Украина готовит новое контрнаступление на южном участке. Детали в телеграм Конта

Мильша. Засечная черта. Крепость Хотимль Карачевского удела. Хотынец

75 1699

История крепости Хотимль

Эта крепость не относится к летописным, летописцы не разглядели её в своих анналах. Хотя в Летах память о ней сохранилась. У ратных людей, стрельцов и казаков Карачева во всех разрядных списках указывалось место службы - крепости Карачев и Хотимль (Хотимский стан).  Место расположения крепости (острога) Хотимль историки уверенно локализуют на городище у нынешнего села Хотимль-Кузмёнково Орловского Полесья. Она расположилась на невысоком мысу ручья, левого притока при речке Вытебеть.

Вокруг стояли дремучие леса, которые простирались по берегам Вытебети до реки Жиздра и далее до плёсов Окских. Здесь было уютное место для основания первых вятичских поселений, позволявших присматривать за окрестностями, при этом сохраняя себя в невидимости. Местность была богата зверьём и рыбой.

Начиная с VII-го века на Верхнюю Оку начинают прибывать балто-славянские племена, вытесняя отсюда финно-угров. Здесь появляется большое количество балтских топонимов и гидронимов. Название речки Вытебеть связывают с Витебском. Хотя это название проще увязать с болотной выпью, коих в этих местах и сейчас не переводится.

Вятичи. Коллаж из статьи "Где жил и с кем сражался последний славянский князь Ходота" https://dzen.ru/a/Y34uGkpA61sY...

Именование городка местные исследователи относят к последнему вождю вятичей Ходоте, когда во второй половине 12-го века его ополчение вместе с вятичской Верхнеокской землёй, называемой историками Верховской, отошли Киевской Руси, Великим Князем которой в то время был молодой и амбициозный Владимир Мономах.

Другой вариант названия предлагают лингвисты, которые связывают слово «хотимль» со словами хат, хото — дом, жильё, город.

Популярен также вариант именования по местному преданию, связывающему возникновение здесь древнего поселения с контролем над бродом через речку Вытебеть, на мысу которой стояли древние дозоры. Такие переходы называли "хотуни" или "ходуни". 

В книге Неделина В.В. «Древние города Земли Орловской» описана легенда, связанная с городом Хотимль.

Городок среди дремучих лесов построила некая царица, бежавшая от своего лютого мужа. Укрепление имело чугунные ворота и подъемные мосты. Царица славилась богатством, которое было поводом для нападения на городок разбойников. Они разорили городок, но несколько бочонков золота, серебра и других сокровищ осталась скрытой в валу…

В дореволюционной литературе есть сведения о существовании курганов на западе от села Хотимль-Кузмёнково. Возможно, они остались от древних вятичей.

«Когда кто-то умирал, устраивали по нём тризну, а затем раскладывали большой костёр, возлагали на него умершего и сжигали, после чего, собрав кости, вкладывали в маленький сосуд и ставили на столпах при дорогах».

Эти предания привлекали к Хотимльскому городищу кладоискателей, но им ни разу не удалось ничего найти в валу. На поверхности городища при распашке находили лишь мелкие серебряные монеты треугольной и эллиптической формы, тоньше серебряного пятачка.

Объединение Вятичской земли с Киевской произошло относительно безболезненно, не без потерь с обеих сторон, но общие политические, торговые и военные задачи сводились к противостоянию давления с северо-запада. На чём Мономах и Ходота договорились. Здесь был строен небольшой городок с крепостью, которая стала одним из опорных пунктов Киевской Руси на Верхней Оке. Сюда потянулись посадские люди, поселение к концу 12-го века стало полноценным городом по мерками древнерусской городской культуры.


В конце 12-го века крепость Хотимль входит в состав Карачевского удела Черниговского княжества.

На Орловской Земле Хотимль считается самой крупной крепостью. Здесь был Детинец, который находился внутри крепости, защищённой полностью закольцованным валом выстой в 5 метров и рвом глубиной до 3-х метров. Площадь укреплённой части города составляла почти 4 гектара, что было соизмеримо с главной уездной Карачевской крепостью. Площадка расположилась на пятиметровом мысу небольшого ручья, который можно перейти вброд.

На верху вала стояли клети срубовые с башнями между ними. Историки относят крепость Хотимльскую к болотному типу, как и Радовище, расположенное неподалёку. Имеется в виду трудность подходов к крепости, из-за заболоченности окружающей местности.

Болотные крепости были небольшими, они ставились на искусственных насыпях. В такой крепости в Детинце сидел с своей семьёй местный князь-воевода. В крепости стоял небольшой воинский контингент, в задачу которого входило только обеспечение отступления воеводы с семьёй через болотные дебри. Большого посада тут не было, только небольшие гончарные мастерские по изготовлению посуды древнерусской культуры, да селища вокруг. В детинец вели не менее двух ворот (с востока и запада) и скрытая калитка. Детинец по внутреннему устройству не отличался от других ему подобных, но одна особенность Хотимльского детинца уникальна среди древнерусских крепостей этого региона: внутри него бил сильный родник, образовавший пруд, из которого излишек воды по специально прокопанной протоке стекал в ручей. Благодаря этому крепость всегда оказывалась в изобилии снабжённая водой.

Родник жив и по сей день

В 1246-м году в Орде погибает Князь Черниговский Михаил Всеволодович. Хотимль становится уделом младших сыновей Михаила Всеволодовича и их потомков. Черниговские уделы отходят разным владельцам. Хотимль остаётся в пределах Княжества Карачевского.

В 1310-м году крепость противостояла Князю Брянскому Василию, который привёл сюда русско-ордынское войско. Тогда в крепости сидел Святослав Мстиславич Карачевский. Князь Василий взял и разорил Карачев и Хотимль, убил карачевского князя Святослава Мстиславича. Во время этой баталии крепость сильно пострадала, однако посадская территория осталась.

В 15 веке Город-крепость переходит из рук в руки между Московским Царством и Литовским Великим княжеством. К концу 15-го века Хотимль оказывается в сфере влияния Литовского Великого Княжества, которое стремилось овладеть этими землями.

Впервые в письменных источниках Хотимль упоминается в 1499 году 26 марта в жалованной грамоте великого князя литовского Александра, который пожаловал можайскому князю Симеону Ивановичу в правление волость Хотимль, который однако в 1500 году вместе с пожалованными владениями перешёл на сторону московского князя Ивана III. Впоследствии волость упоминается (уже как московское владение) в 1508 и 1523 годах. В XVI—XVII веках Хотимль являлся центром Хотимской волости Карачевского уезда, а древнее городище, на котором возводился деревянный острожек с частоколом, который мог использоваться как убежище местного населения от набегов крымских татар.

В XVI-м веке Хотимль числится центром Хотимской волости Карачевского уезда. Крепость при нём ещё существовала, поскольку есть упоминания о том, что местное население укрывалось в ней при набегах крымских татар.

В 1614-м году по спискам Карачевского уезда Хотимль числится уже как село. Крепость просуществовала до конца XVII столетия, но в ней не было постоянного воинского гарнизона. 

Необходимо отметить, что гарнизон  самого Карачева в первой трети XVII века был достаточно большим, так в 1631 году в гарнизоне Карачева числилось 579 мелкопоместных служивых людей. Для сравнения гарнизон Курска в том же году составлял 1010 служилых людей, а Белгорода - 179 служивых ( см. "Засечная черта Московского государства в XVII веке. Очерк из истории обороны южной окраины Московского государства"  А.Яковлев) . 

