большого города заключалась в схватке и боли.
Черт подери! Если ты бьешь другого по лицу он чувствует, что ты есть. Он бьёт в ответ – теперь твоя очередь! И в каком-то смысле, ощущения сильнее, чем даже в сексе. И вдруг, с тебя осыпается столетний налёт городской пыли и на сцену выходит свободное и смелое животное, со страстью и остервенением колотящим другое, такое же животное. И вы равны и прекрасны в этой схватке. Всё теряет своё значение, есть только бой, есть ты и он - твой противник и брат. И, вдруг, всё приобретает другой вкус и цвет.
«Проблемы после боя так и оставались нерешенными, но не одна из них уже не имела никакого значения».
Тайлер создает квази-орден, с инициацией и такими правилами, что он растёт в геометрической прогрессии. Правила, которые надо нарушать. Нетривиально. Самое главное правило, «если это твоя первая ночь – ты должен принять бой». Распрощайся со своими страхами и войди в круг сильных мужчин, с которыми ты побратался кровью и кулаками. Через два месяца ты не узнаешь себя. Твои мышцы будут, как доски у тебя будут многочисленные «кровные единомышленники». А ещё вчера ты был хилым забитым одиночкой… И за это ты не отдашь всё, что было в твоей старой никчёмной жизни? Нет, теперь ты знаешь, что такое жизнь. Она протекает по выходным в «Бойцовском клубе» . Тебе открыли путь к великому чувству братства способом древним, как само человечество. Ты услышал клич, на который отозвались самые глубокие архетипы психики. Они разбудили убаюканную энергию жизни, пускай и животную. Пробуждение эмоциональное и гормональное запускает всю остальную сферу психики, в том числе человеческую. То есть, идеально-смысловую. Теперь тебе нужна идея и цель.
Цель и идентичность
И Тайлер даёт пробужденным, и цель, и квази-пролетарскую идентичность:
«Да уж, я вижу в бойцовском клубе сильнейших и умнейших людей, которые когда-либо жили. С потенциалом, который растрачивается впустую. Целое поколение работников бензоколонок, официантов - рабов в белых воротничках. Реклама заставляет нас покупать тачки и тряпки. Мы вкалываем на ненавистных работах, чтобы купить ненужное нам дерьмо. Мы — пасынки истории. Ни цели, ни места. На нашу долю не выпало ни великой войны, ни великой депрессии. Наша великая война - духовная. Наша великая депрессия - наше существование. Нам внушали по телевизору, что однажды мы станем миллионерами, кино- и рок-звездами, но нам это не светит. Постепенно до нас это доходит и бесит, страшно бесит.»
И в разговоре с директором полиции, когда начались расследования по поводу выходок членов «Бойцовского клуба»:
«Пойми, люди которых ты ищешь вас обслуживают. Мы готовим вам, выносим мусор, чиним телефоны. Водим машины скорой помощи. Охраняем вас, пока вы спите. Не надо злить нас».
Он ведёт их к цели. Правда, они не знают к какой, но благодарные за пробуждение идут за ним. Новый уровень инициации – это выход за пределы «Бойцовского клуба» - домашние задания. Этот этап решающий, так как теперь все члены клуба чувствуют свои мускулы не только в «подвалах и полуподвалах», но и в реальной жизни. Это прорыв в реальность. Проект «Разгром» высший этап посвящения. Здесь уже полная аскеза и самоотречение, даже от своего имени. Люди прошедшие все этапы – это уже другие люди. Они способны и готовы на всё не в теории, а на практике. Но есть одно «но» - Цель.
Цель Тайлера – сначала уничтожить финансовую систему (которая действительно порабощает) и в широком смысле вообще культуру и цивилизацию:
«В мире, который мне видится, ты охотишься на зверей в пропитанных влагой лесах окружающих руины Рокфеллер центра. На тебе одежда из шкур одна и до конца жизни. Ты взбираешься на верхушку небоскреба Сиерс Тауер и видишь оттуда крохотные фигурки людей, которые молотят зерно и выкладывают узкие полоски мяса по заброшенной скоростной автомагистрали».
И здесь возникают большие вопросы к «биогуманизму» Тайлера (Паланика). Его мечта является анархо-регрессивной и мрачно утопической. Мечта о возвращении человечества к первобытно-общинному, бесклассовому обществу только на первый взгляд кажется романтичной и красивой. На деле же она, во-первых, не может ни быть человеконенавистнической, так как предполагает гибель и уничтожение большинства населения Земли. Ведь, если уничтожить индустриальное производство, законы Мальтуса заработают как часы. 7 миллиардам человек не хватит ни животных, ни продуктов по технологиям архаичной земледельческой культуры. Да, и если развитие человечества поступательно и закономерно, всё вернётся на круги своя через несколько столетий. Значит надо изъять у человека такую его часть, которая движет его к развитию. Может быть, вырезать у него «фантазию», как в «Мы» Замятина? Во-вторых, человек и человечество, реально, никогда не откажется от опыта, знаний и достижений сотен предшествующих поколений. Ради чего? Ради того, чтобы начать всё сначала? Мир человека доисторические времена – это жестокий мир нужды и борьбы с природой. Это господство не Свободы, а Необходимости. Человек в истории обретает всё большие силы и имеет всё большие потенциалы реализовать свою действительную сущность – сущность Творца. Которую, к слову, Тайлер тоже ненавидит:
«Мы видели своих отцов богами. И если отцы нас бросили, что это нам говорит о боге? … Рассмотрим такую возможность: господь от тебя отвернулся, ты ему в принципе не интересен, а, скорее всего, и противен. Но бывают вещи и пострашнее. Он нам не нужен! В жопу вечные муки, в жопу искупление! Мы не желанные дети божьи? Так и пусть!».
Всё это превращает Тайлера, или в реального городского сумасшедшего, или провозвестника нового экологического фашизма. Вместо вождя социальной революции мы получаем разрушительные архаизирующие процессы и человеконенавистническую идеологию.
И тут у меня много вопросов к автору. Произведение злое, но безопасное для «сильных мира сего», а в какой-то степени и вредное, ибо обезоруживает...
Сам формат «Бойцовского клуба» делает его ничтожным соперником в сравнении с мозговыми центрами, выполняющими заказы господствующей олигархии. Я не говорю, что подобные упражнения – это плохо. Наоборот, они необходимы, но категорически недостаточны. К кулакам нужен ум, и он должен быть прокачан так, чтобы победить все гидры ТНК и глобального олигархата. Для этого нужен мощный субъект, сильное государство, концепция, воля, цель и мироустроительный проект. Например, у Советского Союза он был. А мылом и взрывами тут ничего не изменишь. Все механизмы, использованные Дерденом, эти центры давно знают и штампуют БК с пушечным мясом в разных точках мира: от «Правого сектора» на Украине до «ИГИЛ» на Ближнем Востоке. Все ти «клубы» работают на хозяев.
Однако, я говорю спасибо автору и режиссеру за художественную силу образов в которых показано, что существующий порядок вещей нетерпим и уничтожает Человека. Социальная революция необходима и неизбежна. Но она должна быть не по лекалам Тайлера Дердена. Ей необходимо уничтожить, и эксплуатацию, и отчуждение. Ей нужно раскрепостить и пробудить в каждом человеке высшие творческие способности. При капитализме, «обществе потребления» - это невозможно. Да, в результате революции должно будет возникнуть бесклассовое общество, но не первобытного коммунизма с его царством Необходимости, а настоящим коммунизмом с его царством Свободы. Эта революция должна быть освещена Любовью к Человеку и Культуре, а не наоборот. Иначе нас ждут такие времена, что гитлеровский режим и антиутопия «1984» Оруэлла покажутся нам цветочками.
У нас есть шанс, если в хорошем смысле, мы сможем стать Тайлерами Дерденами. В конце концов, нам есть на кого равняться. На наших предков, построивших великое государство – СССР, но нам надо быть умнее и сильнее, чтобы не допустить его разрушения.
Оценили 9 человек
18 кармы