• РЕГИСТРАЦИЯ

ВАСИЛИЙ ТРОПИНИН «Нравственный подвиг русского художника»

396 4574

К 245 -летию со дня рождения Василия Андреевича Тропинина

Мальчик с жалейкой, 1810-е, Третьяковская галерея, Москва

Тропинин Василий Андреевич - выдающийся русский художник, написал более трёх тысяч картин, недаром он вошёл в золотой век русской живописи. Мастер романтического и реалистического портретов, и его полотна являются жемчужинами русского искусства.

К счастью для всех любителей изобразительного искусства, от современных Василию Андреевичу Тропинину до его почитателей наших дней, Бог вложил в художника не только огромный талант живописца, но и великие смирение и мудрость. Иных объяснений трагично-оптимистичной судьбы замечательного отечественного портретиста, пожалуй, не найти.

Среди русских живописцев первой половины XIX века Василий Андреевич Тропинин особенно дорог нам за обаяние творческой индивидуальности художника и то узнаваемое сердцем ощущение русскости, что пронизывает все его работы.

Сильный характер, терпение и безграничная любовь к искусству помогли В.А. Тропинину отстоять своё право заниматься любимым делом и стать одним из крупнейших портретистов начала XIX столетия.

Современники высоко ценили Василия Андреевича Тропинина, при упоминании его имени подчас даже звучал эпитет «гениальный». О художнике говорили: «портретист великий», «натуралист неподражаемый», успехи его представлялись триумфом. 

Судьба Тропинина по-своему уникальна. Выходцу из крепостных, ему посчастливилось встретить на своем жизненном пути Александра Сергеевича Пушкина, Николая Михайловича Карамзина, Карла Брюллова, Ореста Кипренского, русского философа-славянофила Юрия Самарина.

Портрет Юрия Фёдоровича Самарина в охотничьем костюме. 1846 год.Холст, масло. 101 х 81,2 см.Государственная Третьяковская галерея. Москва.

 Живописец, не закончивший курса Академии художеств уже тогда снискал славу лучшего портретиста Москвы.

Василий Тропинин родился 29 марта 1776 года в семье крепостных крестьянин, в селе Карповка, расположенном недалеко от города Череповца, в имении графа Антона Сергеевича Миниха. Отец Тропинина был старостой крепостных крестьян, затем управляющим и за честную службу получил от графа личную вольную, однако на его детей вольная не распространялась, они продолжали считаться крепостными. Благодаря хлопотам родителя, мальчик четыре года учился в начальных классах Новгородской народной школы, там же у Василия проявилась и тяга к рисованию.

После окончания школы мальчика взяли на службу в господский дом. Желание рисовать все больше укреплялось в его душе, но он не мог найти ничего подходящего для изображения. Тогда Вася стал помогать в работе горничным, которые прислуживали в господских покоях. За это девушки разрешили ему в отсутствие хозяев заходить в комнаты и рисовать все, что, по его мнению, являлось искусством. Рисунки Васи никто всерьез не воспринимал, и окружающие лишь посмеивались над ним. Да и вообще о своей жизни в доме Миниха Тропинин не любил вспоминать.

Искусствовед Александра Амшинская писала: «По семейным преданиям потомков Минихов известно, что рисунки дворового мальчика забавляли господских детей, были своего рода курьезом для взрослых. Однако никто никакой пользы в них не видел».

В начале 90-х годов семья крепостного Тропинина перешла в качестве приданого к младшей дочери графа Миниха – Наталье, которая вышла замуж за Ираклия Ивановича Моркова. 

Графы Морковы – это родовитые новгородцы, отважные воины, защитники земли русской, отмеченные ещё царём Иваном Грозным, который жаловал их поместьями вблизи Москвы. Граф Ираклий Иванович – сподвижник Суворова, герой штурма Очакова, участник взятия Измаила. За участие в польской кампании он был пожалован алмазной шпагой и великолепным поместьем в Малороссии.

Тогда же Тропинины переехали в Москву. Приглядевшись к Тропинину, граф Ираклий Иванович усмехнулся: «Что? Хочешь учиться искусству? Пожалуйста! Поедешь ты, Василий, в Санкт-Петербург, к графу Завадовскому, у коего служит знаменитый кондитер. У него и будешь обучаться искусству – кондитерскому». Есть воспоминания, что Василий создавал настоящие художественные творения в оформление тортов, изображая башни, животных, людей и другие элементы на тортах для своего хозяина.  

В 1793 году Тропинин, под присмотром двоюродного брата графа, Алексея Морокова, переехал в Петербург, где жил в доме графа Завадовского. Здесь он впервые взял в руки кисть и краски, украдкой пользуясь уроками жившего у хозяев художника. Тропинин часто вспоминал, что, когда он убегал к живописцу «посмотреть», жена кондитера приказывала привести его оттуда за уши и отодрать, после чего долго-долго втолковывала, что конфеты и варенья прибыльнее и вкуснее, нежели краски и карандаши.

Случайно Алексей Иванович с удивлением узнал, что мальчик много рисует, а после просмотра рисунков крепостного молодой граф решил во чтобы то ни стало уговорить кузена отправить Тропинина учиться в Академию художеств, и в конечном итоге добился его согласия, пообещав брату, что возместит все издержки.

С 1798 по 1804 год Тропинин жил в Петербурге, стал  вольнослушателем  Императорской Академии художеств, где посещал портретный класс известного профессора, любимого  портретиста императора Павла I,  Степана Семёновича Щукина.

Учился он блестяще и вскоре получил Серебряную и Золотую медали. За время учебы в Академии Тропинин приобрел дружественное расположение и уважение лучших студентов: Кипренского, Варнека, Скотникова. Годы, проведенные в Академии, стали самыми счастливыми для художника.

На академической выставке 1804 года была представлена его картина «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке», которая была отмечена самой императрицей Елизаветой Алексеевной.

Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке

Однако успех Василия неадекватно повлиял на графа Моркова, который не позволил своему крепостному продолжать образование в академии. В том же году Тропинин был отправлен в новое имение Моркова в Малороссии – село Кукавку Подольской губернии. Ему было поручено стал архитектором строящейся церкви, расписать и писать для нее иконы.

В Кукаевке Василий Тропинин много рисовал простых людей и крепостных и это было начало нового направления в русской живописи – критического реализма. 

В 1807 году Василий Тропинин обвенчался с Анной Ивановной Катиной, свободной поселенкой, которая не испугалась выйти замуж за крепостного человека. Тропинины прожили вместе больше пятидесяти лет.

«Портрет А. И. Тропининой, жены художника»

Портрет жены художника — Анны Ивановны Тропининой — одно из самых вдохновенных произведений художника. Лицу молодой женщины с неправильными чертами лица присуща необычайная прелесть и одухотворенность.

Спустя год у Тропининых родился сын Арсений.

«Портрет Арсения Тропинина» подкупает искренностью и чистотой эмоций, написан он легко и обобщенно. Изысканный колорит построен на сочетании золотисто-коричневатых тонов. Портрет Арсения Тропинина и сегодня остаётся одним из лучших детских портретов в мировой живописи

Морков ценил талант своего усадебного художника, доверял ему важные семейные дела и в конце концов освободил от любых других занятий кроме живописи. Но Тропинин был еще и самым надежным человеком в окружении графа. Отечественная война 1812 года застала Тропинина в Малороссии. Граф Морков самоотверженно прыгает в седло, назначенный указом императора возглавлять московское ополчение, забирает с собой сыновей и только успевает отдать приказ Василию Андреевичу: позаботиться об имуществе, людях и прочих делах.

Тропинин вернулся в Москву одним из первых и помогал восстанавливать дом Морковых. В 1813 г. все было готово к возвращению хозяев. После их приезда Тропинин написал семейный портрет Морковых.

«Семья графов Морковых, 1813, Третьяковская галерея» Вся семья Морковых в сборе и в приподнятом, поэтическом настроении. Отец семейства грузно сидит в кресле, в окружении взрослых детей. У его ног кудрявая собака - верный пудель. Рядом стоят взрослые сыновья. Ушедшие в поход почти мальчиками, как Николай Морков, офицеры мужали на полях брани и возвращались, гордые боевыми наградами. Отец и сыновья в мундирах ополченцев. Справа, у клавесина, в белом платье, сидит вторая дочь, Вера, изящно касаясь клавишей тонкой рукой. В центре – самая эффектная фигура портрета – старшая дочь Наталья. Она стоит, торжественно улыбаясь, и держит в руках рукоделие, на переднем плане, её воздушная фигура будто притягивает к центру все остальные.

Годы с 1813 по 1818-й были очень плодотворными для художника. Москва приходила в себя после нашествия Наполеона. В середине 1810-х годов ему позировал издатель П.П. Бекетов, задумавший серию гравированных портретов известных русских деятелей. Тогда же свой портрет Тропинину заказывает самый известный в Москве поэт И.И. Дмитриев.

«Портрет И.И. Дмитриева»

Постепенно круг заказчиков Тропинина расширяется. Он пишет портреты героев Отечественной войны - генералов И.И. Алексеева, А.П. Урусова, Ф.И. Талызина, П.И. Багратиона.

«Портрет П. И. Багратиона»

В 1818 году Тропинин написал портрет историка Николая Михайловича Карамзина, который был гравирован и открывал собрание сочинений писателя.

Портрет историка Карамзина Николая Михайловича, 1818, ГТГ

Тропинин задал творческий импульс камерному портрету в московской живописи, его работы были известны всей Москве. Поэтому поклонники таланта Тропинина всё более стали просить или требовать его освобождения от крепостничества, и в 1823 году в возрасте 47 на Пасху Василий Андреевич получает долгожданную вольную. Граф Морков уступил давлению передовой части общества, но не хотел расставаться с Василием Андреевичем и даже предлагал ему остаться жить в своем доме, но Тропинин не согласился. Освободившись от крепостной зависимости, Василий Андреевич решил получить статус профессионального живописца.

Ему шел сорок восьмой год. Он пользовался определенной известностью и художник пишет Щукину с просьбой оказать содействие для представления своих работ в петербургскую Академию художеств. Работы он переслал в столицу. 20 сентября 1823 года за картины «Портрет художника Е. Скотникова», «Старик-нищий» и «Кружевница» Тропинин получил звание Академика.

Кружевница, 1823

Тропининская «Кружевница» стала новым, ярким явлением в русском искусстве того времени. Наиболее точно это выразил друг художника П. Свиньин: «И знатоки, и незнатоки приходят в восхищение при взгляде на сию картину, соединяющую поистине все красоты живописного искусства: приятность кисти, правильное, счастливое освещение, колорит ясный, естественный. Сверх того в самом портрете обнаруживается душа красавицы…»

Весной 1824 года он приехал в Петербург, где написал портрет профессора-медальера К.А. Леберехта и был удостоен звания Академика портретной живописи.

«Портрет профессора-медальера К.А. Леберехта»

Тогда же мастер показал свои картины на академической выставке. Получив признание коллег и любителей искусства, Тропинин написал свой автопортрет.

Автопортрет был написан по заказу Общества и занимает особое место в ряду известных картин художника. В нём Тропинин не только объявляет о своем жизненном призвании, но и утверждает творческое кредо истинно русского художника - не случайно он показывает себя на фоне Кремля, древнего национального памятника. Василий Андреевич изобразил себя в рабочем халате, с кистями и палитрой. У художника открытое лицо, располагающего к себе человека большой внутренней силы, который оказался способным выполнить своё предназначение и сохранил верность искусству, несмотря на все перипетии своей судьбы.

«Автопортрет на фоне окна с видом на Кремль»

«Москва... как много в этом звуке для сердца русского слилось

С 1824 года и до конца жизни Василий Тропинин жил и работал в Москве. Не чуждаясь моды, Москва была больше привержена старине, отчетливее выговаривала по-русски. «Может быть, назначение Москвы состоит в удержании национального начала и в противоборстве иноземному влиянию», - писал в середине 1840-х годов В. Г. Белинский. Москва, лишенная главенствующего положения столицы, всегда сохраняла важную роль в духовной жизни русских. Постепенно она сделалась противоположностью чиновному бюрократическому Петербургу. Устойчивые черты особого московского образа жизни - хлебосольство, гостеприимство, верность русским традициям - были возведены в общественном сознании в ранг качеств национального характера.

Портрет купчихи Е. И. Кaрзинкиной в русском костюме

Неустанное портретное творчество сделало Тропинина известнейшим и ведущим портретистом древней столицы. Художник работал над портретами университетских профессоров и других знатных лиц Москвы. Выполненные им изображения видных городских сановников украшали залы Опекунского совета, Общества скаковой охоты, Сельскохозяйственного общества и других. Его кисть запечатлела целый ряд героев-победителей Отечественной войны 1812 года.

Генерал Горчаков А.И., 1810-е, Костромской музей

Как иконографический материал они были использованы художником Доу при создании Военной галереи Зимнего дворца. 

Постепенно заслуги Тропинина как художника все больше привлекали внимание общества, и став полноправным академиком, он снял квартиру в Москве в доме на Ленивке близ Большого Каменного моста, где и был написан знаменитый портрет поэта Александра Пушкина.

«Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит»

Еще в XIX веке исследователи творчества Пушкина отмечали, что «русская публика остается недовольною почти всеми портретами поэта, сделанными при его жизни». В 1827 году один из современников писал о портрете Тропинина: «Физиономия Пушкина, столь определенная, выразительная, что всякий хороший живописец может схватить ее, вместе с тем и так изменчива, зыбка, что трудно предположить, чтобы один портрет Пушкина мог дать о ней понятие». Очевидно, публике хотелось видеть на портрете не только внешнее сходство, но и материальное воплощение того поэтического дара, которым обладал Александр Сергеевич. В то же время, Иван Тургенев заметил: «Отличительная черта поэзии Пушкина — изящная и умная простота, и эта именно простота должна проявляться в самом изображении поэта». Кажется, что именно этой простоте и следует в своей работе Тропинин.

«Портрет поэта Александра Пушкина»

«Так Риму, Дрездену, Парижу известен впредь мой будет вид»

Вообще, отличительные черты многих портретов Тропинина – это камерность, теплота и уют. Его модели подчас предстают не в мундирах и фраках, а в простой домашней одежде. Художника так и называли – «халатный живописец», а когда заказывали портрет, уточняли: «только непременно в халате». Вот и Александр Сергеевич кисти Тропинина по-домашнему растрепан, непринужденно свободен и расслаблен. Из-под его халата виднеется ворот белой рубахи, а на шее небрежно повязан платок. Широкие складки халата, напоминая античные одеяния, создают при этом впечатление некоторой торжественности. Во всей его позе чувствуется внутреннее достоинство и гордость за свое призвание. Легкий разворот и застывшее импульсивное движение вносит в изображение эффект динамики: он величав и в то же время порывист. Гордо приподнятая голова направлена вправо, лицо внимательно и сосредоточенно. Взгляд широко раскрытых глаз вдохновенно устремлен вдаль. Иными словами, в этом портрете воплотилось и состояние творческого вдохновения, и внутренней собранности, и человеческой теплоты. Портрет Пушкина работы Тропинина до сих пор висит в последней квартире поэта на Мойке.

Помимо портретов на заказ художник писал своих друзей, приятелей и хороших знакомых. К этим дружеским работам художника относятся портреты: гравера Е.О. Скотникова, владельца багетной мастерской П.В. Карташева, скульптора И.П. Витали, гравера Н.И. Уткина, любителя-гитариста П.М. Васильева

Юноша с гитарой, 1823

Перед нами идиллический портрет: молодой человек приятной наружности, в распахнутом на груди халате, с гитарой в руках. Он как бы изливает в романсе чувствительность своей души, свои мечты, свою печаль или радость. В это время в обществе, в городском быту большое место стал занимать лирический романс, и этот образ как бы явился откликом на полюбившееся пение под гитару.

После академической выставки он приобрел известность, круг его клиентов расширился. Тропинин писал портреты московских дворян,  деятелей культуры, представителей простонародья, купцов. Тропинин оставался лучшим портретистом Москвы.

Женщина в окне (Казначейша)

В творчестве Тропинина периода расцвета 1820-1830-е годы наблюдается эволюция живописной манеры: колорит произведений приобретает насыщенность, форма становится более объемной. Усиливаются жанровые мотивы, характерные для всего искусства Тропинина. С годами начинают появляться реалистические тенденции, наиболее отчетливо проявившиеся на закате творчества художника.

Золотошвейка, 1826, Третьяковская галерея

Тщательно проработанные Тропининым детали жанрового портрета сделали из молодой девушки, занятой тяжелым кропотливым трудом, настоящую портретную модель. Художник выписал до мельчайших подробностей каждую деталь — от элементов одежды девушки до стола, за которым она работает. Благодаря такому кропотливому труду и необыкновенному мастерству художника, картина больше похожа на художественную фотографию. Красный платок, покрывающий плечи швеи, и ее вышивка с золотым орнаментом выглядят как живые, готовые всколыхнуться от малейшего ветерка. Уделяя столь большое внимание объектам окружающей обстановки, художник не обделяет и образ молодой девушки. Колорит картины очень свеж и ярок, Тропинин смело играет светом и тенями, вследствие этого не только фигура швеи, но и все остальные элементы интерьера оживают на холсте.

В 1833 г. с образованием публичного художественного класса началась педагогическая деятельность Тропинина. Однако Василий Андреевич никогда официально не числился преподавателем. Один из первых его учеников писал о нем: «Какой прекрасный человек, он как отец принимал нас…» Живописец всегда отказывался от частных уроков, а вернее, от оплаты за них. Он всегда стремился помочь и поддержать начинающих художников.

Важную часть наследия Тропинина составляют его рисунки, в особенности карандашные портретные наброски, выделяющиеся остротой наблюдений. Проникновенная задушевность и поэтически-бытовой, гармонический лад его образов не раз воспринимались как специфическая черта старомосковской художественной школы.

На 1830-1840-е годы приходится наибольшее количество портретов, написанных Тропининым. Про художника говорили, что он переписал "буквально всю Москву". У него сложился широкий и разнообразный круг заказчиков. Тут и первые лица в городской иерархии, люди государственные, а также духовно близкие Тропинину актёры, писатели, художники.

"Портрет Андрея Ивановича Барышникова", 1829

Мирное течение московской жизни всколыхнул приезд Карла Павловича Брюллова в декабре 1835 года. Обеды в честь знаменитого живописца устраивали Московский художественный класс, любитель искусства и коллекционер Егор Иванович Маковский, скульптор Витали. Маковский же и привел Брюллова в мастерскую Тропинина. Биограф художника Рамазанов вспоминает: «Карл Брюллов, поражённый в старце необыкновенной ясностью ума, свежей памятью всего былого, теплотою чувств, живительным взглядом на искусство и удивительным о нём разговором, полюбил Тропинина всей душой и редкий день не навещал его. Не один раз случалось, что, приглашённый на роскошный обед аристократа, Брюллов изменял данному слову и приходил разделить за столом Василия Андреевича простые щи и кашу».

«Портрет Брюллова»

Брюллов высоко оценил искусство и человеческое обаяние первого московского портретиста. И Тропинин был в восторге от своего знаменитого собрата по ремеслу.

Общение с Карлом Павловичем не прошло для него бесследно. У Тропинина появляются произведения большого размера со всеми приёмами и аксессуарами большого парадного портрета. В портрете самого Брюллова артистическую незаурядность художника Тропинин подчёркивает пышным фоном античными развалинами, увитыми виноградными лозами, дымящимся Везувием.

Заслуги Василия Андреевича Тропинина перед русским изобразительным искусством не остались незамеченными. В 1843 году он получил официальное признание - Московское художественное общество избрало его своим почётным членом за «ревностное содействие к пользе и процветанию Общества и училища, при нём состоящего». Это Общество было создано в 1833 году усилиями художников и любителей искусства и благодаря «просвещённому сочувствию частных лиц». Его председателем стал московский генерал-губернатор князь Д.В. Голицын. Учредителями Общества были художники Е. Маковский, Ф. Кюнель, К. Рабус, скульптор И. Витали.

В начале 1850-х годов небывалая популярность Василия Тропинина стала угасать, но привычка к ежедневному труду не позволяла Василию Андреевичу Тропинину оставить кисть. Он продолжал писать, пробовать различные варианты портретных композиций салонного направления. В модном духе выполнен «Портрет супругов Николая Ивановича и Надежды Михайловны Бер»

«Портрет супругов Николая Ивановича и Надежды Михайловны Бер» 1850, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

Благородные господа представлены в роскошных одеждах и свободных позах на фоне богатого антуража собственного дома. Мраморная скульптура пухлого ангелочка, ваза с цветами, бархатная драпировка, восточный ковер на полу — все эти элементы парадной обстановки призваны не столько показать состоятельность заказчиков, сколько продемонстрировать мастерство художника, столь реалистично передавшего убранство комнаты.

 Тропинин и на склоне лет желал оставаться верным своим принципам изображения счастливой жизни портретируемых и объяснял это так: «Кто же любит в жизни смотреть на сердитые, пасмурные лица? Зачем же передавать полотну неприятное, которое останется без изменений, зачем производить тяжелое впечатление, возбуждать тяжелые воспоминания в любящих этого человека? Пусть они его видят и помнят в счастливую эпоху жизни»

Картина «Девушка с горшком роз» представляет собой жанровую сценку. Молодая служанка, прижимая к себе горшок с цветущей розой, забирает со стола поддон и игриво смотрит на зрителя. Милое, чуть смущенное лицо, открытый взгляд, гладко зачесанные волосы и статная фигура девушки, а также крупные розовые бутоны на фоне темного колорита комнаты передают непосредственность и живость юной особы и, безусловно, романтически приподнятое настроение всего полотна.

«Девушка с горшком роз» 1850, Музей В.А. Тропинина и московских художников. Москва

Интересны полотна мастера, отразившие образы «незаметных» жителей Москвы. Это нищие, отставные солдаты-ветераны, старики и старухи, крестьяне, и в каждом из этих образов ощущается неповторимая личность. Художник писал их в основном для себя, однако в том, с какой уважительностью запечатлены они на полотне, ощущается подлинный, непоказной демократизм и гуманизм замечательного мастера-живописца.

«Потрет крестьянина, обстругивающего костыль»

«Детское»

Сам художник говорил, что «лучший учитель — природа, нужно предаться ей всей душой, любить ее всем сердцем, и тогда сам человек делается чище, нравственнее». Именно такую благодарную природу - «натуру» нашел Тропинин в детях. Добрый и отзывчивый, Тропинин первый из русских художников создал так много портретов детей.

Крестьянский мальчик с топориком
«Девочка с куклой»
«Мальчик с пушкой. Портрет князя М.А.Оболенского в детстве» 

«Этот милый женский образ».

Портрет неизвестной с книгой

Василий Андреевич Тропинин - художник с необычайным лирическим даром, он создал множество притягательных женских образов, все эти произведения отличает тонкое понимание оттенков настроения, читается душевная характеристика женщины, как неповторимой личности с романтическим ощущением.

Портрет Л.К. Маковской. 1830
Портрет графини Морковой Наталии Ираклиевны, 1820-е, Третьяковская галерея, Москва
Портрет Е.Д. Щепкиной

Это один из лучших портретов художника, который притягивает к себе, заставляет остановиться, оглянуться, будто изображённая на портрете женщина своим добрым взглядом зовёт вас, чтобы успокоить… От неё веет душевным теплом.

Портрет Екатерины Александровны Сисалиной. 1846
Портрет жены негоцианта Киселева (А.А. Киселевой)
Портрет Анны Андреевны Тропининой, сестры художника
Портрет Е.В. Мешковой урожденной Билибиной 
Портрет Киселевой

Последний год своей жизни Василий Тропинин провел в Замоскворечье, где приобрел небольшой уютный домик. Но особой радости от этого он не испытывал, поскольку постоянно вспоминал свою недавно умершую жену и тосковал. Василий Андреевич пережил ее ненадолго.

Он умер 3 мая 1857 года и был погребен на Ваганьковском кладбище. 

В московской квартире Тропинина была знаменитая дверь. Посетители, не застававшие художника дома, оставляли надписи на двери: «был Брюллов», «заходил Свиньин». Вся она за несколько лет покрылась посланиями друзей и почитателей. Василий Андреевич скучал по этой двери особенно, когда купил домик в Замоскворечье. 3 мая 1857 года все его друзья, художники, почитатели и родные соберутся у дверей этого домика, чтобы проводить Тропинина в последний путь...

Тропинин принадлежит всей России, но, может быть, наибольшее право считать его своим живописцем имеет Москва. Не случайно в 1971 году в Москве был открыт музей Василия Андреевича Тропинина и других московских художников его времени.

На углу улиц Волхонка и Ленивка, на стене московского дома, где более тридцати лет жил и работал Василий Андреевич, установлена памятная доска.

Многочисленные произведения выдающегося мастера украшают залы Государственной Третьяковской галереи в Москве и Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, в собраниях многих музеев и картинных галерей России.

Имя Василия Андреевича Тропинина известно всем, кто знаком с историей русской культуры первой половины XIX века. Но немногие знают, что он совершил настоящий нравственный подвиг, на протяжении многих лет неустанным трудом доказывая свое право заниматься искусством. 

Материалы

1 И.Рудычева Художник В.А.Тропинин https://www.tltsu.ru/uscience/...

2 С. Степанова Самый московский художник https://www.tg-m.ru/articles/3...

3 ТРОПИНИН ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ - русский художник. https://w.histrf.ru/articles/a...

4 Великий крепостной Василий Тропинин https://www.neizvestniy-geniy....

5 Петинова Е.Ф. Василий Андреевич Тропинин. Л.: Художник РСФСР http://www.alib.ru/au-petinova...

6 А.Смольянинов ЖЕНСКИЕ ПОРТРЕТЫ ВАСИЛИЯ ТРОПИНИНА https://www.liveinternet.ru/co...

Радости полон Мир для того , кто смотрит на всех без предубеждения.

    Беспредел вместо законов войны

    Напоминаю, что я по-прежнему не военный эксперт, любые мои мнения насчёт военных действий являются дилетантскими (и дальше согласно стандартному дисклеймеру). Но тут как раз не про военный аспект, а п...

    Китайцы во Франции. Тупосюжетный триллер

    Поотнимаю немного хлебушка у Баграта... Заселяется Си Цзиньпинь в гостиничный номер в Париже, а все ножки у кровати стоят в тазиках с водой. Чтобы клопы с пола на кровать попасть не могли. - А...

    Тот самый случай, когда после приказа Верховного, в Париже, Вашингтоне и Лондоне сделали правильные выводы

    Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Сегодня день лёгкого (а может и не очень) испуга в рядах западных элит.Итак, в 9:00 по московскому времени, появляется информация о том, что Вер...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Индира MOLBERT-Галерея
      25 января 2022 г. 16:49

      Царь русского леса Художник И.И. Шишкин

      25 января 2022 года отмечается 190 лет со дня рождения мастера пейзажной живописи, великого русского художника Ивана Ивановича Шишкина  Иван Иванович Шишкин - один из наиболее известных и любимых отечественных художников, знакомых нам с детства. «Даже совсем не требуется пояснения имени, все его хорошо знают, знают сразу, о чем идет речь. При имени...
      6666
      Индира К другим берегам.
      18 декабря 2021 г. 13:27

      Из твоих снов (5) /Инди-Ра - Корабелов/ Тени из прошлого Художник Андрей Маркин Искусство эмпатии

      Из твоих снов (5)  Тени из прошлого  Слышишь ли шорох летящего времениВечно его колесница в пути.Сердца удары нам слышатся в небе,Звезды во тьме колесницей раздавлены, -Как не рыдать им у тьмы на груди? Друг мой, прощай!Время мне бросило жребий,В сети свои захватило меня,Мчит в колеснице опасной дорогой,Слишком от мест, где ты бродишь, далекой,...
      4726

      М.В. ЛОМОНОСОВ - Великий сын России, универсальный гений, самобытный сподвижник просвещения Мозаичная мастерская Ломоносова

      К 310-летию со дня рождения Великого Русского учёного-энциклопедиста, филолога, создателя университета Михаила Васильевича Ломоносова Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) — первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественног...
      5822
      Индира Момент силы (+18)
      23 октября 2021 г. 13:42

      Сказка про Алёшу и Дракона Тимошу (9) Горыныч Художник Андрей Рябушкин «Русские былинные богатыри»

      Сказка про Алёшу и Дракона Тимошу  «Да разве найдутся на свете такие огни, такие муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу! Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покор...
      5415
      Индира MOLBERT-Галерея
      13 октября 2021 г. 15:35

      Какая красота спасет мир Достоевского Иллюстрации художника Ильи Глазунова

      11 ноября 2021 года исполняется 200 лет со дня рождения величайшего русского писателя, публициста, мыслителя, одного из самых известных русских классиков Фёдора Михайловича Достоевского. Это событие имеет большое значение не только для любителей творчества Достоевского, но и для всей страны, ибо сложно переоценить тот вклад, который внёс писатель, как в...
      5723
      Индира К другим берегам.
      29 сентября 2021 г. 15:36

      Слёзы княгини Северцевой /Инди-Ра - Корабелов/(6) Раскаяние. Художник Станислав Жуковский - лирический пейзажист и непревзойденный мастер усадебного интерьера

      Слёзы княгини Северцевой /Инди-Ра - Корабелов/ (6)  Глава 6. Раскаяние Корнилов никогда не был склонен к самокопанию и рефлексии, и поэтому Андрею показалось странным, что в его памяти, как в невероятном калейдоскопе, всё чаще стали всплывать некоторые события. Скоропостижная смерть князя Северцева после разговора с ним. Ненависть и обеща...
      3996
      Индира MOLBERT-Галерея
      21 августа 2021 г. 12:55

      ХУДОЖНИК ИВАН БИЛИБИН Сотворитель сказочной Руси

      К 145-летию со дня рождения русского художника, графика, иллюстратора, мастера театрально-декорационной живописи И.Я. Билибина. На Смоленском кладбище Санкт-Петербурга есть братская могила с серым надгробным камнем. Крупными буквами на могиле вычеканено «Здесь похоронены погибшие в блокаду в 1942 году профессора Академии Художеств». И далее мелким шрифто...
      6760
      Индира Момент силы (+18)
      9 августа 2021 г. 15:20

      Сказка про Алешу и Дракона Тимошу (8) Беда Исторические картины современного русского художника Андрея Шишкина

      Сказка про Алешу и Дракона Тимошу (8) «Когда у нас в голове добрые мысли, мы видим вокруг себя сказку. Человек, который верит в сказку, однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце» (Сергей Павлович Королёв) История 8.  БедаДракоша Тимоша помог другу выбраться из ямы и скомандовал: - Скорей усаживайтесь на меня и айда отсюда, ...
      5400
      Индира Сказки Конта (+18)
      23 июля 2021 г. 11:34

      Легендарный русский сказочник АЛЕКСАНДР АФАНАСЬЕВ Роспись мастеров Русской лаковой миниатюры

      К 195-летию со дня рождения Александра Николаевича Афанасьева (1826-1871), собирателя и исследователя русского фольклора, историка русской литературы. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» - писал Александр Сергеевич Пушкин.И чего только не бывает в сказках! Русский народ придумывал такие царства-государства, в которых текли молочные реки с ки...
      5958

      ПОЛТАВСКАЯ БИТВА День, когда Россия стала Империей и военной супердержавой. Что общего у Полтавской и Сталинградской битвы.

      К годовщине Полтавской битвы, отмечаемой 8 июля как День Воинской славы. Полтавская битва — крупнейшее генеральное сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII. Полтавскую баталию нельзя рассматривать отдельно от событий всей Северной войны, и осознать ее значение можно лишь в общеисторическ...
      5042
      Индира Час Быка
      12 мая 2021 г. 14:09

      Ad delectandum Навеяно мелодией Алексея Рыбникова Buratino. С Днём Рождения, КОРАБЕЛОВ!

      С Днём Рождения, КОРАБЕЛОВ! Навеяно мелодией Алексея Рыбникова Buratino  Жил-был Бесс, и он хотел быть счастливым. И загрустил наш Бесс и пошел к столбовому камню и взалкал по Богу. И пришел Бог к Бессу и сказал:- Что тебе надобно, Бесс, две буквы сс? - Счастье, это так прекрасно, но у меня нет того, что нужно мне...- Но что же это, Бесс? Скажи...
      4648

      АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ Исторический выбор и образ благоверного князя в русской культурной памяти

      К 800-летию со дня рождения Александра Ярославича, князя Новгородского и Псковского, великого князя Владимирского, героя Невского и Ледового сражений, талантливого полководца и дипломата. Александр Невский - князь Новгородский и великий князь Владимирский с 1252 года. Возглавлял русские войска в Невской битве 1240 года, за что его назвали Невским, а такж...
      4520

      Из твоих снов (4) /Инди-Ра - Корабелов / Непредвиденные обстоятельства Живопись «Сияет дух сиреневый»

      Из твоих снов  /Инди-Ра - Корабелов / Глава 4 Простая девушка с букетом –Сирень, цветущая в руках.И нежный взгляд, скользящий летом,И аромат любви в цветах...Цветет сирень, причал желаний,Рисует в море корабли,Где нас доверчиво встречают Мечты благоухания любви.(М. Поленков) Глава 4  Непредвиденные обстоятельства Сергей ...
      4114
      Индира Сказки Конта (+18)
      23 февраля 2021 г. 10:34

      Русский князь Иван Данилов и заморская девица Катрин (3) /Инди-Ра - Корабелов/ Герцог Крапс

      Русский князь Иван Данилов и заморская девица Катрин /Инди-Ра - Корабелов/ История 3 «Не в силе Бог, а в правде. Иные — с оружием, иные — на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем! Пойдем и победим врага!». (Св. благоверный князь Александр Невский 1221–1263)  История 3 Герцог Крапс Услышав страшный вой, Катрин...
      3510
      Индира Русский Космос
      13 февраля 2021 г. 18:27

      Обнуление(1) Крейсер «Неустрашимый» /Инди-Ра - Корабелов/ Сюрреалистические картины Чи Йошии

      Из неопубликованного исправленное и дополненное  Глава 1 Крейсер «Неустрашимый»  Глава 1 Крейсер «Неустрашимый» Посвящается соавтору Константину Корабелову Часть1 Валькирия ГеллаЭта история случилась с лейтенантом Серовым в самом начале его карьеры на космофлоте Империи Русских.После окончания школы астронавигаторов Конс...
      3200
      Индира К другим берегам.
      30 января 2021 г. 13:30

      Легенда о любви (8) /Инди-Ра - Корабелов/ Кавказский узел. Живопись русского художника Николая Рачкова

      Легенда о любви (8) /Инди-Ра - Корабелов/ «Николай I был человеком принципов, рыцарем на троне, даже его геополитический оппонент Отто фон Бисмарк называл русского императора "рыцарственным самодержцем". "Монарх не имеет права прощать врагов отечества" – эту мысль Николай сформулировал еще юношей. Рыцарь – это идеализм вместо прагматизма, это особые пр...
      3208
      Индира Исторические миниатюры
      5 сентября 2020 г. 14:11

      «Поединок с жизнью» АЛЕКСАНДР КУПРИН

      «Поединок с жизнью» АЛЕКСАНДР КУПРИН к 150-летию со дня рождения писателя  «Я самым талантливым из нынешних писателей считаю Куприна. Куприн - настоящий художник, громадный талант. Поднимает вопросы жизни более глубокие, чем у его собратьев». Лев Николаевич Толстой.Творчество А. И. Куприна – одно из наиболее ярких событий в русской прозе начала XX ...
      3643
      Индира Момент силы (+18)
      28 августа 2020 г. 15:21

      Сказка про Алешу и Дракона Тимошу (7) Кот Мурлыкин

      Сказка про Алешу и Дракона Тимошу«Сказка - великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа» (Алексей Толстой) История 7  Кот Мурлыкин Мурлыкин послушно улёгся на колени своей хозяйки, устроился поудобнее и заурчал. Сквозь прикрытые глазки он ...
      2974

      История заговора масонских идеалистов. Декабристы

      История заговора масонских идеалистов. Декабристы «Государь, не взирая на уверения императрицы, ни на представления усердных предостерегателей, вышел сам, держа на руках 7-ми летнего наследника престола, и вверил его охранению преображенцев. Эта сцена произвела полный восторг в войсках и приятное, многообещающее изумление в столице. Государь сел на белог...
      4616
      Индира Сказки Конта (+18)
      14 июля 2020 г. 12:47

      Русский князь Иван Данилов и заморская девица Катрин (2) /Инди-Ра - Корабелов/ Незваный гость

      Русский князь Иван Данилов и заморская девица Катрин (2) После Грюнвальдской битвы агрессия немецких рыцарей на восток была остановлена. В этот день разбилось все немецкое могущество, доныне заливавшее, как волна, земли зарождающейся Русской Империи. Глава 2 Незваный гость - Эх, времена теперь на Руси наступили спокойные, мирные. Может и пр...
      4015
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика