«Поединок с жизнью» АЛЕКСАНДР КУПРИН к 150-летию со дня рождения писателя
«Я самым талантливым из нынешних писателей считаю Куприна. Куприн - настоящий художник, громадный талант. Поднимает вопросы жизни более глубокие, чем у его собратьев». Лев Николаевич Толстой.
Творчество А. И. Куприна – одно из наиболее ярких событий в русской прозе начала XX века. Оно привлекает читателей глубоким и многосторонним интересом к человеческой личности. Повествование в его произведениях, как правило, очень зрелищно, ненавязчиво и без ложной умозрительности обращено к поискам смысла жизни. Он размышляет о любви, ненависти, воле к жизни, отчаянии, силе и слабости человека, воссоздает сложный духовный мир человека на сломе эпох.
Для Александра Ивановича Куприна жизнь и творчество неразделимы.
Жадный до впечатлений, он вел страннический образ жизни. О его бурной жизни ходили легенды. Обладая недюжинной физической силой и взрывным темпераментом, Куприн жадно устремлялся навстречу любому новому жизненному опыту.
Известный российский литературовед С.Чупринин писал, что "Куприн может быть смело назван самым здоровым, самым жизнерадостным и жизнелюбивым в кругу русских писателей XX века".
Оптимизм Куприна - одно из выражений того духовного здоровья, которое было характерно для его дарования.
Александр Иванович был чрезвычайно колоритной фигурой.
Корней Чуковский приписывал Куприну «неутомимое, жадное зрение, а также редкостный дар слышать и воспроизводить человеческий голос во всех его многообразных тональностях», Фёдор Шаляпин называл Александра Куприна «самым чутким носом России», намекая на его непревзойдённое обоняние.
Всю жизнь Куприн писал о сильных и здоровых — богатырях, профессиональных борцах, настоящих мужчинах: боготворил их. Да и сам был богатырём.
"Шея у него была бычья, грудь и спина — как у грузчика; коренастый, широкоплечий, он легко поднимал за переднюю ножку очень тяжелое старинное кресло", — вспоминал Корней Чуковский.
Чем только не приводилось ему заниматься: он был суфлером и даже актером в театральной труппе, псаломщиком в храме и лесным объездчиком, корректором и управляющим имением; он выращивал табак и учился на зубного техника, поднимался в небо на воздушном шаре и летал на аэроплане со знаменитым русским летчиком
Сергеем Ивановичем Уточкиным, спускался с водолазами под воду и занимался французской борьбой и даже создал зимой 1896 года Легкоатлетическое общество. Он искал все новых и новых впечатлений, новых встреч в своей пестрой жизни. Среди его друзей - портовые грузчики и рыбаки, писатели и артисты. Писателя всегда отличала любовь к приключениям, экстриму, интерес к людям «опасных профессий». Много необычного было в судьбе писателя.
Жизнь словно интереснейший приключенческий роман
Александр Куприн с рождения знал, что назван в честь Александра Невского, и видел тайный смысл в том, что появился на свет в годовщину Бородинского сражения. Кадет, юнкер, поручик пехоты, треть своей жизни он отдал служению Вере, Царю и Отечеству. Предполагал быть генералом, но стал писателем.
Александр Куприн родился 26 августа 1870 года в уездном городе Наровчате Пензенской губернии. День рождения Александра Ивановича Куприна по новому стилю отмечают 7 сентября.
Отец его был коллежским регистратором. Мать, Любовь Алексеевна, происходила из обедневшего рода татарских князей Колунчаковых. Александр Иванович гордился татарскими корнями и любил наряжаться в традиционную одежду своих предков.
Кроме Александра в семье было еще двое детей. После смерти отца от холеры в 1871 году, семья осталась без средств к существованию.
Благодаря энергии матери, старшая дочь была определена в Петербургский женский институт, а вторая дочь в Московский сиротский институт. Летом 1874 года Любовь Алексеевна вместе с сыном переехала в Москву и поселилась во Вдовьем доме.
В 1876 году из за крайней бедности она отдала сына в Разумовский пансион - Александровское малолетнее сиротское училище.
В 1880 году Александр Куприн поступил в военную гимназию, позже преобразованную в кадетский корпус. В 1888 году он продолжил военное образование в Александровском юнкерском училище.
В 1890 году после окончания училища подпоручик Куприн был направлен в Днепровский пехотный полк, который стоял в Проскурове Подольской губернии. Офицерская жизнь, которую он вел в течение четырех лет, дала богатый материал для его будущих произведений.
Летом 1893 года Куприн отправился в Петербург, чтобы поступить в Академию Генерального штаба, но из за скандала, произошедшего по дороге в Санкт Петербург, в результате которого Куприн сбросил в воду полицейского, ему было запрещено сдавать экзамены. Он вернулся в полк.
В 1894-м вышел в отставку, мечтая о свободной, вольной жизни. Куприн переехал в Киев и подрядился репортером в здешние газеты. Вся жизнь его отныне походила на калейдоскоп с частой сменой места жительства и рода занятий. Куда только не заносила его судьбина: на Волынь и в Одессу, Сумы и Таганрог, Зарайск и Коломну…
Испытание славой
В 1901 году Куприн вместе с Буниным отправляется в Санкт-Петербург. Очень скоро Александр Куприн становится постоянным автором известных петербургских журналов — «Русское богатство», «Мир Божий», «Журнал для всех».
Один за другим выходят рассказы, поставившие его автора в число самых читаемых, самых любимых русских писателей: «Прапорщик армейский», «Кадеты», «Олеся», «Конокрады», «Белый пудель», «Поединок», «Гамбринус».
После выхода «Поединка» Куприн становится всероссийской знаменитостью. Пришла настоящая слава, широкое признание, уверенность в завтрашнем дне.
Писатель проходит самое сильное испытание — славой. «Это была пора, — вспоминал Бунин, — когда издатели газет, журналов и сборников на лихачах гонялись за ним по... ресторанам, в которых он проводил дни и ночи со своими случайными и постоянными собутыльниками, и униженно умоляли его взять тысячу, две тысячи рублей авансом за одно только обещание не забыть их при случае своей милостью, а он, грузный, большелицый, только щурился, молчал и вдруг отрывисто кидал таким зловещим шепотом "Геть сию же минуту к чертовой матери!" — что робкие люди сразу словно сквозь землю проваливались». Лощеные снобы петербургской богемы, цыганские певицы и бега, наконец, важный генерал, брошенный им в бассейн со стерлядью... — весь набор «русских рецептов» для лечения меланхолии, в которую почему-то всегда выливается шумная слава, был им перепробован» Только заботы и любовь его жены Елизаветы помогали Куприну в самые сложные периоды жизни.
Все произведения Куприн писал, опираясь на собственный опыт. Где-то увидел, где-то услышал, через что-то прошел сам. Это внесло на страницы его произведений множество ярких красок, деталей, дух здоровой романтики, и все это самым интересным, увлекательным, трогательным образом воплощено в рассказах, повестях, романах.
В 1909 году за три тома художественной прозы Александр Иванович Куприн был удостоен академической Пушкинской премии. Вручал её президент Российской академии наук Великий князь Константин Константинович. Спустя три года, в 1912-м, крупный российский издатель выпустил собрание сочинений А.И.Куприна в девяти томах.
Певец возвышенной любви.
В 1908 - 1910 годах Куприн создает целый цикл новелл о любви. Этот ряд открывается повестью «Суламифь»: "До тех пор, пока люди будут любить друг друга, пока красота души и тела будет самой лучшей и самой сладкой мечтой в мире, до тех пор, клянусь тебе, Суламифь, имя твое во многие века будет произноситься с умилением и благодарностью"
Про «Гранатовый браслет» писатель говорил, что ничего более целомудренного он еще не писал. Этот замечательный рассказ о любви, выражаясь словами самого Куприна, — “великое благословение всему: земле, водам, деревьям, цветам, небесам, запахам, людям, зверям и вечной благости и вечной красоте, заключенной в женщине”. Несмотря на то, что в основу «Гранатового браслета» положены реальные жизненные факты и у его героев есть свои прототипы, он представляет собой яркий образец романтической традиции.
По мнению многих исследователей, «мастерски выписано в этой повести все, начиная с ее названия. Само заглавие удивительно поэтично и звучно. Оно звучит как строка стихотворения, написанного трехстопным ямбом».
Самым удивительным в этой повести можно считать эпиграф: «L. van Beethoven.2 Son (op. 2, № 2). Largo Appassionato». Здесь печаль и восторг любви соединяются с музыкой Бетховена.
Рассказ «Гранатовый браслет» - это учебник жизни, источник мудрости и нравственной чистоты. Сущность великого чувства открывается нам во всей полноте. Мы снова и снова думаем о вечном, непреходящем, о том, что волнует людей во все времена.
Война
В 1914 году началась война, и в ноябре поручик Куприн был призван в армию. К 44-летнему поручику, казалось бы, вернулась юность. С горящими глазами он вновь облачается в военную форму, крепит к тулье фуражки ополченческий крест и следует к месту назначения, в Финляндию. Со свойственным ему азартом берется за дело. Преподает ополченцам устройство винтовки Бердана, осваивает рассыпной строй и движение короткими перебежками.
