• РЕГИСТРАЦИЯ
Хроники спецоперации. Обстановка на 11:30 14.08.22

АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ Исторический выбор и образ благоверного князя в русской культурной памяти

293 3640

К 800-летию со дня рождения Александра Ярославича, князя Новгородского и Псковского, великого князя Владимирского, героя Невского и Ледового сражений, талантливого полководца и дипломата.

Александр Невский - князь Новгородский и великий князь Владимирский с 1252 года. Возглавлял русские войска в Невской битве 1240 года, за что его назвали Невским, а также в разгроме немцев на Чудском озере - Ледовое побоище 5 апреля 1242 года. Александр Невский родился 30 мая в 1221 году, умер - в 1263году. Победу над рыцарями Тевтонского ордена он одержал в 22 года. Успешно победить врага в столь молодом возрасте не каждому полководцу по силам. Святой благоверный Великий князь Александр – символ ратного подвига и духовного возрождения России.

О витязь, делами твоими

Гордится великий народ.

Твое громоносное имя

Столетия все перейдет!

(Алексей Константинович Толстой)

Святой благоверный князь Александр Невский - одна из самых знаменитых, почитаемых и значимых личностей в Отечественной истории.

Деятельность Александра Невского служит утверждению национального самосознания, культурной идентичности и самобытности России, живущая в веках память о нем позволяет поддерживать преемственные связи российской истории и культуры.

Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории. В XIII веке то далекое время для Древнерусского государства оказалась исключительно трудным, без преувеличения трагическим и судьбоносным. Не успев оправиться, прийти в себя от нашествия монголов, Русь столкнулась с другим, не менее опасным по своим последствиям историческим вызовом - натиском западных держав.

Сдерживать этот натиск довелось князю Александру Невскому. Молодой новгородский князь оказался между двух зол: с востока опасность исходила от монгольского хана, с запада – от рыцарских орденов, за которыми стояла фигура папы римского.

Западными историками умалчивается факт объявление римской церковью экономической блокады Руси: католические пасторы запрещали торговать с русскими городами, называли русских «врагами веры», а в 1256 году Запад пошел военным походом на Русь и Орду, русские и татары вместе отбивались от шведских, литовских, немецких рыцарей.

Опасность агрессии Запада состояла не только в покорении территории Новгородской республики, но и в духовном подчинении русского населения. Завоевание русской земли шведами или немцами предполагало перемену православной веры на веру католическую.

Главной целью римских понтификов стало мировое господство. Под предлогом защиты христианских ценностей от «неверных» сначала были организованы общеевропейские Крестовые походы в Палестину, на Ближний Восток, а позднее и в Восточную Европу. Существенной составной частью этой программы было стремление папства ликвидировать самостоятельность восточной, греко-православной церкви.

Александру Невскому предстояло сделать свой выбор, который при любом его решении был бы для Руси историческим. И он сделал этот выбор. Он отказался от помощи папы римского и принял помощь Орды против католических западных сил.

Исследователь жизни князя Александра Невского Н. А. Клепинин в своих оценках побед Александра Невского отметил их сущностные смыслы: «На Чудском озере и на Неве Св. Александр отстоял самобытность Руси от Запада в самое тяжелое время татарского полона. Обе эти сечи были битвами, которые не принесли ни мира, ни полного освобождения, но которые обозначают собою глубокий перелом, направляют историческую жизнь народа в иное русло»

Отражение натиска шведов и немцев и встреча с могущественным монгольским ханом Батыем стала рубежным моментом, как в жизни и правления новгородского князя Александра Невского, так и для всей Руси.

Но даже после этих событий римская церковь не оставляла в покое князя Александра. Потерпев поражение в военных походах, глава римской церкви решил испробовать силу убеждений и своеобразные дипломатические приемы. Он присылал своих легатов к Александру, писал ему письма, в которых не только обещал вечное блаженство после присоединения к латинской церкви, но даже помощь в борьбе с татарами.

Историк В.Т. Пашуто подробно описал, как терпеливо слушал русский князь римских посланцев, посоветовался с приближенными боярами, и дал папе письменный, а кардиналам устный ответ: «Сии вся добре съведаем, а от вас учения не приемлем». За этими простыми словами – от вас учения не приемлем – судьбоносный выбор: политический и религиозный.

Но этот выбор князя Александра не поняли и не поддержали его братья. Великий владимирский князь Андрей и тверской князь Ярослав вместе с галицко-волынским Даниилом Романовичем образовали анти-ордынский союз.

За их недальновидность дорого заплатила Русь. Рать Неврюя во Владимирском княжестве, а рать Куремсы в Галицко-волынском разорили эти земли, погубили много людей, а еще больше увели в полон.

Галицко-волынского князя Даниила Романович, как и Александра Невского, соблазняли папские легаты, обещая, как водится, не только вечное блаженство, но и защиту от Орды. Условия тоже были одинаковыми: церковная уния с католиками.

Н.В Неврев «Роман Галицкий принимает послов папы Иннокентия III». 

Князь Даниил согласился на унию, получил титул короля и в сентябре 1247 года Галицко-волынское княжество официально перешло в подчинение Римской церкви. На этом и закончилось исполнение папой римским своих обещаний, никакой реальной военной помощи в противостоянии с Ордой князь-король Даниил не получил, ему все равно пришлось подчиниться монгольскому хану.

Глубокую по смыслу оценку деятельности князя Александра Невского дал ученый Г.В. Вернадский в своей работе «Два подвига Александра Невского»: Князь Даниил, как пишет Г.В. Вернадский, «выиграл несколько отдельных сражений, но проиграл самое главное – Православную Россию. Результатом его политики были долгие века латинского рабства юго-западной Руси. Не прошло и ста лет после смерти Даниила, как вся его отчина - Галицко-Волынская земля - была расхватана соседями: уграми, поляками, литовцами»

Лев Гумилёв видел в Александре Невском архитектора русско-ордынского альянса. Он утверждает, что в 1251 году «Александр приехал в орду Батыя, подружился, а потом побратался с его сыном Сартаком, вследствие чего стал сыном хана и в 1252 году привёл на Русь татарский корпус с опытным нойоном Неврюем». С точки зрения Гумилёва и его последователей, дружеские отношения Александра с Батыем, чьим уважением он пользовался, его сыном Сартаком и преемником — ханом Берке позволили наладить с Ордой возможно более мирные отношения, что способствовало синтезу восточнославянской и монголо-татарской культур.

Павел Рыженко «Сартак» фрагмент триптиха «Солнце русской земли»

Гумилев считал Александра Невского родоначальником объединения евразийского мира. Заложенные князем традиции союза с народами Азии, основанные на национальной и религиозной терпимости, вплоть до 19 века привлекали к России народы, жившие на сопредельных территориях. И наконец, именно потомками Александра Ярославича Невского строилась на развалинах древней Киевской Руси - новая Русь. Сначала она называлась Московской, а с конца 15 века стала называться Россией.

Образ Александра Невского в искусстве

Многие прославленные творцы восхваляли Александра Невского в искусстве. С древних времен имя Александра Невского появляется в различных произведениях: в древнерусских летописях, иконах, художественной литературе, кинематографе, скульптуре, изобразительном искусств. Одна часть художников создавала его портреты и изображала во время сражений, другая предпочла воплотить образ святого, которому сегодня преклоняются многие верующие.

«Взоръ его паче инѣх человекъ, и глас его – акы труба в народѣ, лице же его – акы лице Иосифа, иже бѣ поставилъ его египетьскый царь втораго царя въ Египтѣ, сила же бѣ его – часть от силы Самсоня, и далъ бѣ ему Богъ премудрость Соломоню, храборъство же его – акы царя римскаго Еуспесиана, иже бѣ плѣнилъ всю землю Иудейскую. Инѣгде исполчися къ граду Асафату приступити, и исшедше гражане, побѣдиша плъкъ его. И остася единъ, и възврати к граду силу ихъ, къ вратом граднымъ, и посмѣяся дружинѣ своей, и укори я, рекъ: “Остависте мя единого”. Тако же и князь Александръ – побѣжая, а не побѣдимъ» - такой портрет святого князя оставил нам автор жития.

Личность Александра Невского обладает уникальным статусом в исторической памяти русского народа. Начиная с XIII века его образ воина – защитника тесно переплетается с почитанием как святого Русской православной церкви.

Стараниями Александра Невского проповедь христианства распространилась в северные земли поморов, ему удалось также способствовать созданию православной епархии в Золотой Орде.

В 1361 году он был прославлен в лике святых на местном уровне и официально канонизирован на церковном соборе 1547 года. Почитается как защитник отечества и молитвенник за землю русскую.

Моление князя Александра Ярославича перед Невской битвой 

Образ Александра Невского в искусстве выражался и в возведении храмов в разных городах России. Можно долго перечислять храмы, церкви и часовни, построенные под именем Александра Невского, но стоит назвать города, где каждый может увидеть святое место: Ярославль, Великий и Нижний Новгород, Владимир, Переславль Залесский, Псков и многие другие.

Александр Невский — Святой Благоверный Великий князь

Во второй половине XVII в. был создан уникальный памятник древнерусской литературы «Лицевой летописный свод», который содержал иллюстрированное Житие Александра Невского.

В нём художник стремился дословно описать событие, показывая его во временной протяженности, подобно тому, как это делали в иконах.

В «Лицевом летописном своде» Александр Невский представлен в образе святого князя, в образе верующего без атрибутов княжеской власти, обращающегося с молитвой к Богу, а также в образе святого воина-защитника своих земель. Александр изображён как в парадных княжеских одеждах, пришедших из Византии - в длинной тунике с богатым оплечьем, так и в мантии поверх кольчуги или панциря.

К 1672 г. относится «Большая книга, или Корень российских государей», более известная под названием «Царский титулярник», в котором находились портреты русских государей. В дальнейшем изображение Александра Невского из этого титулярника стало своего рода образцом для многих иконописцев, гравёров, мастеров портретной и исторической живописи.

Одним из выдающихся произведений древнерусской живописи является образ святого Александра Невского в Соборе Василия Блаженного.

Храм Василия Блаженного
«Александр Невский в житии. Икона начала 17 века из Собора Василия Блаженного на Красной площади»

На нем князь представлен в полный рост в образе схимника, воздевшего руку в благословляющем жесте.

Иван Грозный внес личный вклад в придание Александру Ярославичу статуса святого защитника русских земель. В 1551 году перед походом на Казань он провел неделю во Владимире, в молитвах в Рождественском монастыре, где произошло очередное чудо от святых мощей - Иван Грозный объявил о том, что он исцелил от раки князя больную руку.