 В разрядных списках многих служивых людей Карачева местом несения службы значится крепость Карачев и Хотимский стан. Точная дата оставления крепости Хотимль гарнизоном не определена.  В райцентре Орловской области Хотынец и в селе Хотынец проживает немалое количество однофамильцев с фамилией Мильшины. Моя версия, что абсолютное большинство из карачевских и хотынецких Мильшиных - это потомки служивых людей древнего Карачева, крепости Хотимль (Хотимского стана). Об истории Карачева и о Мильшиных из Карачева я рассказал в своей прошлой публикации https://cont.ws/@hodanov/27435... "Мильша. Засечная черта. История Карачева"

Никольский храм села Хотимль. строительство которого не успели завершить до 1917 года

Первое упоминание о церкви в селе Хотимль в письменных источниках содержится в писцовой книге Карачевского уезда 1626—1627 годов о церкви Успения Пречистой Богородицы с Пятницким приделом. Успенский Храм не сохранился до наших дней. В начале XX века началось строительство новой кирпичной церкви. Новый храм, в отличие от древнего деревянного, возвели в центре села. Колокольню построить не успели. Верхняя часть церкви была разобрана в 60-е годы.

Хотимль. Праздничная служба

На западной окраине в полутора километрах находятся две группы курганов: в первой их три, во второй — четыре, которые постепенно уничтожаются от ежегодного распахивания. Археологические раскопки, проведённые на городище, обнаружили культурный слой толщиной до двух метров, содержащий гончарную древнерусскую керамику позднего средневековья

Кроме городища Хотимльской крепости в Хотынецком районе Орловской области у села Булатово присутствует три археологические памятки.

Карта археологических объектов Хотынецкого района

Селище № 1 раннежелезного века – напротив южной окраины деревни, первая надпойменная терраса левого берега реки Вытебеть (правый приток реки Жиздра, левого притока реки Ока). Размеры 200 на 150 метров, высота над поймой 4 – 6 метров. Культурный слой 20 – 30 сантиметров. Керамика лепная, в том числе с лощением, предположительно почепской культуры.

Селище № 2 раннежелезного века – 600 метров к западу – юго-западу от западной окраины деревни, дюнообразное всхолмление в пойме правого берега реки Вытебеть (правый приток реки Жиздра, левого притока реки Ока). Размеры 210 на 160 метров, высота над поймой 5 – 6 метров. Керамика лепная, в том числе с заглаженной поверхностью и лощеная, предположительно почепской культуры.

Селище № 3 раннежелезного века – один километр к северу – северо-востоку от деревни, первая надпойменная терраса правого берега реки Вытебеть (правый приток реки Жиздра, левая притока реки Ока). Размеры около 250 на 100 метров, высота над поймой 5 – 7 метров. Культурный слой 30 – 40 сантиметров. Керамика лепная толстостенная, со слабо отогнутыми венчиками, орнаментированными защипами и насечками.

Радовище

Городище раннежелезного века, 800 метров к северо-западу от деревни, левый берег ручья, левого притока реки Вытебеть (правый приток реки Жиздра, левого притока реки Ока), урочище «Кудеярова Гора». Площадка овальная в плане, 88 на 44 метра, высота над окружающей местностью 2,5 метров, кольцевой ров (глубиной до двух метров), с восточной стороны – остатки вала высотой до полтора метра. Культурный слой 20 сантиметров. Керамика лепная тонкостенная, предположительно юхновской или верхнеокской культуры, обломки цилиндрических рыболовных грузил из обожжённой глины, орнаментированные глубокими ямками, глиняные пряслица. Относится к типу болотных городищ

Городище было покинуто на рубеже нашей эры. Вероятно, это связано с продвижением с запада многочисленных и агрессивных племён почепской культуры эпохи раннего железного века. До принятия христианства городище могло быть языческим святилищем. Затем до XVII века могло использоваться ка убежище от военной опасности. Оно также связано с легендой о Кудеяре-атамане, который якобы оборудовал здесь свою ставку. Открыто в 1902 году орловским краеведом и археологом В.Р.Апухтиным.  

Вал в лесу на городище Радовище

Курганный могильник ХI – ХIII веков – 1,5 километров к северу от деревни, у дороги в деревню Льгов, левобережье реки Вытебеть (правый приток реки Жиздра, левого притока реки Ока), в лесу. Двадцать две насыпи высотой 0,5 – 2,3 метра, диаметров 10 – 20 метров, расположенные на площади 320 на 280 метров. Исследован (В.Р.Апухтин) один курган, содержавший трупоположение с западной ориентировкой.

ХОТЫНЕЦ

Название районного центра Орловской области Хотынец имеет неславянское происхождение обозначает некоторое «владение, полученное в дар». Исследователь Павел Иванович Якобий писал, что так именовались деревни и волости, которые давались «как подарок или в пользование доходами с них знатным тюркским дамам, жёнам ханов и князей или половецким княжнам, вышедшим замуж за русских князей». По другой версии, Хотынец – означает «гнилое болото».

Славянская версия названия историкам видится более достоверной. Так, слово «хатина» в западно-русских говорах значит: изба. Вполне вероятно, что в древности  на месте Хотынца  было небольшое поселение.

В древние времена территория Хотынецкого района была заселена восточнославянским племенем вятичей. По этим местам проходили опустошительные набеги различных ханов на русские земли. Населённый пункт впервые упоминается в 1745 году. Статус посёлка городского типа Хотынец получил с 1971 года.

Согласно административному делению Орловской губернии 1890 года, территория Хотынецкого района относилась к Карачевскому уезду. В 1920 году образована Брянская губерния, в состав которой вошёл Карачевский уезд. Хотынецкий район образован 17 июня 1929 года в составе Брянского округа Западной области. 1 января 1932 года район был ликвидирован, а его территория была присоединена к Карачевскому району.

21 августа 1939 года Хотынецкий район был восстановлен в составе Орловской области. В 1963—1965 годах территория Хотынецкого района временно входила в состав сначала Урицкого, а затем Шаблыкинского районов. 12 января 1965 года вновь создан Хотынецкий район Орловской области.

С Хотынецким районом связано много легенд: здесь прятал свой клад Кудеяр, Илья Муромец сражался с Соловьём-Разбойником…

Деревня Девять Дубов – одно из самых легендарных мест на карте Хотынецкого района. По старинным сказаниям, здесь было логово Соловья-разбойника. Присутствие сказочного персонажа долгие столетия считалось непреложным фактом.

Старожилы помнили, как в селе долгое время сохранялись шесть сросшихся необыкновенно крупных пней от срубленных могучих дубов. Жители села утверждали: деревьев было именно девять. За каждый пень, как за стол, могли усесться десять – двенадцать человек.

«На самой середине Девяти Дубов, около дома крестьянина Фомина и находящегося глубокого колодца, на громадном дубовом пне росли когда-то девять дубов – отростков от одного пня» – гласит текст исторических писаний Орловской епархии.

Используя дубы в качестве укрытия и наблюдательного пункта, Соловей нападал на путников, предварительно оглушая их своим свистом.

За наведение порядка взялся Илья Муромец, который сразился с Соловьём в его разбойничьем логове…

Сегодня Девять Дубов – дикая, почти заброшенная деревня. Посреди поселения – огромное поле, тропинки между домами заросли высокой травой в человеческий рост.

На самом въезде в Девять Дубов стоит поклонный крест – говорят, где-то здесь Илья Муромец одолел в бою Соловья-разбойника.

Если пройти по тропинке слева, то можно найти склеп дворянской семьи Цуриковых. Сама усадьба была полностью уничтожена. Считается, что в камере под полом усыпальницы был похоронен полковник Андрей Афанасьевич Цуриков.

Ходили слухи, что утерянный меч Ильи Муромца как раз лежит где-то рядом с этой усыпальницей. В советское время фамильный склеп Цуриковых использовался как склад инвентаря. Гробы, по одной версии, просто выкинули, по второй – где-то перезахоронили, но где – неизвестно.




Склеп Цуриковых стал точкой притяжения любителей мистики и поисковиков кладов. А сама деревня Девять Дубов – манит для любителей походов; здесь много просторных мест, где можно расположиться с палатками. Прокладывают маршрут через Девять Дубов и идущие по следам легенд туристы – в 20 км от деревни знаменитый Одринский монастырь. Знаменитая речка Смородинка высохла. А от дуба остался пень. Но в настоящее время и его нелегко отыскать среди зарослей. 





В годы Великой Отечественной войны Хотынец принял на себя серьёзный удар – посёлок оккупировали. Случилось это 5 октября 1941 года.

Фашисты установили «новый порядок» – режим насилия и кровавого террора, призванный превратить захваченные земли в аграрно-сырьевой придаток Германии.

«….В селах Алёхино, Суханка и других Хотынецкого района немецкие власти установили крепостнические порядки: девушкам запрещается выходить замуж по собственному желанию. Старосте предоставлено право по-своему решать вопрос о замужестве, он может выдать девушку, за кого он вздумает. Немецкие власти берут заложников главным образом из девушек. Когда партизаны взрывают поезд, расстреливают по 15-20 заложников с каждой деревни…В сёлах Хотынецкого района берут налоги (немцы): с трубы 8 пудов мяса, хлеба 9 пудов с души, картофеля 6 пудов с души, молока по 3 литра в день с коровы, шерсти по 2 кг с овцы. С каждой хаты берут шерстяные носки и валенки», – рассказывал о том времени партизан Иван Батов.

Хотынецкие партизаны и подпольщики создали настоящий второй фронт. Истории их удивительного мужества рассказывают в хотынецком Краеведческом музее.

Один из предводителей партизан – Пётр Стефанович Илюничев при выполнении спецзадания был схвачен фашистами. В феврале 1942 года орловец погиб в застенках гестапо. Дело мужа продолжила Пелагея Мартыновна Илюничева, мать шестерых детей.

Здесь в Дер.Алехино Хотынецкого района Орловской области похоронены советские воины, погибшие в 1941-1943 гг. в боях за деревни Алехино, Трубечино, Пырятинка, Большое Нарышкино, Ключ, Колодец, пос.Варки.

Знаковой деревней партизан считалась Алёхино. Там был организован подпольный штаб. Трое партизан Иван Мазин, Аким Гореликов и Степан Тимаков обеспечивали связь с Большой землёй. При этом имели важные должности, находились под прикрытием – Иван был старостой деревни, Аким – заведующим мастерскими, а Степан – волостным писарем. Они организовали валяльную мастерскую, в которой делали валенки для партизан. Гитлеровцы же считали, что мастерская работает на них. Иногда они даже получали часть готовой продукции, но в основном валенки из Алёхино направлялись в партизанские отряды.

В конце января 1942 года подпольщики стали жертвами доноса. Их арестовали и отправили в деревню Юрьево. 3 февраля 1942 года Мазнина, Тимакова и Гореликова привезли в Алёхино. Каратели расстреляли орловцев на краю села.. Последними словами Ивана Егоровича Мазнина были: «Да здравствует Советская власть!».

Старостой в Алёхино теперь стал человек, тесно сотрудничавший с оккупантами. 31 августа 1942 года недалеко от села Старого была расстреляна семья Хапёрских: её глава Александр Евдокимович, его жена Анна Егоровна и их дети Таисия, 16-ти лет, Михаил, 14-ти лет и двенадцатилетняя Юлия. Александр Хапёрский отказался сотрудничать с гитлеровцами и вместе с Иваном Чегодаевым собирался пересечь линию фронта и дойти до своих. Однако сельчане были схвачены. Тогда же Анна Хапёрская отказалась передать вещи своей семьи старосте деревни. Двое полицейских расстреляли в лесу всю семью.

25 октября 1942 года в Алёхино расстреляли партизанов – Степана Ларина, Митрофана Жигунова и Михаила Постнова. А летом 1943 фашисты сожгли Алёхино. Большинство из оставшихся в живых были угнаны в Белоруссию, Германию.

После освобождения Болхова 11–я Гвардейская армия под командованием Ивана Баграмяна двинулись в Хотынецком направлении. Баграмян обратился к Сталину с просьбой прислать пополнение. Освобождать Орловщину приехали 20 тыс солдат. В основном, курсанты военных училищ. Они сразились с врагом, не имея опыта. Многие погибли в Хотынце. Сейчас на территории района более 28 братских и одиночных захоронений, в которых захоронены более трёх тысяч солдат, фамилии которых известны. Каждый год списки пополняются и находятся новые имена погибших.

Мемориальный парк "Юность", посвящённый памяти павшим

Фашистам в посёлке Хотынец в октябре 1941 года местные партизаны и подпольщики создали настоящий второй фронт в тылу врага. Здесь развернулись крупные бои. Сейчас на мемориальных плитах выбиты имена 305 бойцов, но ежегодно списки пополняются.

В посёлке Хотынец установлен бюст Героя Советского Союза Матвея Бондарева

Во время Великой Отечественной войны уроженец Орловщины совершил героический подвиг на польской земле – 24 января 1945 года, переправившись вместе с боевыми подразделениями на вражеский берег, гвардии капитан Матвей Арсентьевич Бондарев корректировал огонь артиллерии, и был окружён на наблюдательном пункте.

Не желая сдаваться в плен, Матвей Арсентьевич вызвал огонь на себя и пал смертью храбрых…

23 марта 2024 года со дня рождения Героя Советского Союза исполнилось 111 лет.



В Книге памяти Орловской области напечатаны данные о тринадцати однофамильцах Мильшиных - уроженцах Хотынецкого района, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. 

Хотынец.Братское захоронение



 27 июня 2023 года исполнилось 40 лет со дня гибели в Афганистане Владимира Мильшина  орловского сына Рода Мильшиных - Рода служивых людей Руси Великой.

Память бойца на его могиле в селе Успенское Ливенского района минутой молчания почтили члены клуба воинов-интернационалистов, ветераны боевых действий в Афганистане, Чечне, на Украине, ученики и учителями МБОУ «Успенская СОШ им. В.Н. Мильшина», сообщает тг-канал «Принт-ТВ Ливны».

МИЛЬШИН Владимир Николаевич, младший сержант, радиотелеграфист, родился 18 декабря 1963г. в селе Навесное Ливенского района Орловской области. Русский.

В Вооружённые Силы СССР призван 29 сентября 1982г. Фрунзенским РВК г.Харькова. В Республике Афганистан с апреля 1983г. Службу проходил в 108 дивизии 781 ОРБ, взвод связи (Баграм, провинция Парван)

Владимир Мильшин участвовал в 14 рейдовых операциях. 26 июня 1983 года во время боя у населённого пункта Хароти он неожиданно увидел боевика, который подобрался к БТР начальника штаба батальона.

Не раздумывая, наш земляк открыл по нему огонь из автомата. В бою получил тяжелое ранение в голову и скончался. Ценой своей жизни  спас своих боевых товарищей. За мужество и отвагу посмертно Владимир Мильшин награждён орденом Красной Звезды. 

  В селе Успенское улица и школа носят имя Мильшина Владимира.

14 Сентября в Орловской области Ливенском районе, ветераны боевых действий в Афганистане, члены совета клуба, Ливенской общественной организации «ВОЕННО ПАТРИОТИЧЕСКИЙ КЛУБ ВОИНОВ-ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТОВ.» Представители Орловской областной общественной организации «Союз десанта и специальных подразделений» Всероссийского Союза общественных объединений ветеранов десантных войск «Союз десантников России». Поздравили Мильшина Николая Петровича с 84-летием (отца погибшего в Афганистане Мильшина Владимира).


Перечень ссылок:

1) https://oreltimes.ru/  "По следам легенд Хотынецкого района"

2) https://cont.ws/@hodanov/27435... "Мильша. Засечная черта. История Карачева"

3) https://orel-news.net/society/...

Правда и её варианты

Часто слышу, читаю мнение, что «если бы мы смогли донести до людей правду», то и кризис украинский давно бы разрешился, и сами украинцы устыдились бы и вновь стали русскими, с энтузиазм...

А что делали США во Вьетнаме?
  • Conrat
  • Вчера 11:12
  • В топе

Троллинг дня - Мэтт Ли пытается уточнить у спикера Госдепа Миллера, как США могут упрекать Россию в присутствии на Украине после своей истории с Вьетнамом: - Вы говорите об уставе ООН, территориа...

Былое: мы с Дугласом и Литература

Люблю иной раз почитать Дугласа! Упрекают меня многие, но ребята, будьте объективны.Ведь хорошо излагает! Ну, слово к слову, и, вроде, всё складно. Клеймит всё русское, правда, но ловко...

Обсудить