"Его положительно обожали солдаты за простое доверчивое к ним отношение, за внимание к личным особенностям каждого подчиненного, за исключительную отзывчивость и заботы, а также за живой и мягкий характер", — писал корреспондент «Русской иллюстрации» в 1915 году. Комиссованный позже по болезни сердца, на этот раз он об армии жалел: "В офицерском составе уживались лишь люди чрезмерно высоких боевых качеств"
Как личную трагедию воспринял Куприн поражение армии на бескрайних просторах России. "Я склоняю почтительно голову перед героями всех добровольческих армий и отрядов, полагавших бескорыстно и самоотверженно душу свою за други своя», написал он о солдатах и офицерах, сражавшихся за землю Русскую в Гражданскую войну" написал он в рассказе «Купол Святого Исаакия Далматского».
На чужбине
В 1919 году вместе с отступающими войсками генерала Юденича Куприн с женой Елизаветой и дочерью Ксенией добирался до Финляндии, а оттуда в Париж, и прожил там семнадцать томительно долгих лет. В эмиграции Куприн очень тосковал по России.
Во Франции после революции осело около 150 тысяч эмигрантов из России. Париж стал русской литературной столицей — здесь жили Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус, Иван Бунин и Алексей Толстой, Иван Шмелев и Алексей Ремизов, Надежда Тэффи и Саша Черный, и многие другие известные писатели. Образовывались всевозможные русские общества, выпускались газеты и журналы... Ходил даже такой анекдот: встречаются на парижском бульваре два русских: - Ну, как тебе здесь живется? - Ничего, жить можно, одна беда - слишком много французов!
Практически все произведения, написанные Куприным в эмиграции, пользовались популярностью у читателей. Во Франции он создал четыре крупных работы - «Купол святого Исаакия Далматского», «Колесо времени», «Юнкера» и «Жанета», а также большое количество коротких рассказов философскую притчу о красоте «Синяя звезда».
В чужих краях Александр Иванович часто размышляет о русском характере, о русской душе. Один из этюдов эмигрантского периода так и называется - «Русская душа»: "Kонечно, очень легко упразднить душу и рассчитать за ненадобностью Бога, возглавив над миром интересы желудка и пола: гораздо становится удобнее и проще протянуть временное земное бытие, чем перейти потом навсегда в черное “ничто”. Но русскому человеку не жить без души. Хорошее есть старое мужицкое словечко. Пожалейте мужика, скажите ему: “Ах ты, бедный!” Он поправит вас: “Беден один черт. У него души нет”.
Христианские мотивы
Писатель милостью Божией - точнее о Куприне, пожалуй, и не скажешь. Интересен купринский православный хронотоп, его понимание времени сродни церковному. Основные события его рассказов практически датируются церковными праздниками. Это Рождество Христово, святки, Великий пост, Страстная седмица, Пасха, именины. События целой группы рассказов - «святочных» - происходят на Рождество или на святочной неделе. Эти рассказы наполнены ожиданием чуда, невозможного и необходимого: «Тапер» - об исполнении заветной мечты юного талантливого музыканта, «Палач» - о посвящении в рыцари презираемого палача. «Чудесный доктор» - о спасении нищенствующей семьи.
Среди героев Куприна часто можно встретить представителей духовного сословия: священников, церковных старост, иконописцев... Писал он и о чтимых всем православным людом святых Иоанне Кассиане Римлянине, о Святителе Николае архиепископе Мир Ликийских, о Сергии Радонежском и о Серафиме Саровском. Чего стоят только названия: «Два святителя», «Молитва Господня», «Московская Пасха».
Рассказы насыщены христианской атрибутикой: описываются иконы, лики, упоминаются монастыри и церкви, герои часто накладывают на себя крестное знамение, благословляют, взывают к святым угодникам. Христианские мотивы у А.И. Куприна неисчерпаемы, наполняя художественный мир христианской символикой писатель создает неповторимый слепок жизни православного народа, его духовное богатство.
Вдали от отчей земли, Александр Иванович написал рассказ «Пасхальные колокола», где вспоминает родное, заветное, увиденное в далеком-далеком детстве: «Вот и колокольня. Темноватый ход по каменной лестнице, идущей винтом. Сыро и древне пахнут старые стены. А со светлых площадок все шире и шире открывается Москва. Но вот и он, самый главный, самый громадный колокол собора; говорят, что он по величине и по весу второй в Москве, после Ивановского, и потому он — гордость всей Пресни. Самый верхний этаж — и вот видна вокруг вся Москва: и Кремль, и Симонов монастырь, и Ваганьково, и Лефортовский дворец, и синяя изгибистая полоса Москвы-реки, все церковные купола и главки: синие, зеленые, золотые, серебряные... Подумать только: сорок сороков! И на каждой колокольне звонят теперь во все колокола восхищенные любители. Вот так музыка! Где есть в мире такая?»
«Мне нельзя без России. Даже цветы на Родине пахнут по-иному»
Первое время, пока еще сохранялась иллюзия унесенной с собой родины, Куприн пытался писать, но дар его постепенно угасал, как и могучее когда-то здоровье, все чаще он жаловался, что работать здесь не может.
В письме от 6 августа 1926 года Куприн пишет: "Эмигрантская жизнь вконец изжевала меня, а отдаленность от родины приплюснула мой дух к земле!"
Жизнь в Париже очень быстро приелась автору и вогнала его в глубочайшую депрессию: "Живешь среди у памятников величайшей культуры, среди умных и добрых людей. Но все точно понарошку, точно развертывается кадры фильма кинематографа, — писал он. — И вся молчаливая, тупая скорбь в том, что уже не плачешь во сне и не видишь в мечте ни Знаменской площади, ни Арбата, ни Поварской, ни Москвы, ни России..."
Куприн всячески пытался разогнать тоску — работой, вином, переездом на дачу, возвращением во французскую столицу. Однако не помогало ничего - с каждым годом литератор все больше и больше впадал в хандру, избавиться от которой можно было лишь возвращением в Россию. "Если бы я знал, что умираю, непременно и скоро умру, то я бы уехал на родину, чтобы лежать в родной земле", — подчеркивал он в середине 30-х годов.
В 1936 году Куприн поделился своими мечтами о возвращении с художником Иваном Билибиным, а тот, в свою очередь, передал услышанное советскому полпреду во Франции Владимиру Потемкину. Позднее посол написал следующее: «Просится обратно» В итоге единственным решением стало возвращение на родину, которое в 1937 году поддержал лично Иосиф Сталин.
29 мая 1937 года в Париже на Северном вокзале Александр Иванович Куприн сел в поезд. Провожающим запомнились его слова: "Я готов пойти в Москву пешком".
Весной тяжелобольной Куприн вернулся в Россию, тепло встреченный своими почитателями. На Белорусском вокзале 31 мая 1937 г. Куприна встречала делегация Союза писателей СССР во главе с А. Фадеевым. Цветы, пресса…
Куприных поселили в один из лучших номеров «Метрополя», позже они уехали в Ленинград, где им выделили квартиру. Как-то он смотрел на прохождение солдат и с восхищением сказал: "Это все те же русские солдаты, та же хорошая выправка".
Летом супруги Куприны отдыхали в Голицыно. Нас школьниками водили в Дом писателей на экскурсии.
Запомнился рассказ учителя из воспоминаний Телешова: "В один из солнечных летних дней в гости к нему приехали матросы-балтийцы. Александра Ивановича вынесли в кресле на лужайку, где матросы пели для него хором, подходили, пожимали руку, говорили, что читали его «Поединок», благодарили... Куприн молчал и вдруг громко заплакал"
Хотя замечательный русский писатель довольно долго прожил вдали от Родины, но жизнь и творчество его завершились в России, и последним пристанищем писателя стало Волково кладбище.
Александр Иванович Куприн умер 25 августа 1938 года. По свидетельству Елизаветы последние дни Александр не отпускал ее руку и нежно улыбался. «Перекрестился и говорит: «Прочитай мне «Отче наш» и «Богородицу».
Константин Паустовский писал: «Мы должны быть благодарны Куприну за все – за его глубокую человечность, за его тончайший талант, за никогда не умиравшую в нем способность загораться от самого незначительного соприкосновения с поэзией и свободно и легко писать об этом, и, наконец, за любовь к своей стране, за непоколебимую веру в счастье своего народа»
Материалы
1 Об Александре Ивановиче Куприне https://www.pravoslavie.ru/392...
2 Семейный альбом Куприна http://www.cuprinka.ru/ethnogr...
3 Христианские мотивы в творчестве А.И. Куприна https://dep_literator.pnzgu.ru...
4 В. Н. Афанасьев. А.И. Куприн. Критико-биографический очерк
5 АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН. «МОСКОВСКАЯ ПАСХА» https://www.liveinternet.ru/us...
6 Виктория Миленко «КУПРИН: Возмутитель спокойствия» https://coollib.com/b/393490/r...
Опубликовано https://proza.ru/2020/09/03/86...
Оценили 104 человека
212 кармы