• РЕГИСТРАЦИЯ

ЮРОПЕСК, РОПЕСК, РОПСК - ДРЕВНИЙ ГОРОДОК СТАРОДУБЩИНЫ

150 3170

ЮРОПЕСК, РОПЕСК, РОПСК

«Я от спячки ненужной проснусь,

Рукава засучу на работе…

Ты богатая, умная Русь,

Верю я — не утонешь в болоте!

Я люблю тебя, добрая Русь!

Поспешу к возрожденному Храму

И за веру твою помолюсь,

Чтобы не было вольности хаму!»

Александр Москаленко, капитан 2 ранга, уроженец Нового Ропска

Как-то так традиционно сложилось в нашей семье, что мой отец Николай Евтеевич Мильшин много рассказывал о родне и происхождении фамилии и Рода по отцовской линии. Рассказы о семье из которой происходила бабушка Домна ограничивались двумя тезисами - отец бабушки Домны, мой дед Ефим Серников занимался заготовкой и сплавом леса в стародубских лесах и был сплавщиком и плотогоном. И в то же время бабушку папа всегда называл казачкой и говорил, что её отец - потомок казацкого рода и более никаких подробностей. 

Отсюда и мой интерес к малой родине моей бабушки. Сегодня попробуем попутешествовать по времени и вспомнить историю малой родины моей бабушки - старинного городка Стародубского княжества или Стародубского полка Ропска. В исторической литературе можно встретить оба термина. Попробуем разобраться в истории Ропска, пусть на любительском и обывательском уровне.    

Места эти населены были издревле представителями русского этноса - русскими, белорусами и украинцами. С начала XVIII века в Стародубье селились старообрядцы, Новозыбков до сих пор является одним из центров русского старообрядчества. Эта же территория контролировалась в военном и административном отношении Стародубским казачеством. Новый Ропск и Старый Ропск в настоящее время сёла Климовского района Брянской области, в прошлом – поселения (местечки) Новозыбковского уезда Черниговской губернии. Когда-то земли эти входили в разные древнерусские княжества, а в новое время - в Орловскую, Черниговскую и Могилевскую губернии.

Первые поселенцы старинного городка Ропска основали поселение в изгибе реки Ропы. Существует толкование происхождения Ропска от слова "ропа" – что означало в давние времена топь. Вокруг, кстати, встречаются однокоренные гидронимы Ропа, Ропянка. Есть версия, что река Ирпа, на которой стоял город, именовалась в древности как Ръпа, по ней и назвали поздние славяне свою укреплённую стоянку. На ее берегах росли липовые рощи, дубовые и сосновые боры. В лесах было много диких пчел, грибов, ягод, а в реке – рыбы. Старый Ропск указывает на то, что не только берега Снови (Снова), но и берега её притоков были заселены издревле.

Речка Ирпа в наше время обмелела

При анализе исторических сведений о городе, известно, что летописный Ропеск стоял на мысу в устье реки Ирпа при впадении её в реку Сновь, и был он на пути между Хоробором и Гомием (современный Гомель). Город не подчинялся полностью Черниговскому княжеству, поэтому здесь в XII веке часто проходили межкняжеские беседы – в терминах нашего века «разборки».

Самым древним на территории Климовского района Брянской области цивилизованным поселением является Старый Ропск. Ропеск или Юропеск когда-то был центром Ропеского уезда Черниговского княжества. Известно, что Ропск был пожалован Всеволодом Ольговичем сыну Ярославу, где тот самостоятельно княжил до переезда в Чернигов. Были ли у Ропска другие собственные князья – достоверно неизвестно. На месте древнего летописного Ропска сейчас находится село Старый Ропск Брянской области.

Поселение существовало еще до монголо-татарского нашествия, первое упоминание о Ропске встречается в Ипатьевской летописи. Летописи называют чернигово-северские города Любечь, Листвен, Ропеск (Юропеск), Новгород-Северский. Ропеск - на его месте находится теперь село Старый Ропск в Новозыбковском уезде Черниговской губернии (сейчас Климовском районе Брянской области). "Княгиня Изяславля бежа из Киева к Переяславьлю... и оттуда еxa на Городок, та на Глебль, да Хоробор, да на Юропеск (Ропескъ), ту же Юропеце (Ропеске) чти ю Ярослав и допроводи ю до Гомия". ПСРЛ т. VII, 70; т. II, 85.  В 1158-м году в Ропеске, брат Новгород-Северского Князя Святослава Всеволодовича, Ярослав встречал княгиню Изяслава Давыдовича, который тогда враждовал с Черниговским Князем. А находился Ярослав Всеволодович в то время в Стародубе. Ропеск был ближе к Стародубу, и дорога туда была. Супруга бывшего Великого Князя Киевского Изяслава Давыдовича бежала от новых властей сначала на Хоробор, потом на Ропеск. Племянник Изяслава Ярослав Всеволодович встретил её, почтил и утешил в Ропеске, а потом проводил Княгиню в Гомья к Изяславу.

Справка: Ярослав Всеволодович - князь Черниговский князь черниговский (1140—1198), сын князя Всеволода Ольговича. В 1162 г. участвовал в походе южных князей против Владимира Мстиславича, у которого был отнят город Слуцк; в 1166 г. удачно воевал с половцами и взял их вежи. По смерти Олега Святославича сел в Чернигове (после 1174 г.) и княжил там до самой своей смерти. По смерти Святослава Всеволодовича, вел. князя киевского (1194), Я.В. принял участие в распре между Рюриком Ростиславичем Киевским и Романом Волынским и в последовавшей затем войне Мономаховичей и Ольговичей, расчитывая овладеть великокняжеским киевским столом. Расчеты его не оправдались, вследствие вмешательства Всеволода III.  Я. В. принимал участие в нескольких походах против половцев.

Понятно, что судя по описанному в летописи приему княгини в 1158 году видно, что Ропеск уже тогда был городком, поселением, в котором можно был с честью принять и угостить недавнюю великую княгиню Киева. 

Известный исследователь Малороссии А.Лазаревский в своем известном «Описании старой Малороссии» говорит о том, что упоминаемое акте Стравинского 1620 года «село Ропск» – есть конечно же тот же старый Ропеск, который тогда вместе с окрестными селами отдан был поляку Салтану, образовавшему особую Ропскую волость. Упоминаемое в акте 1665 года «селище Ропск» и есть Старый Ропск, запустевший к этому времени, может быть, при возникновении Нового Ропска, основанного по преданиям выходцами из Старого Ропска. Старым древний Ропск стал называться  сразу после возникновения Нового Ропска.

Старый Ропск регулярно упоминается в исторических документах с 16 века. С 1620 года до середины 17 века – центр Ропской волости. В 1633 году упоминается униатская церковь Св.Афанасия. Со 2-й половины 17 века во владении Рубцов (до 1679 г.), затем гетманское владение  Разумовских.

Со 2-й половины ХVII века по 1781 год иестечко Старый Ропск входило в Топальскую сотню Стародубского полка, затем в Новоместском, Новозыбковском (с 1808 г.) уезде Черниговской губернии. С 1861 года уже село Старый Ропск -в составе Новоропской волости, с 1923 года - в Климовской волости, с 1929 года - в Климовском районе Брянской области. До 1954 года- центр Староропского сельского Совета.

В результате войн, территориального деления они отходили то России, то Речи Посполитой. Географически до Гомеля ближе, чем до Брянска и Чернигова. Еще ранее здесь, на этом Брягинско-Днепровском водоразделе, сходились рубежи земель Северской, Кривской, Радимичской и Полянской.

Несмотря на многочисленные переходы из рук в руки, эти края всегда оставались православными, не смотря на настырные попытки поляков насадить в здешних местах католичество и униатство. Зато на Стародубщине было весьма сильно и распространено старообрядчество.

Климовский Покровский монастырь. Дореволюционное фото

Старый Ропск и Новый Ропск располагаются в настоящее время в Климовском районе Брянской области. В поселке Климово сейчас находится райцентр, в Климово был расположен мужской Покровский монастырь — один из самых крупных, если не самый крупный и богатый из старообрядческих монастырей России. От него сохранился ряд зданий, в том числе главный собор в духе провинциального классицизма XVIII века. Здания монастыря в советское время были перестроены и приспособлены под нужды школы-интерната, красавица колокольня была разрушена до основания. Вся церковная утварь Покровской церкви монастыря была перевезена на это место при изгнании русских старообрядцев из Польши в 1764 году. Находясь в окружении населённых старообрядцами слобод, он вскоре завоевал большую известность и стал именоваться «всей России Лаврою».      3 января 1848 году Покровский старообрядческий монастырь был обращён в единоверческий и ещё очень долго сохранял своё влияние. По воле императора он был возведён в число штатных обителей 1-го класса. История этого монастыря довольно любопытна, тесно связана с историей Стародубщины, но не является темой данной статьи (см. например http://hram-sachkovichi.ru/his...

Вернёмся к истории Ропска (Ропеска). Есть древние курганы вблизи Нового Ропска на берегу Ирпы. Но археологическая разведка никаких древних городищ там не нашла. Значит летописный Ропеск локализуется именно на месте Старого Ропска. Именно у Старого Ропска найдено более древнее городище.

В 16-м веке город Ропск входит в состав Великого Княжества Литовского.

В середине 16-го века город переходит под управление Ивана III. Он считал себя потомком Князя Киевского Владимира Святославовича, и потому объявил свои права на Киевскую Русь.

В 1564-м году Иван III отбирает Ропеск у Литвы, вместе с Черниговом и Новгород-Северским.

В 1569-м году началось противостояние между Москвой и Речью Посполитой за обладание Черниговом, в составе которого был Ропеск и Новгород-Северский.

В 16-м веке леса округ были тёмные, жители Ропеска промышляли охотою, ловили медведей. Были и такие, что водили медведей по деревням для показа. А другие с медвежьих и других шкур валяли шапки да валенки.

По рассказам ропских стариков, которые передавались из уст в уста сотни лет в Ропеске зародилось редкое ремесло шаповалов, делать или валять шапки и валенки. У шаповалов Ропеска был и остался до дней сегодняшних свой лексикон профессиональный, на котором они изъяснялись, называется он лемза, который применяется и до сих пор (подробнее о нём см. в материале о Новом Ропске).

В 1618-м году по Деулинскому договору Чернигов с Ропеском и Новгород-Северский отошли к Речи Посполитой, которая передала Ропеск вместе с городами и сёлами по реке Сновь в управление шляхтичу Салтану. С 1620-го года Ропеск являлся центром Ропской волости. В 1633-м году в Ропеске появляется униатская церковь Святого Афанасия. Её разрушили наши прадеды не принявшие униатства в конце XVII века.

С середины XVII века город Ропеск (Ропск), вместе с другими городами в приграничье между Литвой, Польшей и Москвой, много раз переходил из рук в руки.

В конце XVII века в Ропске селились старообрядцы, казачество, евреи. Через Ропск проходила дальняя дорога, по которой сюда заезжали купцы со многих районов и Черниговской губернии, и более удалённых регионов России. Были тут литовские и польские полукровки, оставшиеся после Польско-Литовского владычества. Так что тут возник настоящий плавильный межэтнический котёл, в котором со временем все обрусели и по культуре стали великороссами.

После образования Русского и Литовского государств, расположенная на их пограничье Северская земля обратила на себя взоры и притязания обоих государств. Войны между Москвой и Литвой велись преимущественно за обладание Северской землёй. Полуторавековая зависимость Северской земли от Литвы не изгладила в её населении исконно православную веру. Когда католическая Литва захотела было окатоличить и народ Северской земли, последний настолько активно воспротивился этому, что Москве удалось, воспользовавшись этим, без всякой войны добиться отделения Северщины от Литвы и присоединить её к Русскому государству.

После своего соединения с Польшей, Литва в продолжение всего XVI в. предпринимала усилия, чтобы отвоевать обратно Северскую землю. Однако, все усилия польско-литовского государства оставались безуспешными до начала XVII века, когда русское государство, обессиленное Смутным временем, должно было уступить соседскому притязанию на Северщину. В 1618 году, по Деулинскому перемирию, утверждённому затем в 1634 г. Поляновским договором, Северская земля была уступлена Литве.

В составе Речи Посполитой, Стародубщина относилась к Смоленскому воеводству, хотя территориально не была связана с его основной частью.

Завладев Стародубским краем, Польша вновь предприняла попытку утвердить здесь католическую веру, чем вызвала дополнительное недовольство местного населения. Поэтому казачьему войску Богдана Хмельницкого в 1648 году не составило особого труда изгнать отсюда новоявленных польских панов и их приспешников. После нескольких лет тяжёлого вооружённого противостояния с Речью Посполитой, казаки были вынуждены обратиться к Русскому государству с просьбой принять малороссийское казачество в его состав.

С середины XVII века до 1781 года Старый и Новый Ропск административно входили в земли Стародубского полка. Стародубский полк — административно-территориальная и войсковая единица Гетманщины, существовавшая с середины XVII века до 1781 года.

Стародубский полк был самым обширным из всех десяти полков Малороссии. В состав его входили округи двух древних центров северской земли — Стародуба и Новгорода-Северского, каждый из которых в период феодальной раздробленности был центром самостоятельного княжества.

Рождественский Стародубский собор построен в 1677 году на месте сгоревшей деревянной церкви 1617 года - -главный полковой собор Стародубского казацкого полка

Старый и Новый Ропск в период Гетманщины входили в состав Топальской сотни. Топальская сотня — административно-территориальная и войсковая единица в составе малороссийских Нежинского и Стародубского полка, существовавшая в XVII-XVIII веках в составе Гетманщины. Административный центр и место жительства сотника — местечко Топаль.

Топальская сотня упоминается в составе Нежинского полка с 1648 года, а со времени образования Стародубского полка (1654) до его расформирования (1782) — в его составе.

По состоянию на 1718 год Топальская сотня включала в свой состав 7 куреней, в том числе и Ропский курень базировался в местечке Новый Ропск.

По упразднении полкового и сотенного деления Малороссии (с 1782), территория Топальской сотни составила основу Новоместского (позднее — Новозыбковского) уезда. Восточная окраина Топальской сотни вошла в Стародубский уезд.

Предок В.И.немировича -Данченко был сотником Топальской сотни Стародубского полка


Трижды Топальскую сотню за всю историю возглавляли выходцы из рода Рубцов   - в период с 1669-1973 г.г. Михаил Иванович Рубец, 1758-1769 г.г. – Григорий Андреевич Рубец и последний топальский сотник - Василий Иванович Рубец (1772-1782 г.г.). Кстати пращур нашего великого русского театрального режиссёра, драматурга, писателя, основателя Московского Художественного театра Владимира Ивановича Немировича -Данченко (1858-1943) -   Филипп Немирович-Данченко был сотником Топальской сотни Стародубского казачьего полка в 1726 и в 1731-1735 г.г.

Полковой знак Стардубского полка. Воссоздан Алекс Тора

Из казаков Стародубщины в 1783 году сформирован полк российской армии — Стародубовский 34-й драгунский полк (с 1908 года переименован в 12-й драгунский полк)

Полковой знак 12 драгунского полка

Топальская сотня была одной из крупнейших по площади в Стародубском полку. Она занимала побережья реки Снова и его притоков: Ирпы, Ревны, Трубежа и Ваги. Издревле населёнными местами в этой местности были правый берег Снова и берега Ирпы. Остальная территория Топальской сотни покрыта была лесами, в которые население стало проникать не раньше XVII века.

Заселение этой местности продолжалось и в продолжение всего XVIII в.; из поселений этого времени выделяется целая группа слобод, основанных русскими старообрядцами, которые начали селиться на территории Стародубского полка с конца XVII в.

Значительную часть территории Топальской сотни занимали три обширные владельческие волости: Ропская, Топальская и Чолховская.

По переписи 1734 г. Ропская волость заключала в себе м. Ропск, села: Тимоновичи, Сачковичи, Карповичи, Лобановку, Бровничи, Соловьевку, Хоромное, Старый-Ропск, деревни: Кропивну, Буду, Могиловцы, Струговскую-Буду.

Храм Рождества  Пресвятой Богородицы. Фото начала XXвека

Церковь Рождества Богородицы в Старом Ропске впервые упоминается в 1620 году. Последнее здание храма построено в 1730 году. Храм деревянный, пятикупольный, в плане крестообразный, довольно архаичного вида, что дает основание датировать ее кон¬цом XVII или первой третью XVIII века. Архитектура ее является наглядным воплощением приемов творчества трех народов: русского, украинского и белорусского. Здание рублено из бревен толщиной до сорока сантиметров и снаружи облицовано более поздней дощатой обшивкой, из-за чего первоначальный облик здания претерпел существенные искажения.

По крестообразному плану и расположению куполов на каждой ветви креста — это типично украинский храм. Но по пропорциям он ближе к русским и белорусским памятникам. В украинских храмах этого типа все главы завершались несколькими барабанами, уменьшавшимися по высоте и ширине. В стороропском храме такого нет.

Памятник отличается богатством объемов: выступающие ветви креста с севера, востока и юга — граненые, пятистенные, а с запада — четырехстенная. В зависимости от планов срубов устроены кровли, в основном — шатровые. Между выступающими концами основных срубов прирублены небольшие, пониженные объемы, благодаря чему создан гармоничный, красивый план, на котором логично вырастают объемы. 

Объемы Старо-Ропской церкви кверху суживаются. Это делалось для большей устойчивости здания, но одно¬временно этим подчеркивалась устремленность массы здания вверх, чем создавалось впечатление легкости, подвижности. И, наконец, очертания дверных проемов. Они, как отмечалось, не четырехугольные, как обычно, а шестиугольные, четыре верхних угла сделаны тупыми. Это одна из отличительных черт старинного деревянного зодчества, такие проемы делались в каменных и деревянных монументальных зданиях.

Церковь была сооружена, когда эти земли входили в состав казацкого Стародубского полка. Административное и в то же время военное деление на полки и сотни способствовало организации военных сил народа для борьбы с многочисленными врагами. Суровому времени соответствовали и формы храма, они также просты и суровы, на них никаких резных украшений нет.

Факт прискорбный - этот редкий исторический и архитектурный памятник находится теперь в запущенном состоянии.

Можно говорить о простоте и даже суровости форм архитектуры староропского храма, ибо жизнь в ту пору была отнюдь не идилличной. Помимо врагов внешних народ изнывал под игом «ясновельможных» и восставал против них, да и сами гетманские старшины нередко дрались между собой, отчего также страдал народ.

В 1871 году храм расширили, в 1884 году построили кирпичную ограду. В 1930-е годы советская власть церковь закрыла. Отдельно стоящая колокольня была разрушена после Великой Отечественной. В 1973 году, главному архитектору климовского района Иусову Тимофею Ивановичу, удалось присвоить зданию статус памятника архитектуры. В 1980 году установили железную кровлю, застеклили окна и отремонтировали фундамент. В 2009 году произведён ремонт крыльца. С 2011 года церковь действующая, ремонт продолжается. Церковь Рождества Богородицы в Старом Ропске https://vk.com/@vabrk_sb-stary...

По описи церковного имущества 1734 года в этом храме в кипарисном ящике на престоле находились частицы мощей пр. врача Антипы, пр. Ефросинии Полоцкой и пр. Игнатия Целебника.

Внутри строропского храма. Современное состояние

Еще в 16 столетии, так как в уезде "новозыбковском и особенно в соседнем суражском, леса были темныя", жители Ропска занимались звериною охотою, ловили медведей и иные водили медведей по селам для показа.

Со второй половины XVII века во владении Рубцов (до 1679), затем гетманское владение с 1745 - Разумовских. 

Нашёл на просторах интернета интереснейшую ссылку на архивный документ 1718 года, в котором значится Ропский курень Топальской сотни Стародубского полка среди присягнувших в верности наследнику царевичу Петру Петровичу - вот есть прекрасный повод поискать там знаковые знакомые фамилии, например предков Немировича-Данченко, да и предков бабушки Домны поискать по фамилии Серников, Серник, специалисты даже не исключают транскрипцию Сiрник... Даст Бог доберёмся)))

В XVII столетии многие жители Ропска занимались дальним конным извозом. И, находясь по этому случаю в беспрестанных отношениях с русскими слободами, по своей обстановке успели обрусеть; их костюмы, телеги, рослые лошади, сбруя - совершенно великорусские.

