Ситуация, сложившаяся с преподаванием русского языка в Татарстане, выявила ряд проблем, о которых необходимо серьезно поразмыслить тем, кто занимается государственным строительством и вопросами национальностей, чиновникам от образования Российской Федерации и национальных республик, всем неравнодушным гражданам страны. Тема эта возникла не вчера и является подчас предметом ожесточенных споров, как на политических площадках, так и, что называется, в быту – в семьях, где есть дети школьного возраста.
Несколько слов об истории вопроса. Еще в 90-х годах, после объявления властями Татарстана независимости, был принят курс на развитие национальной культуры и языка, что было встречено пониманием всего населения республики – не только этнических татар, но и представителей всех многочисленных народов, проживающих в этом традиционно многонациональном регионе. И, конечно же, русских, привыкших воспринимать людей разных национальностей частью единого социокультурного пространства, в котором нет места национальным распрям и вражде. У всех нас была общая многовековая история, где незыблемым принципом считался принцип взаимоуважения к людям других религий, обычаев и традиций, где культивировались дружба, взаимопомощь и поддержка. Даже античеловечные вопли татарских националистов, возбудившихся от предчувствия неких особых «свобод», не воспринимались серьезно. Так ярую националистку Фаузию Байрамову, открыто призвавшую вместе со своими сторонниками «детей от смешанных браков – в крематорий», некоторые представители татарской интеллигенции и сегодня называют позором татарского народа. Любому здравомыслящему человеку вообще трудно относиться к такому, как реально существующему. Поэтому временный уход подобных Байрамовой персонажей с открытых политических площадок в тень, был воспринят, как логическое завершение трудного этапа, за которым последует нормальное строительство. Ситуация обрела видимую стабильность, республика вживалась в новые политические и экономические реалии, жизнь в ней налаживалась. Простым людям, не разбирающимся в тонких нюансах политики, стало казаться, что с националистической истерией покончено навсегда.
На первых порах введение обязательного изучения татарского языка в школах Татарстана не вызывало особых вопросов. Язык был провозглашен Конституцией РТ вторым государственным, поэтому введение его в курс общеобразовательных школ казалось вполне логичным. Видимой проблемой представлялось несовершенство методик преподавания, отсутствие хороших учебников, словарей и рабочих тетрадей, квалификация учителей татарского языка.
Первым же звоночком, показавшим, что что-то пошло не так, стало сокращение уроков русского языка и литературы в школах и введение за счет них татарского. Причем сокращение заметное, составляющее более трети от общероссийского образовательного стандарта. Люди, причем не только русскоговорящие, но и многие татары, считавшие татарский язык родным, были озабочены «нововведениями», т.к. хорошо понимали, что подобное может привести к значительному ухудшению качества знания русского языка их чадами.
И уж совсем странным казалось объяснение, сделавшее возможным подобные сокращения одного языка в пользу преподавания другого. В законах и подзаконных актах РТ татарский язык был объявлен, как государственный и родной. Почему и выделялись «выкроенные» от русского языка часы. В то время как для русских, составлявших значительную часть населения, и остальных народностей республики, права на изучение родных языков не предусматривалось. Ну, нет на территории Татарстана других родных языков, кроме как татарского! А коль нет их в татарстанских законах, так и прав на изучение языков своих матерей ни у кого, кроме как у татар, быть не может! Все остальные права на равенство, провозглашенные в Конституции РТ есть (как, впрочем, и в Основном Законе РФ – ничего нового Конституция РТ о правах своих граждан не провозглашает) – а права изучать в достаточном объеме родной русский язык, нет. По причинам наличия отсутствия, так сказать.
А теперь о том, ради чего написана эта статья. Почему русские и те, кто не согласен с политикой республиканских властей Татарстана не объединяются? Молчат – значит, всё всех устраивает? Пассивны, т.к. «что воля, что неволя – всё одно»?..
Во-первых, молчат далеко не все – обращений в различные инстанции и к представителям самых разных организаций, партий, к лидерам различных движений множество. И есть выигранные в судах дела, результаты которых в различных структурах татарстанской власти давно и надежно упрятаны под замок. Документы, о которых, если и вспоминают местные чиновники, то для того, чтобы вырвав то или иное определение из контекста, выхолостив суть, процитировать часть его в удобной для себя трактовке. Мы-де читали, помним и применяем на деле…
Во-вторых, для законопослушного гражданина столкнуться с государственной системой – дело трудное, хлопотное, иногда дорогостоящее и далеко не всегда результативное. В конкретном же вопросе, где примешивается тема национального самоопределения – и, получается, противопоставляя себя «законным требованиям» местной власти, люди не желают вступать в отношения с ней, потому что не хотят обвинений в непонимании интересов Татарстана, неком «русском чванстве» и великорусском шовинизме. Тем более что дети, защитой прав которых на полноценное образование и озабочены родители, становятся этой ситуации заложниками. То есть результат не понятен, а ребенок заведомо попадает в конфликтную ситуацию. И должен существовать в ней, что не пройдет для него бесследно. Легко жителю «русских» регионов России рассуждать о восстановлении законных прав гражданина – тем более по такому очевидному вопросу, как овладение родным русским языком – государственным языком РФ. В то время как любое объединение татарстанцев по вопросам, связанным с понятием национальность, там, где существует свое татарстанское правосудие, свои законы и подзаконные акты, может быть определено, как националистическое. Понятно, что законопослушный гражданин всегда должен рассчитывать на справедливое решение. Только не в ситуации, когда существует правовой конфликт законов, несуразица, связанная с существованием «государства в государстве» и вкусовщина, когда чиновник или судья может принимать решение, исходя из своего понимания «исторического момента». Или рекомендаций непосредственного начальства.
Следует понимать, что в Татарстане возникла ситуация (как стало понятно после событий на Украине далеко не уникальная), когда на территории отдельной национальной республики делается попытка формирования нового этноса со своим государственным языком, главенством своей религии, своей национальной культурой. Говоря о необходимости сохранения национальной культуры, местная этнократия (а ни для кого не секрет, что властная элита Татарстана сформирована именно по этническому принципу) достаточно своеобразно решает эту проблему, прибегая к опыту и помощи «дружественных» тюркских народов, перенося этот опыт – зачастую совершенно чуждый самим татарам – на территорию Российского государства. Даже в качестве одного из звучащих аргументов необходимости изучения татарского языка для русских, приводится факт, что татарский язык понятен всем тюркам, что делает его знание особенно ценным. Оно, конечно, так – для поездок в Турцию на отдых, да не когда турецкие верноподданные начинают влиять на политику в твоем уже государстве.
Под усыпляющие рассуждения о дружбе и равенстве народов и радостные возгласы некоторых «романтиков» из Центра о достигнутой симфонии, в республике проводится политика, умаляющая значение всего русского, происходит подмена понятий, где равенство культур должно быть достигнуто не развитием культуры одного народа, а принижением значения другой. В республике не заметно движения по развитию татарской литературы, национальной музыки, театра... Не слышно новых имен молодых, не видно интересных проектов, направленных на их выявление и помощь в становлении. Национальные премии литературы, например, присуждаются таким, как уже упомянутая г-жа Байрамова (имеющая судимости за националистические экстремистские высказывания и действия) и иже с ней – людям достаточно преклонного возраста. Некоторых же молодых представителей татарской культуры можно чаще увидеть на националистических митингах, чем ознакомиться с образцами их «высокого» творчества. В КФУ закрываются национальные кафедры. И в это время слышны голоса о навязывании татарам всего русского. Преподавание русского языка в татарстанских школах трактуются отдельными представителями «титульной нации», как попытка переформатирования самосознания татар и «внешнее» давление. При этом очень мало кого волнуют вопросы улучшения качества преподавания языка татарского, хотя результаты плачевны – после нескольких выпусков, где дети прошли полный школьный курс, количество владеющих языком заметно не увеличилось. Закрытие же татарских школ объясняется националистически настроенными гражданами целенаправленной деятельностью российской власти – в то время как есть ощущение, что отсутствие популярности на получение образования на родном языке объясняется недостаточным качеством преподавания. Впрочем, только ощущение, т.к. научных исследований по этому поводу в республике не проводится.
Министр образования и науки РФ О. Васильева заявила о развитии единого образовательного пространства, как важной задаче государства. Для Татарстана эта проблема имеет особую актуальность и огромное значение. И свою специфику, вызванную наличием разницы политических интересов властей Татарстана и России. Если государство не восстановит статус-кво в этом вопросе, последствия могут быть очень горькими. И не только для русских Татарстана.
Автор Д. Маркушина.
Оценили 3 человека
3 кармы