Михаил Ломоносов увековечил Александра в мозаике и на гробнице Александра Невского были выбиты его слова:

«Великому князю Александру Невскому,

Россов усердному защитнику…,

Укротившему варварство на востоке,

Низложившему зависть на западе»

Александр Невский в эпоху императора Петра Первого

До эпохи Петра лик Святого благоверного князя писали лишь на иконах, а в XVIII веке наряду с иконописными изображениями появляется светская трактовка образа знаменитого полководца, как защитника земли русской. Это было связано с петровскими преобразованиями в стране.

Два события Петровской эпохи – основание новой столицы (1703) и борьба со шведами (Северная война, 1700–1721) – предопределили интерес первого российского императора к крупнейшей личности русского Средневековья Александру Невскому. При возведении Санкт-Петербурга формировался миф о святых – покровителях города. Главный небесный патрон царя были апостол Петр, в честь которого и назвали новую столицу, а также святой благоверный великий князь Александр Ярославич.

Петру I было важно, что именно Александр Невский здесь, у устья Ижоры, то есть фактически в черте новой столицы России еще в XIII столетии побивал шведов. Поэтому не удивительно, что в условиях недавно отгремевшей Северной войны прославление великого полководца, за пять веков до Петра, в 1240 году, добившегося победы над шведами, стало особенно актуально.

Ф.А. Москвитин. Перенесение мощей святого князя Александра Невского императором Петром I в Петербург. 2000

В день заключения Ништадтского мира со шведами, знаменовавшего завершение Северной войны – произошло торжественное перенесение мощей Александра Невского из Владимира, где он был погребен в 1263-м, в Санкт-Петербург.

К началу прошлого века «мощи Александра Невского» были одной из главных святынь империи. Они находилась в Петербурге в специально созданном по личной инициативе Петра I монастыре - Александро-Невской лавре.

Алексей Фёдорович Зубов. «Александро-Невская Лавра». 1717. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Мощи хранились в главном соборе лавры в, специально для них сделанной на Алтае из серебра демидовских заводов, раке. Эта рака - возможно, крупнейшее изделие из серебра в мире весом почти полторы тонны, сейчас экспонируется в отдельном зале Эрмитажа.

21 сентября 1724 года Российский флот в полном составе пошел вверх по Неве навстречу галере с мощами святого. Император перебрался на галеру, сам встал у руля, а бывшие с ним сановники сели за весла. При пушечном салюте и колокольном звоне реликвия была встречена на брегах Невы и перенесена в Троицкий собор первого монастыря Петербурга, который мы сегодня называем Александро-Невской лаврой и, по-преданию, была построена на месте победы князя над шведами.

День перенесение мощей Святого князя Александра был в Русской Империи выходным и всегда отмечался грандиозным крестным ходом по Невскому проспекту.

Несколькими месяцами ранее, в июне 1724 года, Святейший синод вынес постановление: Александра Невского «в монашеской персоне никому отнюдь не писать», а изображать следует «во одеждах великокняжеских». И именно таким, «в рыцарских доспехах и царской мантии, отороченной горностаевым мехом», святой изображен московским иконописцем Андреем Меркурьевым-Поспеловым «со товарищи» на иконостасе Петропавловского собора в Санкт-Петербурге.

Иконостас Петропавловского собора в Санкт-Петербурге.

Одна из самых масштабных работ XVIII века, посвященных герою Невской битвы и Ледового побоища является полотно Григория Угрюмова «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами».

В глазах современников Г.И. Угрюмов был «отцом исторической живописи», едва ли не создателем этого жанра. «Живописец, наполненный любви Отечества, он достоин предавать бессмертию славу российских героев», – писал о нем почетный член Академии художеств М.Н. Муравьев. Картину заказывает в 1793 году императрица Екатерина II для только что перестроенного Троицкого собора Александро-Невской лавры, сейчас она находится в Государственном Русском музее. Фактически закладывается новая традиция – использования опыта исторических живописцев для оформления храмов.

Г.И. Угрюмов. Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами.

В центре – триумфатор на белом коне. Поговаривали, что внешне Александр Невский на картине Угрюмова похож на цесаревича Александра Павловича – любимого внука Екатерины Великой, будущего императора Александра I.

Ф. Моллер. Въезд Александра Невского во Псков после битвы на Чудском озере. XIX век.

Александр Невский стал важнейшим героем росписи храма Христа Спасителя, задуманного как памятник русскому народу – победителю в Отечественной войне 1812 года.

Храм Христа Спасителя

Согласно проекту архитектора, главный алтарь храма был посвящен Рождеству Христову, престолы двух боковых приделов – Николаю Чудотворцу и Александру Невскому.

Придел святого благоверного князя соотносился с именами сразу трех российских императоров, имеющих прямое отношение к судьбе храма: Александру I принадлежал замысел его создания, при Александре II завершилось строительство собора, а в царствование Александра III он был освящен.

Гравёр-И. В. Ческий. Рисунок-Григорий Григорьевич Чернецов «Коленопреклоненный Александр I в соборе Александро-Невской лавры». 1825 Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Сцены из Жития Александра Невского на северной стене придела его имени поручено было написать Генриху Семирадскому (1843–1902). В Государственном Русском музее хранятся эскизы, дающие хорошее представление об этих утраченных работах. На одном из них, «Александр Невский принимает папских легатов», изображен ключевой эпизод Жития святого, связанный с отказом от предложения представителей Рима обратиться в католическую веру. «От вас учения не примем», – заявил благоверный князь.

Г. Семирадский «Александр Невский принимает папских легатов»

Кроме того, росписи храма Христа Спасителя включали в себя «Погребение святого благоверного великого князя Александра Невского».

Г. Семирадский «Погребение святого благоверного великого князя Александра Невского».

В Житии описано посмертное чудо: когда тело князя было положено в гробницу, хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную, но Александр сам поднял руку и принял грамоту, что произвело колоссальное впечатление на всех присутствовавших при этом. «Эффект мертвой руки», раздвинувшей черную схиму, для того чтобы взять отпускной лист, передан очень выразительно.

Заметным явлением в русском искусстве середины XIX века стало строительство в 1838–1849 годах Большого Кремлевского дворца в Москве по проекту архитектора Константина Тона. Большой Кремлевский дворец был возведен по указу Николая I .

Пять больших парадных залов посвящались пяти главным российским орденам, в честь которых они и получили названия: Владимирский, Георгиевский, Андреевский, Екатерининский и Александровский.

Александровский зал Кремля и орден Александра Невского

В наши дни в Александровском зале периодически проводят заседания Госсовета РФ.

Для оформления Александровского зала профессору исторической живописи Академии художеств Федору Моллеру (1812–1874) был заказан цикл из шести картин, рассказывающих о деяниях Александра Невского. Выбор сюжетов был обусловлен стремлением показать важнейшие события из жизни князя. Арочное решение цикла соответствовало архитектуре Александровского зала.

На картине Федора Антоновича Моллера «Поединок Александра Невского и Биргера» запечатлен кульминационный момент Невской битвы в 1240 году, о которой в Повести о житии Александра Невского сказано: «И была сеча великая с римлянами и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил след острого копья своего» Могучим ударом копья русский богатырь сумел поразить крестоносца.

Ф.А. Моллер «Невская битва. Поединок Александра Невского и Биргера». 1856 г

О том, что в Невской битве участвовал именно Биргер, есть указания в русских источниках, а исследование останков Биргера в 2002 году показало, что на его правой глазнице обнаружены явственные следы прижизненных повреждений, напоминающих следы от удара оружием.

Потеряв надежду взять Россию силою, папы не оставили попыток обольстить ее хитростью и ложью. В 1251 году Инокентий IV прислал к святому Александру двух кардиналов - Гильда и Гемонта. Папа убеждал Невского , представлял выгоды, которые получит князь от союза с Западом и подчинения Ватикану, предлагал в помощь против татар тех самых рыцарей, от которых святой Александр лишь недавно очищал русские земли. Посольство было безоговорочно отвергнуто.

«Отказ Александра Невского послам Папы в присоединении к Западной церкви» 1856 г. Александровский зал Большого Кремлевского дворца. Художник Ф.А. Моллер


Великий русский князь Александр Невский изображен на полотнах многих известных художников: Н. Рериха,   В. Серова, М. Нестерова, В.Верещагина, В.Васнецова и многих других.

В конце XIX века Виктор Васнецов (1848–1926) создает свой образ благоверного князя для иконостаса Владимирского собора в Киеве. Его трактовка отличается от канонических. Дело не только в том, что изображение святого дано почти в профиль.

Виктор Васнецов «Святой князь Александр Невский»

По статичной мощи фигуры, суровому выражению лица васнецовский «Святой князь Александр Невский» вполне мог бы стать в ряд с русскими богатырями, многократно воплощенными в работах художника.

Собор  Воскресения Христова в Санкт Петербурге, названный в народе «Спас на Крови» 

В Храме Воскресения Христова в Санкт Петербурге есть мозаичная икона северного киота «Св. Александр Невский» выполненная по эскизам М.В.Нестерова. Александр Невский изображен молящимся у иконы в домовой церкви. Образ князя преисполнен уверенности и могущества.

Художник Михаил Нестеров. Северный киот храма Спас-на-крови. «Святой князь Александр Невский»

Особое внимание к образу Александра Невского было приковано в годы Великой Отечественной войны.

И.В. Сталин не случайно в своей знаменитой речи на параде 7 ноября 1941 года назвал его имя: «Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, Александра Невского

После выхода на экраны фильма «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна Великий русский князь снова становится одной из популярнейших фигур русской истории.

Кадр из фильма «Александр Невский» С.Эйзенштейна (1938 г.)

Совместная работа двух талантливых людей, советского режиссера Сергея Михайловича Эйзенштейна и композитора Сергея Сергеевича Прокофьева, увлеченных одной идеей, протекала очень быстро, и 1 декабря 1938 года состоялась премьера нового фильма, который сразу же завоевал любовь публики. 

Фильм был отмечен Сталинской премией и с восторгом принят народом. Сегодня он относится к классическим картинам 30-х годов. В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, фильм вернули в прокат для поддержания духа, он имел еще более оглушительный успех. В картине снимались всеми любимые и известные актеры: Николай Черкасов, Николай Охлопков, Андрей Абрикосов и др

Впоследствии музыка к кинофильму была переработана в одноименную кантату, состоящую из 7 частей: «Русь под игом монгольским», «Песня об Александре Невском», «Крестоносцы во Пскове», «Вставайте, люди русские», «Ледовое побоище», «Мертвое поле», «Въезд Александра во Псков».

Четвертая часть «Вставайте, люди русские» заслуживает отдельного внимания. Данный хор представляет собой не рассказ о прошлых событиях, а призыв к борьбе за родную землю. 

Эта часть кантаты во время Великой Отечественной войны часто звучала по радио, поднимая боевой дух солдат и народа.

Яркое воплощение музыкальных образов, узнаваемость и запоминаемость, тематика борьбы русского народа с захватчиками была очень актуальна в военные годы.

Многие живописцы вновь обратились к образу князя, не раз прогонявшего с родной земли незваных гостей. Картина Владимира Серова «Ледовое побоище» была создана в блокадном Ленинграде в 1942 году, в годовщину победы Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере.

Владимир Серов «Ледовое побоище» 1942 Пензенская областная картинная галерея им. К.А.Савицкого

А годом ранее, в 1941-м, уже в первые дни войны на ленинградских улицах появился плакат кисти этого художника «Били, бьем и будем бить», в котором использован экранный образ великого князя, блестяще созданный актером Николаем Черкасовым. Название плакату дали слова из песни на стихи Василия Лебедева-Кумача «Мы врага встречаем просто: били, бьем и будем бить».

В.А. Серов. Били, бьем и будем бить. 1941

После Великой Отечественной войны образ Александра Невского являлся символом непримиримой борьбы и неприступности русской земли, это нашло своё отображение в картинах многих русских художников: Николая Ширякина, В. Серова, П. Корина.

Одним из самых известных полотен Павла Корина является триптих «Александр Невский», созданный по заказу Комитета по делам искусств в военные годы (1942-1943).

Центральная часть триптиха словно иллюстрирует знаменитую фразу, которую приписывают Александру Невскому: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет». Князь в полной боевой экипировке, с суровым лицом, опирается на большой меч, а позади него развивается знамя с образом Спаса Нерукотворного, вдали виднеется город. Данный образ богатыря-защитника олицетворяет мужество русского народа, готового сражаться за свою свободу.

Не менее известной является картина В.А. Серова «Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища».

В.А. Серов «Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища»

Идея картины явилась к творцу в период войны, а главным героем стал Александр Невский. Писал ее художник более двух лет. Полотно впечатляет размахом и тщательной прорисовкой деталей, и каждый изображенный образ наделен своим характером. Впечатляет монументальная фигура князя на вороном коне.

Ширякин Николай Михайлович. Александр Невский. 1943. Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Сегодня, в условиях постоянно нарастающей международной напряженности, информационной агрессии и санкционного давления на РФ со стороны стран коллективного Запада популяризация и широкое освещение деятельности Александра Невского особенно актуальна. 

Образ Александра Невского в современной живописи

Говоря об образе Александра Невского в современной живописи нельзя не упомянуть работы талантливого художника, ученика Ильи Глазунова - Павла Викторовича Рыженко.

«Александр Невский» Павел Рыженко

На полотне «Александр Невский» князь изображен не бравым воином-победителем, а человеком в годах, стоящим перед надгробием. Осеннее увядание природы и сама композиция словно символизирует окончание жизненного цикла, размышление о пройденном пути и деяниях.

На картине Константина Васильева изображен витязь с мечом. По преданиям, у Александра Невского был меч, наделяемый некими мистическими свойствами и всегда вызывал интерес у современников и потомков. Сказание гласит, что во время Невской битвы, атакуя врага, князь занес над ним меч и все увидели, что от оружия исходит свет. Поэтому князь не проиграл ни единого сражения.

Константин Васильев. «Русский витязь»
Сергей Семенович Рубцов. «Александр Невский на Плещеевом озере»
Виктор Иванович Смирнов «Александр Невский с дружиной». 1995

За картину «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» (1983) художник Сергей Присекин был удостоен Большой серебряной медали Академии художеств СССР и Премии Ленинского комсомола. В настоящее время картина украшает Большой Кремлевский дворец.

С. Присекин «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет».1983

Петербургский художник Юрий Пантюхин родился в городе Киров, Россия. Окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.

Юрий Пантюхин «Александр Невский» левая часть триптиха «За Землю Русскую». 2003 


Филипп Москвитин. 1974 г.р. «Александр Невский и Сартак в Орде»
Святой князь Александр Невский выступает с войском из Старой-Ладоги. Москвитин Филипп Александрович  1974 г
О.С.Маслов. «Не в силе Бог, но в Правде. Александр Невский»

Александр Невский в памяти русского народа

Русские люди свято чтят заслуги князя Александра Невского перед Отчеством. Орден его имени являлся одной из высших наград Российской империи с 1725 по 1917 год. Петр I намеревался учредить его в качестве награды за ратные подвиги. Но Екатерина I использовала его для награждения гражданских лиц. 

В начале XX века этот орден был традиционной наградой государственным деятелям, которые посвятили служению России не один десяток лет.

В 1942 году орден Александра Невского получил второе рождение. Он был учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР как награда офицерам Красной Армии за личное мужество, отвагу и командование подразделением, которое обеспечило успех в сражении. В период ВОВ этот орден был вручен более 40 тыс. человек.

 После распада СССР орден остался в системе наград Российской Федерации, но до 2010 года не имел статуса, поэтому для награждения не использовался. Сегодня он является общегражданской наградой. Его дизайн соответствует дореволюционному виду.

