Прислушаемся к Рене Генону

0 702


Самые серьёзные проблемы современного человека

происходят от того, что он утратил чувство

осмысленного сотрудничества с Богом в его

намерении относительно человечества.

Достоевский

СМИ сообщили о результатах одного исследования: лишь 6 человек владеют половиной всех богатств этого мира. А ведь ещё совсем недавно в 2010 году таковых было 54 человека. Убийственная динамика! А если продолжить логику, на долю следующего пласта богачей приходится, пожалуй, ещё не меньше половины от оставшейся от супербогачей.

Исходя из медицинских понятий (а чем ещё руководствоваться, если исходить из определения человечества как живого организма?), ситуация явно нездоровая. По этой аналогии денежно-финансовая система подобна живой кроветворной системе, тогда как сами деньги есть кровь её. Теперь представьте себе картину: кучка разбухших от живой крови упырей пребывающих в огромной обескровленной массе всего остального конгломерата живой материи, по капле выдавливающей из себя всякую новую дозу жизненной энергии, чтобы упыри, упаси Боже, не лишились смысла своего существования. А смыл этот, как мы видим по результату, предельно далёк от стремления к всеобщему благоденствию, какой бы благой деятельностью ни оправдывали себя эти определённо талантливые люди.

Да и похоже, что не в них и не в их деятельности причина болезни. Они лишь рудокопы, щедро снабжающие прожорливого дракона золотой рудой. Дракон этот – мировая финансово-экономическая система, идеологически заточенная на пожирание, пропускание через свою утробу всех мировых активов, превращение их в капиталы. Образно говоря, банки – это фабрики по производству консервных банок, на которых можно нанести ярлык – «капитал». Что представляет из себя содержимое банки, каково его качество и происхождение определить невозможно, да это никого и не интересует. Счёт идёт на количество. А количество категория материальная. Тогда как качество – духовная.

Но, к общему несчастью, результат не окончательный. Понятно, что нездоровье не путь к благоденствию, а хроническое нездоровье, охватившее человечество в наше время и проявившееся в череде нескончаемых финансово-экономических и политических кризисов, уже явственно ощущается предвкушением большой катастрофы для всех.

И, если это предвкушение сегодня стало осязаемо многими, то первые симптомы катастрофы могли рассмотреть лишь единицы, когда ещё тенденция проявляла себя лишь в отдельных вспышках болезни.

Одним из первых, громко заговоривших о глобальных кризисных явлениях в мире, был французский философ Рене Генон, написавший в 1927 году книгу, которая так и называлась «Кризис современного мира». Впрочем, называть Генона философом следует с большой оговоркой, поскольку он был убеждённым противником современной (обозначаемой им как «западной») философии, как, впрочем, и всей науки, называя их «профаническими», то есть давно порвавшими с Основами Высшей Мудрости, с Божественной Софией, укоренёнными в духовные Традиции, которые Запад, по его мнению, всегда последовательно извращал:

"Что же касается традиционных наук Средневековья, то после нескольких последних проявлений приблизительно на этом временном рубеже они исчезли так же безвозвратно, как науки далеких цивилизаций, разрушенных тем или иным катаклизмом. Но на этот раз на их месте не появилось ничего аналогичного. С этого времени существуют лишь "профаническая философия" и "профаническая наука", основанные на полном отрицании подлинного интеллекта, на сведении знания к его самым низшим уровням — эмпирическому и аналитическому изучению фактов, не связанных с Принципом, на расстворении в бесконечном количестве малозначительных деталей, на накоплении необоснованных гипотез, бесконечно разрушающих друг друга, и на фрагментарных точках зрения, не способных привести ни к чему иному, кроме как к узко практическому использованию. Именно в этой чисто практической сфере и следует искать единственное безусловное преимущество современной цивилизации — преимущество отнюдь не завидное, так как исключительная озабоченность именно этой практической стороной дел в ущерб всем другим придало этой цивилизации сугубо материальный характер, сделав ее воистину чудовищной".

Прислушаемся к его мнению и задумаемся: справедлив ли был автор, вынося беспощадный приговор современному миру 90 лет назад. Время лучший судья и беспристрастный изобличитель всякого явления, если оно имеет место в жизни. Задумаемся о причинах, породивших глобальный кризис западной цивилизации, на которые указывал Генон:

"Находится все больше людей, осознающих (хотя подчас и весьма туманно), что западная цивилизация не может бесконечно развиваться в одном и том же направлении, и что в какой-то момент она достигнет определенной точки, в которой развитие прекратится, а сама эта цивилизация возможно полностью исчезнет в результате страшного катаклизма. Вероятно, не все ясно представляют себе, откуда исходит главная опасность. Фантастические или ребяческие страхи, часто высказываемые по этому поводу, в достаточной мере свидетельствуют о наличии здесь множества заблуждений и предрассудков. Однако в любом случае налицо ощущение какой-то опасности, даже если она воспринимается не столько умом, сколько с помощью чувств. Уже достаточно того, что многие начинают понимать, что цивилизация, которой так гордятся современные люди, отнюдь не занимает привилегированного положения в мировой истории, и что ее может ожидать та же участь, которая ранее постигла множество других цивилизаций, исчезнувших в более или менее отдаленные эпохи и подчас оставивших после себя лишь едва различимые или почти совершенно нераспознаваемые следы".

И далее, куда спешим и чего ожидать:

"Когда утверждают, что современный мир находится в состоянии кризиса, под этим обычно имеют в виду, что он достиг критической стадии своего развития, и что неизбежна его тотальная трансформация. Такая трансформация, в свою очередь, предполагает радикальное изменение всего хода его развития, должное с необходимостью рано или поздно произойти, хотя и неизвестно, случиться ли это по воле людей или помимо нее, внезапно или более или менее постепенно, в результате катастрофы или без нее. Такое понимание кризиса совершенно правомочно и отчасти соответствует тому, что мы и сами здесь имеем в виду; однако, именно отчасти, так как мы придерживаемся более общей точки зрения, согласно которой вся современная эпоха в целом, весь современный мир как таковой, находятся в состоянии глубокого кризиса. Именно поэтому мы озаглавили книгу "Кризис современного мира". В настоящее время очевидно, что кризис приближается к своей развязке, и это предельно усугубляет ненормальность того положения дел, которое существует уже в течении нескольких столетий, но последствия которого никогда еще не были столь чудовищны и откровенны, как сегодня. По этой причине ускоряется и последовательность разворачивающихся событий, и очевидно, что все это может продлиться еще какое-то время, но все же отнюдь не до бесконечности. И даже если не знать точного временного предела, трудно отделаться от ощущения, что все это будет продолжаться не так уж и долго".

Противоречат ли эти высказывания нашим ощущениям?

Генон исследует проблему настолько глубоко, что истоки её находит в области метафизических проявлений. Его исследования уводят нас в глубину веков, в глубину духовных традиций:

"Некоторые люди, не дав себе труда как следует вчитаться в написанные нами книги, считают почему-то своим долгом упрекнуть нас в том, что мы, якобы, утверждаем, будто все традиционные доктрины приходят с Востока, и что даже в эпоху западной античности Запад неизменно черпал свои традиции исключительно на Востоке. Мы никогда не писали и не могли написать ничего подобного, хотя бы уже потому, что нам прекрасно известно, что это совершенно не соответствует истине. В действительности данные Традиции явно противоречат подобной идее: существуют достоверные свидетельства того, что Примордиальная Традиция настоящего цикла пришла из гиперборейских регионов. Позднее существовало несколько вторичных потоков этой Примордиальной Традиции, соответствующих различным периодам истории, и один из наиболее важных из них, по крайней мере, тот, следы которого все еще можно различить, несомненно перемещался с Запада на Восток".

"...в древние эпохи, и даже в Средневековье, естественная склонность западных людей к действию отнюдь не мешала им признавать превосхоство умозрения, то есть чистого интеллекта. Почему же в современном мире это совсем не так? Не потому ли, что люди Запада утратили свой интеллект, чрезмерно развивая склонность к действию, вплоть до того, что изобрели особые теории, ставящие действие превыше всего остального и доходящие, как это произошло в рамках прагматизма, до отрицания каких-либо иных ценностей, кроме самого этого действия? Или изначальное признание приоритета точки зрения о превосходстве действия над умозрением само собой привело Запад к той атрофии интеллектуальных способностей, которую мы наблюдаем сегодня?".

Очевидно, что Генон здесь склонен слишком хорошо думать о свойствах человеческого интеллекта, приписывая ему свойства мудрости, до которых интеллект только следует развить путём жизненного опыта. Но не всякий путь может оказаться верным, как не всякий интеллект способен отыскать его. И не об атрофии интеллектуальных способностей следовало бы говорить. Научно-технический прогресс не подтверждает этого, а о неразвитой способности человечества извлекать уроки жизненного опыта. Причём именно всего человечества, а не отдельных особей, приобретших сомнительную способность извлечения своей жизненной выгоды из неспособности всего остального человечества осознать свою общую выгоду. Но таких особей по определению не может быть много, что и подтверждается результатами исследования, с которого мы начали наше повествование. В этом и есть исток всех наших бед – маленькая кучка особей, игнорируя общий смысл существования всех, захватила право на истину, возведя её в своё право. И ДЕЙСТВУЕТ по законам установленным ими, не считаясь ни с какими нашими УМОЗРЕНИЯМИ.

"Актуальное противоречие между Востоком и Западом основывается на том, что Восток утверждает безусловное превосходство умозрения над действием, а современный Запад, напротив, превосходство действия над умозрением... Все восточные доктрины без исключения, равно как и древние доктрины Запада, утверждают превосходство умозрения над действием, превосходство того, что неизменно, над тем, что подвержено изменению. Действие, будучи преходящей и временной модификацией бытия, не может нести в самом себе свой принцип и свою собственную причину. Если же оно вообще не зависит ни от какого принципа, выходящего за пределы этой обусловленной сферы, то оно является лишь чистой иллюзией. Принцип же, сообщающий действию всю реальность его существования, а также обеспечивающий возможность этого существования, следует искать лишь в сфере умозрения или в области чистого знания, так как чистое знание и умозрение суть синонимы, или по меньшей мере, они сущностно совпадают друг с другом, так как чистое знание, обретаемое в процессе умозрения, невозможно отделить от самого этого процесса".

Генон справедливо рассуждает, что наше знание не есть знание жизни, которая, будучи всё более разнообразной по условиям существования, утратила своё самое ценное ощущение - ощущение удовлетворённости жизнью. Бессмысленность такого существования в итоге порождает глубокое разочарование жизнью, её суетным, то есть бесцельным характером, порождает пессимизм настроений, не способный вдохновить на постижение высоких жизненных идеалов. Отсутствие жизненного оптимизма удерживает современного человека в границах материального мира, наполненного конкурентной борьбой, несправедливостью, беспринципностью, грубостью чувств и низменностью целей.

"Только знание позволяет выйти за рамки ограниченности этого мира, и когда оно достигает сферы неизменного, то есть становится знанием чисто метафизическим, знанием самого Принципа, то есть Знанием в самой глубине своей сущности, оно само становится неизменным, так как всякое подлинное знание состоит в отождествлении с объектом этого знания, и в данном случае с самим Принципом. Именно это упускают из виду современные люди: они не признают ничего кроме чисто рассудочного, дискурсивного знания, которое, будучи лишь "отраженным знанием", с необходимостью является косвенным и несовершенным. Но и это низшее знание они ценят все меньше и меньше и лишь в той степени, в какой оно способно служить осуществлению какой-то непосредственной практической цели. Полностью захваченные действием, вплоть до заведомого отрицания всего, что выходит за его пределы, современные люди не замечают, как вырождается само это действие, превращаясь, за недостатком принципа, в тщетную и пустую суету".

Действительно, только глубокая неудовлетворённость жизнью побуждает современного человека к активному действию по изысканию всё новых и новых целей, которые оказываются всё также далеки от тех высоких жизненных идеалов, которые человек за суетностью жизни не успевает даже определить для себя.

"В действительности, одной из самых подозрительных особенностей современного мира является потребность в нескончаемой деятельности, в бесконечных изменениях, в погоне за скоростями, в стремлении поспеть за все убыстряющимся ритмом разворачивающихся событий. Это — количественное рассеяние во множественности, которая более не объединена никаким осознанием высшего Принципа. В повседневной жизни, равно как и в научных идеях, мы повсюду видим анализ, доведенный до предела, анализ в этимологическом смысле этого слова, то есть разделение, разложение, бесконечную дезинтеграцию человеческой деятельности во всех ее разновидностях. Эта неспособность западных людей к синтезу и концентрации является в глазах людей Востока чертой шокирующей. Это — естественный и логичный результат все возрастающего материализма, так как сама материя есть множественность и разделение. И вот почему, заметим по ходу дела, все, проистекающее из сферы материи, может породить лишь ссоры и конфликты между различными народами или личностями. Чем глубже нисхождение в материю, тем больше и сильнее противоречия. С другой стороны, чем выше подъем к чистой духовности, тем ближе к единству, которое может быть полностью реализовано только в знании универсальных Принципов".

Действительно, отличительной чертой современной эпохи всё более явственно становится конфликтность времени, в наибольшей степени проявляющаяся в сфере глобальных интересов, то есть в международной политике. Национальные интересы, не способные подняться выше материального расчёта, разобщены настолько, что могут проявлять себя только в форме конфликта, взаимопретензий, а в крайних случаях и наглого притязания на чужое посредством доведения конфликта до стадии грубого силового воздействия. Применение грубой силы в международных взаимоотношениях - верный признак несправедливости притязаний, положенных в основу этих взаимоотношений. Особую циничность такого рода взаимоотношениям придаёт стремление подчинить этой хищнической задаче весь интеллектуальный потенциал человечества. Вся современная наука брошена на усиление позиций двуногих хищников этого мира, на усиление их выживаемости и экспансии их интересов.

Если утрата наукой истинного целеполагания была заметна Генону только в виде тенденции, то в наше время это стало уже свершившимся фактом:

"Подобную тенденцию можно заметить и в научной сфере, где исследования зачастую ведутся гораздо в большей степени исключительно ради них самих, нежели ради каких-то частных и фрагментарных результатов. Здесь мы также наблюдаем все убыстряющуюся смену необоснованных теорий и гипотез, создаваемых лишь для того, чтобы тут же смениться другими, имеющими еще более короткий срок существования. Это порождает подлинный хаос, в котором тщетно искать какие бы то ни было твердые принципы, так как здесь все сводится к чудовищному накоплению ничего не значащих и ничего не доказывающих деталей и фактов. Естественно, мы имеем в виду лишь теоретические науки, конечно, если такие еще существуют. Прикладные науки, напротив, дают действительные результаты, и это понятно, поскольку эти результаты имеют отношение непосредственно к области материи, то есть к единственной области, где современный человек может похвастаться подлинным превосходством. Поэтому следует предвидеть, что открытий, а точнее, механических и промышленных изобретений с каждым днем будет становится все больше и больше вплоть до конца данного цикла. И кто знает, не явятся ли разрушительные возможности, которые им сопутствуют, одним из главных факторов в последней катастрофе, если события достигнут той стадии, когда избежать ее будет уже невозможно?"

И далее, о самой важной причине:

"Знание освящает действие, не разделяя его необходимые издержки. Духовное управляет временным, не смешиваясь с ним. Таким образом, все остается на своем месте, на своем собственном уровне в пределах универсальной иерархии. Но где в современном мире мы сегодня можем еще встретить идею иерархии? Никто и ничто сегодня не находится на своем надлежащем месте. Люди не признают более никакого подлинно духовного авторитета на собственно духовном уровне и никакой законной власти на уровне временном и «светском». Профаническое считает себя вправе оценивать Сакральное, вплоть до того, что позволяет оспаривать его качество или даже отрицать его вовсе. Низшее судит о высшем, невежество оценивает мудрость, заблуждение господствует над истиной, человеческое вытесняет божественное, земля ставит себя выше неба, индивидуальное устанавливает меру вещей и претендует на диктовку Вселенной ее законов, целиком и полностью выведенных из относительного и преходящего рассудка. "Горе вам, слепые поводыри!" — гласит Евангелие. И в самом деле сегодня повсюду мы видим лишь слепых поводырей, ведущих за собой слепое стадо. И совершенно очевидно, что, если эта процессия не будет вовремя остановлена, и те и другие с неизбежностью свалятся в пропасть, где они все вместе безвозвратно погибнут".

Как напоминают все вышеуказанные характеристики лицо либеральной идеологии, цепко охватившей умы уже не единичных личностей, а целых сообществ, выстраивающих свою жизненную активность в конкурентной борьбе, которая зовётся политикой, на этой отвязной идеологии. Принцип либеральной идеологии можно охарактеризовать всего одним лишь словом - беспринципность.

В результате, химерическое лицо современной политики всё более приобретает черты питающей её идеологии.

"Если под словом «демократия» понимать полное самоуправление народа, правление народа над самим собой, в таком случае оно заключает в себе абсолютную невозможность и не может иметь никакого реального смысла ни в наше время, ни когда бы то ни было еще. Не следует поддаваться гипнозу слов: представление о том, что одни и те же люди одновременно и в равной степени могут быть и управляющими и управляемыми, является чистейшим противоречием, поскольку, если использовать аристотелевские термины, одно и то же существо в одной и той же ситуации не может пребывать одновременно в состоянии «акта» и «потенции». Соотношение между управляющим и управляемым с необходимостью предполагает наличие именно двух полюсов: управляемые не могут существовать без управляющих, даже если эти последнии незаконны и не имеют на власть никаких других оснований, кроме своих собственных претензий. Но вся искусная хитрость тех, кто в действительности контролируют современный мир, состоит в способности убедить народы, что они сами собой правят. И народы верят тем охотнее, что это для них весьма лестно, тем более, что они просто не обладают достаточными интеллектуальными способностями, чтобы убедиться в совершенной невозможности такого положения дел как на практике, так и в теории. Для поддержания этой иллюзии было изобретено "всеобщее голосование": предполагается, что закон устанавливается мнением большинства, но при этом почему-то всегда упускается из виду, что это мнение крайне легко направить в определенное русло или вообше изменить. Этому мнению с помощью соотвествующей системы внушений можно придать желаемую ориентацию. Мы не помним, кто впервые употребил выражение "фабрикация мнений", но оно удивительно точно характеризует данное положение вещей, хотя к этому следует добавить, что не всегда те, кто внешне контролируют ситуацию в обществе, располагают всеми необходимыми для этого средствами. Последнее замечание помогает понять, почему полная некомпетентность даже самых высоких политических деятелей не имеет все же решающего значения для состояния дел в обществе. Но поскольку мы не намереваемся здесь разоблачать систему действия того, что называют "механизмом власти", заметим лишь, что сама эта некомпетентность политиков лишь служит укреплению демократической иллюзии, о которой мы говорили выше. Более того, некомпетентность необходима таким политикам, чтобы подкрепить видимость своей изначальной причастности к большинству, чтобы доказать свое сходство с большинством, которое, будучи поставленным перед необходимостью высказать свое мнение по тому или иному вопросу, обязательно обнаружит свою полнейшую некомпетентность, так как большинство в своей массе с необходимостью состоит из людей некомпетентных, в то время как люди, основывающие свое мнение на действительно глубоком знании предмета, всегда неизбежно окажутся в меньшинстве".

Вот уж где в полной мере проявляется принцип: количество категория материальная, тогда как качество - духовная, так это в политике. Но, какие цели ставит перед собой политика, таковы и средства, которыми она оперирует.

И далее, нам в назидание и поучение:

"В традиционной цивилизации почти невозможна ситуация, в которой человек приписывал бы ту или иную идею исключительно самому себе. А если бы все же кому-нибудь пришло в голову совершить нечто подобное, его авторитет тут же упал бы, и доверие к нему было бы полностью подорвано, при том, что сама подобная идея была бы расценена как бессмысленная фантазия. Если идея истинна, она принадлежит всем, кто способен ее постичь. Если она ложна, то ее изобретение не может представлять никакой ценности, и вера в нее не будет иметь никакого смысла. Истинная идея не может быть «новой», так как истина не является продуктом человеческого разума. Она существует независимо от нас, и все, что мы должны сделать — это постараться понять ее. Вне такого познания существуют лишь ошибки и заблуждения. Но разве современные люди хотя бы в малейшей степени озабочены истиной? Разве у них осталось еще хотя бы какое-то представление о том, что она из себя представляет? В данном случае, как и во многих других, слова окончательно потеряли всякий смысл, и некоторые современные прагматисты доходят до того, что применяют понятие «истина» ко всему тому, что может быть практически полезным, то есть к тому, что лежит совершенно за пределом интеллектуальной сферы. Впрочем, отрицание истины, равно как и интеллекта, объектом которого является истина, есть закономерное и логическое следствие современного извращения".

Тут Генон входит в собственное противоречие. Не сам ли интеллект отрицает истину?

И не к интеллекту ли направлен этот призыв: «...истина не является продуктом человеческого разума. Она существует независимо от нас, и все, что мы должны сделать — это постараться понять ее». Поймём ли?

Вооружившись опытом девяностолетнего умозрения, нетрудно понять, что смысл всех проблем современного мира следует искать как всегда где-то посередине. Золотой середине.

Бездеятельное умозрение, то есть пустое созерцание без действия - дремучий традиционализм, уже никак не вписывающийся в современные представления о жизни - путь, ведущий к одичанию, поражению перед Западом, перед его неудержимой экспансией. Что и наблюдается в современном мире.

Действие без осознания, то есть без высокой цели - дремучий индивидуализм, то же одичание, падение нравов - путь, ведущий к поражению самой жизни, её природных основ.

Россия - мост между Востоком и Западом. Исконный народ России - генетический потомок Примордиальной традиции, прародитель высокой цели, синтеза духовной традиции, выражающейся принципом и одновременно целью - "Во имя!" Извечный русский вопрос "Зачем?" означает сознательную деятельность во благо этой цели.

Всесторонняя необъятность России, как результат провидческого её пути, только утверждает в справедливости этого пути. А текущий результат следует измерять не с позиции сравнения с западными достижениями, которые с каждым очередным кризисом становятся всё более сомнительными, а с позиции вечности. Таким образом и следует проявиться синтезу культур восточных и западных. Действовать энергично по западному образцу, оценивать результат по восточному - глубоко умозрительно.

Решение кадровых проблем (3-5 ч.) (продолжение)

Методология объединенияКраткоЧасти 3-53. Личностный фактор и процессы объединения и разделения людей        Решение кадрового вопроса лежит в русле рассмотрения проблем объединения...

Они ТАМ есть: «Солнышко моё…»

Ни Марина, ни муж ее Виталий не поддерживали майдан. Это было бы смешно, живя в русском городе, имея нормальное образование, верить в секту, носящую кругами гробы на майдане. Они, как и...

Сегодня 26 апреля вдоль ЛБС прилетало на Украину

Прилетало очень хорошо, в отличии от тыловых украинских городов. Там только тревогу объявляли и писали «слава ппо». Это как у простывших или пожилых людей: есть позыв, бежит человек в о...