Критерии научного знания

2 962

Критерии научного знания

А) Возьмём на входе в чёрный ящик улитку и… посмотрим, что будет на вы-ходе.

Нельзя понять окружающий нас мир, не постигая взаимосвязи между различными событиями, происходящими в нём. Эти существенные взаимосвязи, по определению и есть законы окружающего мира, в изучении которого человечество делает только первые шаги, и большая часть этих законов ещё не открыта. Если быть более точным, то постигнуть реальные законы мира способны немногие. Однако уже с определённого периода человек разумный начинает постигать законы той реальности, которую может наблюдать. При этом каждый индивид наделён определёнными возможностями, опреде-лённой силой по структуризации, созданию и изменению субъективной реальности, которая может быть частично или почти полностью иллюзорна, то есть быть достаточно далека от реальности мира.

То, что собственная субъективная реальность иллюзорна, не означает её «неправильность», скорее просто неприменимость её в полном объёме другими людьми, при этом для создателя этой реальности она может оставаться единственно правильной. Мир постоянно меняется под напором структуризаторов реальности.

Большинство людей не обладают достаточной силой и возможностями по структуризации реальности или не могут их реализовать. К тому же у созданных реальностей есть свои хранители, задача которых в постоянной реструктуризации реальности. Поэтому люди живут, используя готовые структуры, штампы, воплощая реальности, созданные другими, живут как статисты из-за особенностей работы мозга или по обстоятельствам.

Тем же, кто хочет что-либо изменить в окружающей реальности, необходимо понять: как и при каких условиях это можно сделать. Создав сколь угодно устойчивую, энергетически насыщенную субъективную реальность и только её, невозможно изменить субъективные реальности остальных людей, а если при этом окружающие будут неадекватны – надеемся, что судьба Джордано Бруно вам не грозит, но и с распростёртыми объятиями вас не примут. При этом вы останетесь в своей реальности, а они – в своей.

Как попытаться понимать других, не похожих на нас, понять границы иллюзорности их субъективных реальностей, свои возможности по структуризации чужих реальностей, пути развития этих возможностей и свой путь в мире. Рекомендация простая, нужно достичь независимой точки зрения. Чем человек отрешённее от суеты, от личных иллюзорных проблем, от своего «эго», тем его иллюзии носят более прозрачный характер и он меньше генерирует неприемлемую для других на данном этапе развития субъективную реальность. Согласно определениям современной психологии, личность является продуктом общественных отношений, которые сами по себе немыслимы без межличностных (человеческих) отношений, часто носящих иллюзорный характер. Отрешение от иллюзий по поводу своей личности и личностей окружающих людей даёт возможность человеку постижения сущности этих отношений не как абстрактного знания, а как целостной насыщенной картины.

Разовьём пример П. Д. Успенского. Возьмём улитку. Предположим, что она обладает рецепторами, очень отдалённо напоминающими человеческий глаз. В силу эволюционной неразвитости мозга улитка видит только впереди себя и на некотором расстоянии. Если впереди и чуть в стороне улитки вращать бумажный круг с секторами, раскрашенными в различные цвета, то улитка не установит, что нечто меняет свои цвета. Она скорее почувствует шорох бумаги или поток воздуха от вращения и каким-то образом отреагирует на это. Если же взять другое, более эволюционно развитое животное, с более развитыми органами чувств, то такое животное не сможет установить определённую закономерность в смене цветов, но их чередование запоминает и даже воспринимает бумажную вертушку за живой объект. Человек уже может понять всю механистичность такого движения и установить закономерность смены цветов, так как его мозг более развит.

Для постижения картины меняющейся реальности и вектора её изменений необходимо понять, что действительно движется, а что только вращается, создавая иллюзию движения. В процессе эволюции собственного сознания, мы с удивлением обнаруживаем что-то, что раньше воспринималось нами как атрибут живого, как движение, оказывается обычным механическим вращением. Это вращение, подобно водовороту, затягивает в себя живое, живые людские души, делая их частью мертвого (а точнее условно живого) механизма. К таким механизмам, например, можно отнести механизмы рынка, механизмы власти, механизмы государства.

Только живой способен влиять на механизм, поправлять и чинить его. Те же, кто превратился в часть механизма - лишь частично живые. Наши предки называли таких людей «нежитью». Именно поэтому периодические попытки «людей власти» изменить механизм власти – всего лишь определённая программа механизма, которой он следует. Это механическая программа, не имеющая ничего общего с жизнью. Делегирование кому-либо полномочий управлять собой, вероятно, худшая форма рабства: сытого и тупого.

Сделаем выводы. Для организма отражение изменений в окружающем мире важнее, чем отражение самого окружающего мира. Не так важно как выглядит предмет, важно как он движется. Чем менее изменчива окружающая среда, чем меньше движения вокруг – тем меньшее давление испытывает организм в эволюционном направлении. Мозг (и нервная система в целом) начинает своё формирование как орган движения в окружающем мире. Более развитый мозг потенциально способен на большее разнообразие движений в более широких природных условиях. Более совершенный мозг может отличать механические движения от живых, движение от иллюзии движения.

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить
  • Иии? ------ Подпись: Любопытный зануда