Михаил Васильевич Нестеров - знаменитый русский художник, прошедший сложный жизненный путь длиною в 80 лет, на которые пришлись три войны и две революции. Он неоднократно менял свое творческое амплуа: от пейзажей до росписей храмов, от икон и философских полотен до портретов. Но в его творчестве было то, что объединяло все эти ипостаси: особое отношение художника к Смерти и Чуду. Но не только творчество, а и вся его личная жизнь была полна чудес и трагедий, где Смерть и Чудо всегда шли рядом.
Чудо воскрешения.
Михаил Нестеров родился в 1862 году, и был по счету десятым ребенком в купеческой семье Василия и Марии Нестеровых. С необыкновенного чуда началась жизнь будущего художника. В младенчестве мальчик был очень слабеньким и хилым, а однажды тяжело заболев, чуть не умер. Вернее сказать: воскрес из мертвых. Купец обращался к лучшим докторам города, но ребенок угасал с каждым днем. И казалось страшный день уже пришел. Отец ушел в церковь заказывать панихиду по маленькому Мишеньке. А мать, схоронившая восьмерых своих детей, не доживших и до 2-х лет, совсем обезумела от горя. Положив на грудь младенцу образок Тихона Задонского, упала на колени и начала неистово рыдать и молиться.
…И случилось чудо: мальчик шевельнул посиневшей рученкой. Выжил!
А когда смурной отец вернулся из церкви, малыш уже ровно дышал. На следующий день он пошел на поправку и с тех пор почти не болел. А в семействе Нестеровых это предание о чудесном возвращении из мира мертвых передавалось из поколения в поколение. Эта история во многом повлияла на мировоззрение художника Михаила Нестерова. Он всегда помнил: где-то совсем рядом бродит смерть и Чудо.
Пробуждение таланта
Михаил, учась в гимназии, был шалопаем и непоседой, и не особо стремился к знаниям. Отчаявшиеся родители отвезли 12 летнего мальчика в Москву, дабы определить в техническое училище. Но завалив все экзамены, кроме закона Божьего, рисования и чистописания, Михаил был вынужден пойти в реальное училище, где и проявился его талант к рисованию.
«Рисование с каждым днём захватывало меня всё больше и больше,- вспоминал о тех годах Михаил Васильевич - Я явно стал пренебрегать другими предметами, и всё это как-то сходило с рук. Я начал становиться местною известностью своим художеством и отчаянными шалостями...»
В итоге свое художественное образование Михаил получил в училище живописи, ваяния и зодчества,клятвенно пообещав родителям прилежно учиться. Отец с тяжелым сердцем дал свое согласие, ибо считал художников неудачниками. И Михаилу пришлось доказать и себе и отцу, что это не так, но намного позже.А пока он был "вечным" студентом. Он обучался живописи уже семь лет: четыре года в Москве, два — в Петербурге, еще пару лет в Москве — и ни одной медали, ни одного первого места на конкурсах!
Женитьба без родительского благословения
" Да куда тебе жениться? Уж который год училище окончить не можешь! Художник!... Не будет тебе родительского благословения. Ступай." - заявил презрительно отец Михаилу, который приехал за его благословением на женитьбу. Его избранницей была Мария Мартыновская девушка из небогатой семьи, и не очень то была по нраву купцу. Вернувшись в Москву Нестеров с большим усердием принялся за учебу и достиг желаемого результата.
Летом 1885 года влюбленные, так и не добившись родительского благословения, обвенчались.«Невеста моя, несмотря на скромность своего наряда, была прекрасна. В ней было столько счастья, так она была красива, что у меня и сейчас нет слов для сравнения», – вспоминал Нестеров позже.
На свадьбе произошло событие, которое закралось в сердце художнику дурным предчувствием большой беды. Доктора, приглашенного на их свадьбу, срочно вызвали к роженице. А вернувшись к праздничному столу тот сообщил, что было слишком поздно и женщина умерла.
Потом Нестеров не раз в своих дневниках и письмах вспоминал этот эпизод, предзнаменовавший несчастье. И смерть...
Не пройдет и года, как любимая жена Машенька, едва родив дочь, умрет. Чудо рождения дочери и Смерть жены - снова окажутся рядом. Огромное горе свалилось на плечи молодого художника.
И лишь маленькая дочка Оленька помогла Нестерову вынести все тяготы жизни в те годы, а образ, дорогой сердцу Марии, оставался с ним всю жизнь. Он еще много лет выплескивал на свои полотна образ любимой жены.
Леля Прахова
С 28 лет Нестеров начал расписывать храмы. И первый опыт он получил во Владимирском соборе в Киеве под руководством Виктора Васнецова. Там он подружился с семейством Праховых. Старшая дочь друга - Леля вдохновила художника, и он написал с нее этюд к иконе Великомученицы Варвары.
Но тут вышел знаменитый исторический анекдот: графиня София Игнатьева, посещая собор, возмутилась: «Не могу же я молиться на Лельку Прахову?!» И Михаилу Васильевичу, уехавшему на то время из Киева, пришлось вернуться, и переписать образ великомученицы Варвары.
Нестеров влюбился в молоденькую Лелю. Прошло три года раздумий и сомнений, пока художник все таки посватался к ней. Состоялась помолвка, которая вскоре была разорвана. Причиной было всплывшее одно обстоятельство: у Нестерова родилась дочь от гражданской жены - Юлии Урусман, с которой художник встретился за год до сватовства к Леле.
Как развивались их отношения, почему влюбленные не поженились, почему во время беременности Юлии художник решился жениться на другой? - все это покрыто загадкой.
Так или иначе, Нестеров остался с Урусман, родившей после дочери Веры ему еще двух сыновей - Михаила (1900) и Федора в (1902), который умер вскоре после рождения.
Впоследствии Нестеров поддерживает близкие отношения с дочерью от Урусман - Верой, неоднократно пишет ее портреты.
Екатерина Васильева - вторая жена художника
В 1902 году, когда Нестерову было под сорок он встретил Екатерину.
Живя в Киеве, он расписывал собор и заканчивал работу над полотном «Святая Русь».
Хотя работа еще не совсем была окончена художник уже приглашал в мастерскую знакомых, желающих увидеть эту работу. И вот как-то к нему зашла 22-летняя девушка, преподаватель женского института Екатерина Петровна Васильева, где училась его дочь Ольга.
Разговорившись с художником Катенька любезно согласилась показать Михаилу Васильевичу город. И после нескольких встреч Нестеров уже писал в Уфу о том, что встретил женщину, которую хочет взять в жены. О скоропалительном решении ему ни разу не пришлось жалеть. Они прожили достаточно счастливую жизнь Екатерина родила художнику троих детей.
Смерть и Родина
После революции 17 года художник перестал писать символические картины, проникнутые богоискательством, и перешел на портреты.
Жизнь в Советской стране явила ему немало «смертельных чудес»: это и арест по доносу старшей дочери Ольги, которая вернется с лагерей на костылях. А ее муж будет расстрелян как враг народа, расстреляют и мужа второй его дочери, Натальи.
Михаил Васильевич, сам отсидевший в тюрьме несколько недель, хлопотал за родных, писал письма Сталину. Но, увы. Власть на его прошения откликнулась иным «чудом»: живописцу за портрет физиолога Павлова была присуждена Сталинская премия первой степени, а через год, в честь 80-летнего юбилея Нестеров был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР и награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Михаил Нестеров оставил после себя не только огромное творческое наследие, но и продолжил свой род в детях. А было у него их семеро: дочь Ольга от первого брака с Марией Мартыновской; дочь Вера и сыновья Михаил и Федор от гражданской жены Юлии Урусман; две дочери и сын — Наталия, Анастасия и Алексей — от второго брака с Екатериной Васильевой.
В последние десятилетия жизни Михаил Васильевич,имея еще и талант писателя, увлеченно работал над воспоминаниями, которые были изданы отдельной книгой.
И самое последнее над чем работал художник, был цикл портретов самого меньшего сына Алексея, который был неизлечимо болен туберкулезом. Отец, часами стоя перед постелью угасающего мальчика, наносил на холст дорогие сердцу черты.
18 октября 1942 года Михаила Нестерова не стало. А 8 ноября, не прожив и месяца, вслед за отцом умер и сын.
А судьба несостоявшейся невесты Нестерова -Лели Праховой сложилась весьма печально. Так и не выйдя замуж, она до конца своих дней оставалась одна, и умерла в Киеве в 1948 году.
"Михаил Васильевич Нестеров. Один из самых прекрасных, строго-прекрасных русских людей, встреченных мною за всю жизнь… Я думаю - он вполне исторический человек. Одухотворение, несущееся из его картин, никогда не забудется. Он создал "стиль Нестерова", и тот стиль никогда не повторится." (Розанов В.В.)
Оценили 49 человек
107 кармы