Современные вепсы - небольшая народность. По языку они относятся к прибалтийской западной ветви финно-угорской семьи языков, как эстонцы, ливы, водь, ижоры, финны.
Главные события исторического прошлого древних вепсов тесно связаны с городом Ладогой, который в 9 - начале 11 века был крупнейшим форпостом государственного значения на северо-западе Руси, а затем и с Новгородским государством, в границы которого входили их земли. Этими обстоятельствами определялись экономические, политические и культурные контакты древних вепсов.
В 9- начале 11 века Ладога была мощной крепостью, цветущим торговым и ремесленным центром. Часть предметов из найденных на реке Ояти сделана в самой Ладоге.
Русские летописи упоминают весь в связи с событиями 859 и 862 годов. Под этими датами приведен перечень племен, выступавших совместно с другими племенами против варяг, а затем снова призвавших их.
"Повесть временных лет" упоминает весь в 882 году в связи с походом князя Олега на Смоленск, Любеч и Киев. В этом походе, закончившимся вокняжением Олега в Киеве, участвовали варяги, чудь, словене, меря, весь, кривичи.
Корни вепсского народа уходят в глубокую древность. Его предки, как удалось установить в результате археологических исследований, около 1000 лет проживали в Южной части Карелии и по берегам реки Ояти Ленинградской области.
По обеим сторонам реки до сих пор высятся курганы, составляющие неотъемлемую часть пейзажа. В них заключены ценнейшие свидетельства древней истории народа, проживавшего на этой территории.
Сжигали умерших не в курганах, а где-то в другом месте. Сожженные кости и вещи заворачивали в бересту. Позднее для захоронения стали использовать могильные ямы, деревянные срубы, в которых покойные размещались преимущественно головой на юг.
Захоронения здесь производились в период с 10 по 13 век. В 11-12 веке сожжение уже не применялось. Усопших помещали в деревянные колоды, гробовища или срубы и опускали в могильные ямы и насыпали курган. С победой христианства курганы как форма захоронения прекратили свое существование.
Наиболее распространенным типом поселения были небольшие селища, располагавшиеся по берегам рек и озер. На них выявлены жилые постройки, следы железоделательного и меднолитейного производств, разнообразная продукция этих ремесел, изделия из рога и кости.
В хозяйственном укладе населения большую роль играли скотоводство и охота.
Поддерживались оживленные торговые связи с западными и восточными странами.
По представлениям древних, умерший только менял местожительство, продолжая в загробном мире ту же жизнь, что и на земле.
В мужскую могилу клали оружие - мечи, наконечники копий и стрел, топоры.
Женщин погребали в праздничном наряде, украшенном бронзовыми или серебряными ювелирными изделиями.
В эпоху средневековья древняя весь проживает не только в юго-восточном Приладожье. Русские летописи сообщают: "А на Белоозере седять весь".
Языковеды делят вепсов на 3 диалектные группы: северных вепсов, живущих в Карелии по юго-западному побережье Онежского озера, средних - в северо-восточной части Ленинградской области и северо-западной части Вологодской области и южных, населяющих Бокситогорский район Ленинградской области.
Оценили 9 человек
22 кармы