"Черниговские Епархиальные известия" за разные годы, в "Отчете о состоянии народных училищ и сельских школ разных ведомств" сообщают, что в Старом Ропске Новоропской волости, Новозыбковского уезда, свою деятельность осуществляли по состоянию на 1866 год начальная школа и Земская одноклассная школа.

Со второй половины XVII века по 1781 село Старый Ропск входило в Топальскую сотню Стародубского полка; затем в Новоместском, Новозыбковском (с 1809) уезде (с 1861 в составе Новоропской волости, с 1923 в Климовской волости); с 1929 в Климовском районе. До 1954 - центр Староропского сельсовета.  В Старом Ропске сейчас проживает 185 человек (по данным 2013г). Больше всего проживало в Старом Ропске жителей в 1897 году - 1760 человек.

Село Старый Ропск Памятник погибшим в Великой Отечественной войне односельчанам

Официально называть древнее местечко Ропск Старым Ропском стали с XVII века. А рядом с ним выходцы из Старого Ропска основали другое поселение — Новый Ропск, в котором в 1892 году и родилась в семье потомка казаков Топальской сотни Стародубского полка Ефима Серникова моя бабушка – Домна Ефимовна. О местечке Новый Ропск - в следующей статье.

P.S.

Я Вам скажу, что заниматься генеалогией и историей наших русских Родов для нас, российских граждан намного интереснее и полезней, чем читать многотомные истории европейских монарших династий, которые зачем- то издавались в советские времена и продавались в обмен на сданную макулатуру, а тем более раскрученные труды типа "Саги о Форсайтах", которые зачем-то издавались в советские времена чуть ли не миллионными тиражами и теперешние приключения Гарри Поттера... А обратите внимание насколько полно обсуждаются в наших СМИ любые события связанные с британской королевой и её семейством...А нам зачем всё это нужно? Нам нужно изучать и знать в первую очередь свою собственную историю, историю нашей страны, историю наших славных Родов и семейств! Только хорошенько изучив историю своего Отечества желательно приступать к ознакомлению с историей других стран.

Смотри также "Новый Ропск. Из XVII века в наши дни" https://cont.ws/@hodanov/21119...

Консервативен, патриотически настроен, работал в оборонке

    А ситуация с просьбой Абхазии к грузинам поставить им электричество еще смешнее, чем кажется

    Абхазская сторона на днях обратилась к Грузии с просьбой поставить им электроэнергию. А они все вернут, но летом.Учитывая напряженные отношения между грузинами и абхазами ситуация выгля...

    «Россия выплачивает Абхазии компенсацию и закрываем вопрос»: в республике нашли выход из кризиса

    В Абхазии нашли решение кризиса с Россией. Надо просто, чтобы наша страна выплатила местным жителям компенсацию за свою имперскую геополитику в регионе, тогда, нас так и быть, простят.Н...

    В Киеве – истерика и жёсткие проверки

    После ракетных ударов по зданию СБУ погибли высокопоставленные чиныПодполье сообщает о последствиях ракетных ударов по Киеву, в результате которых наши силы разнесли пункт управления СБ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Ходанов 12 декабря 13:18

      В гостях у родителей Гагарина

      В последнюю субботу ноября мы с  друзьями осуществили давно планируемую поездку в старинный русский провинциальный городок на смоленской земле - Гжатск, теперешний Гагарин. В этот предзимний выходной день мы оказались в числе малочисленных посетителей и экскурсантов этого по настоящему уникального гагаринского Дома-музея  и  Музея первого...
      4586
      Ходанов Созидатели
      12 декабря 13:16

      Гжатск-Гагарин. Часть II: век двадцатый

      С октября 1917 года начался советский период в истории Гжатска. За предвоенные десятилетия город получил существенное развитие. Вдвое выросло количество домов — их стало более 1 300, но в основном город оставался, как и до революции, деревянным и одноэтажным. Численность населения Гжатска до войны составляла свыше 12 тысяч человек. Здесь появилась своя ...
      2748
      Ходанов Созидатели
      12 декабря 13:10

      Гжатск-Гагарин. Часть I: Купеческий город

      Город Гжатск возник в процессе экономического подъема России в первой четверти XVIII века. Он был следствием и выражением этого подъема. Свое название город Гжатск получил от реки Гжати, на берегах которой он возник. 11 ноября 1719 года издан указ Петра I об открытии Гжатской пристани, давшей начало городу Гжатску (с 1968 года - город Гагарин).&nbs...
      1659
      Ходанов Созидатели
      27 ноября 10:52

      Об истории и культуре однодворцев России

      Под холодным проливным дождём вечером 30 октября, после продолжительных блуканий в кварталах Шелепихи я, наконец, добрался к библиотеке МГППУ. Длинная дорога и мои затяжные "страдания" с поиском библиотеки в тёмное время и промокшая от затяжного дождя куртка - все эти досадные мелочи оказались в итоге в полной мере вознаграждены необычайно тёплой и друж...
      1884
      Ходанов Созидатели
      27 ноября 10:45

      Разговор о главном с детьми и взрослыми

      17 ноября 2024 года в Центральной детской библиотеке города Жуковский состоялась встреча представителей казачьего станичного творческого коллектива "Сказки домовёнка Кузи" с юными читателями и рассказ-обмен мнениями после благотворительной поездки коллектива в Луганск. https://vk.com/zhuklib?z=photo111092442_457248443%2Fwall-75619674_13767 https://vk.c...
      3365
      Ходанов Созидатели
      27 ноября 10:43

      Верстание на службу служилых людей в Российском государстве XVI-XVII в.в.

      Верстание на службу служилых людей в Российском государстве XVI-XVII в. 3 ноября 2024 года мы с внуком Егором отправились в Музей московских стрельцов «Стрелецкие палаты», расположенный в сохранившемся до наших дней доме думного дьяка Семёна Титова в Москве. в Лаврушинском переулке. Палаты думного дьяка Семёна Титова. Реставр...
      6098
      Ходанов Созидатели
      9 ноября 12:08

      Дзержинск - Щербиновские рудники

      Уже в который разМне снится мой ДонбассИ будто пыль в глазах,И душат горло слёзы...Прости меня, мой Друг,Что выпало оружие с рукИ оголтелый врагЗабрал тебя не вдруг…Мы помним наш Донбасс!…В начале 1972 года из шахтёрского городка Селидово в Центральном Донбассе наше семейство переехало в славный шахтёрский город Дзержинск. Естественно я оказался в новой...
      4156
      Ходанов Созидатели
      9 ноября 12:06

      Селидово-Новогродовка-Карловка-Курахово

       Селидово-Новогродовка-Карловка-КураховоУже в который разМне снится мой ДонбассИ будто пыль в глазах,И душат горло слёзы...Прости меня, мой Друг,Что выпало оружие с рукИ оголтелый врагЗабрал тебя не вдруг…Мы помним наш Донбасс!… В 1968 наша семья переехала в Селидово – небольшой шахтёрский город в донбасской степи в сорока километрах ...
      4513
      Ходанов Созидатели
      9 ноября 12:04

      Подмосковные станичники порадовали юных луганчан

      Подмосковные станичники порадовали юных луганчанКазаки-станичники из подмосковного Жуковского во время своей очередной поездки в Луганск передали мои книги о героях блокадного Ленинграда и воинах-сибиряках, внёсших весомый вклад в перелом ситуации на фронтах Великой Отечественной в 1943 году, в Луганскую республиканскую библиотеку имени М. Горького и в ...
      2530

      Оборона Новгорода 1611 года от шведских «союзников»

      Оборона Новгорода 1611 года от шведских «союзников» «Россия — опасный сосед. Её владения раскинулись до морей Северного и Каспийского, с юга она граничит почти с Чёрным морем… Теперь без нашего позволения русские не могут выслать ни одной лодки в Балтийское море. Большие озёра Ладожское озеро и Пейпус, Нарвская поляна, болота в 30 вёрст ширины и твёрдые...
      4729

      ОСТРОГ ОКОЛЬНОГО ГОРОДА И МАЛЫЙ ЗЕМЛЯНОЙ ГОРОД НОВГОРОДА

      ОСТРОГ И МАЛЫЙ ЗЕМЛЯНОЙ ГОРОД НОВГОРОДА"Ты предо мной, как в седине,                                                                          Бессмертных витязей ровесник...
      1842

      История новгородского кремля - Детинца и его башен

      История новгородского кремля - Детинца и его башенСмотрите, как пышен, блистателен день                                                            Как наши играют знамена!         ...
      3645

      Град Псков. На страже западных рубежей Руси

      Град Псков. На страже западных рубежей Руси"Хвала хранителям России!Хвала за их посольский труд.Как прапора сторожевые,они Отечество блюдут.У воззывающих развалинв надежде славы и добрая слышу грохот наковален:куётРоссияпрапора..."1971 г. Е.А.Евтушенко"Там перебывала вся Россия. Сказать, что не был в Пскове, всё равно, что расписаться в собственной отст...
      4032

      Уникальные фрески псковских мастеров XIV века Снетогорского монастыря

      Уникальные фрески псковских мастеров        XIV века Снетогорского монастыря«Собор — это такая жемчужина и драгоценность, в которую надо не дыша входить.» Владимир СарабьяновАнсамбль Снетогорского монастыря расположен на высоком обрыве правого берега излучины реки Великой. Территория монастыря делится практически на две части - нижни...
      3663

      БАШНИ ПСКОВСКОЙ КРЕПОСТИ

      БАШНИ ПСКОВСКОЙ КРЕПОСТИ"Чихали тати из Ливонииот дыма кузниц - от зловония,не предвещавшего добра,когда из крайне нелюбезногожелеза самого железногоковали предки прапора.И прапор вам не флюгер смирненький,который вертится как миленький,едва почудятся ветра.«Мы флюгерами затоварены.Нужны Отечеству, товарищи,не флюгера, а прапора!"...У воззывающих развал...
      3065
      Ходанов 12 июля 14:10

      В Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре 28 августа 2023 года

      В Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре 28 августа 2023 года"Я замираю перед крепостной стенойУ входа в монастырь Псково-Печерский,Здесь краешек Руси, как будто рай земной,Где места нет пустым словам и мыслям дерзким."Надежда Трофимчук, 2012 г. 28 августа 2023 года исполнилось 550 лет со дня основания Свято-Успенского Псково-Печерског...
      1545
      Ходанов 12 июля 14:09

      Спасённые мозаики варшавского Александро-Невского собора в Барановичах

      Спасённые мозаики варшавского Александро-Невского кафедрального собора в БарановичахБелый храм с голубыми куполами привлекает внимание всех, кто оказывается в Боровичах впервые. Дело не только не в архитектуре (хотя и она не совсем привычна для здешних мест). Своим видом поражает оформление собора Покрова Пресвятой Богородицы — снаружи и внутри стены ук...
      2921
      Ходанов 12 июля 14:09

      Возведение и разрушение собора Александра Невского в Варшаве

      Возведение и разрушение собора Александра Невского в Варшаве“Созидая сей храм, его создатели не имели в своих мыслях ничего враждебного к окружающему нас инославию: насилие не в природе Православия”.Архиепископ Варшавский и Привисленский Николай «Не говорите, господа, что он должен быть разрушен как памятник неволи. Я бы сказал, что, пока стоит, он явля...
      1443
      Ходанов 5 июля 13:43

      Князь новгородский и псковский Всеволод Мстиславич (в крещении Гавриил)

      ВСЕВОЛОД МСТИСЛАВИЧ (В  КРЕЩЕНИИ ГАВРИИЛ) - Князь новгородский, переяславский, вышгородский и псковский. Святой благоверный князь новгородский и псковский Всеволод (Гавриил) Мстиславич  Икона XVI века Родился 11 февраля 1092 года в Новгороде Великом в семье благоверного князя Мстислава (Федора) Мономаховича. Всеволод Мст...
      3871
      Ходанов 5 июля 12:53

      Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Городище

      Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Городище. Первый храм на этом знаменательном для каждого русского человека месте заложен в 1103 году новгородским князем Мстиславом Владимировичем, сыном великого князя Владимира Мономаха. Мстислав Владимирович из Царского титулярника 1672 года(1075 – 1132 г.г.) Мстислав построил собор в че...
      2026
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика