• РЕГИСТРАЦИЯ
Александр Юрьев
18 августа 13:04 1293 9 16.75

ДЕЛАЕМ ГУСЛИ (Бюджетный вариант)

18+

Присутствуют ласковые матюги)) Так что - 18+


Фото 1. Гусли о двенадцати струнах, тональность Соль мажор.

Не знаю как вам други моя, а мне, как человеку, непростой, мягко говоря, душевной организации, претит всё «бюджетное». Ибо это понятие предполагает существование «небюджетного», а также и людей, кои этим обстоятельством, тоись принадлежностью к небюджетному, сиречь элитному потреблению, станут выгрёбываться, что приведёт к дальнейшей дифференциации нашего общества по имущественному признаку. А сие не есть хорошо. Так не победим.

Но с другой стороны хочется иногда чего-нибудь таковенького, слов гремящих под звуки невъебесные… Слова предположим найдутся, ибо рядом всегда есть кто-то кого пр-росто необходимо послать. А звуки? Гитара – как-то пошло. Гитара это, прикинь, милка ты моя солнышко лесное)) или – как здорава что все мы ведь сегодня собрались. Здесь…Буэ-э)) Балалайка? Балалайка это круто. Но. Сермяжно как-то. Как-то, я бы сказал, провокативно и, уж в самодеятельном исполнении, ну никак не невъебесно.

И тут гусли… В их чудном звуке есть все, неслыханная простота, та, что сродни ереси, таежная загадачность протяженностью в два с половиной сфинкса и безумие мира сего, которое, чоужтам, люди недалекие, принимают за маразм. От них веет бюджетностью за версту, но бюджетность не безысходность, так что мимо. Бюджетность синомим дешевезны. Но нам то что на дешевизну жалиться, - у нас и бог нарисованный, и золото из латуни, и серебро из олова, и колбаса из сои, и соя из пластмассы, и гусли наши будем делать из фанеры. А что? Как-то раз на одной пьянке, случайно, я повторяю – совершенно случайно, одна Брунгильда – мечта поэта, села на дорогущую гитару. Чуть ли не на Фенда Телекаста. Гитаре настал скоропостижный пиздец, но тут же и выяснилось, что верхняя дека, да впрочем, как и все остальное в ней, было из фанеры. Кому-то может и похуй, но для меня это был удар, ибо всю жизнь считал, что уж деки-то гитарные делаются из досочек. Даже советские гитары имели деки из досочек, а уж фендер-бля, телекастер -нахуй…Вобщем разочарование во все края.

(Догадываюсь, что найдется умник, который решит поправить автора: фенда, мол, телекаста, это электрогитара, каковая ваабще делается из деревянного массива, а деки из досочек это про акустику. На что автор отвечает, что ему похуй.)

И опять же, когда душа музыки желает, а соседний клуб на прошлых танцульках фейерверками спалили, да в местной библиотеке самогонный аппарат взорвался, развалив весь читальный зал и два сарая в придачу, да единственный уцелевший фортепьян городским продали за два пузыря хар-рошей вотки, да гармонизда Васю, пьяного вдрызг не менее пьяные медведи в лес уволокли вместе с гармонью... Вася то вернулся утром, правда что там было не рассказывает, а про гармонь поведал, что её де медведы зажилили. Вот тогда да – бюджетный вариант конкретное спасение. Ведь чем он хорош уже понятно – материалы для таких гуслей могут валяться под ногами, а инструмент у любого пряморукого мужика должен быть в наличии. Или вот чадо любимое затоскует по чуду и пристанет репьём забанным; «Тятя, а тятя, сделай мне гусли!» А дети они, ведь, как? Им, ведь, сразу вынь да положь! Потому решено – делаем бюджетные гусли.

Итак, идём на соседнюю стройку и пиздим оттуда кусок доски двухсотки (Все размеры указую строго в миллиметрах, а каковые нестрого, то на глаз) длиной не менее 800. Таковая доска имеет стандартную толщину 50 и это будет в самый раз. Желательно чтобы в этом отрезке не было гвоздей, да и сучков поменьше. Далее прячем её в подвал и слегка сушим.

Фото 2. Заготовка для.

Пока доска сушится, поведаю пару нюансов. Вот все говорят, что сушить де, надо долго и по секретной технологии, типа закрашивать торцы, сковывать обручами, раз в год переворачивать, а по прошествии пяти лет поливать мочой единорога в период гона. Иначе не получится хороший музыкальный инструмент. Спрашиваю, кто это «все говорят»? отвечают, ну-у, типа в Интернете там, кено там было, «Визит ментавра» называется, Страдивари там, Гварнери там, Амати бля… Ну, что тут сказать? А хотя вот что; все эти ухищрения может быть и актуальны, но только тогда, когда ты сед и мудр, и зовут тебя Соловей Полуэктович, и ученики твои прежде чем спросить что-то, кланяются, и гуселя с твоим логотипом стоимости неимоверной, и раскупаются оне только великими музыкантами, и слово твое в цене наравне с царским… А когда ты просто Словишка-Соловушка , то сойдет и так))

"Читай эссе «Словиша»  https://cont.ws/@id181754170/9...

Следующий нюанс таков – еслив доска в натуре поднята из лужи (Ну бывает, хуле) то лучше не спешить и не сушить её сразу активно, то-есть на печи иль у батареи, пусть сперва обтечет, после несколько дней в сухом теньке полежит, а после уж и на печь. А то еслив сразу в активное тепло то потрескается по волокнам, а нам это ни к чему.

Вот забыл сфоткать момент разметки доски, посему вставляю чертёжик сляпанный в пэйнте:

Фото 3. Чертёжик 1

Тут все простенько, выпиливаем электролобзичком досочку по габаритикам 750 на 200, далее размечаем по чертёжику, сверлим дрелькой четыре дырочки на 12 и электролобзичком все закрашенное синеньким выпиливаем. Получится вот такая рамка:

Фото 4. Рамка.

Кстати, к обилию уменьшительно-ласкательных суффиксов в предыдущем абзаце: вот вы не обращали внимания, что когда наши начальники хотят скрыть или преуменьшить объём работы, то они рефлекторно начинают злоупотреблять подобными суффиксами. «…Возьми-ка ты ломик и кувалдочку, да забей-ка ты пяточек сваечек, а после бери лопаточку и быстренько копни ямочку глубинкой с десяточек метриков, а больше ни, не надо». Вполне вероятно что, таким образом, они создают для себя впечатление отсутствия сложности, а раз нет сложности, то можно не метаться между совестью и жабой, а на оплаточке сэкономить.

Тут же на самом деле нет ничего сложного, разве что следить, чтобы пилку не уводило в сторону. Ну, еслив кто работал подобными девайсами, тот в курсе как и что. По мере возможности соблюдаем размерчики.

Еще стоит разъяснить такой вот момент: любая доска, если она не только что с пилорамы, приобретает со временем лёгкую выпуклость, ну или впуклость. Нам это вообще-то на руку, но надо не перепутать. Вот позырим на фоточку, это прямой, правый торец:

Фото 5. Правый торец.

Кривизну сверху не надо выравнивать. Наоборот её стоит облагородить, придать ей плавный радиус. А вот впуклость снизу, каковая образуется в порядке возмещения выпуклости сверху, надо заровнять, а в идеале её надо бы превратить в такой же радиус как и сверху. Для чего это делается? Отвечаю, для прочности. Двенадцать стальных струн создают немалую, постоянную нагрузку и слегка изогнутая дека противостоит оной гораздо лучше, чем прямая. Сопромат, хуле.

Кстати, для больных зеркальной болезнью: правильное положение гуслей - к животу короткой струной, длинной струной от себя. Так на фото 4 правый торец рамки. А вот левый, косой торец:

Фото 6. Левый торец.

Фото 7. Кривизна левого торца, изнутри.

Далее берём лист трёхслойной фанеры толщиной 4мм и размечаем деки, верхнюю и нижнюю. Тупо кладём нашу рамку на лист фанеры и обводим фломастером. Переворачиваем рамку и еще раз обводим. Получается две деки. Волокна наружных слоёв фанеры должны быть расположены вдоль гуслей.

Фото 8. Разметка дек.

Далее просто выпиливаем их, следя чтобы не было сколов и расслоения фанеры. Это важно, ибо если фанерка пошла по пизде ещё до окончательной склейки, то уж под нагрузкой она расслоится окончательно. Поэтому лучше не выдирать заднюю стенку из дореволюционнаго шкафа, а все-таки купить фанерку новую. Ну, или спиздить. Листик трёхслойной фанеры размерами 760 на 500 на сейчас стоит 140 рубли. А уж во сколько обойдётся спиздить я уж и не скажу. Говорят, что есть фанера специальная такая, музыкальная, но где обресть оную я не вем. Хотя она то бы подошла для нашей цели гораздо лучше.

Фото 9. Выпиленные деки.

Следующим этапом будет изготовление утиц.

Фото 10. Утица. Рисунок.

А для верности вот чертёжик:

Фото 11. Чертёжик 2

Что тут стоит отметить, материал для утиц лучше стоит взять бук. Есть такие паркетные плашки из бука толщиной 10мм. Но если нет, тогда бюджетим по полной, делаем из десятимиллиметровой фанеры. Все кривые рисуем на глаз, то-есть так чтоб глазу приятно было. А вот указанные размерчики выдерживаем, особенно разницу в 4мм между наддечной и поддечной частью. Сначала выйдет что-то вроде типа того:

Фото 12. Утицы. Заготовки.

А потом вот так. Здесь утицы уже со струнодержателем, о нём расскажу позже.

Фото 13. Утицы после обработки напильником.

Теперичка станем размечать верхнюю дечку, как раз под эти утицы.

Фото 14. Разметка отверстий под утицы.

Нам нужно вырезать два ровных прямоугольника, для чего отступаем от краев на толщину получившихся у нас стенок рамки плюс 1мм на всякий случай, мало ли, промахнемся при склейке и стенка покажется в этом прямоугольнике, что создаст большие неприятности. Проводим карандашом две параллельные линии расстояние между которыми 10мм. Далее отступаем с торца толщину задней стенки, она у нас заявлена 15мм, а уж сколько получилось вам лучше знать) прибавляем к ней 25, проводим линию параллельную торцу, прибавляем еще 35 и снова проводим линию. Вот у нас и вышли прямоугольники под утицы, осталось их выпилить, лучше ручным лобзиком. Потом берем сами утицы, надфиля, да и подгоняем их к деке. Вот, примерно, таким образом.

Фото 15. Подгонка утиц.

Что тут стоит отметить, не надо чтобы утицы входили в отверстия под них очень туго, но и болтаться там как карандаш в стакане им тоже не надо. Особое внимание на точность прилегания клюва к деке сверху. Щелей не должно быть. Тоже и с поддечной частью.

Да. Совсем забыл про розетку, то-есть круглое отверстие в верхней деке, делаем мы её на глаз, примерно посерединке, перьевым сверлом Ø 25÷30. Ну, как посерединке, где-то 300мм от праваго торца

Фото 16. Розетка.

Вот примерно так.

И казалось бы можно склеивать уже, да не тут то было. Во первых забыли врезать пружинку в рамку. Представляет она из себя буковую досточку 170 × 8 ×10. (170 это с запасом) Вон она видна в щели под клювом утицы.

Фото 17. Пружина.

А здесь видно, что ей придается точно такой же радиус как и на торце.

Фото 18. Изгиб пружины тонкой.

Сия пружина будет компенсировать сильный нажим утиц на деку.

Вклеивается эта поперечина на расстоянии 130мм от праваго торца, таким образом, что кончик клюва утицы оказывается на ней.

Во вторых, обратите внимание на синюю стрелку указующую на ма-аленький гвоздик.

Фото 19. Стопор.

У этого гвоздя срезана шляпка и воткнут он в стенку так, чтоб острие торчало верх на 2÷3 мм. Точно такой же гвоздик втыкаем и с другой стороны.

Фото 20. Ещё стопор.

Втыкаем оный в произвольном месте, на верхней части изгиба и ближе к внешнему краю. Почему ближе к внешнему краю? Потому, что когда мы будем всверливать вирбеля, то если гвоздик будет посередине, то можно попасть сверлом на него, а нам это ни к чему, ибо разобъёт отверстие.

С нижней части рамки также проделываем аналогичные операции по внедрению гвоздей. Функция их проста, но позволит сберечь массу нервов и времени. Перед склейкой приставляем ровненько нижнюю и верхнюю деки к рамке и накалываем их на эти гвоздики. От их острых кончиков остаются следы в которых деки и застопорятся будучи смазанными клеем, и уже не будут скользить туда-сюда в процессе сжатия их струбцинами. Что очень удобно.

Клеить будем «Эпоксидной смолой». А хули, крепка, резонансна, не требует совсем уж идеального подгона, как для казеиноваго клея или ПВА, ну и, само собой, бюджетна.

Фото 21. Набор юного столяра.

Всё подготавливаем, замешиваем клей как сказано в инструкции, смазуем нижнюю деку, по отчеркнутым краям, сажаем на неё рамку, ориентируем по гвоздикам-стопорам, мажем саму рамку и поперечину и накладываем на неё верхнюю деку. Далее всё стягиваем струбцинами. Струбцин желательно побольше. Чтоб сжать все щелки. Ведь наши деки в процессе сжатия будут становиться округлыми и надо будет следить чтоб струбцинки не поехали. В итоге выйдет вот такой монстр:

Фото 22. Склейка.

Оставляем его в покое на сутки, а сами бегом по аптекам за марганцовкой. Марганцовка теперь прекурсор, так что есть возможность быть принятым за наркомана. Но морить наши гусли надо и вот лучше марганцухи мне кажется, нет ничего.

На следующий день снимаем струбцины, кое-как втыкаем утицы со струнодержателем, складываем руки на груди, смотрим и тихо умиляемся: «Ахтыжёптвоюжешма-а!!!

Фото 23. После склейки.

Домашние стоят вокруг и в тихом восторге перешёптываются: «Тятька-то наш молодец, прямо Страдиварий какой-то!» Чтоб в какой-то момент не лопнуть от гордости, начинаем разглядывать нашу поделку поближе. Ну точно блять! Есть щели не проклеенные, потёки эпоксидки, внутри корпуса забытый напильник)).

С щелями можно поступить вот так:

Фото 24. Заделка щелей.

Забиваем их мелкой пылью от шкурки и капаем на это место «Супер-Моментом» то-есть цианакрилатом. Пыль разом спекается в прочный такой конгломерат. Посушив это место зачищаем шкуркой и повторяем процесс по мере надобности. Минус тут только один – это место впоследствии не проморится и останется белая полоска. Да и член с ней. Кстати, если и потёки эпоксидки не зачистить, или зачастить плохо, то тоже после морения останутся пятна. Поэтому рекомендую, сперва по кругу пройдёмся электрорубанком, выставленном на самую малую глубину, а потом шлифмашинкой, по всем плоскостям. ( Я надеюсь, что народ понял, что рубанком по поверхности дек проходить не надо). Потом шпаклюем щелки вышеуказанным способом, и ещё раз шкурим.

Фото 25. Обрабатываем по кругу.

Но сперва высверлим отверстия под вирбеля. Таки да. Надо сказать пару слов про сами вирбеля. Это, еслив по простому, колки из пианино. При помощи их и происходит настройка подобных инструментов. Если вы заёбываете соседей не перфоратором, а пианиной, то раз в семь-восемь лет приходит к вам (пиздец - зачёркнуто) настройщик и говорит: «Всё, бля-минор, надо менять вирбеля». То-есть старые уже не держат строй и надо их вытаскивать, а на их место вбивать ремонтные на 0.2÷0.3мм больше. Вы хватаетесь за сердце, а потом за кошелёк, ну, или наоборот, результат всё равно один – неделю, блять, а то и две, этот спец будет приводить ваш раздолбанный фортепляс в соответствие с хорошо темперированным, блять, клавиром. Он будет морально убивать вас, ваших питомцев и ваших соседей стуком и звоном, а недобитые соседи постараются добить вас. Но, исхуйство требует жертв, поэтому когда всё кончится, то попросите настройщика не выкидывать старые вирбеля, а отдать их вам. Вот как раз для того чтобы сделать гусли. (Кстати, можно и сам фортепляс несколькими элегантными движениями болгарки превратить в гусле, но об этом в следующей части.)

