• РЕГИСТРАЦИЯ

Иннокентий Анненский: "В небе ли меркнет звезда…"

71 2060

Притча о двух грешниках — мытаре и фарисее, молившихся в одном храме, — прекрасно знакома всем христианам. Поэт Иннокентий Анненский, которого считали своим учителем Анна Ахматова и Николай Гумилёв, обратился к этому известному сюжету в своем творчестве.

Мытарь и Фарисей. Гюстав Доре

В небе ли меркнет звезда…

В небе ли меркнет звезда,
Пытка ль земная все длится;
Я не молюсь никогда,
Я не умею молиться.

Время погасит звезду,
Пытку ж и так одолеем…
Если я в церковь иду,
Там становлюсь с фарисеем.

С ним упадаю я нем,
С ним и воспряну, ликуя…
Только во мне-то зачем
Мытарь мятется, тоскуя?

Это посмертное стихотворение Иннокентия Анненского. Оно увидело свет в 1910 году в одиннадцатом номере журнала «Аполлон». Это единственное стихотворение поэта, в котором он открыто говорит о своем отношении к религии.

Исторический контекст

Рубеж XIX–XX вв. был переломным периодом не только в социально-политической, но и духовной жизни России. Это было время революций, войн и интенсивных религиозных исканий.

К началу революции 1905 года все общество было подвержено религиозным сомнениям и колебаниям. Революционные потрясения повлекли за собой одновременно и оппозиционное отношение к Церкви (особенно в кругах интеллигенции), и обращение к христианской религии, и трансформацию христианства в новые религиозные учения (самым влиятельным из которых была софиология Владимира Соловьева).

Писатели, философы и художники объединялись во множество религиозных направлений и группировок. В Петербурге и Москве возникали религиозно-философские собрания, самым известным из которых был кружок Зинаиды Гиппиус и Дмитрия Мережковского. Они проводили особые встречи, на которых был провозглашен новый образ Церкви, их молитвы были больше похожи на таинственные заклинания — художественного содержания в них было гораздо больше, чем духовного.

Иннокентий Анненский знал о деятельности этих группировок, сект и религиозных кружков, но относился к ней скептически. По поводу показной театральности одного из таких собраний он пишет: «Искать Бога — Фонтанка, 83. Срывать аплодисменты на Боге… на совести. Искать Бога по пятницам… Какой цинизм!»

Но и его захватило всеобщее увлечение духовными вопросами, на которые он попытался ответить в самом конце своего жизненного и творческого пути.

Автор

Парадокс Иннокентия Анненского (1855–1909) в том, что как поэт он стал широко известен только после своей смерти. В сознании своих современников он был прекрасным педагогом, переводчиком, знатоком классических языков и античной литературы. О том, что Анненский пишет стихи, практически никто не знал. Анненский-поэт всегда был одинок: не примыкал ни к одной из многочисленных поэтических школ. Он решил открыться публике лишь в 1904 году.

И.Ф. Анненский 

Сегодня практически каждый читатель знает Анненского как минимум по одному стихотворению «Среди миров», которое стало популярным романсом:

Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя…
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело,
Я у Нее одной ищу ответа,
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света.

Иннокентий Анненский - "Среди миров", музыка А.Вертинского, исполняет А.Суханов 

Псевдоним — «Никто»

Поэтический дебют Анненского получился загадочным.

В 1904 году вышла небольшая книга стихов под заглавием «Тихие песни». Вместо имени автора на обложке стояла надпись: «Ник. Т – о». Никто. Это был пример мистификации, популярной на рубеже веков. Угадать, что под этим странным псевдонимом скрывался известный педагог, директор гимназии в Царском Селе Иннокентий Анненский, литераторы не смогли. К примеру, Александр Блок, которому сборник явно понравился, посчитал, что «Ник. Т – о» – это многообещающий молодой поэт. Блок, отметив «настоящее поэтическое чутье» «молодого» автора, признался, что в «Тихих песнях» ему открылась «человеческая душа, убитая непосильной тоской». Он даже не мог подумать, что этому «молодому» поэту было почти пятьдесят лет!

Однако этот псевдоним можно было разгадать. Несколько букв для него были взяты из имени автора – Иннокентий. Прозвищем «Никто» назвал себя древнегреческий герой Одиссей, чтобы спастись из пещеры великана циклопа Полифема. И, зная увлечение Анненского античной культурой, можно было предположить, что за безликим «Ник. Т – о» скрывается именно он. Но образ консервативного педагога и прекрасного ученого никак не соотносился с тоскующим, печальным поэтом, которым предстал перед читателями Анненский в своем первом поэтическом сборнике.

«Работаю исключительно для будущего»

Выходец из дворянской семьи Иннокентий Анненский, окончивший историко-филологический факультет Петербургского университета и овладевший четырнадцатью языками, среди которых были как современные, так и древние, вступил на путь долгой и успешной педагогической деятельности.

Царскосельская Императорская Николаевская гимназия, директором которой был И.Ф. Анненский 

Он преподавал древние языки, читал курсы по истории древнегреческой литературы. В 1896 году он стал директором гимназии в Царском Селе. Благородный в обращении, привлекательный, вежливый Иннокентий Фёдорович был кумиром для своих учеников, заражал их интересом к античности. Для самого Анненского античность была любимой эпохой. Главное увлечение всей его жизни — перевод наследия греческого трагика Еврипида на русский язык. «Нисколько не смущаюсь тем, что работаю исключительно для будущего», — так Анненский определял значение своего перевода. Он также сам создавал трагедии на античные сюжеты, а в его стихах часто встречаются образы древнегреческих мифов.

Анненский среди учащихся Царскосельской гимназии 

Однако в 1906 году он был уволен с поста директора гимназии. Главной причиной стали волнения в гимназии во время революции 1905 года. Анненский не видел беды в том, чтобы студенты выражали свои взгляды. Для руководящих верхов такое благодушное, спокойное поведение директора и поддержка «политически неблагонадёжных» представлялись сомнительными. Анненский был отстранен от деятельности в гимназии и лишен общения с воспитанниками. Тогда Анненский решает сосредоточиться на литературной работе.

Смерть с портфелем в руке

1909 год — последний в жизни Анненского. Он наконец-то очутился в литературной среде, о которой так мечтал. Он принимает участие в организации журнала «Аполлон» — одного из значимых журналов для истории всей русской литературы, пишет стихи и очерки, ожидается выход его второй поэтической книги «Кипарисовый ларец».

Царскосельский вокзал, на ступенях которого скончался Иннокентий Анненский

В последний ноябрьский день он провел лекции на Высших женских курсах и должен был вечером читать доклад в Обществе классической филологии. Выступлению не суждено было состояться: Анненский скончался от внезапной остановки сердца, упав на ступенях Царскосельского вокзала с портфелем, где лежала рукопись доклада.

«Я слабый сын больного поколенья…»: во что верил Анненский?

Анненский был значительно старше поэтов-символистов. И, как многие образованные люди XIX века, не был церковным человеком. Он мало кому сообщал о своих взглядах на веру и религию. Также трудно сказать, являлся ли его интерес к античности источником религиозного интереса, или этот интерес был исключительно исторический и эстетический.

Однако некоторые современники отмечали, что его натуре все же была свойственна религиозность (возможно, наследственная: прадед Анненского был священником).

Основные черты поэзии Анненского

Иннокентий Анненский не только для своих современников, но и для нынешних читателей остается довольно загадочной и неизученной фигурой русской классической поэзии.

Не смотря на этот досадный факт, в свое время он оказал довольно-таки большое влияние на развитие символизма, как литературного течения, в частности — футуризма. В свою очередь Иннокентий Анненский был одним из основных вдохновителей Анны Ахматовой и Пастернака.

Как и преимущественно всем символистам, в стихах и произведениях данного поэта и драматурга преобладают нотки меланхолии и пессимизма в связке с прекрасным выражением мыслей и эмоций. Будь то стихи на любовную тематику или гражданскую – с них так и веет крик души автора, который через определенные символы и образы хотел донести истинный смысл своих идей, убеждений и переживаний.

Предлагаю Вам познакомиться с стихотворениями Иннокентия Федоровича Анненского, которые обязательно найдут сторонников, сумеющих по достоинству оценить изысканный слог поэта.

Два паруса лодки одной

Нависнет ли пламенный зной
Иль, пенясь, расходятся волны,
Два паруса лодки одной,
Одним и дыханьем мы полны.

Нас буря желанья слила,
Мы свиты безумными снами,
Но молча судьба между нами
Черту навсегда провела.

И в ночи беззвездного юга,
Когда так привольно-темно,
Сгорая, коснуться друг друга
Одним парусам не дано…

Иннокентий Анненский – “Два паруса лодки одной” 

Самый чуткий читатель стихов — поэт. И не случайно, что именно А. Блок в письме к Анненскому (в марте 1906 года) сказал по поводу двух стихотворений из "Тихих песен": "Это навсегда в памяти. Часть души осталась в этом".

Что счастье?

Что счастье? Чад безумной речи?
Одна минута на пути,
Где с поцелуем жадной встречи
Слилось неслышное прости?

Или оно в дожде осеннем?
В возврате дня? В смыканьи вежд?
В благах, которых мы не ценим
За неприглядность их одежд?

Ты говоришь… Вот счастья бьется
К цветку прильнувшее крыло,
Но миг — и ввысь оно взовьется
Невозвратимо и светло.

А сердцу, может быть, милей
Высокомерие сознанья,
Милее мука, если в ней
Есть тонкий яд воспоминанья.

Иннокентий Анненский - “Что счастье?” 

В прошлом году исполнилось 110 лет со дня смерти поэта. От этой даты нас отделяет целая эпоха — время, полное небывалых исторических событий, по значению своему равное столетиям. Думается, однако, что это время не отдалило от нас поэта, а приблизило его к нам. Все то, чем ценно его творчество — высокая человечность, гражданственность, искренность, подлинное мастерство в передаче глубоких и противоречивых движений чуткой души, напряженно откликающейся на впечатления сложного и противоречивого мира, — не только не поблекло, а выступило в исторической перспективе еще более рельефно и живо.

Снег. из цикла "Трилистник ледяной"

Полюбил бы я зиму,
Да обуза тяжка...
От неё даже дыму
Не уйти в облака.

Эта резанность линий,
Этот грузный полёт,
Этот нищенский синий
И заплаканный лёд!

Но люблю ослабелый
От заоблачных нег -
То сверкающе белый,
То сиреневый снег...

И особенно талый,
Когда, выси открыв,
Он ложится усталый
На скользящий обрыв,

Точно стада в тумане
Непорочные сны -
На томительной грани
Всесожженья весны.

Смычок и струны

Какой тяжелый, темный бред!
Как эти выси мутно-лунны!
Касаться скрипки столько лет
И не узнать при свете струны!

Кому ж нас надо? Кто зажег
Два желтых лика, два унылых...
И вдруг почувствовал смычок,
Что кто-то взял и кто-то слил их.

"О, как давно! Сквозь эту тьму
Скажи одно: ты та ли, та ли?"
И струны ластились к нему,
Звеня, но, ластясь, трепетали.

"Не правда ль, больше никогда
Мы не расстанемся? довольно?.."
И скрипка отвечала да,
Но сердцу скрипки было больно.

Смычок все понял, он затих,
А в скрипке эхо все держалось...
И было мукою для них,
Что людям музыкой казалось.

Но человек не погасил
До утра свеч... И струны пели...
Лишь солнце их нашло без сил
На черном бархате постели.

Иннокентий Анненский - “ Смычок и струны"

Если при жизни у Анненского был только узкий кружок читателей, а иным близоруким критикам казалось, что он — поэт для немногих, то судьба его наследия полностью опровергла подобное представление. Уже молодой учитель, сослуживец Анненского по Царскосельской гимназии, преподававший там историю (впоследствии известный ученый) П. П. Митрофанов написал о поэте в конце очерка, специально посвященного ему: «Анненский при жизни не был популярен и не дождался признания, но нет сомнения, что имя его постепенно с распространением истинной культуры дождется у потомства заслуженной славы».

Не могу понять, не знаю…

Не могу понять, не знаю…
Это сон или Верлен?..
Я люблю иль умираю?
Это чары или плен?

Из разбитого фиала
Всюду в мире разлита
Или м_у_ка идеала,
Или м_у_ки красота.

Пусть мечта не угадала,
Та она или не та,
Перед светом идеала,
Пусть мечта не угадала,
Это сон или Верлен?
Это чары или плен?

Но дохнули розы плена
На замолкшие уста,
И под музыку Верлена
Будет петь моя мечта. 

Иннокентий Анненский - “Не могу понять,не знаю”, музыка и исполнение Елены Фроловой

ВИДЕО

Иннокентий Анненский - "Canzone"

Если б вдруг ожила небылица,
На окно я поставлю свечу,
Приходи... Мы не будем делиться,
Всё отдать тебе счастье хочу!

Ты придёшь и на голос печали,
Потому что светла и нежна,
Потому что тебя обещали
Мне когда-то сирень и луна.

Но... бывают такие минуты,
Когда страшно и пусто в груди...
Я тяжёл - и немой и согнутый...
Я хочу быть один... уходи!

Иннокентий Анненский – “Небылица”, исполнение и музыка А.Суханова 

Минута

Узорные ткани так зыбки,
Горячая пыль так бела,-
Не надо ни слов, ни улыбки:
Останься такой, как была;

Останься неясной, тоскливой,
Осеннего утра бледней
Под этой поникшею ивой,
На сетчатом фоне теней…

Минута — и ветер, метнувшись,
В узорах развеет листы,
Минута — и сердце, проснувшись,
Увидит, что это — не ты…

Побудь же без слов, без улыбки,
Побудь точно призрак, пока
Узорные тени так зыбки
И белая пыль так чутка…

Иннокентий Анненский – “Минута”, музыка и исполнение Юрия Чулкова

ВИДЕО

Свечку внесли

(из цикла"Трилистники". Трилистник сумеречный)

Не мерещится ль вам иногда,
Когда сумерки ходят по дому,
Тут же возле иная среда,
Где живем мы совсем по-другому?

С тенью тень там так мягко слилась,
Там бывает такая минута,
Что лучами незримыми глаз
Мы уходим друг в друга как будто.

И движеньем спугнуть этот миг
Мы боимся, иль словом нарушить,
Точно ухом кто возле приник,
Заставляя далекое слушать.

Но едва запылает свеча,
Чуткий мир уступает без боя,
Лишь из глаз по наклонам луча
Тени в пламя сбегут голубое.

Песня на стихи Иннокентия Анненского из цикла"Трилистники". Трилистник сумеречный. Свечку внесли. Исполняет трио "Серебряный век". Музыка -М. Кане

ВИДЕО

Поэзия Анненского продолжает привлекать все новых читателей. Она продолжает жить в стихах русских поэтов XX пока. Она осталась живым явлением искусства.

Когда в 1960 году его могилу на Казанском кладбище в городе Пушкине украсило строгое надгробие черного камня, на нем была высечена надпись: «Поэт Иннокентий Федорович Анненский». Эта короткая надпись сказала о том, что в его жизни и деятельности было главным и что сохранилось для будущих поколений.

По материалам статей и сайта: 1, 2, 3, 4

------------------------------

P.S. Некоторые видео в статью вставить не получилось,поэтому я дала на них ссылки. Чтобы посмотреть клип, надо нажать на слово "ВИДЕО"



Вера. Надежда. Любовь

Слышите гул? Это гудит ливийский экспресс!

  " ...Ведь от тайги до британских морей                                        &...

США и коронавирус: три неудобных вопроса

Давайте зададимся вопросом: что в реальности может стоять за словами заместителя Государственного секретаря США по вопросам Европы и Евразии Филиппа Рикера, прямо объявившего нашу стран...

Скованные одной сетью: "Нет России"

Намедни даже "Коммерсант", описывая ежегодное шествие левых партий, прошедшее в День защитник Отечества в Москве, удивился:"Если бы не обилие красного цвета и не портреты Сталина, ...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Юнна Мориц — "Не бывает напрасным прекрасное "

    Юнна Петровна Мориц (родилась 2 июня 1937 года в Киеве) — русская поэтесса и переводчица, сценарист. Лауреат многих премий.Юнна Мориц — автор поэтических книг, в том числе «В логове голоса» (1990), «Лицо» (2000), «Таким образом» (2000), «По закону — привет почтальону!» (2005), а также книг стихов для детей: «Букет котов» (1997) и других; по мотивам неск...
    664

    Слова на песке

    Что может быть ненадежней слов на песке, да к тому же стертых их автором немедленно? Однако вот уже две тысячи лет люди помнят об этих загадочных словах, смысл которых так и остался неизвестным.Впрочем, лучше начать этот рассказ с тех, кто все же, как говорят, сумел прочитать слова на песке, поскольку написаны они были персонально для каждого из них.Ита...
    398

    С Днём Защитника Отечества!

    Уважаемые и дорогие мужчины! Поздравляю Вас с Днём Защитника Отечества! От души желаю Вам крепкого здоровья, мирного неба над головой, силы и бодрости духа! Пусть каждый день приносит Вам радость новых побед и свершений! Пусть тёплым будет Ваш семейный очаг, а друзья верными и надёжными!С Праздником!       &nb...
    527

    Неделя о блудном сыне. О требовательном блудном сыне

    Андрей Рабодзеенко. Блудный сынКаждое слово в притче о Блудном Сыне важно, и Церковь веками и тысячелетиями вникала в ее смысл. Однако то, как мы видим ее, зависит от нашей собственной эпохи и культуры. Непосредственные слушатели Господа Иисуса принадлежали к сурово патриархальной культуре, где авторитет отца был непререкаем и сын-отступник в глазах сво...
    507

    Волшебные акварели художника-мариниста Станислава Золадза /Stanislaw Zoladz/

    Отношение зрителей к гиперреализму в искусстве неоднозначно и противоречиво. Одни считают, что живопись в корне должна отличаться от фотографических изображений. Иные - находят в этом особую изюминку, восхищаясь техникой и мастерством художника. Сегодня речь пойдет о мастере, который возвел сложнейшую технику акварели в ранг гиперреализма и завоевал мир...
    488

    Чтобы помнили. Поэт - песенник Николай Глейзаров: “Над волной голубою”

    Николай Валентинович Глейзаров (1909—1970) — советский русский поэт, автор стихов для эстрады и радиопостановок, автор многих песен к известным советским кинофильмам. Родился 6 (19) декабря 1909 года в Рославле (ныне Смоленская область) в семье артиста. Семья была в разъездах, и только в 1914 году осела в Петрограде. В конце 1919 года отец поступил режи...
    612

    Размышляя над словами старшего сына

    Николай Лосев 1882 г. Блудный сын – Покаяние гносеологично.Так четверть века назад сказал нам, слушателям нравственно богословия, отец Владислав Свешников. Мы привычно завздыхали и уставились на него взглядами, в которых отчетливо читалось: «Ну, ба-а-а-атюшка!..Отец Владислав тоже вздохнул. В начале курса он не особенно задумывался, какие нервные р...
    284

    Дельфины – уникальные жители планеты Земля, права которых подтвердили несколько стран

    К дельфинам человек всегда испытывал особенные чувства, выделяя этих млекопитающих из всего животного царства. Особенный ум и доброжелательность, их загадочный язык и способность взаимопонимания вызывают наше уважение. Последние исследования их интеллекта и способов общения привели к тому, что в некоторых странах на законодательном уровне дельфинов приз...
    1820
    Галина Агапова 10 февраля 22:00

    Каталог поэтических статей моего блога (1)

    У меня набралось достаточное количество статей о поэзии для того, чтобы их собрать в каталог для более быстрого поиска нужной статьи. Надеюсь, что он пригодится и моим читателям. Все статьи опубликованы в журнале “Поэзия – музыка мысли” в период с 28 ноября 2018 г. по 04 февраля 2020 г.    Чтобы эта статья не была скучной, я добавила несколько...
    226

    Поющие актрисы. Татьяна Абрамова: "Я нарисую мир таким, каким люблю"

    Татьяна Абрамова – российская актриса, певица и телеведущая, прославившаяся благодаря телесериалам «Всегда говори «Всегда», «Вся такая внезапная» и «Иван Подушкин. Джентльмен сыска».Татьяна родилась 5 февраля 1975 г. в Тюмени, но вскоре родители вместе с дочерьми – Таней и Леной – переехали в нефтяную столицу России, Нижневартовск. Там прошло раннее дет...
    1155

    С какой стати мне расплачиваться за мои грехи?

    Письмо в редакцию:Почему я должен расплачиваться за «свои грехи»? Я на этот свет не просился, меня родили, и мои грехи, в большей степени, порождены внешними условиями жизни.За что я должен расплачиваться?Сергей, УфаНа письмо читателя отвечает Александр ТкаченкоТезис первый:Закономерные последствия греха и есть наказание, которое человек добровольно при...
    282
    Галина Агапова 6 февраля 12:11

    Кошкин дом

    Художник: Римма Зиннатова– Бедная Писо! Никому ты, кроме меня, не нужна! Никто тебя не любит. Вот умру я не сегодня – завтра, что с тобой будет? – Циала одной рукой гладила серую кошечку, а другой то и дело утирала набегавшую слезу от картины, которую рисовало ее богатое воображение. – Эх, и жить мне осталось, считай, две пятницы с хвостиком.Циала огляд...
    430

    Судьба разведчицы: История настоящей «радистки Кэт» Анны Филоненко

    Когда Татьяна Лиознова задумывала свой фильм о разведчиках, она хотела, чтобы эта картина получилась максимально достоверной. И показала бы не только работу нелегалов, но ещё и то, как жилось резидентам в тылу врага. Когда режиссёр обратилась к высоким чинам КГБ, ей представили консультанта – Анну Фёдоровну Филоненко, которая и стала впоследствии прообр...
    2704

    Григорий Поженян: "Нужно, чтоб кто-то кого-то любил"

    *  *  *Невольники встречной любви,Вы, словно дельфины на суше.Что маетесь по ночам,Срывая неверья кору. Двум безднам не слиться в одну.В заботе о хлебе насущном,Утешьтесь пасхальным виномИ трезвостью сосен в бору.Учитесь терпенью песков,Смиренью угасших закатов,Послушности швейной иглы,Покорности егерей.Ужели нас манит судьбаУшед...
    641

    Ирина Сурина: “Тайна”

    Ирина Сурина - одна из лучших кантри - фолк певиц России, с великолепным, узнаваемым тембром голоса, своеобразной манерой пения, музыкант, преподаватель вокала.  Родилась 9 августа 1966 года в Москве. С раннего возраста пела дуэтом со своей матерью, певицей академического хора. С 1972 года училась в московской музыкальной школе им. Гн...
    1272

    29 января – 160 лет со дня рождения выдающегося русского писателя Антона Павловича Чехова

    29 января исполняется 160 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова – русского писателя, прозаика, драматурга. Его произведения переведены более чем на 100 языков. Его пьесы, в особенности «Чайка», «Три сестры» и «Вишнёвый сад» на протяжении более 100 лет ставятся во многих театрах мира. За 25 лет творчества Чехов создал более 500 различных произведен...
    1230

    Иди женись, иди… Делай маму сиротой!

    Очень поучительная инструкция для мам сыновей. С юмором, но по делу: Когда ты мама маленького сына – ты вообще не думаешь о том, что когда-нибудь он вырастет, и настанет день, когда твой маленький двухметровый бородатый малыш приведёт под твои светлы очи девушку, и скажет: «Мама, познакомься, это любовь всей моей жизни!», а ты такая смотришь, и думаешь: ...
    2015

    Татьяна и Сергей Никитины: "Цвет небесный, синий цвет"

    Продолжаем знакомиться с творчеством дуэта Никитиных. Предыдущая статья: "Татьяна и Сергей Никитины: Диалог у новогодней елки”. Татьяна и Сергей Никитины вот уже более 40 лет ведут активную концертную деятельность в России и за рубежом. География их выступлений обширна: Великие Луки, Камчатка, Москва, Париж, Берлин, Нью Йорк, Сидней, Хайфа, Ванкувер — и ...
    1299

    "Юноша бледный": Поэтическая дуэль Брюсова и Кибирова

    В ответ на статью "Есть одно, о чем плачу я горько: Это прошлые дни... Валерий Брюсов." автора нашего журнала Димм хочется привести мнение протоиерея Андрея Ткачёва о творчестве Брюсова. Тимур Кибиров и Валерий Брюсов (слева)Сегодня в своей авторской программе «Святая правда» протоиерей Андрей Ткачёв расскажет об одной поэтической перекличке: одного из с...
    1130

    Николай Рубцов: "До конца, до тихого креста пусть душа останется чиста!"

    3 января 2020 года Николаю Рубцову могло бы исполниться 84 года, но поэт дожил лишь до 35. Его жизнь, похожая на вспышку кометы, оборвалась неожиданно и странно. Но Рубцов успел сделать главное – признаться в любви к России. Поэзию и биографию поэта сравнивают с творческой судьбой Сергея Есенина. Такая же короткая, трагически оборванная жизнь. Такие же ...
    2735
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика