Сущность живого организма – это единая цепь хорошо организованных физико-химических реакций, которые строго сбалансированы, точно обусловлены пространственно-временной очередностью событий. Бесчисленное множество превращений одних молекул в другие создаёт энергетическую и материальную основу жизни человека. Трудно себе представить, что природа в лице Создателя идеи, организовав такой сложный процесс преобразований веществ, не поставила перед собой эволюционной цели совершенствования первичной материи, создания более сложных и высокоорганизованных её форм.
Конечно, именно эта цель и стояла перед Создателем, для чего он в систему эволюционных преобразований включил разум как управителя материальных процессов. Инструментом разумной деятельности выступает мозг человека, двуполушарное строение которого должно гарантировать взаимоувязанное, сбалансированное эволюционное развитие (сводя разговор о принципах мышления к функциональному строению мозга, то есть к механизму мышления, мы умышленно упрощаем вопрос с целью лучшего прояснения этих принципов, тогда как особенности мышления определяются не столько строением мозга, имеющим подчиненное значение, сколько психологической направленностью мышления, удерживающей процесс в тех или иных функционально-позиционных границах). Различные полушария мозга человека, как установила наука, специализируются на решении совершенно различных задач и по отношению друг к другу выполняют взаимодополняющие функции.
Левое полушарие специализируется на восприятии только трёхмерного пространства, воспроизводящего мир в доступном нам образе. Оно оперирует такими элементами формальной логики как факт, последовательность, конкретность, воспроизводит речь, при этом руководствуется формальным смыслом слов, без постижения их глубинного содержания. Левое полушание решает практические (тактические) задачи реализации мышления и целеустремления. Ограниченность восприятия мира не позволяет мозгу целиком отображать процессы, происходящие в мире, поэтому левое полушарие воспринимает реальность фрагментарно, дифференцирует её на составные фрагменты по свойствам, возможностям практического применения. Носители преимущественно левополушарного мышления легко встраиваются в общепринятый порядок поведения, критическая составляющая их ума, как правило, не выходит за пределы стандартных стереотипов, составляющих этическую норму мышления.
Правое же полушарие мозга человека ориентировано на восприятие многомерного пространства, на формирование в сознании человека единой, целостной, абстрактной картины мира. Свойственное ему так называемое «образное мышление» объединяет разрозненное, воспроизводит недостающее, позволяет предусмотреть и интуитивно предугадать последствия тех или иных действий, критически осмыслить их, увидеть целостную картину всех мировых процессов в их органической взаимосвязи. Правое полушарие оперирует не конкретными фактами, а полноценными образами, воспроизводящими реальность в полноте многообразия и сложности. Именно из правого полушария человек черпает творческое вдохновение и способности выстраивать своим воображением творческие проекты, формировать будущее, то есть раскрывать в себе богоподобные созидательные возможности. Способности к правополушарному мышлению обеспечивают человеку интуитивные наклонности, расширение диапазона возможностей приспособления к среде существования без покорного подчинения ей, формируют личностное отношение к жизненным реалиям исходя не из внешних установок, а из внутренних нравственных посылов.
Плодотворность мышления определяется способностью гармонично развить и продуктивно увязать свойства обоих полушарий работы мозга. Выраженный и устойчивый перекос в развитии одной из сторон блокирует общие потенции мозга, деформируя личность. Так уклон в сторону развития логического мышления превращает человека в сухого, бездушного прагматика, а чрезмерное развитие чувственного аппарата делает его неспособным решать конкретные практические задачи, которые ставит жизнь. Те пресловутые 3-5% реализации современным человеком потенций мозга, должны пробудить в нас вопрос: в какой сфере его потенций находится тот тупик, неспособность преодолеть который тормозит наше дальнейшее развитие? А дело в том, что каждое из полушарий, выполняя лишь свою техническую часть обработки информации, стратегически руководствуется командами своей материнской платы – большого мозга, функционально объединённого в центральную нервную систему (ЦНС) человека, вся сложность строения и функционирования которой должны дать представление о поразительной сложности процесса эволюции той системы, которая формирует наше сознание и, следовательно, наши жизненные цели, наши идеалы, прокладывать путь к которым и призван весь наш мозговой аппарат. Общая стратегическая задача как для левого, так и для правого полушария мозга определяется способностью первого выявить и выправить все зигзаги практического пути, обеспечивающего свободное продвижение к цели, заданной вторым. Разумеется, успешность выполнения задачи будет тем более гарантирована, чем согласованнее будет понимание цели обоими исполнителями. Таким образом, потенции развития мозга пребывают в той степени и на том уровне, на котором пребывают наши жизненные цели. Так неужели можно, пренебрегая этим великим даром, не научиться эффективно пользоваться им?!
В идее организации мозга человека чётко просматривается принцип субъективной эволюции сознания, сформулированный Гегелем в лаконичной формуле: тезис + антитезис = синтез. Так, левое полушарие фиксирует, дифференцирует картину мира в доступном ему восприятии и оформляет её в своём сознании в виде ощутимой реальности (тезис); правое полушарие анализирует все составляющие этой реальности, взаимоувязывает понятия, корректирует их, исходя из единого идеального принципа (антитезис). Результатом этой работы должно явиться качественно новое представление о реальности (синтез), которое должно стать программой действий для человека (целью). При этом понятие «анти» не выражает враждебности, антагонизма сущностей, так как в основе обеих сущностей лежит понятие идеала в абсолютной полноте его проявления (тезис + антитезис), который не может быть противопоставлен самому себе в сущности, но только лишь в степени количественно-качественного наполнения. Здесь сопоставляются внешнее зеркальное отображение идеала и его глубинное содержание. Подлинная сущность проявляется лишь в синтезе этих двух положений, когда внутреннее содержание и внешнее проявление совпадают в своей сущности. Проще сказать, когда не остаётся противоречий между вопросами "Как?" и "Зачем?" или целью и средством её достижения. Поэтому принципиально неважно, кого мы одарим званием носителя идеала – реальность или сознание, ибо только в их взаимодействии возможно его проявление.
Этот же принцип распространяется на материальную составляющую человека – его тело, где материя (тело) в своём естественном развитии и реальности выражает тезис; мозг, сознание – путём анализа, сопоставления и корректировки параметров эффективности и целесообразности жизни материи, выступает в роли антитезиса; в результате должна рождаться новая совокупность более совершенной формы человека – носителя нового духа (откорректированного, очищенного сознания).
Оценили 3 человека
7 кармы