• РЕГИСТРАЦИЯ

Легендарный русский сказочник АЛЕКСАНДР АФАНАСЬЕВ Роспись мастеров Русской лаковой миниатюры

419 6154

К 195-летию со дня рождения Александра Николаевича Афанасьева (1826-1871), собирателя и исследователя русского фольклора, историка русской литературы.


«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» - писал Александр Сергеевич Пушкин.

И чего только не бывает в сказках! Русский народ придумывал такие царства-государства, в которых текли молочные реки с кисельными берегами, волшебные печи сами пекли хлеба и пироги, а сладости росли прямо на деревьях. Только в сказках куры несли золотые яйца, а девицы были так хороши, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Сказка учит, что по жизни нужно быть добрым, честным, щедрым человеком.

Народные русские сказки, собранные А.Н. Афанасьевым, - мудрые и поучительные, смешные и грустные, наивные и лукавые, но всегда чарующие, увлекающие в свой волшебный мир.

Мстёрская лаковая миниатюра «Билибина меч»

В этом сказочном мире лягушка может быть царевной, а лиса - исповедницей, где живут-поживают Крошечка-Хаврошечка, Василиса Прекрасная и Кощей Бессмертный, где играют гусли-самогуды, а золотая рыбка исполняет любые заветные желания.

А главный наш собиратель отечественных сказок - Александр Николаевич Афанасьев, ценитель русского фольклора, исследователь духовной культуры славянских народов, историк и литературовед, за свою короткую жизнь успел сказать миру всё, что хотел, и благодаря ему, мы познакомились с богатым сказочным наследием русского народа.

"В некотором царстве, в некотором государстве... Жили-были..." Это все присказки, зачины к сказкам мы читали и не задумывались, откуда же взялись все эти сказки, кто их придумал, кто ввел в жизнь, пустил странствовать по свету. Лешие, водяные, ведьмы, мачехи, Иваны-дураки или царевичи, Василисы Премудрые или Прекрасные, Марьи Моревны, королевны, цари, рыцари, бравые богатыри, Змеи-Горынычи, Бабы-Яги и разное-разное зверьё.

«Василиса Прекрасная» Федоскино художник Сергей Князев 

Народные побасенки собирались и издавались и при Пушкине, и до него. Но это были любительские упражнения счастливцев праздных, забавы и досуги пресыщенных литераторов. Афанасьев стал первым серьезным исследователем, издавшим русский фольклор не только по-настоящему научно, но и наиболее полно.

Что же касается главного наследства, клада, добытого из колодца времени, то этим богатством, даже не сознавая того, владеем мы все, потому что «сказки Афанасьева» вплелись в сознание России не меньше, чем стихи Пушкина!

Ни одна детская жизнь не обходится без сказок. И сказки Афанасьева были самые разные: от страшных, про ведьм, упырей и мертвецов, до самых детских - про Колобка, Терем-теремок, Заюшкину избушку или Жар-птицу.

«Жар-птица» Федоскинская миниатюра 

Но как народные сказки попали в наши любимые книжки, которые мы читаем и почитаем с детства, редко кто задумывался. Получается, что Александр Афанасьев - наш добрый знакомец с младенчества, мы с колыбели знаем его.

Ведь все русские сказки, которые нам читали родители, дедушки и бабушки и которые мы прочли сами, все они изданы Александром Николаевичем. Почти все сборники фольклора, вышедшие в России за последние полтора столетия, основываются на «Народных русских сказках А.Н. Афанасьева».

Сюжеты некоторых сказок из народа позже были переосмыслены, переработаны и обрели авторство с именем, как например, сказка о Золотой рыбке или Верлиоке.

За каждой сказкой, даже если она весьма пространно подписана как «народная», есть более конкретное лицо.

Александр Николаевич Афанасьев – вот та ключевая фигура в мире сказок – сказочник, хотя и не писатель. Но в чем же тогда его заслуга? А в том, что он эти сказки собрал из разрозненных источников, отредактировал, классифицировал и напечатал. Через его руки прошло огромное количество материала, и он проделал колоссальную работу.

В книге «А рассказать тебе сказку», посвященной Афанасьеву, Владимир Ильич Порудоминский, русский писатель, автор научно-популярных и биографических книг написал: «Шестьсот сказок – не сочиненных на манер народных и не переделанных на литературный манер, – шестьсот подлинных народных сказок принес нам в своих сундуках Афанасьев».

Сокровища, открытые Афанасьевым, бесценны. Мир до сих пор не знает другого собрания истинно народных, колоритных сказок, которое по богатсту можно сравнить с тем, что собрал и систематизировал скромный работник архива.

Александр Николаевич был благородным и честным человеком. И жизнь он прожил благородную, но скромную, поэтому мы не находим на ее страницах богатырских подвигов или пылких страстей.

Родился Афанасьев 23 июля 1826 года в уездном городке Богучаре Воронежской губернии в небогатой провинциальной дворянской семье, в которой высоко ценилось образование. 

Город Богучар Воронежской губернии. Дворянская улица. Начало ХХ века

Александр Николаевич писал: «Отец мой, хотя сам был воспитан на медные деньги, но уважал образование в других. Отец любил чтение и постоянно выписывал лучшие журналы. Он справедливо почитался за самого умного человека в уезде»

С ранних лет у Александра появился интерес к чтению, благо домашняя обстановка была довольно благоприятна, а от дедушки, члена Библейского общества, сохранилась довольно большая библиотека.

В 11 лет отец определил Александра Воронежскую гимназию, которая содержала типичные черты дореформенной средней школы: над учениками «висел» гимназический устав с правом сечь розгами до 4 класса и с постоянной тенденцией начальства сечь до 5-го. Однако резкость устава смягчалась отсутствием строгой последовательности его исполнения. Серьезный и впечатлительный Александр Афанасьев всегда был одним из первых учеников гимназии, удовлетворяя свою любознательность чтением книг на каникулах.

Воронежская губернская гимназия по ул. Большой Девиченской

Закончив с отличными успехами гимназию, Афанасьев поступил на юридический факультет Московского университета, где были заложены те взгляды, которые в дальнейшем отразились на всех сторонах его деятельности.

Александр Афанасьев слушал лекции, он много читал, начал собирать свою библиотеку, вести дневник, в который заносил описание главных событий жизни тогдашнего общества. Особую роль в становлении взглядов Афанасьева сыграл К.Д. Кавелин, под воздействием которого Александр становится сторонником историко-юридической школы и пишет ряд статей. Однако, в конце обучения Афанасьев под влиянием лекций Ф.И. Буслаева переходит к изучению фольклора.

Окончив университет в 1848 году, он преподает словесность и русскую историю, а год спустя поступает на службу в архив.

Многолетняя работа в Московском Главном Архиве Министерства Иностранных Дел на посту правителя дел Комиссии печатания государственных грамот и договоров определила основное направление деятельности Афанасьева: поиск, исследование и публикация наиболее интересных исторических, фольклорных и литературных материалов.

Москва. Здание архива Министерства иностранных дел. Вид с Моховой

В целом же период службы в архиве был самым плодотворным и счастливым для Афанасьева, так как он имел не только обеспечивающее его материально место, но и возможность заниматься научной работой, журналистской деятельностью, собиранием библиотеки, а также возможность общаться с учеными, занимающимися русской историей.

Материалы архива стали основой для многих статей Афанасьева. Его литературная производительность выразилась в огромном числе (до 70) критических статей юридического, исторического и историко-литературного содержания.

В 1850-60-е годы Александр Николаевич был активным сотрудником журналов, и сохранилось довольно много писем к нему редакторов журналов. Они, как видно, очень дорожили его статьями и рецензиями, всегда дельными, серьезными и вместе с тем живо и литературно написанными.

Научные изыскания Афанасьева все больше уходят в сторону изучения вопросов народного поэтического творчества и мифологии.

Не последнюю роль в жизни Афанасьева сыграло его окружение. Это семья великого русского актера Михаила Семеновича Щепкина. А через них Афанасьев познакомился и с другими известными людьми, такими как Н.В. Гоголь, С.Т. Аксаков, Т.Г. Шевченко, И.С. Тургенев, Т.Н. Грановский.

Тимофей Николаевич Грановский (1813–1855), историк, общественный деятель, профессор всеобщей истории Московского университета

Первой работой Афанасьева в области словесности была статья «Дополнения и прибавления к собранию «Русских народных пословиц и притчей», изданному И. Снегиревым (1850). В исследуемых пословицах и поговорках Афанасьев, прежде всего, изучал следы построения родового быта славян.

Следующие статьи выходили одна за другой в 1851-1855 годах в различных популярных и специальных изданиях: «Об археологическом значении «Домостроя», «Дедушка домовой», «Ведун и ведьма», «Религиозно-языческое значение избы славянина», «Колдовство на Руси в старину» и др. Так совершенно четко и определенно Афанасьев обозначил круг своих научных интересов – фольклористика и этнография, «археология русского быта».

Живая натура Афанасьева и его общественный интерес проявлялись на протяжении всей жизни, его исследования не отчуждали его от современной жизни - он горячо откликался на все главные вопросы. Однако Афанасьева нельзя однозначно причислить к тому или иному сообществу, ему как исследователю и издателю славянского фольклора были близки идеи славянофилов.

Круг его близких знакомых был невелик: Афанасьев сходился с людьми не очень легко. В целом, можно сказать, что круг его общения составляли московские библиофилы, собиратели, издатели, литераторы, писатели, публицисты, ученые, переводчики, архивисты, профессора Московского университета.

В конце 1850-х Афанасьев с Николаем Щепкиным, сыном прославленного актера Михаила Щепкина, начинает издавать один из первых в России книговедческих журналов «Библиографические записки». Официальным редактором-издателем числился Щепкин, хотя на деле душой журнала был Афанасьев.

В 1855 году Александр Николаевич приступил к предприятию, которое стало делом всей его жизни, — к изданию русских народных сказок. Это был первый опыт научного издания сказок с комментариями. Работа по сбору, отбору и просеиванию фольклорного материала велась долгое время. Они выходили постепенно, восемью выпусками, и сразу же снискали одобрение читателей.

Известный ученый-языковед Срезневский писал Афанасьеву: «Кто из русских любителей своей народной поэзии не скажет Вам громко или про себя душевного спасибо за начало Вашего прекрасного труда о русских сказках? В это широкое море пустились Вы в добрый час и в доброй ладье, запасшись, как для Царьграда, и снастями, и брашном, и, верно, вывезете из-за него не одну дорогую багряницу. Дай Бог Вам всего хорошего на всем Вашем пути».

Художник Б. Забирохин Иллюстрации к книге «Новая Абевега русских суеверий».

Александр Николаевич жил, работал и не ездил по далёким деревням, записывая сбивчивые рассказы русских бабушек. Он создал уникальное собрание отечественного фольклора усилием здравой мысли, вынес на свет то, что пребывало в небрежении.

Значительная часть сказочных текстов была почерпнута в архивах; свои записи, сделанные в процессе работы над словарём, предоставил Владимир Иванович Даль; пригодились материалы других собирателей и отдельные немногочисленные наблюдения самого Афанасьева. Весь огромный материал нужно было осмыслить, обработать, классифицировать, структурировать — привести в порядок. И эта работа была сделана.

Первое издание «Народных русских сказок» выходило отдельными выпусками с 1855 по 1863 год, они наполнялись ещё произвольно, просто по мере поступления текстов, 600 сказок уместились в 8 выпусков – это было самое полное издание сказок не только в России, но и за ее пределами.

Например, братья Гримм, выпустившие сборник «Немецких сказок» несколько раньше, поместили в него сказок почти втрое меньше. Первый сборник характеризовался тем, что в нем не было деления сказок по каким-либо признакам.

При подготовке второго издания «Народных русских сказок» Афанасьев продумал и осуществил деление «сказочного» материла по разделам и представляло собой уже стройную систему с научным комментарием автора.

Вот небольшая выдержка из предисловия А.Н.Афанасьева ко второму изданию: «Народные русские сказки раскрывают пред нами обширный мир. Поверья и предания, встречаемые в них, говорят о старинном доисторическом быте славянских племен; олицетворенная стихия, вещие птицы и звери, чары и обряды, таинственные загадки, сны и приметы — все послужило мотивами, из которых развился сказочный эпос, столько пленительный своею младенческою наивностью, теплою любовью к природе и обаятельною силою чудесного».

Афанасьевым были выделены сказки о животных, мифологические сюжеты, былинные и исторические сюжеты, рассказы о колдунах и мертвецах, сказки с бытовой и юмористической окраской.

Палех. Художник А.Куркин «Репка»

Что является важным – это было первое издание, в котором сказки были систематизированы и принцип это был выработан А.Н. Афанасьевым.

За эти сказки Академия наук присудила Афанасьеву Демидовскую премию, а Географическое общество - золотую медаль.

Летом 1860 года исполнилась давнишняя мечта Александра Николаевича: он побывал за границей. Это едва ли не самое яркое событие в его жизни. Три с небольшим месяца герой наш пробыл в Германии, Швейцарии, Италии и Англии, посетил Лондон, Пизу, Неаполь и Флоренцию.

В Европе он передал рукописи для публикации в изданиях Вольной русской типографии ряд материалов, которые из-за цензуры не мог напечатать в России. Многие из них относились к биографии Пушкина: большая подборка документов о дуэли и смерти Пушкина, примечания к «Истории пугачевского бунта» и другие. Привезенные Афанасьевым документы были напечатаны в шестой книге альманаха «Полярная звезда».

«Там чудеса, там леший бродит»

Николаевич Афанасьев известен ещё и как издатель «Народных русских легенд», «Русских заветных сказок». Сказка для Афанасьева – бесценный памятник народного творчества, который он стремится в неприкосновенности сберечь для потомков. Всегда, до конца жизни Александр Николаевич занимался возрождением фольклора. так как считал, что там отразились все переживания, чаяния и мечты народа, наша историческая память, воплощенная в конкретных образах и сюжетах.

Это и хождение Христа и апостолов в народ с целью испытать человеческую нравственность, и вариации ветхозаветных легенд о Соломоне и Ное, и шутливые рассказы о бесах и чертях, принимающих человеческий облик и пытающихся увлечь людей всяческими соблазнами, а также бытовые легенды, обнаруживающие чудеса в повседневной народной жизни.

Составление Афанасьевым сборника «Русские заветные сказки» было смелым делом. «Здесь много юмору, и фантазии дан полный простор» - писал он. Часть сказок была получена от В.И. Даля, который, передавая их Афанасьеву, сожалел, что их печатать нельзя. «А жаль,— продолжал Даль, — они очень забавны».

Афанасьев был известен тем, что не вмешивался в повествование сказок и печатал их в том виде, как они и были записаны. Многие же сказки отличались тем, что их сюжет был приправлен острой социальной сатирой. Именно за это они нещадно изымались цензурой.

Например, сборник «Народные русские легенды» был запрещён обер-прокурором Синода и вышел в свет только после смерти составителя, в 1895 году в Берлине, а в России - в 1914 году. Даже к последней работе «Поэтические воззрения славян на природу» у цензуры были всяческие претензии.

В сборник «Заветные сказки» вошли эротические сказки, рукопись А. Н. Афанасьев тайно переправил в Европу, и сборник был впервые издан в Женеве. Сейчас рукописи хранятся в Институте русской литературы РАН.

Фундаментальным исследованием Александра Афанасьева в области духовной культуры славян стала трехтомная монография «Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов», созданная им с целью реконструировать утраченные верования и обычая древних славян.

Подобного труда до Афанасьева не знала не только русская, но и зарубежная наука. Афанасьев скромно назвал свое исследование опытом, но этот опыт до сих пор никем не превзойден. По богатству материала и оригинальности замысла с ним не могут соперничать даже такие фундаментальные и широко известные в нашей стране труды, как «Золотая ветвь» Дж. Фрэзера и «Первобытная культура» Э. Тэйлора.

С полным основанием можем сказать, что «Поэтические воззрения славян на природу» являются одной из классических работ не только русской мифологической школы XIX века, но и мировой науки о фольклоре вообще.

В 1862 году по доносу провокатора А.Н. Афанасьев был уволен из архива с последующим запретом вновь поступить на государственную службу. И, как следствие, материальные лишения, болезни, невозможность заниматься любимым делом во всю мощь, распродажа накапливаемой годами библиотеки.

Несмотря на то, что А.Н. Афанасьев был видным ученым, и его имя было известно не только в России, но и за ее пределами, умер он в безысходной бедности, заболев чахоткой.

Тургенев написал Фету: "Недавно А.Н. Афанасьев умер буквально от голода, а его литературные заслуги будут помниться, когда наши с Вами, любезный друг, давно уже покроются мраком забвения".

Мать-история пока еще не рассудила, кто для нее более ценен — Фет, Тургенев или Афа­насьев. Но ее великой милостью можно почесть уже то, что на московском Пятницком кладбище сохранилась могила Александра Николаевича.


За год до его смерти, в 1870 году, вышла книга «Русских детских сказок» – самое популярное издание в дореволюционной России, своего рода хрестоматия домашней педагогики. К этому изданию Афанасьев шел долгих двенадцать лет, идея создания сборника сказок для детей была претворена в жизнь только после того, как он «собрал их поболее и тщательно сличил со сказками других народов». В этом и был весь Афанасьев.

«Сказочный ларец Афанасьева»

Знакомясь со сказками, изданными Афанасьевым, мы с особой радостью замечаем в них все, что прямо и тесно связано с творчеством великих русских писателей - Аксакова, Пушкина, Гоголя, Ершова.

В афанасьевской сказке «Жар-птица и Василиса-царевна» мы без труда узнаем «Конька-Горбунка» Петра Ершова: здесь все знакомо — и находка пера жар-птицы, и мотив чудесной помощи Конька, и охота за жар-птицей, которую приманили рассыпанным: зерном, и поездка за царевной на край света, где «красное солнышко из синя моря выходит», и купанье в молоке, которое сделало героя красавцем, а царя погубило.

О том, что сказка С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» вышла из народных сказок, весьма близких к тому варианту, который Афанасьев поместил в своем сборнике под названием «Перышко Финиста ясна сокола», невозможно усомниться,— совпадения на каждом шагу.

Афанасьевская сказка «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре» близка к сказке Пушкина — о царе Салтане. Здесь — и эпизод с тремя девицами, которых подслушал царь, и мотив зависти старших сестер, и те же их злые дела.

Александр Сергеевич заимствовал у Афанасьева и образ знаменитого кота-баюна.

Роспись художника В.Панина 

Не только великие современники Афанасьева, - и такие, как Лев Толстой, а равно и замечательные художники, пришедшие в литературу десятилетия спустя, среди них: Мамин-Сибиряк, М. Горький, И. А. Бунин, С. Я. Маршак,— держали в памяти образцы сказок из сборника Афанасьева.

Работы Афанасьева влились в общий фонд художественной культуры России и оказали существенное влияние на возрастающий интерес к народному прикладному творчеству, питали сюжетами и вдохновляли тончайшую роспись федоскинских, палехских мастеров лаковой миниатюры и многих других русских художников. 

Сюжеты и образы сказок Афанасьева в отражении Русской лаковой миниатюры

Миниатюра художника Михаила Шелухина. Федоскино 
«Конек -Горбунок» Лаковая миниатюра Федосеино
«Жар-птица» Федоскинская миниатюра 
«Аленький цветочек» Федоскинская миниатюра 
«Конек -Горбунок» Лаковая миниатюра 
«Аленький цветочек» Федоскинская миниатюра 
«Ковёр-самолёт» Федоскинская роспись 
Русская лаковая миниатюра Палех
Русская лаковая миниатюра Палех
«Гуси-лебеди» Русская лаковая миниатюра Палех
«Гуси-лебеди» Русская лаковая миниатюра Палех
Иллюстрациях художников Палеха
Иллюстрациях художников Палеха
Мстёрская миниатюра
Художественная миниатюра от Даниила Молодкина
«Иван-царевич и серый волк» Современная мстёрская миниатюра

«Живое слово»

«Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева неоднократно переиздавались и до сих пор остаются одним из лучших, популярных и читаемых собраний фольклора. Выходит, что живое слово человеческое пришло к нам через века от наших предков, и до сих пор служит нам верой и правдой.

«Своим изданием А. Н. Афанасьев спас от забвения для будущих поколений ценнейшие произведения искусства народа» - считает учёный-фольклорист Владимир Аникин, - «Без него сокровища сказочного фольклора могли затеряться, погибнуть. Сказки сохранили всю глубину смысла, богатство вымысла, свежесть выраженного в них народного нравственного чувства, блеск поэтического стиля». 

Александр Николаевич Афанасьев прожил так мало, всего 45 лет и жизнь его не была легкой и беззаботной, но ему удалось собрать богатый материал и воплотить его в законченные труды. Он словно чувствовал, что времени и жизненных сил ему отпущено будет мало и поэтому работал на износ и использовал всю свою работоспособность и талант, чтобы исследовать русскую народность и старину. Это и доставило Александру Николаевичу Афанасьеву непреходящую славу в памяти поколений.

Материалы об Александре Афанасьеве

В.Аникин «Александр Николаевич Афанасьев и его фольклорные сборники» http://narodnye-russkie-skazki...

Порудоминский, В. Чтобы взглянуть на мир светлыми очами https://sovietime.ru/nauka-i-r...

Статья об Александре Афанасьеве в энциклопедии «Кругосвет» https://www.krugosvet.ru/enc/k...

Журавлев А. Ф. Язык и миф. Лингвистический комментарий к труду А. Н. Афанасьева "Поэтические воззрения славян на природу"

Александр Афанасьев в проекте «Хронос» http://www.hrono.ru/biograf/bi...

Б. А. Успенский «"Заветные сказки" А. Н. Афанасьева»

А.Н. Афанасьев. Народные Русские сказки. Т.2. Наука. 1985.

Опубликовано https://proza.ru/2021/07/21/11...


Радости полон Мир для того , кто смотрит на всех без предубеждения.

    Невоенный анализ-74. Логика и математика. 17 ноября 2024

    Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

    Что показал в Китае своим виртуозным полетом Су-57
    • pretty
    • Вчера 15:08
    • В топе

    Человек в лампасахСоздать двигатель такого уровня на планете могут меньше государств, чем у вас пальцев на одной руке. Это сложнее, чем постройка ракеты, способной вывести на орбиту гроздь ядерных бое...

    Массовая драка дальнобойщиков после спора о войне: Погиб украинец

    Все начиналось вполне безобидно. Прямо как в присказке: встретились как-то поляк, чех, украинец и узбек. Мужчины-дальнобойщики, отдыхая после рейсов, решили пропустить по стаканчику и о...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Индира MOLBERT-Галерея
      25 января 2022 г. 16:49

      Царь русского леса Художник И.И. Шишкин

      25 января 2022 года отмечается 190 лет со дня рождения мастера пейзажной живописи, великого русского художника Ивана Ивановича Шишкина  Иван Иванович Шишкин - один из наиболее известных и любимых отечественных художников, знакомых нам с детства. «Даже совсем не требуется пояснения имени, все его хорошо знают, знают сразу, о чем идет речь. При имени...
      6977
      Индира К другим берегам.
      18 декабря 2021 г. 13:27

      Из твоих снов (5) /Инди-Ра - Корабелов/ Тени из прошлого Художник Андрей Маркин Искусство эмпатии

      Из твоих снов (5)  Тени из прошлого  Слышишь ли шорох летящего времениВечно его колесница в пути.Сердца удары нам слышатся в небе,Звезды во тьме колесницей раздавлены, -Как не рыдать им у тьмы на груди? Друг мой, прощай!Время мне бросило жребий,В сети свои захватило меня,Мчит в колеснице опасной дорогой,Слишком от мест, где ты бродишь, далекой,...
      4905

      М.В. ЛОМОНОСОВ - Великий сын России, универсальный гений, самобытный сподвижник просвещения Мозаичная мастерская Ломоносова

      К 310-летию со дня рождения Великого Русского учёного-энциклопедиста, филолога, создателя университета Михаила Васильевича Ломоносова Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) — первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественног...
      6130
      Индира Момент силы (+18)
      23 октября 2021 г. 13:42

      Сказка про Алёшу и Дракона Тимошу (9) Горыныч Художник Андрей Рябушкин «Русские былинные богатыри»

      Сказка про Алёшу и Дракона Тимошу  «Да разве найдутся на свете такие огни, такие муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу! Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покор...
      5545
      Индира MOLBERT-Галерея
      13 октября 2021 г. 15:35

      Какая красота спасет мир Достоевского Иллюстрации художника Ильи Глазунова

      11 ноября 2021 года исполняется 200 лет со дня рождения величайшего русского писателя, публициста, мыслителя, одного из самых известных русских классиков Фёдора Михайловича Достоевского. Это событие имеет большое значение не только для любителей творчества Достоевского, но и для всей страны, ибо сложно переоценить тот вклад, который внёс писатель, как в...
      5978
      Индира К другим берегам.
      29 сентября 2021 г. 15:36

      Слёзы княгини Северцевой /Инди-Ра - Корабелов/(6) Раскаяние. Художник Станислав Жуковский - лирический пейзажист и непревзойденный мастер усадебного интерьера

      Слёзы княгини Северцевой /Инди-Ра - Корабелов/ (6)  Глава 6. Раскаяние Корнилов никогда не был склонен к самокопанию и рефлексии, и поэтому Андрею показалось странным, что в его памяти, как в невероятном калейдоскопе, всё чаще стали всплывать некоторые события. Скоропостижная смерть князя Северцева после разговора с ним. Ненависть и обеща...
      4170
      Индира MOLBERT-Галерея
      21 августа 2021 г. 12:55

      ХУДОЖНИК ИВАН БИЛИБИН Сотворитель сказочной Руси

      К 145-летию со дня рождения русского художника, графика, иллюстратора, мастера театрально-декорационной живописи И.Я. Билибина. На Смоленском кладбище Санкт-Петербурга есть братская могила с серым надгробным камнем. Крупными буквами на могиле вычеканено «Здесь похоронены погибшие в блокаду в 1942 году профессора Академии Художеств». И далее мелким шрифто...
      7412
      Индира Момент силы (+18)
      9 августа 2021 г. 15:20

      Сказка про Алешу и Дракона Тимошу (8) Беда Исторические картины современного русского художника Андрея Шишкина

      Сказка про Алешу и Дракона Тимошу (8) «Когда у нас в голове добрые мысли, мы видим вокруг себя сказку. Человек, который верит в сказку, однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце» (Сергей Павлович Королёв) История 8.  БедаДракоша Тимоша помог другу выбраться из ямы и скомандовал: - Скорей усаживайтесь на меня и айда отсюда, ...
      5604

      ПОЛТАВСКАЯ БИТВА День, когда Россия стала Империей и военной супердержавой. Что общего у Полтавской и Сталинградской битвы.

      К годовщине Полтавской битвы, отмечаемой 8 июля как День Воинской славы. Полтавская битва — крупнейшее генеральное сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII. Полтавскую баталию нельзя рассматривать отдельно от событий всей Северной войны, и осознать ее значение можно лишь в общеисторическ...
      5206
      Индира Час Быка
      12 мая 2021 г. 14:09

      Ad delectandum Навеяно мелодией Алексея Рыбникова Buratino. С Днём Рождения, КОРАБЕЛОВ!

      С Днём Рождения, КОРАБЕЛОВ! Навеяно мелодией Алексея Рыбникова Buratino  Жил-был Бесс, и он хотел быть счастливым. И загрустил наш Бесс и пошел к столбовому камню и взалкал по Богу. И пришел Бог к Бессу и сказал:- Что тебе надобно, Бесс, две буквы сс? - Счастье, это так прекрасно, но у меня нет того, что нужно мне...- Но что же это, Бесс? Скажи...
      4780

      АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ Исторический выбор и образ благоверного князя в русской культурной памяти

      К 800-летию со дня рождения Александра Ярославича, князя Новгородского и Псковского, великого князя Владимирского, героя Невского и Ледового сражений, талантливого полководца и дипломата. Александр Невский - князь Новгородский и великий князь Владимирский с 1252 года. Возглавлял русские войска в Невской битве 1240 года, за что его назвали Невским, а такж...
      4977

      Из твоих снов (4) /Инди-Ра - Корабелов / Непредвиденные обстоятельства Живопись «Сияет дух сиреневый»

      Из твоих снов  /Инди-Ра - Корабелов / Глава 4 Простая девушка с букетом –Сирень, цветущая в руках.И нежный взгляд, скользящий летом,И аромат любви в цветах...Цветет сирень, причал желаний,Рисует в море корабли,Где нас доверчиво встречают Мечты благоухания любви.(М. Поленков) Глава 4  Непредвиденные обстоятельства Сергей ...
      4258
      Индира MOLBERT-Галерея
      13 марта 2021 г. 12:37

      ВАСИЛИЙ ТРОПИНИН «Нравственный подвиг русского художника»

      К 245 -летию со дня рождения Василия Андреевича Тропинина Мальчик с жалейкой, 1810-е, Третьяковская галерея, Москва Тропинин Василий Андреевич - выдающийся русский художник, написал более трёх тысяч картин, недаром он вошёл в золотой век русской живописи. Мастер романтического и реалистического портретов, и его полотна являются жемчужинами русского ис...
      4786
      Индира Сказки Конта (+18)
      23 февраля 2021 г. 10:34

      Русский князь Иван Данилов и заморская девица Катрин (3) /Инди-Ра - Корабелов/ Герцог Крапс

      Русский князь Иван Данилов и заморская девица Катрин /Инди-Ра - Корабелов/ История 3 «Не в силе Бог, а в правде. Иные — с оружием, иные — на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем! Пойдем и победим врага!». (Св. благоверный князь Александр Невский 1221–1263)  История 3 Герцог Крапс Услышав страшный вой, Катрин...
      3637
      Индира Русский Космос
      13 февраля 2021 г. 18:27

      Обнуление(1) Крейсер «Неустрашимый» /Инди-Ра - Корабелов/ Сюрреалистические картины Чи Йошии

      Из неопубликованного исправленное и дополненное  Глава 1 Крейсер «Неустрашимый»  Глава 1 Крейсер «Неустрашимый» Посвящается соавтору Константину Корабелову Часть1 Валькирия ГеллаЭта история случилась с лейтенантом Серовым в самом начале его карьеры на космофлоте Империи Русских.После окончания школы астронавигаторов Конс...
      3337
      Индира К другим берегам.
      30 января 2021 г. 13:30

      Легенда о любви (8) /Инди-Ра - Корабелов/ Кавказский узел. Живопись русского художника Николая Рачкова

      Легенда о любви (8) /Инди-Ра - Корабелов/ «Николай I был человеком принципов, рыцарем на троне, даже его геополитический оппонент Отто фон Бисмарк называл русского императора "рыцарственным самодержцем". "Монарх не имеет права прощать врагов отечества" – эту мысль Николай сформулировал еще юношей. Рыцарь – это идеализм вместо прагматизма, это особые пр...
      3365
      Индира Исторические миниатюры
      5 сентября 2020 г. 14:11

      «Поединок с жизнью» АЛЕКСАНДР КУПРИН

      «Поединок с жизнью» АЛЕКСАНДР КУПРИН к 150-летию со дня рождения писателя  «Я самым талантливым из нынешних писателей считаю Куприна. Куприн - настоящий художник, громадный талант. Поднимает вопросы жизни более глубокие, чем у его собратьев». Лев Николаевич Толстой.Творчество А. И. Куприна – одно из наиболее ярких событий в русской прозе начала XX ...
      3789
      Индира Момент силы (+18)
      28 августа 2020 г. 15:21

      Сказка про Алешу и Дракона Тимошу (7) Кот Мурлыкин

      Сказка про Алешу и Дракона Тимошу«Сказка - великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа» (Алексей Толстой) История 7  Кот Мурлыкин Мурлыкин послушно улёгся на колени своей хозяйки, устроился поудобнее и заурчал. Сквозь прикрытые глазки он ...
      3094

      История заговора масонских идеалистов. Декабристы

      История заговора масонских идеалистов. Декабристы «Государь, не взирая на уверения императрицы, ни на представления усердных предостерегателей, вышел сам, держа на руках 7-ми летнего наследника престола, и вверил его охранению преображенцев. Эта сцена произвела полный восторг в войсках и приятное, многообещающее изумление в столице. Государь сел на белог...
      4729
      Индира Сказки Конта (+18)
      14 июля 2020 г. 12:47

      Русский князь Иван Данилов и заморская девица Катрин (2) /Инди-Ра - Корабелов/ Незваный гость

      Русский князь Иван Данилов и заморская девица Катрин (2) После Грюнвальдской битвы агрессия немецких рыцарей на восток была остановлена. В этот день разбилось все немецкое могущество, доныне заливавшее, как волна, земли зарождающейся Русской Империи. Глава 2 Незваный гость - Эх, времена теперь на Руси наступили спокойные, мирные. Может и пр...
      4135
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика