ЮРОПЕСК, РОПЕСК, РОПСК
«Я от спячки ненужной проснусь,
Рукава засучу на работе…
Ты богатая, умная Русь,
Верю я — не утонешь в болоте!
Я люблю тебя, добрая Русь!
Поспешу к возрожденному Храму
И за веру твою помолюсь,
Чтобы не было вольности хаму!»
Александр Москаленко, капитан 2 ранга, уроженец Нового Ропска
Как-то так традиционно сложилось в нашей семье, что мой отец Николай Евтеевич Мильшин много рассказывал о родне и происхождении фамилии и Рода по отцовской линии. Рассказы о семье из которой происходила бабушка Домна ограничивались двумя тезисами - отец бабушки Домны, мой дед Ефим Серников занимался заготовкой и сплавом леса в стародубских лесах и был сплавщиком и плотогоном. И в то же время бабушку папа всегда называл казачкой и говорил, что её отец - потомок казацкого рода и более никаких подробностей.
Отсюда и мой интерес к малой родине моей бабушки. Сегодня попробуем попутешествовать по времени и вспомнить историю малой родины моей бабушки - старинного городка Стародубского княжества или Стародубского полка Ропска. В исторической литературе можно встретить оба термина. Попробуем разобраться в истории Ропска, пусть на любительском и обывательском уровне.
Места эти населены были издревле представителями русского этноса - русскими, белорусами и украинцами. С начала XVIII века в Стародубье селились старообрядцы, Новозыбков до сих пор является одним из центров русского старообрядчества. Эта же территория контролировалась в военном и административном отношении Стародубским казачеством. Новый Ропск и Старый Ропск в настоящее время сёла Климовского района Брянской области, в прошлом – поселения (местечки) Новозыбковского уезда Черниговской губернии. Когда-то земли эти входили в разные древнерусские княжества, а в новое время - в Орловскую, Черниговскую и Могилевскую губернии.
Первые поселенцы старинного городка Ропска основали поселение в изгибе реки Ропы. Существует толкование происхождения Ропска от слова "ропа" – что означало в давние времена топь. Вокруг, кстати, встречаются однокоренные гидронимы Ропа, Ропянка. Есть версия, что река Ирпа, на которой стоял город, именовалась в древности как Ръпа, по ней и назвали поздние славяне свою укреплённую стоянку. На ее берегах росли липовые рощи, дубовые и сосновые боры. В лесах было много диких пчел, грибов, ягод, а в реке – рыбы. Старый Ропск указывает на то, что не только берега Снови (Снова), но и берега её притоков были заселены издревле.
При анализе исторических сведений о городе, известно, что летописный Ропеск стоял на мысу в устье реки Ирпа при впадении её в реку Сновь, и был он на пути между Хоробором и Гомием (современный Гомель). Город не подчинялся полностью Черниговскому княжеству, поэтому здесь в XII веке часто проходили межкняжеские беседы – в терминах нашего века «разборки».
Самым древним на территории Климовского района Брянской области цивилизованным поселением является Старый Ропск. Ропеск или Юропеск когда-то был центром Ропеского уезда Черниговского княжества. Известно, что Ропск был пожалован Всеволодом Ольговичем сыну Ярославу, где тот самостоятельно княжил до переезда в Чернигов. Были ли у Ропска другие собственные князья – достоверно неизвестно. На месте древнего летописного Ропска сейчас находится село Старый Ропск Брянской области.
Поселение существовало еще до монголо-татарского нашествия, первое упоминание о Ропске встречается в Ипатьевской летописи. Летописи называют чернигово-северские города Любечь, Листвен, Ропеск (Юропеск), Новгород-Северский. Ропеск - на его месте находится теперь село Старый Ропск в Новозыбковском уезде Черниговской губернии (сейчас Климовском районе Брянской области). "Княгиня Изяславля бежа из Киева к Переяславьлю... и оттуда еxa на Городок, та на Глебль, да Хоробор, да на Юропеск (Ропескъ), ту же Юропеце (Ропеске) чти ю Ярослав и допроводи ю до Гомия". ПСРЛ т. VII, 70; т. II, 85. В 1158-м году в Ропеске, брат Новгород-Северского Князя Святослава Всеволодовича, Ярослав встречал княгиню Изяслава Давыдовича, который тогда враждовал с Черниговским Князем. А находился Ярослав Всеволодович в то время в Стародубе. Ропеск был ближе к Стародубу, и дорога туда была. Супруга бывшего Великого Князя Киевского Изяслава Давыдовича бежала от новых властей сначала на Хоробор, потом на Ропеск. Племянник Изяслава Ярослав Всеволодович встретил её, почтил и утешил в Ропеске, а потом проводил Княгиню в Гомья к Изяславу.
Справка: Ярослав Всеволодович - князь Черниговский князь черниговский (1140—1198), сын князя Всеволода Ольговича. В 1162 г. участвовал в походе южных князей против Владимира Мстиславича, у которого был отнят город Слуцк; в 1166 г. удачно воевал с половцами и взял их вежи. По смерти Олега Святославича сел в Чернигове (после 1174 г.) и княжил там до самой своей смерти. По смерти Святослава Всеволодовича, вел. князя киевского (1194), Я.В. принял участие в распре между Рюриком Ростиславичем Киевским и Романом Волынским и в последовавшей затем войне Мономаховичей и Ольговичей, расчитывая овладеть великокняжеским киевским столом. Расчеты его не оправдались, вследствие вмешательства Всеволода III. Я. В. принимал участие в нескольких походах против половцев.
Понятно, что судя по описанному в летописи приему княгини в 1158 году видно, что Ропеск уже тогда был городком, поселением, в котором можно был с честью принять и угостить недавнюю великую княгиню Киева.
Известный исследователь Малороссии А.Лазаревский в своем известном «Описании старой Малороссии» говорит о том, что упоминаемое акте Стравинского 1620 года «село Ропск» – есть конечно же тот же старый Ропеск, который тогда вместе с окрестными селами отдан был поляку Салтану, образовавшему особую Ропскую волость. Упоминаемое в акте 1665 года «селище Ропск» и есть Старый Ропск, запустевший к этому времени, может быть, при возникновении Нового Ропска, основанного по преданиям выходцами из Старого Ропска. Старым древний Ропск стал называться сразу после возникновения Нового Ропска.
Старый Ропск регулярно упоминается в исторических документах с 16 века. С 1620 года до середины 17 века – центр Ропской волости. В 1633 году упоминается униатская церковь Св.Афанасия. Со 2-й половины 17 века во владении Рубцов (до 1679 г.), затем гетманское владение Разумовских.
Со 2-й половины ХVII века по 1781 год иестечко Старый Ропск входило в Топальскую сотню Стародубского полка, затем в Новоместском, Новозыбковском (с 1808 г.) уезде Черниговской губернии. С 1861 года уже село Старый Ропск -в составе Новоропской волости, с 1923 года - в Климовской волости, с 1929 года - в Климовском районе Брянской области. До 1954 года- центр Староропского сельского Совета.
В результате войн, территориального деления они отходили то России, то Речи Посполитой. Географически до Гомеля ближе, чем до Брянска и Чернигова. Еще ранее здесь, на этом Брягинско-Днепровском водоразделе, сходились рубежи земель Северской, Кривской, Радимичской и Полянской.
Несмотря на многочисленные переходы из рук в руки, эти края всегда оставались православными, не смотря на настырные попытки поляков насадить в здешних местах католичество и униатство. Зато на Стародубщине было весьма сильно и распространено старообрядчество.
Старый Ропск и Новый Ропск располагаются в настоящее время в Климовском районе Брянской области. В поселке Климово сейчас находится райцентр, в Климово был расположен мужской Покровский монастырь — один из самых крупных, если не самый крупный и богатый из старообрядческих монастырей России. От него сохранился ряд зданий, в том числе главный собор в духе провинциального классицизма XVIII века. Здания монастыря в советское время были перестроены и приспособлены под нужды школы-интерната, красавица колокольня была разрушена до основания. Вся церковная утварь Покровской церкви монастыря была перевезена на это место при изгнании русских старообрядцев из Польши в 1764 году. Находясь в окружении населённых старообрядцами слобод, он вскоре завоевал большую известность и стал именоваться «всей России Лаврою». 3 января 1848 году Покровский старообрядческий монастырь был обращён в единоверческий и ещё очень долго сохранял своё влияние. По воле императора он был возведён в число штатных обителей 1-го класса. История этого монастыря довольно любопытна, тесно связана с историей Стародубщины, но не является темой данной статьи (см. например http://hram-sachkovichi.ru/his...
Вернёмся к истории Ропска (Ропеска). Есть древние курганы вблизи Нового Ропска на берегу Ирпы. Но археологическая разведка никаких древних городищ там не нашла. Значит летописный Ропеск локализуется именно на месте Старого Ропска. Именно у Старого Ропска найдено более древнее городище.
В 16-м веке город Ропск входит в состав Великого Княжества Литовского.
В середине 16-го века город переходит под управление Ивана III. Он считал себя потомком Князя Киевского Владимира Святославовича, и потому объявил свои права на Киевскую Русь.
В 1564-м году Иван III отбирает Ропеск у Литвы, вместе с Черниговом и Новгород-Северским.
В 1569-м году началось противостояние между Москвой и Речью Посполитой за обладание Черниговом, в составе которого был Ропеск и Новгород-Северский.
В 16-м веке леса округ были тёмные, жители Ропеска промышляли охотою, ловили медведей. Были и такие, что водили медведей по деревням для показа. А другие с медвежьих и других шкур валяли шапки да валенки.
По рассказам ропских стариков, которые передавались из уст в уста сотни лет в Ропеске зародилось редкое ремесло шаповалов, делать или валять шапки и валенки. У шаповалов Ропеска был и остался до дней сегодняшних свой лексикон профессиональный, на котором они изъяснялись, называется он лемза, который применяется и до сих пор (подробнее о нём см. в материале о Новом Ропске).
В 1618-м году по Деулинскому договору Чернигов с Ропеском и Новгород-Северский отошли к Речи Посполитой, которая передала Ропеск вместе с городами и сёлами по реке Сновь в управление шляхтичу Салтану. С 1620-го года Ропеск являлся центром Ропской волости. В 1633-м году в Ропеске появляется униатская церковь Святого Афанасия. Её разрушили наши прадеды не принявшие униатства в конце XVII века.
С середины XVII века город Ропеск (Ропск), вместе с другими городами в приграничье между Литвой, Польшей и Москвой, много раз переходил из рук в руки.
В конце XVII века в Ропске селились старообрядцы, казачество, евреи. Через Ропск проходила дальняя дорога, по которой сюда заезжали купцы со многих районов и Черниговской губернии, и более удалённых регионов России. Были тут литовские и польские полукровки, оставшиеся после Польско-Литовского владычества. Так что тут возник настоящий плавильный межэтнический котёл, в котором со временем все обрусели и по культуре стали великороссами.
После образования Русского и Литовского государств, расположенная на их пограничье Северская земля обратила на себя взоры и притязания обоих государств. Войны между Москвой и Литвой велись преимущественно за обладание Северской землёй. Полуторавековая зависимость Северской земли от Литвы не изгладила в её населении исконно православную веру. Когда католическая Литва захотела было окатоличить и народ Северской земли, последний настолько активно воспротивился этому, что Москве удалось, воспользовавшись этим, без всякой войны добиться отделения Северщины от Литвы и присоединить её к Русскому государству.
После своего соединения с Польшей, Литва в продолжение всего XVI в. предпринимала усилия, чтобы отвоевать обратно Северскую землю. Однако, все усилия польско-литовского государства оставались безуспешными до начала XVII века, когда русское государство, обессиленное Смутным временем, должно было уступить соседскому притязанию на Северщину. В 1618 году, по Деулинскому перемирию, утверждённому затем в 1634 г. Поляновским договором, Северская земля была уступлена Литве.
В составе Речи Посполитой, Стародубщина относилась к Смоленскому воеводству, хотя территориально не была связана с его основной частью.
Завладев Стародубским краем, Польша вновь предприняла попытку утвердить здесь католическую веру, чем вызвала дополнительное недовольство местного населения. Поэтому казачьему войску Богдана Хмельницкого в 1648 году не составило особого труда изгнать отсюда новоявленных польских панов и их приспешников. После нескольких лет тяжёлого вооружённого противостояния с Речью Посполитой, казаки были вынуждены обратиться к Русскому государству с просьбой принять малороссийское казачество в его состав.
С середины XVII века до 1781 года Старый и Новый Ропск административно входили в земли Стародубского полка. Стародубский полк — административно-территориальная и войсковая единица Гетманщины, существовавшая с середины XVII века до 1781 года.
Стародубский полк был самым обширным из всех десяти полков Малороссии. В состав его входили округи двух древних центров северской земли — Стародуба и Новгорода-Северского, каждый из которых в период феодальной раздробленности был центром самостоятельного княжества.
Старый и Новый Ропск в период Гетманщины входили в состав Топальской сотни. Топальская сотня — административно-территориальная и войсковая единица в составе малороссийских Нежинского и Стародубского полка, существовавшая в XVII-XVIII веках в составе Гетманщины. Административный центр и место жительства сотника — местечко Топаль.
Топальская сотня упоминается в составе Нежинского полка с 1648 года, а со времени образования Стародубского полка (1654) до его расформирования (1782) — в его составе.
По состоянию на 1718 год Топальская сотня включала в свой состав 7 куреней, в том числе и Ропский курень базировался в местечке Новый Ропск.
По упразднении полкового и сотенного деления Малороссии (с 1782), территория Топальской сотни составила основу Новоместского (позднее — Новозыбковского) уезда. Восточная окраина Топальской сотни вошла в Стародубский уезд.
Трижды Топальскую сотню за всю историю возглавляли выходцы из рода Рубцов - в период с 1669-1973 г.г. Михаил Иванович Рубец, 1758-1769 г.г. – Григорий Андреевич Рубец и последний топальский сотник - Василий Иванович Рубец (1772-1782 г.г.). Кстати пращур нашего великого русского театрального режиссёра, драматурга, писателя, основателя Московского Художественного театра Владимира Ивановича Немировича -Данченко (1858-1943) - Филипп Немирович-Данченко был сотником Топальской сотни Стародубского казачьего полка в 1726 и в 1731-1735 г.г.
Из казаков Стародубщины в 1783 году сформирован полк российской армии — Стародубовский 34-й драгунский полк (с 1908 года переименован в 12-й драгунский полк)
Топальская сотня была одной из крупнейших по площади в Стародубском полку. Она занимала побережья реки Снова и его притоков: Ирпы, Ревны, Трубежа и Ваги. Издревле населёнными местами в этой местности были правый берег Снова и берега Ирпы. Остальная территория Топальской сотни покрыта была лесами, в которые население стало проникать не раньше XVII века.
Заселение этой местности продолжалось и в продолжение всего XVIII в.; из поселений этого времени выделяется целая группа слобод, основанных русскими старообрядцами, которые начали селиться на территории Стародубского полка с конца XVII в.
Значительную часть территории Топальской сотни занимали три обширные владельческие волости: Ропская, Топальская и Чолховская.
По переписи 1734 г. Ропская волость заключала в себе м. Ропск, села: Тимоновичи, Сачковичи, Карповичи, Лобановку, Бровничи, Соловьевку, Хоромное, Старый-Ропск, деревни: Кропивну, Буду, Могиловцы, Струговскую-Буду.
Церковь Рождества Богородицы в Старом Ропске впервые упоминается в 1620 году. Последнее здание храма построено в 1730 году. Храм деревянный, пятикупольный, в плане крестообразный, довольно архаичного вида, что дает основание датировать ее кон¬цом XVII или первой третью XVIII века. Архитектура ее является наглядным воплощением приемов творчества трех народов: русского, украинского и белорусского. Здание рублено из бревен толщиной до сорока сантиметров и снаружи облицовано более поздней дощатой обшивкой, из-за чего первоначальный облик здания претерпел существенные искажения.
По крестообразному плану и расположению куполов на каждой ветви креста — это типично украинский храм. Но по пропорциям он ближе к русским и белорусским памятникам. В украинских храмах этого типа все главы завершались несколькими барабанами, уменьшавшимися по высоте и ширине. В стороропском храме такого нет.
Памятник отличается богатством объемов: выступающие ветви креста с севера, востока и юга — граненые, пятистенные, а с запада — четырехстенная. В зависимости от планов срубов устроены кровли, в основном — шатровые. Между выступающими концами основных срубов прирублены небольшие, пониженные объемы, благодаря чему создан гармоничный, красивый план, на котором логично вырастают объемы.
Объемы Старо-Ропской церкви кверху суживаются. Это делалось для большей устойчивости здания, но одно¬временно этим подчеркивалась устремленность массы здания вверх, чем создавалось впечатление легкости, подвижности. И, наконец, очертания дверных проемов. Они, как отмечалось, не четырехугольные, как обычно, а шестиугольные, четыре верхних угла сделаны тупыми. Это одна из отличительных черт старинного деревянного зодчества, такие проемы делались в каменных и деревянных монументальных зданиях.
Церковь была сооружена, когда эти земли входили в состав казацкого Стародубского полка. Административное и в то же время военное деление на полки и сотни способствовало организации военных сил народа для борьбы с многочисленными врагами. Суровому времени соответствовали и формы храма, они также просты и суровы, на них никаких резных украшений нет.
Факт прискорбный - этот редкий исторический и архитектурный памятник находится теперь в запущенном состоянии.
Можно говорить о простоте и даже суровости форм архитектуры староропского храма, ибо жизнь в ту пору была отнюдь не идилличной. Помимо врагов внешних народ изнывал под игом «ясновельможных» и восставал против них, да и сами гетманские старшины нередко дрались между собой, отчего также страдал народ.
В 1871 году храм расширили, в 1884 году построили кирпичную ограду. В 1930-е годы советская власть церковь закрыла. Отдельно стоящая колокольня была разрушена после Великой Отечественной. В 1973 году, главному архитектору климовского района Иусову Тимофею Ивановичу, удалось присвоить зданию статус памятника архитектуры. В 1980 году установили железную кровлю, застеклили окна и отремонтировали фундамент. В 2009 году произведён ремонт крыльца. С 2011 года церковь действующая, ремонт продолжается. Церковь Рождества Богородицы в Старом Ропске https://vk.com/@vabrk_sb-stary...
По описи церковного имущества 1734 года в этом храме в кипарисном ящике на престоле находились частицы мощей пр. врача Антипы, пр. Ефросинии Полоцкой и пр. Игнатия Целебника.
Еще в 16 столетии, так как в уезде "новозыбковском и особенно в соседнем суражском, леса были темныя", жители Ропска занимались звериною охотою, ловили медведей и иные водили медведей по селам для показа.
Со второй половины XVII века во владении Рубцов (до 1679), затем гетманское владение с 1745 - Разумовских.
Нашёл на просторах интернета интереснейшую ссылку на архивный документ 1718 года, в котором значится Ропский курень Топальской сотни Стародубского полка среди присягнувших в верности наследнику царевичу Петру Петровичу - вот есть прекрасный повод поискать там знаковые знакомые фамилии, например предков Немировича-Данченко, да и предков бабушки Домны поискать по фамилии Серников, Серник, специалисты даже не исключают транскрипцию Сiрник... Даст Бог доберёмся)))
В XVII столетии многие жители Ропска занимались дальним конным извозом. И, находясь по этому случаю в беспрестанных отношениях с русскими слободами, по своей обстановке успели обрусеть; их костюмы, телеги, рослые лошади, сбруя - совершенно великорусские.
"Черниговские Епархиальные известия" за разные годы, в "Отчете о состоянии народных училищ и сельских школ разных ведомств" сообщают, что в Старом Ропске Новоропской волости, Новозыбковского уезда, свою деятельность осуществляли по состоянию на 1866 год начальная школа и Земская одноклассная школа.
Со второй половины XVII века по 1781 село Старый Ропск входило в Топальскую сотню Стародубского полка; затем в Новоместском, Новозыбковском (с 1809) уезде (с 1861 в составе Новоропской волости, с 1923 в Климовской волости); с 1929 в Климовском районе. До 1954 - центр Староропского сельсовета. В Старом Ропске сейчас проживает 185 человек (по данным 2013г). Больше всего проживало в Старом Ропске жителей в 1897 году - 1760 человек.
Официально называть древнее местечко Ропск Старым Ропском стали с XVII века. А рядом с ним выходцы из Старого Ропска основали другое поселение — Новый Ропск, в котором в 1892 году и родилась в семье потомка казаков Топальской сотни Стародубского полка Ефима Серникова моя бабушка – Домна Ефимовна. О местечке Новый Ропск - в следующей статье.
P.S.
Я Вам скажу, что заниматься генеалогией и историей наших русских Родов для нас, российских граждан намного интереснее и полезней, чем читать многотомные истории европейских монарших династий, которые зачем- то издавались в советские времена и продавались в обмен на сданную макулатуру, а тем более раскрученные труды типа "Саги о Форсайтах", которые зачем-то издавались в советские времена чуть ли не миллионными тиражами и теперешние приключения Гарри Поттера... А обратите внимание насколько полно обсуждаются в наших СМИ любые события связанные с британской королевой и её семейством...А нам зачем всё это нужно? Нам нужно изучать и знать в первую очередь свою собственную историю, историю нашей страны, историю наших славных Родов и семейств! Только хорошенько изучив историю своего Отечества желательно приступать к ознакомлению с историей других стран.
Смотри также "Новый Ропск. Из XVII века в наши дни" https://cont.ws/@hodanov/21119...
Оценили 189 человек
448 кармы