Очередная статья Евгения Чернышева посвящена сравнению двух понятий. Одно из них спасительно для Русской цивилизации, другое призвано ее погубить.
«В последние годы на Руси заметно крепнет патриотическое направление мысли. Однако единственной внятно сформулированной, систематически продвигаемой и «по умолчанию» подразумеваемой идеологией, к сожалению, по-прежнему остается либерализм. До поры до времени, в условиях постоянного экономического роста, могло казаться, что их сосуществование вполне возможно. Но сейчас, наверное, всем уже очевидно, что они прямо противоречат и взаимно исключают друг друга. Либо патриотизм, либо либерализм. Обычный человек не будет разбираться в тонкостях либеральной идеологии, но может подпасть под ее пагубное влияние. Значит, разобраться за него, донести до него и уберечь его от либерального падения должны мы — патриоты. И сделать это просто, ясно и доступно. Что называется, на пальцах.
Об этом как раз статья. В ней я предлагаю простейшее, на мой взгляд, объяснение того, чем различаются либерализм и патриотизм. Объяснение, обращающееся напрямую к мировоззренческим основам — не проговариваемым, а потому самым глубинным.
Итак, патриотизм (в какой бы форме он ни выступал – православно-монархический, советско-коммунистический, евразийский и т.д. ) непременно исходит из простой и очевидной для носителей патриотической идеи мысли, что:
1) целое всегда важнее простой механической суммы всех своих частей;
2) целое не сводится к сумме частей;
3) целое всегда предшествует своим частям;
4) только в целом часть является частью;
5) без целого часть жить не может.
Короче говоря — целое важнее своих частей. В качестве целого можно рассматривать любую общность. Например, народ, религиозную принадлежность, языковую группу или даже семью. Так мы приходим к понятию идентичности, объединяющему отдельных своих носителей так же, как целое объединяет свои части. Любая идентичность возможна только через признание главенства целого над частью.
Возьмем семью. Патриотическое понимание семьи – это не просто временное проживание в одном доме нескольких человек. Да, семья состоит из этих человек, но предшествует им, как бы довлеет, нависает над ними своей значимостью, наполняет их проживание объединяющей «идеей семьи». Даже когда мужчина и женщина только вступают в брак, они уже перестают быть просто мужчиной и просто женщиной, они как бы «прирастают» дополнительной значимостью. Недаром апостол Павел, говоря о семье, сказал, что «тайна сия велика» (Еф. 5, 32). Как её разгадать? Да все так же — через признание главенства целого над частями.
То же самое и в отношении Отечества. Да, оно состоит из нас, но предшествует каждому человеку, давая жизнь каждому из нас. Без Отечества мы – никто. Как «жена от мужа и муж через жену» (1 Кор. 11, 12), так и мы все – от Отечества, а Отечество через нас.
Поэтому Отечество – наша большая семья, а семья – малое отечество. Да и само слово «патриотизм» происходит от греч. πατέρασ – отец, что явно указывает на семью. Таков патриотический взгляд на что угодно: вначале идет общность, превосходящая по значению сумму всех своих членов.
Однако в основе либерализма лежит другой взгляд. Он исходит из того, что существуют лишь отдельные вещи, части, индивиды, а целое есть абстракция, выводимая из этого множества. Какая бы ни была сумма частей, эта абстракция не может быть важнее отдельной части. Поскольку реальна только она – отдельная часть, отдельный предмет, отдельный индивид. Все, что помимо этого, — воображение ума, не более.
На этом основании вводится постулат о верховенстве прав и свобод отельного индивида, а интересы общества объявляются химерой, под прикрытием которой притесняются права отдельной частички, этого социального атома, автономного индивида, суверенного гражданина. Обратите внимание, что в последнем понятии суверенитет переносится с государства на гражданина. Гражданин становится сам по себе, безотносительно к своему гражданству. Он становится гражданином глобальной нации, гражданином мира. Такова мировоззренческая подоплека глобализма.
В основе доминирующего до сих пор либерального дискурса «по умолчанию» упаковано представление об онтологическом превосходстве части над целым, реального индивидуального над якобы абстрактным целым. (Истоки этого взгляда восходят к европейской средневековой философской линии номинализма.) Поэтому для человека, придерживающегося таких взглядов, Отечество – это пустая абстракция, т.к. есть лишь отдельные люди. Народ – это простое множество граждан, проживающих на какой-то территории. Семья – это временное совместное проживание по согласию. И так далее.
Но в силу того, что Русской цивилизации органически присуще именно патриотическое целостное представление, наша задача состоит в том, чтобы очищать дискурс от либерального «душка», вскрывая его разлагающую подоплеку. Конечно, простому народу нет дела до всяких теоретических тонкостей, но объяснить на пальцах разницу между русским патриотическим и западным либеральным мировоззрением каждому из нас вполне по силам.
Разумеется, говоря в этой статье о патриотизме и либерализме, я существенно упростил картину, но для простоты понимания она вполне годится. И когда наш народ явственно поймет, ЧТО ему предлагают под видом «прав и свобод», он навсегда отринет либеральную приманку. Больше мы на эту удочку не попадемся!».
Евгений Чернышёв, Донецк
Оценил 1 человек
1 кармы