Симфония № 45 фа-диез минор (Прощальная симфония) — симфония Йозефа Гайдна (1772).
Данная симфония была написана для капеллы и домашнего театра венгерских князей Эстерхази. В тот год семейство Эстерхази задержалось в их летнем дворце, где было достаточно прохладно. Музыканты страдали от холода и болезней. Гайдн решил намекнуть князю, что пора уезжать с помощью музыки. Особенность этой симфонии в том, что она исполняется при свечах, закреплённых на нотных пультах музыкантов; за традиционным по форме финалом следует дополнительная медленная часть, во время исполнения которой музыканты один за другим прекращают играть, гасят свечи и покидают сцену. Сначала исключаются все духовые инструменты. В струнной группе выключаются контрабасы, затем виолончели, альты и вторые скрипки. Симфонию доигрывают лишь 2 первые скрипки (на одной из которых в своё время играл сам Гайдн, так как первый скрипач был одновременно дирижером оркестра), которые после завершения музыки гасят свечи и уходят вслед за остальными. Князь Эстерхази понял этот изящный намек, и вскоре он и музыканты покинули летнюю резиденцию.
Состав оркестра: два гобоя, фагот, две валторны, струнные (1-е и 2-е скрипки, альты, виолончели и контрабасы).
Музыка
Симфония начинается сразу с проведения главной партии, без какого-либо вступления и носит патетический характер. В целом вся первая часть выдержана в едином духе. Танцевальные и даже вполне изящные черты главной партии задают общий настрой части. Динамичная реприза только закрепляет этот образ.
Изысканная и светлая вторая часть исполняется в основном струнной группой (квартет). Темы проводятся весьма приглушенно, скрипки исполняют партии с сурдинами на пианиссимо. В репризе Гайдн применяет знаменитый «золотой ход валторн», которым украшает главную партию.
Третья часть – это менуэт, но Гайдн сделал его весьма необычным, сопоставив два эффекта: мелодия, исполненная скрипками на пиано и звучание всего оркестра на форте. В этой части также звучит «золотой ход валторн», который композитор использовал в трио. В конце менуэта внезапно возникает минор. Это неслучайно, ведь таким приемом Гайдн предвосхищает общее настроение финала.
Четвертая часть поначалу перекликается с первой, ее грациозной темой. Сумрачная атмосфера возникает лишь в репризе, которая внезапно обрывается, причем на самом подъеме. После небольшой паузы звучит адажио с вариациями. Сама тема излагается довольно безмятежно, чувство тревоги начинает нарастать, как только угасает звучность. Инструменты умолкают один за одним, доиграв свою партию. Первыми оркестр покидают музыканты, которые играют на духовых, после этого сцену покидают басы и альт. Наконец, две скрипки, которые исполняют тему с сурдинами, трогательно и тревожно доигрывают свои партии, также удаляясь из зала.
Йозефом Гайдном написано огромное количество произведений и его по праву называют «отцом» симфоний и квартета, но история этого произведения до сих пор удивляет и восхищает. Великий венский классик был не только талантливым композитором, но и невероятно добрым и чутким человеком, что и отразилось в его прекрасной музыке.
Йозеф Гайдн Симфония № 45 (Прощальная)
У кого нет времени на прослушивание всей симфонии может послушать финал.
Йозеф Гайдн - "Прощальная симфония". Финал
Юрий Левитанский
Я люблю эти дни, когда замысел весь уже ясен и тема угадана...
Я люблю эти дни, когда замысел весь уже ясен и тема угадана,
А потом все быстрей и быстрей, подчиняясь ключу,-
Как в «Прощальной симфонии» — ближе к финалу — ты помнишь,
у Гайдна —
Музыкант, доиграв свою партию, гасит свечу
И уходит — в лесу все просторней теперь — музыканты уходят —
Партитура листвы обгорает строка за строкой —
Гаснут свечи в оркестре одна за другой — музыканты уходят —
Скоро-скоро все свечи в оркестре погаснут одна за другой —
Тихо гаснут березы в осеннем лесу, догорают рябины,
И по мере того как с осенних осин облетает листва,
Все прозрачней становится лес, обнажая такие глубины,
Что становится явной вся тайная суть естества,-
Все просторней, все глуше в осеннем лесу — музыканты уходят —
Скоро скрипка последняя смолкнет в руке скрипача —
И последняя флейта замрет в тишине — музыканты уходят —
Скоро-скоро последняя в нашем оркестре погаснет свеча…
Я люблю эти дни, в их безоблачной, в их бирюзовой оправе,
Когда все так понятно в природе, так ясно и тихо кругом,
Когда можно легко и спокойно подумать о жизни, о смерти, о славе
И о многом другом еще можно подумать, о многом другом.
1979г .
Подписывайтесь на новый журнал "Меломан"! Размещайте интересные музыкальные материалы, включая свои собственные. Вы отправляетесь в увлекательное путешествие в мир музыки. В добрый путь!
Оценили 50 человек
96 кармы