Так как свояго фортепляса у меня никогда не было, а пару чужих давно уж пустил в распил, то мне для этих гуслей пришлось заказать вирбеля аж на Алиэкспрессе, вот как раз этот комплектик из 12 штук.

Фото 26. Набор вирбелей.

Фото 27. Один вирбелёк. Длина 64мм, диаметр 7.3мм.

То-есть отверстие под него здесь потребуется Ø 6.9÷7.0 на 0.3÷0.4мм меньше. Почему не 0.2мм, как было сказано выше? Объясняю – вирбельбанк в пианине, если не вдаваться в детали, сделан из бука, у нас же соснёлка, которая сильно мягче. И если мы сделаем натяг в ноль два, то наши вирбеля будут держаться слабее. Струны будут ползти, настройка будет держаться хуже. Отмечу же, что это фортеплясу одной настройки на пять лет хватает. Для гуслей хорошо будет если как у гитары, раз в неделю.

Фото 28. Разметка отверстий под вирбеля.

Итак сверлим. Для начала как на фотке проводим линию, отступив от края 22мм, далее отступаем с обоих сторон по 15мм, тогда в серёдке останется где-то 340÷350, делим на 11 и получаем двенадцать точек, которые накерниваем шилом и тут же сверлим на глубину 30мм.

К слову, нигде ещё не упомянул, но двенадцать струн это не канон и не стандарт, можно сделать и одиннадцать и десять и девять и восемь…не, восемь не надо. Маловато будет. Девять минимум, одна полная октава по диатонике, плюс один бурдон. Можно тринадцать струн, можно четырнадцать, но чем больше струн, тем сильнее нагрузка на корпус, поэтому конструкцию гуслей надо будет менять, и она уже будет совсем не бюджетная. Двенадцать струн оптимальный вариант.

Фото 29. Вот тут уже просверлено.

Кстати, опять о вирбелях, они ведь,сука, могут быть разные и надо искать такие, ну вот хотя бы как на фото, длинные. Нам ведь надо чтоб от струны до деки расстояние было где-то 15÷18 мм. Но есть такие вирбельки, короткие, где если мы оставим 18мм от дырки под струну до деки, то на заколотить останется где-то 20мм что, сука, мало! Поэтому ищем длинные.

Фото 30. Тут уже прошелся рубаночком и шлифмашинкой.

Теперь разберёмся со струнодержателем. Это всего-навсего стальной пруток Ø10мм и длинной 140мм. Он вставляется в отверстия утиц. Тут и есть заковычка. Так как гусли у нас имеют не параллельные стороны, а под углом, то и отверстия в утицах тоже не перпендикулярны их плоскости. Вот позырим на фотчонку:

Фото 31. Утицы и струнодерж.

Можно сделать просто отверстия, а потом разогнать их под нужный угол напильником. Я, собственно, так и делал.

И вот пришла пора марганцовки. Сперва делаем жидкость для (спринцевания - зачёркнуто) морения. Ничего сложного - теплая кипячёная вода и немного перманганата калия.

Фото 32. Набор юного морильщика.

Делаем крепенький раствор, для чего на полстакана кидаем 5 или 6 вот таких щепоточек марганцовки.

Фото 33. Дознячок.

Получившиеся чернила наносим кисточкой на корпус гуслей, просушиваем, зачищаем мелкой шкуркой и повторяем эту последовательность до получения нужного результата.

Фото 34. Милый глазу результат))

Далее кроем гусли (матом - зачёркнуто) лаком. Стоит сказать вскользь, что рассказы про чудодейственные лаки древних мастеров, секрет которых, конечно же, давно и необратимо утерян, это сказки дядюшки Римуса. Если инструмент изначально сделан плохо, то никаким лаком это не исправишь. Также и наоборот. Хотя нет, хреновым лаком всё же можно испортить хороший инструмент, правда этот лак должен быть уж настолько хренов, что назвать его лаком можно только при наличии извращенной фантазии, либо же при полном отсутствии совести. Рекомендую обыкновенный мебельный нитролак, слоя три-четыре, после первых слоёв зачистить мелкой шкуркой, чтобы снять мелкую ость. Хорошо бы дунуть из пульвера, но при должном умении и кисточкой сойдёт.

Следующий этап – заколачиваем вирбеля.

Фото 35. Вбиты вирбеля.

Как гвозди. Но есть варианты. Вот некоторые мастера вирбеля закручивают. Тот же Владимир Боков. Дай Бог ему здоровья. Знатный мастерюга, у него автор покупал Локшинские гусли и ума чуток. Но он бюджетными вариантами не интересуется, ну а мы люди попроще. Так что будем заколачивать. Хуяча молотком по вирбелю следим чтобы с самого начала шёл он прямо, без перекоса. Желательно подложить под корпус гуслей кусок толстаго войлока. Нет войлока, держите на коленках, искусство требует жертв)). Как вирбель дойдёт до упора, то сразу изменится звук стука. Стало быть берём следующий.

Да, ещё до вколачивания желательно вытряхнуть из отверстий всю пыль и стружку, если этого не было сделано ещё раньше.

И вот мы подошли к натяжке струн. В качестве оных используется сталистая проволока, иначе называемая проволока для навивки пружин, марка стали 65Г. Нам нужны диаметры 0.8, 0.7, 0.6, 0.5, 0.4, 0.3. Никаких развитых спиралей из утюгов или паяльников, никакой полёвки, никаких расплетённых тросиков. Только пружинная сталь 65Г. Сойдут советские гитарные струны, первая и вторая, это ноль три и ноль четыре соответственно. Если с пятой гитарной снять осторожно оплётку то будет еще и ноль пять. Но еслив не хотите заморачиваться, то идите прямиком на металлобазу, ищите человека измученного нарзаном и решайте вопрос. Каждого диаметра метра по три. Чтоб с запасом. И ещё нам понадобятся круглогубцы с плоскогубцами и настроечный ключ.

Фото 36. Ключ для настройки.

Это ключ для настройки фортепляса, а не то, что многим помнѝлось. Кстати, можно настраивать и гаечным ключиком на 7 или на 6.

А можно ключ сделать и самому.

Фото 37. Чертёжик 3.

Берём подходящий стальной пруток, с одного торца засверливаем Ø8.0мм на глубину 20мм. Калим докрасна паяльной лампой просверленный кончик и плющим его молотком так, чтоб отверстие из круглого стало квадратным, не забывая примерять к нашим вирбелям. После загибаем как на чертеже.

Итак, продолжим натяжку струн. Для простоты составим списочек:

1 D 0.8

2 G 0.7

3 A 0.7

4 B 0.6

5 C 0.6

6 D 0.6

7 E 0.5

8 F 0.5

9 G 0.5

10 A 0.4

11 B 0.4

12 C 0.3

Номер струны, нота, диаметр проволоки. Первая нота самая толстая и длинная. Кстати, приведённая здесь табличка актуальна только в том случае, еслив гусли делались по вышеуказанным чертёжикам и размерам.

Крепятся струны на струнодержак примерно таким вот образом: сперва на конце струны свиваем такую петлю:

Фото 38. Петля.

Далее подсовываем эту петлю под струнодерж и второй конец струны вставляем в ушко, обозначенное стрелкой. Получится примерно вот такая обвязка:

Фото 39. Крепление струны.

Что тут важно? Желательно чтобы навивка с обрезанным кончиком струны, оказалась снизу. Иначе при игре будем царапать предплечье об торчащие кончики. А изгиб, показанный стрелкой, должен быть как можно ближе к телу струнодержака.

Фото 40. Три струны.

Вот почти как здесь. Хотя надо сказать, что первую струну можно было и поближе сделать.

На вирбелях струны диаметром до 0.6мм включительно просто загибаем в противоположную сторону и обрезаем. Сами вирбеля крутим против часовой. Не надо делать так чтоб при натяжке струны оказалось много витков. Не понимаю вообще зачем это надо, делаем просто - просунули струнку в отверстие на вирбеле, дали небольшую слабинку на основной части, загнули остаток с противоположной стороны, обрезали вот как на фотке и в один оборот у нас уже нужный тон.

Фото 41. Загиб струны на вирбеле.

Высоту нот контролируем на слух или тюнером. Пока ставим струны, точный тон выдерживать не стоит, дошли до нужной ноты, перетянули её слегка и ставим следующую струну. Всё равно пока не встанут все струны, не будет должного равновесия.

Теперь струны диаметром 0,5 и менее.

Фото 42. Двойной узел

Из-за того что струны тоньше, они могут под нагрузкой поползти если петли сделать простые. Посему делаем петлю двойную. Как на фото. После всё то же самое, обвязываем на струнодержаке, стремясь сделать загиб у самого стержня. А вот на вирбеле стоит изъебнуться:

Фото 43. Узел на вирбеле.

Сделав такой узел, мы будем уверены, что струна на вирбеле не поползёт. Этим узлом она сама себя будет зажимать.

Фото 44. Вот и всё))

Фото 45. Готовский

Вот и всё, теперь осталось настроить гусельки на нужный лад, что можно сделать при помощи слуха или при помощи кетайскаго тюнера. Сейчас всё наше бардьё такими обзавелось. Удобно хуле. Все вокруг поют «Милка ты моя солнышка лесная» взявшись за руки и томно закатив глаза, а тебе похуй, ты гитарку настраиваешь, ибо в перерыве не успел, дела поважнее нашлись. Так или иначе, согласно приведённой выше таблице настраиваем свои гусельцы в натуральный Соль мажор.

Итак, если строим по тюнеру то ставим его в хроматик и погнали. Первая струна – бурдон Ре.

Вот все спрашивают, а что такое бурдон и зачем он такой нужен? В переводе с французскаго это «густой бас». Прикинь, пилит органист на органе «Ой ты степь широ-окая», в тональности ми-минор, а ногой встал на самую низкую ноту «Си» и она «Бу-у-у-у…» А на её фоне «Ой да не степно-ой о-о-орёл…» Моща, блин! Вот для того он и нужен. На органе)) А зачем он на гуслях, сам не очень понимаю. Точнее, слегка понимаю, но обьяснять в лом. Поэтому просто, бурдон в гуслях это традиция.

Далее по порядку. В соль мажоре у нас один диез - F♯. В итоге должно получиться:

D / G / A / B / C / D / E / F♯ / G / A / B / C

Фото 46. Соль мажор.

Если получилось настроиться, то для начала ставим пальцы левой руки на струны в такую вот позицию: Мизинец закрывает третью струну, безымянный – пятую, факовый – седьмую, указательный – восьмую, большой - десятую

(Суть игры на гуслях: пальцы левой руки закрывают определённые струны, не давая им звучать. Звучат открытые по которым возим правой рукой)) Более подробно об игре в следующий раз.)

И вот, проведя по струнам пальцами вдруг понимаешь, что ты пропал. Что теперь ты не сможешь жить без этой чудной звуковой радуги, в свете которой вдруг явственно обозначилась истинная цена всего того, что нас окружает…что вдруг в жизнь твою вошло настоящее чудо, которое ты ждал и призывал сам того не понимая…что нечаянно ты узнал тот самый язык на котором Бог говорит со всем сущим, но на котором совсем не о чем говорить с другими людьми…Пропа-ал)) Но ты ещё не понимаешь, до какой ты степени пропал.

А я скажу. Есть два пути. Скажем, через год ты отрастишь длинные волосы и смешную бородёнку, будешь носить хайратник с вышивкой, а также рубаху-косоворотку в вырезе которой будет виден нательный крест, подпоясываться ты станешь плетёным вервием. Завидев церквушку станешь креститься, читая «Отче наш». Станешь в Интернете не по порнухе лазать, а будешь на форумах, посвященных истории России, сраться с долбославами и прочими заблудшими. Будешь ездить на православные фестивали и петь под гусли всякия былины. Говорить станешь окая и будешь обильно уснащать свою речь всевозможными архаизмами. Станешь читать летописи, а также прочия древние книги и, описание борьбы со скоморохами и гуслями, а паче отзывы святых старцев о гуслях, домбрах, смыках и других бесовских гудебных сосудах, повергнут тебя в тихую депрессию…

Правда может быть и совсем по другому. Где-нибудь через годик, отрастишь ты длинные патлы с кучерявой бородкой, купишь себе хаерник из бересты, напялишь рубаху с косым воротом и вышивкой, в разрезе которой будет виден оберег с солнцеворотом и подпояшешься ремнём из гадючьей шкурки. Будешь пялиться по утрам на восток и бормотать что-то вроде «хвала Яриле». В интернете забудешь дорогу на порнохаб и станешь воевать на форумах, посвящённых истории Руси с зомбанутыми православнутыми. Станешь кататься на всякие языческие сборы где будешь звенеть в свои гусли во славу Велесу и Ладе. Вещать теперь станешь употребляя всякие малопонятные слова типа, выворотень, обморотень, пыржка и взглябон. Проштудируешь вдоль и поперёк «Велесову книгу» в надежде найти там упоминания о гуслях и древней музыке и нихуйя не найдёшь, отчего смутится душа твоя…

И в какой бы ты ни случился ипостаси, наступит момент, когда явится тебе, во сне ли, наяву ли, Николай Гумилёв и скажет: - Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка, ну нахуй тебе всё это надо? Зачем тебе эти гусли-хуюсли?

А ты подумаешь такой и скажешь гордо: - Надо!

И долго-долго будешь думать дальше сам в себе; а зачем? И придумаешь в конце-концов. Но это будет уже совсем другая история.

PS Послушать как звучит это бюджетное чудо можно на Ютьюбе, ссылки ниже.

https://youtu.be/A50BCgNvXgk

https://youtu.be/fAA8mNhXdxo

https://youtu.be/36SGICIdpOE

https://youtu.be/YaaXrcc4ZI8

Звук без никакой обработки. Прямо с камеры, которая экшн.

PPS Если делались гусли по указанным в статье размерам, то перестраивать их выше или ниже не рекомендуется.

PPPS Небольшой апгрейд. Фанера всё-таки дело такое, не особо надёжное, посему стоит пришурупить верхнюю дечку с праваго края и сделать накладочку, чтобы уж наверняка утицы её не оторвали. Сперва винтим шурюпы на показанных точках, а после закрываем их узорной накладочкой))

Фото 47. Апгрейд.

Правда я сам так не делал, надеюсь на то, что фанерку качественную купил. Тоись, надеюсь на авось)))

Продолжение будет о способах игры.

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Еще статьи от автора Александр Юрьев
    Александр Юрьев 3 июня 21:10 1790 3.66

    Гусли

                                      Несерьёзное исследование)     Традиционно считается, что гусли это исконно русский, народный, музыкальный инструмент. Не то что бы я хотел оспорить это утве...
    Александр Юрьев 26 мая 12:29 2661 6.00

    Словиша

     Попытка реконструкции образа. Данный опус не претендует на какое-то серьёзное исследование, по причине несерьёзности самого автора.Так повелось, что в современной культурологии, слово «Словиша» неразрывно связано с именем В.И.Поветкина, археолога и музыкального реставратора, который нашел и отреставрировал те самые гусли с этой надписью по борту. ...
    Александр Юрьев 20 мая 11:58 3301 21.15

    РОДИНА

                                                                 &nbs...
    ПРОМО

    Они ТАМ есть! Украинский плацдарм

    Ничто не остается без последствий. Но мало кто в наше время задумывается о том, что геополитические «игры» как раз и задуманы для разных последствий. И только вдумчивый «игрок» может понять, к каким последствиям стремится его оппонент, делая то или иное. В различных странах условной «верхушки» работают целые команды криптографии, математики, аналитики, д...
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика