Счастье "висельника"...

1 1374

Стоит ли задаваться трудным вопросом – «куда я иду»? Об этом не спрашивали даже христовы апостолы. Обычные люди просто идут… Куда? Фрейд говорил, что обычно человек убегает от страдания и устремляется к блаженству. Стало быть, все стремятся к счастью. А В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СЧАСТЬЕ?

«СЧАСТЬЕ, - говорят знатоки, - это мгновенное и осознанное чувство довольства, которое человек испытывает в момент достижения желаемого. ЭТО ВСЕГО ЛИШЬ ОДИН МИГ, КОГДА УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ПСИХИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ и тогда человек чувствует, приблизительно, то, что ощущает Бог. Это краткий миг ОСОЗНАННОГО ПОКОЯ, когда желаемое УЖЕ достигнуто, а новое желание ЕЩЕ не сформировано. Как только появится это желание – красота мгновения тут же будет разрушена и человек, сорвавшись с места, вновь помчится от своего страдания за новым мигом счастья (в этом заключается разгадка мифа о Вавилонской башне).

«На свете счастья нет, но есть покой и воля» - сказал поэт и это, действительно, так. Для обычного человека счастье – это всего лишь мгновение, короткая передышка в жизни, заполненной борьбой, преодолением трудностей и непрекращающейся погоней за счастьем.

«Куда вы бежите? – спрашивал у людей Джидду Кришнамурти, индийский ученый, философ и проповедник. – У вас всё есть. Вы УЖЕ счастливы!» Но ему не верили. Да и кто этому поверит? Человеку нужно и то и другое, и третье… Кто поверит утверждению, что СЧАСТЬЕ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ПОКОЕ, КОГДА ЧЕЛОВЕК НАКОНЕЦ-ТО ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ В ВОРОТАХ БЫТИЯ И ЕГО МИГ ПРЕВРАЩАЕТСЯ ДЛЯ НЕГО В БЛАЖЕННУЮ, НАПОЛНЕННУЮ НЕИЗБЫВНЫМ СЧАСТЬЕМ ВЕЧНОСТЬ?

Нет, человек не способен «остановиться» в «воротах бытия» - он может там только «зависнуть» на мгновение, да и то не так, как надо – кверху ногами, извращенно. Он «висит» там между небом и землей и это его мнимое и очень сомнительное «счастье», которое он не может ни зафиксировать, ни приковать к себе деньгами и успехом, в арканах Таро зовется счастьем «висельника». Увы, только такое «счастье» доступно обычному человеку. Распятие для него есть самое его «счастливое» состояние, по поводу которого лет 20 назад горько «пошутил» И.Губерман:

Господь со мной играет ловко.

А я над ним слегка шучу.

По вкусу мне моя верёвка –

Вот я ногами и сучу.

Действительно, - полагают многие, - лучше уж «сучить» ногами в пустоте, чем, подобно Диогену, спокойно сидеть у моря и увещевать непутёвого Александра Македонского, устремившегося из прекрасной Греции в Индию.

Да, покой людям недоступен. Такова уж их судьба – пожинать плоды собственной неравновесности. Но есть две категории людей для которых уравновешенность, а, значит, и счастье – естественное состояние. Это глупцы и святые. Только эти люди избавлены от желаний, являющихся источником человеческих страданий, которые заставляют страдальца без отдыха бежать вприпрыжку за своими убегающими пятками.

Этот нескончаемый бег до гробовой доски наглядно демонстрирует символ мифического змея Уробороса, вечно гоняющегося за собственным хвостом, поедающего себя и самого с собой совокупляющегося, который является символом земной жизни. О, этой крутящейся игрушки человеку вполне достаточно для того, чтобы прожить жизнь, полную страданий, чтобы потом, состарившись, спросить себя: «А зачем я жил? Ради чего? А была ли жизнь-то?»

Мудрые не задаются таким вопросом, потому что чувствуют полноту своей жизни и пустота нисколько их не беспокоит. Они не завоёвывают мир, а спокойно сидят на месте, наслаждаясь своим непреходящим счастьем – душевным покоем, свободным от желаний. Они знают, что истинное счастье заключается не в борьбе, не в богатстве, не в публичном успехе, а в покое и уравновешенности. «Покой, - говорят они, - это и есть истинная свобода, когда человек не зависит от желаний и его не беспокоят устремления - когда устанавливается нерушимое внутреннее равновесие».

Такое состояние безмятежного счастья возможно лишь для тех, кто всё объемлет (состояние полноты) или для тех, кто глуп (состояние пустоты). Для всех остальных жизнь – это нескончаемое страдание, порожденное утратой психического равновесия. «Покой, - говорят мудрые, - способны дать лишь мудрость абсолютная и глупость совершенная».

Первый путь предназначен для единиц, а второй открыт для всех. Для достижения глупости ничего не надо делать – надо просто идти туда, куда указывают знаки, встречающиеся на «дороге». Глупость – это приятное состояние, которое не дает стремлений, не задает вопросов, ничего не требует, но, правда, и ничего не даёт. Покой дурака – это отсутствие умственного движения – зияющая пустота в том месте, где должна быть полнота. Впрочем, и для «нищих духом» приуготовлено «царствие небесное», - как говорил Иисус. Видимо, он имел в виду неизбывное и безмятежное счастье дурака.

Сегодня к такому покою зовет современная идеология деструктивизма. Жизнь в качестве «шизофреника» в бесструктурном нео-средневековье («теле без органов») – это ли не счастье? Это ли не свобода, провозглашенная «Великим Инквизитором»?

Каждый выбирает свою дорогу. К мудрости человек идет в одиночку, к глупости, чаще всего, толпой. Толпа всегда движется в никуда, руководимая слепыми поводырями, потому что толпе (в отличие от народа, организованного в коллектив) безразлично направление. В результате массовый бег во тьме оборачивается массовым самоубийством. Совсем, как у поэта:

Я боюсь, что там, где тьма клубиста,

где пружины тайные и входы,

массовый инстинкт самоубийства

Поит корни Дерева Свободы.

Увы, увы! Глупо жить не запретишь и массовая погоня за эфемерным «счастьем» становится всё более привычным делом для глупых людей.

Стихийная тяга к майдану

Особенности развития внешнеполитических процессов последнего десятилетия привели к концентрации внимания российского общества на Украине. Часто это приводит к комическим ситуациям. Весь...

Они ТАМ есть: «кому нужнее»

Ответственность – это то, что не дает спокойно жить, когда ты знаешь, что не выполнил должное. Пусть не от тебя это зависело, но просто так скинуть мысли о том, что не смог, забыть и сп...