В 1995 году в нашей стране Государственной Думой был принят закон «О днях воинской славы России». Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского Государства. Днями воинской славы России являются дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории России и в которых российские войска снискали себе почёт и уважение современников, и благодарную память потомков.

В 2008 году состоялся конкурс «Имя России». Мероприятие организовали представители государственного телеканала «Россия» совместно с Институтом российской истории РАН и фондом «Общественное мнение».

Пользователи Сети выбирали «Имя России» из готового списка «пятисот великих деятелей страны». Конкурс едва не завершился скандалом, так как лидирующую позицию занял Иосиф Сталин. Организаторы решили, что имя Александра Невского устроит всех - и православную общественность, и патриотов-славянофилов, и любителей русской истории. 

Образ Александра Невского - путеводная звезда для всех патриотов России!

Мозаичное панно «Ледовое побоище» по эскизу художника А. К. Быстрова в вестибюле станции метро "Площадь Александра Невского 2" г.СПб 1985

Мозаичное панно «Ледовое побоище», выполненное по эскизу художника А. К. Быстрова в вестибюле станции метро "Площадь Александра Невского 2" в Сант Петербурге. Мозаика для станции метро сделана в  мастерской профессора А. А. Мыльникова.

Согласно Указу Президента России, в этом году отмечается 800-летие со дня рождения Святого Благоверного князя Александра Невского. Празднества в честь этого события призваны обновить нашу память об великом полководце.

Памятник Александру Невскому в Нижнем Новгороде к 800-летию со дня рождения князя. Скульптор народный художник РФ Андрей Ковальчук

С 2016 года Александр Невский объявлен небесным покровителем Сухопутных войск России

В парке Патриот на фасаде Собора Воскресения Христова, Главного Храма Вооруженных Сил России установлен Барельеф Святого благоверного князя Александра Невского.

Святой благоверный князь Александр Невский, барельеф на фасаде Собора Воскресения Христова, Главного храма Вооруженных Сил России, в парке Патриот Одинцовского городского округа Московской области. 

Значение

Личность и эпоха Александра Невского помогают современной России осознать и защищать свои национальные интересы, отстаивать свой суверенитет, укреплять собственные исторически сложившиеся традиционные ценности.

Огромное морально-политическое значение фигуры Александра Невского проявилось не только в в том, что он был видным политиком, дипломатом и храбрым воином, но практически сразу после смерти Святой благоверный князь стал восприниматься как небесный заступник Руси.

И поэтому на каждом важном повороте судеб нашего Отечества в памяти людей возникал образ Александра Невского, деятельность которого переосмысливалась в свете новых трудностей и задач государственного и национального строительства, давала потомкам образец для подражания, служила источником вдохновения и моральной опорой в преодолении трудностей и невзгод. Слова князя «Нас немного, а враг силен, но Бог не в силе, а в правдена века стали девизом русского народа.


Опубликовано  https://stihi.ru/2021/05/07/74...

Материалы

1 Житие Александра Невского // Древнерусская литература. – М., 1999, - С. 140 – 158.

2 Г.В. Вернадский «Два подвига Александра Невского»

3 Л. Н. Гумилёв «От Руси до России» http://dubenshov.ucoz.ru/2009/dok/gumilev_lev-ot_rusi_do_rossii-royallib.ru.pdf

4 Образ Александра Невского в искусстве https://orenlib.ru/news/vystavki/vystavka-solnce-zemli-russkoj-aleksandr-nevskij.html

5 Сказание о житии Александра Невского // Изборник: Повести Древней Руси.- М., 1986.-

6 Жеребкин М.В. Исторический выбор Александра Невского / М.В. Жеребкин // Наука, образование и культура. - 2017. - № 3 (18). - С. 13-19

7 Антон Сахновский «БОГ НЕ В СИЛЕ, А В ПРАВДЕ!» http://pravtaganrog.ru/bog-ne-v-sile-a-v-pravde/

8 Образ святого блгв. Князя Александра Невского в русской живописи https://ortorussia.livejournal.com/627501.html

9 Военная библиотека http://abinlib.ru/1655-aleksandr-nevskiy.html

10 Ф.Б. Шенк. «Александр Невский в русской культурной памяти: святой, правитель, национальный герой (1263—2000)»Источник: http://www.a-nevsky.ru/library/aleksandr-nevskiy-v-russkoy-kulturnoy-pamyati.html

Симонов К.М. Ледовое побоище: Поэма // Симонов К.М. Стихотворения и поэмы.- Л., 1982.- С. 327 – 353.  


Радости полон Мир для того , кто смотрит на всех без предубеждения.

    Моральная паника — всегда дерьмо

    Европейское плюс украинское желание сделать больно русскому обывателю строится на простой формуле: «как вы можете спокойно сидеть в кафе со смузи, когда бомбят Украину?».Скажу честно: я...

    Ещё один ответ украинцам на их извечный вопрос - А нас за що?

    Что вам сделали русские, когда в 90-х вы направляли своих боевиков в Чечню убивать руссих солдат ? Почему вы не осудили ни одного участника тех событий и ни одного не выдали России ? Вы...

    ... о сроках окончания спецоперации на Украине

    Интересный момент: основные действия на активных участках фронта (после Мариуполя) уже несколько месяцев проводят лишь части ЛНР и ДНР, плюс им помогают чеченские подразделения и ЧВК "Вагнера...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Индира MOLBERT-Галерея
      25 января 16:49

      Царь русского леса Художник И.И. Шишкин

      25 января 2022 года отмечается 190 лет со дня рождения мастера пейзажной живописи, великого русского художника Ивана Ивановича Шишкина  Иван Иванович Шишкин - один из наиболее известных и любимых отечественных художников, знакомых нам с детства. «Даже совсем не требуется пояснения имени, все его хорошо знают, знают сразу, о чем идет речь. При имени...
      5640
      Индира К другим берегам.
      18 декабря 2021 г. 13:27

      Из твоих снов (5) /Инди-Ра - Корабелов/ Тени из прошлого Художник Андрей Маркин Искусство эмпатии

      Из твоих снов (5)  Тени из прошлого  Слышишь ли шорох летящего времениВечно его колесница в пути.Сердца удары нам слышатся в небе,Звезды во тьме колесницей раздавлены, -Как не рыдать им у тьмы на груди? Друг мой, прощай!Время мне бросило жребий,В сети свои захватило меня,Мчит в колеснице опасной дорогой,Слишком от мест, где ты бродишь, далекой,...
      4390

      М.В. ЛОМОНОСОВ - Великий сын России, универсальный гений, самобытный сподвижник просвещения Мозаичная мастерская Ломоносова

      К 310-летию со дня рождения Великого Русского учёного-энциклопедиста, филолога, создателя университета Михаила Васильевича Ломоносова Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) — первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественног...
      5168
      Индира Момент силы (+18)
      23 октября 2021 г. 13:42

      Сказка про Алёшу и Дракона Тимошу (9) Горыныч Художник Андрей Рябушкин «Русские былинные богатыри»

      Сказка про Алёшу и Дракона Тимошу  «Да разве найдутся на свете такие огни, такие муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу! Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покор...
      5126
      Индира MOLBERT-Галерея
      13 октября 2021 г. 15:35

      Какая красота спасет мир Достоевского Иллюстрации художника Ильи Глазунова

      11 ноября 2021 года исполняется 200 лет со дня рождения величайшего русского писателя, публициста, мыслителя, одного из самых известных русских классиков Фёдора Михайловича Достоевского. Это событие имеет большое значение не только для любителей творчества Достоевского, но и для всей страны, ибо сложно переоценить тот вклад, который внёс писатель, как в...
      5169
      Индира К другим берегам.
      29 сентября 2021 г. 15:36

      Слёзы княгини Северцевой /Инди-Ра - Корабелов/(6) Раскаяние. Художник Станислав Жуковский - лирический пейзажист и непревзойденный мастер усадебного интерьера

      Слёзы княгини Северцевой /Инди-Ра - Корабелов/ (6)  Глава 6. Раскаяние Корнилов никогда не был склонен к самокопанию и рефлексии, и поэтому Андрею показалось странным, что в его памяти, как в невероятном калейдоскопе, всё чаще стали всплывать некоторые события. Скоропостижная смерть князя Северцева после разговора с ним. Ненависть и обеща...
      3658
      Индира MOLBERT-Галерея
      21 августа 2021 г. 12:55

      ХУДОЖНИК ИВАН БИЛИБИН Сотворитель сказочной Руси

      К 145-летию со дня рождения русского художника, графика, иллюстратора, мастера театрально-декорационной живописи И.Я. Билибина. На Смоленском кладбище Санкт-Петербурга есть братская могила с серым надгробным камнем. Крупными буквами на могиле вычеканено «Здесь похоронены погибшие в блокаду в 1942 году профессора Академии Художеств». И далее мелким шрифто...
      5848
      Индира Момент силы (+18)
      9 августа 2021 г. 15:20

      Сказка про Алешу и Дракона Тимошу (8) Беда Исторические картины современного русского художника Андрея Шишкина

      Сказка про Алешу и Дракона Тимошу (8) «Когда у нас в голове добрые мысли, мы видим вокруг себя сказку. Человек, который верит в сказку, однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце» (Сергей Павлович Королёв) История 8.  БедаДракоша Тимоша помог другу выбраться из ямы и скомандовал: - Скорей усаживайтесь на меня и айда отсюда, ...
      4857
      Индира Сказки Конта (+18)
      23 июля 2021 г. 11:34

      Легендарный русский сказочник АЛЕКСАНДР АФАНАСЬЕВ Роспись мастеров Русской лаковой миниатюры

      К 195-летию со дня рождения Александра Николаевича Афанасьева (1826-1871), собирателя и исследователя русского фольклора, историка русской литературы. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» - писал Александр Сергеевич Пушкин.И чего только не бывает в сказках! Русский народ придумывал такие царства-государства, в которых текли молочные реки с ки...
      5574

      ПОЛТАВСКАЯ БИТВА День, когда Россия стала Империей и военной супердержавой. Что общего у Полтавской и Сталинградской битвы.

      К годовщине Полтавской битвы, отмечаемой 8 июля как День Воинской славы. Полтавская битва — крупнейшее генеральное сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII. Полтавскую баталию нельзя рассматривать отдельно от событий всей Северной войны, и осознать ее значение можно лишь в общеисторическ...
      4691
      Индира Час Быка
      12 мая 2021 г. 14:09

      Ad delectandum Навеяно мелодией Алексея Рыбникова Buratino. С Днём Рождения, КОРАБЕЛОВ!

      С Днём Рождения, КОРАБЕЛОВ! Навеяно мелодией Алексея Рыбникова Buratino  Жил-был Бесс, и он хотел быть счастливым. И загрустил наш Бесс и пошел к столбовому камню и взалкал по Богу. И пришел Бог к Бессу и сказал:- Что тебе надобно, Бесс, две буквы сс? - Счастье, это так прекрасно, но у меня нет того, что нужно мне...- Но что же это, Бесс? Скажи...
      4369

      Из твоих снов (4) /Инди-Ра - Корабелов / Непредвиденные обстоятельства Живопись «Сияет дух сиреневый»

      Из твоих снов  /Инди-Ра - Корабелов / Глава 4 Простая девушка с букетом –Сирень, цветущая в руках.И нежный взгляд, скользящий летом,И аромат любви в цветах...Цветет сирень, причал желаний,Рисует в море корабли,Где нас доверчиво встречают Мечты благоухания любви.(М. Поленков) Глава 4  Непредвиденные обстоятельства Сергей ...
      3789
      Индира MOLBERT-Галерея
      13 марта 2021 г. 12:37

      ВАСИЛИЙ ТРОПИНИН «Нравственный подвиг русского художника»

      К 245 -летию со дня рождения Василия Андреевича Тропинина Мальчик с жалейкой, 1810-е, Третьяковская галерея, Москва Тропинин Василий Андреевич - выдающийся русский художник, написал более трёх тысяч картин, недаром он вошёл в золотой век русской живописи. Мастер романтического и реалистического портретов, и его полотна являются жемчужинами русского ис...
      4150
      Индира Сказки Конта (+18)
      23 февраля 2021 г. 10:34

      Русский князь Иван Данилов и заморская девица Катрин (3) /Инди-Ра - Корабелов/ Герцог Крапс

      Русский князь Иван Данилов и заморская девица Катрин /Инди-Ра - Корабелов/ История 3 «Не в силе Бог, а в правде. Иные — с оружием, иные — на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем! Пойдем и победим врага!». (Св. благоверный князь Александр Невский 1221–1263)  История 3 Герцог Крапс Услышав страшный вой, Катрин...
      3243
      Индира Русский Космос
      13 февраля 2021 г. 18:27

      Обнуление(1) Крейсер «Неустрашимый» /Инди-Ра - Корабелов/ Сюрреалистические картины Чи Йошии

      Из неопубликованного исправленное и дополненное  Глава 1 Крейсер «Неустрашимый»  Глава 1 Крейсер «Неустрашимый» Посвящается соавтору Константину Корабелову Часть1 Валькирия ГеллаЭта история случилась с лейтенантом Серовым в самом начале его карьеры на космофлоте Империи Русских.После окончания школы астронавигаторов Конс...
      2924
      Индира К другим берегам.
      30 января 2021 г. 13:30

      Легенда о любви (8) /Инди-Ра - Корабелов/ Кавказский узел. Живопись русского художника Николая Рачкова

      Легенда о любви (8) /Инди-Ра - Корабелов/ «Николай I был человеком принципов, рыцарем на троне, даже его геополитический оппонент Отто фон Бисмарк называл русского императора "рыцарственным самодержцем". "Монарх не имеет права прощать врагов отечества" – эту мысль Николай сформулировал еще юношей. Рыцарь – это идеализм вместо прагматизма, это особые пр...
      2862
      Индира Исторические миниатюры
      5 сентября 2020 г. 14:11

      «Поединок с жизнью» АЛЕКСАНДР КУПРИН

      «Поединок с жизнью» АЛЕКСАНДР КУПРИН к 150-летию со дня рождения писателя  «Я самым талантливым из нынешних писателей считаю Куприна. Куприн - настоящий художник, громадный талант. Поднимает вопросы жизни более глубокие, чем у его собратьев». Лев Николаевич Толстой.Творчество А. И. Куприна – одно из наиболее ярких событий в русской прозе начала XX ...
      3335
      Индира Момент силы (+18)
      28 августа 2020 г. 15:21

      Сказка про Алешу и Дракона Тимошу (7) Кот Мурлыкин

      Сказка про Алешу и Дракона Тимошу«Сказка - великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа» (Алексей Толстой) История 7  Кот Мурлыкин Мурлыкин послушно улёгся на колени своей хозяйки, устроился поудобнее и заурчал. Сквозь прикрытые глазки он ...
      2674

      История заговора масонских идеалистов. Декабристы

      История заговора масонских идеалистов. Декабристы «Государь, не взирая на уверения императрицы, ни на представления усердных предостерегателей, вышел сам, держа на руках 7-ми летнего наследника престола, и вверил его охранению преображенцев. Эта сцена произвела полный восторг в войсках и приятное, многообещающее изумление в столице. Государь сел на белог...
      4361
      Индира Сказки Конта (+18)
      14 июля 2020 г. 12:47

      Русский князь Иван Данилов и заморская девица Катрин (2) /Инди-Ра - Корабелов/ Незваный гость

      Русский князь Иван Данилов и заморская девица Катрин (2) После Грюнвальдской битвы агрессия немецких рыцарей на восток была остановлена. В этот день разбилось все немецкое могущество, доныне заливавшее, как волна, земли зарождающейся Русской Империи. Глава 2 Незваный гость - Эх, времена теперь на Руси наступили спокойные, мирные. Может и пр...
      3709
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика