Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

Муза Блокадного Ленинграда Ольга Берггольц (часть 2)

46 8257

И люди слушали стихи,

как никогда,— с глубокой верой,

в квартирах черных, как пещеры,

у репродукторов глухих.


В первые дни войны Ольгу Берггольц направили в распоряжение литературно-драматической редакции ленинградского радио. Тихий голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и темных блокадных ленинградских домах, стал голосом самого Ленинграда. Ольга Берггольц в одночасье вдруг стала поэтом, олицетворяющим стойкость Ленинграда.

Николай Молчанов (муж Ольги Берггольц), несмотря на свою инвалидность, отправился на фронт. Он был направлен на строительство укреплений на Лужском рубеже. В начале 1942 года попал в госпиталь с обострением эпилепсии и дистрофией и 29 января умер. В его боевой характеристике была фраза: «Способен к самопожертвованию». Ольга Берггольц посвятила ему лучшую, по собственному счету, поэтическую книгу «Узел» (1965). Она ходила к нему в госпиталь, а он почти уже не узнавал ее. Так получилось, что она не смогла его похоронить. От работы на радио никто ее не освобождал. Что бы с ней самой ни происходило, она строго по графику появлялась в студии, и в эфире раздавалось: «Внимание! Говорит Ленинград! Слушай нас, родная страна. У микрофона поэтесса Ольга Берггольц».

Почти каждый день она садилась к микрофону и успокаивала, и вдохновляла, отогревала оцепеневшие от голода и холода души, поднимала их к высотам жизни: как сестра и мать, требовала: будь сильнее страха смерти, живи, борись и побеждай! Своё гордое и мужественное «я» она переплавляла в «я» каждого своего слушателя: «Что может враг? Разрушить и убить. И только-то. А я могу любить…» Из воспоминаний поэта Павла Антокольского: «Когда в начале 1942 года в Москве я впервые услышал по радио звучавший из блокадного Ленинграда голос Ольги Берггольц, это было большим событием не только в моей жизни, но и в жизни многих других людей, на фронте и в тылу. Это был чистый источник нужной и самой ценной тогда информации. Юный женский голос говорил правду и только правду, без прикрас, без преувеличения, без надрыва. И если при этом он звучит на ритмичной волне (ведь она читала стихи) – значит, в скромную обыденность речи вошло искусство, оно насквозь пронзало женскую речь».

В марте 1942 года отца Ольги выслали в Красноярский край – немецкая фамилия сделала его «социально опасным элементом». Теперь она осталась одна-одинешенька: ни родителей рядом, ни мужа, ни детей. У Ольги Федоровны развивалась дистрофия. Друзья сумели отправить ее в Москву, но через два месяца поэтесса вернулась туда, где считала себя необходимой. В Доме Радио она работала все дни блокады, почти ежедневно ведя радиопередачи, позднее вошедшие в ее книгу "Говорит Ленинград". Её живого голоса ждали измученные, истерзанные, голодные, но не теряющие надежды ленинградцы. Её голос стал голосом Ленинграда - слабого, но не сдающегося. «Ольга Фёдоровна Берггольц была не просто поэтом, она была голосом блокадного Ленинграда, пеленгом мужества, загадочной духовной сутью Победы, живущей во глубине глубин душ измотанных голодом и бомбежками ленинградцев. И время выбрало именно её говорить обо всём этом со всем миром “по праву разделенного страданья”, как она сама в этом призналась спустя несколько лет» ( М. Дудин).

В 1942 году году она вновь вышла замуж – за своего коллегу по радиокомитету Георгия Макогоненко. Во время блокады он работал заведующим литературным отделом Ленинградского радиокомитета, был известен в литературных кругах Ленинграда и даже Москвы как знаток русской литературы 18-го века. Отношения Макогоненко с Ольгой Федоровной осложнялись тем, что она пристрастилась к выпивке. Это было одним из трагических последствий ее арестантской жизни и тюремных невзгод. Ольга Берггольц была красива, умна и бесконечно обаятельна. Не мог устоять перед ней и Макогоненко. Они с середины войны жили вместе и поженились в 1949 году, но в 1962 году с тяжелым сердцем Макогоненко решил расстаться с Ольгой Федоровной. Он женился на выпускнице филологического факультета университета и окунулся в спокойную семейную жизнь.

Непросто складывалась судьба Ольги Федоровны и после Победы. Знаменитое постановление 1946 года о ленинградских журналах сказалось и на ней: Берггольц поставили в вину хорошее отношение к Анне Ахматовой и продолжение в мирное время темы военных страданий. После войны вышла книга «Говорит Ленинград» о работе на радио во время войны, но скоро ее изъяли из библиотек. В ноябре 1948 года умер Федор Берггольц, всего год как вернувшийся в родной Ленинград. Этих потрясений Ольга Федоровна уже не сумела перенести с прежней стойкостью.

В 1952 году она даже попала в психиатрическую лечебницу по поводу алкогольной зависимости и написала там свою автобиографию. Она написала пьесу «Они жили в Ленинграде», поставленную в театре А.Таирова. В 1952 году написала цикл стихов о Сталинграде. После командировки в освобождённый Севастополь создала трагедию «Верность» в 1954 году. Новой ступенью в творчестве Берггольц в 1959 году явилась прозаическая книга «Дневные звезды», позволяющая понять и почувствовать «биографию века», судьбу поколения. По этой книге был снят фильм, вышедший в 1968 году и с успехом представленный на Венецианском международном кинофестивале. В 1958 году в московском издательстве вышло двухтомное собрание ее сочинений.

Счастье поэта — в признании значимости его слова Родиной. Для Ольги Берггольц это случилось, когда Ленинградский Совет депутатов трудящихся предложил ей сочинить надпись на Пискарёвском кладбище, которая должна быть высечена на гранитной стене. Она вспоминала, как пришла на кладбище и шла среди еще неоформленных курганов, а не могил. «Я поглядела вокруг, на эти страшнейшие и героические могилы, и вдруг подумала, что нельзя сказать проще и определенней, чем:

Здесь лежат ленинградцы. Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты-красноармейцы.

Всею жизнью своею они защищали тебя, Ленинград, Колыбель Революции.

Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем.

Так их много под вечной охраной гранита.

Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто.

В город ломились враги, в броню и железо одеты,

Но с армией вместе встали рабочие, школьники, учителя, ополченцы.

И все, как один, сказали они:

Скорее смерть испугается нас, чем мы смерти.

Не забыта голодная, лютая, темная зима сорок первого - сорок второго,

Ни свирепость обстрелов, ни ужас бомбежек в сорок третьем.

Вся земля городская пробита.

Ни одной вашей жизни, товарищи, не позабыто.

Под непрерывным огнем с неба, с земли и с воды

Подвиг свой ежедневный вы совершали достойно и просто,

И вместе с Отчизной своей вы все одержали победу.

Так пусть же пред жизнью бессмертною вашей

На этом печально-торжественном поле

Вечно склоняет знамена народ благодарный,

Родина-Мать и Город-герой Ленинград.

Дневники, которые поэтесса вела много лет, при её жизни не были опубликованы. После смерти Ольги Берггольц её архив был конфискован властями и помещен в спецхран. К 100-летнему юбилею вышла книга "Ольга. Запретный дневник". Кроме стихов Ольги Берггольц, ее писем и прозы, а также воспоминаний о ней самой, в книгу вошел Дневник 1939-1942 гг., ранее не публиковавшийся. Этот дневник - один из самых страшных и пронзительных документов той эпохи, времени великих надежд и разочарований, величайшего унижения человеческой природы вообще и одновременно свидетельства ее стойкости и неколебимости. Ольга Берггольц преподала нам урок непостижимого в наши дни патриотизма. Только так, безоглядно, можно обращаться к потомству — к нам: «…Черт тебя знает, потомство, какое ты будешь… И не для тебя, не для тебя я напрягаю душу… а для себя, для нас, сегодняшних, изолгавшихся и безмерно честных, жаждущих жизни, обожающих ее, служивших ей — и все еще надеющихся на то, что ее можно будет благоустроить…»

Умерла Ольга Федоровна Берггольц 13 ноября 1975 в Ленинграде. Желание музы блокадного Ленинграда лежать после смерти на Пискаревском кладбище, среди умерших в блокаду друзей, не исполнилось – поэтессу похоронили на Литераторских мостках (Ленинградское Волково кладбище). Памятник на могиле поэтессы появился только в 2005 году.

Страна оценила ее заслуги – Ольга Берггольц получила орден Трудового Красного знамени(1960), орден Ленина (1967), несколько медалей - «За оборону Ленинграда» (1943), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» Лауреат Государственной премии (1951, за поэму «Первороссийск»). Но главным для нее стало звание «ленинградской Мадонны», пришедшее куда раньше официального успеха. В 1994 году Ольге Берггольц присвоено звание «Почётный гражданин Санкт-Петербурга».

Именем Ольги Берггольц названа улица в Невском районе и сквер во дворе дома № 20 по набережной Чёрной речки в Приморском районе в Санкт-Петербурга, улица в центре Углича. Мемориальные доски Ольге Берггольц установлены на здании бывшей школы в Богоявленском монастыре Углича, где она училась с 1918 по 1921 гг. и на улице Рубинштейна, 7, где она жила. Ещё один бронзовый барельеф её памяти установлен при входе в Дом радио.

Памятник Ольге Берггольц в Палевском саду

В 1988 году во дворе Ленинградского областного колледжа культуры и искусства на Гороховой, 57-а, где в годы Великой Отечественной войны был госпиталь, установлен памятник Ольге Берггольц. На стеле врезными золочеными знаками было написано:

"Из недр души я стих свой выдирала, Не пощадив живую ткань ее".

17 января 2013 года, к 70-летию прорыва блокады Ленинграда в Санкт-Петербурге в школе № 340 Невского района был открыт музей Ольги Берггольц. К 100-летию со дня рождения поэтессы, в 2010 году, петербургский театр «Балтийский дом» поставил спектакль «Ольга. Запретный дневник» (режиссёр Игорь Коняев, в главной роли Эра Зиганшина).

«Она была ленинградской, питерской по самой своей душевной природе. И жизнь подарила ей всё, что только можно пожелать: обаяние и страсть, талант и душу, золотую косу до пят и глаза как проруби. Ей можно было бы стать княжной, а она стала комсомолкой. Таков уж был у неё характер, отвечающий характеру времени. И подвиг её поэтической души, совершённый ею в дни и часы трагических испытаний, был не только её подвигом – он вырастал в нечто большее, он становился символом, двигательной энергией, поднимающей человеческие души на общий подвиг Жизни». (М. Дудин)

У Победы лицо не девчоночье,

а оно как могильный ком.

У Победы лицо не точеное,

а очерченное штыком.

У Победы лицо нарыдавшееся.

Лоб ее как в траншеях бугор.

У Победы лицо настрадавшееся –

Ольги Федоровны Берггольц.

/ Евгений Евтушенко /

                                                                                                     По материалам статьи

Послушаем стихотворения Ольги Берггольц в исполнении артистов и автора.

Ольга Берггольц – “Мой дом”. Читает Евгения Симонова

Ольга Берггольц – “Мой дом”. Читает Евгения Симонова

Ольга Берггольц – “Нет, не из книжек наших скудных...”. Читает Александра Урсуляк

Ольга Берггольц – “Нет, не из книжек наших скудных...”

Ольга Берггольц - Фрагмент из поэмы "Февральский дневник".
Читает Екатерина Гусева

Ольга Берггольц - Фрагмент из поэмы "Февральский дневник"

Ольга Берггольц – “Нам от тебя теперь не оторваться” 1963. Читает автор

Ольга Берггольц – “Нам от тебя теперь не оторваться” 1963

Ольга Берггольц - "Блокадный Ленинград"

Ольга Берггольц - "Блокадный Ленинград"

Ольга Берггольц - "Блокадная ласточка." Читает Млада Аккерман

Ольга Берггольц - "Блокадная ласточка."

Стихи Ольги Берггольц можно почитать на САЙТЕ


Моя медаль

… Осада длится, тяжкая осада,

невиданная ни в одной войне.

Медаль за оборону Ленинграда

сегодня Родина вручает мне.

Не ради славы, почестей, награды

я здесь жила и все могла снести:

медаль «За оборону Ленинграда»

со мной как память моего пути.

Ревнивая, безжалостная память!

И если вдруг согнет меня печаль,—

я до тебя тогда коснусь руками,

медаль моя, солдатская медаль.

Я вспомню все и выпрямлюсь, как надо,

чтоб стать еще упрямей и сильней…

Взывай же чаще к памяти моей,

медаль «За оборону Ленинграда».

… Война еще идет, еще — осада.

И, как оружье новое в войне,

сегодня Родина вручила мне

медаль «За оборону Ленинграда».

/ Ольга Берггольц / 

3 июня 1943


Подписывайтесь на новый журнал "Поэзия - музыка мысли" и погружайтесь вместе с нами в волшебный мир поэзии!

Задержан нелегальный мигрант Азербайджана Шахин Аббасов убивший русского парня Кирилла Ковалёва в Москве

Кстати, азербайджанского убийцу задержали в Ростовской области. Говорят что бежал к границе. Скоро суд отправит его в СИЗО. Следственный комитет публикует фото двоих соучастников убийства Ки...

Обсудить
    • ilya
    • 6 декабря 2018 г. 17:12
    Сильные стихи, написанные в суровое время. Очень хорошо читает Евгения Симонова. Спасибо!
  • :open_mouth: :open_mouth: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • Ей можно было бы стать княжной, а она стала комсомолкой. Сильная женщина и прекрасный ПОЭТ :clap: :clap: :clap: Спасибо Галочка :thumbsup: :star2: :star2: :star2:
  • +++ :thumbsup:
  • Спасибо, Галочка, за статью, тихи Ольги Берггольц! …Третья зона, дачный полустанок, у перрона — тихая сосна. Дым, туман, струна звенит в тумане, невидимкою звенит струна. Здесь шумел когда-то детский лагерь на веселых ситцевых полях… Всю в ромашках, в пионерских флагах, как тебя любила я, земля! Это фронт сегодня. Сотня метров до того, кто смерть готовит мне. Но сегодня — тихо. Даже ветра нет совсем. Легко звучать струне. :boom: :boom: :boom: :boom: :boom: