Отношение зрителей к гиперреализму в искусстве неоднозначно и противоречиво. Одни считают, что живопись в корне должна отличаться от фотографических изображений. Иные - находят в этом особую изюминку, восхищаясь техникой и мастерством художника. Сегодня речь пойдет о мастере, который возвел сложнейшую технику акварели в ранг гиперреализма и завоевал мировую славу. Это художник-акварелист из Польши - Станислав Золадз, подчинивший краске на водяной основе водную стихию рек, озер, морей.
Акварельная техника очень сложная и капризная, она практически не подлежит исправлению и художнику нужно с точностью просчитать каждое прикосновение кисти к бумаге, а также соотношение воды к краске. А когда смотришь на работы Золадза просто охватывает чувство недоумения и невероятного восторга: неужели это действительно акварель...
Станислав Золадз (Stanislaw Zoladz) родился в Польше, в 1952 году. С раннего детства начал рисовать, и больно уж нравилась мальчишке водяная краска. Не расставался он с нею и подростком, и когда получал художественное образование в Кракове в Академии изящных искусств. В 26-летнем возрасте переехал в Швецию, где до сих пор проживает и рисует свои удивительные акварели. Так через всю жизнь и пронес художник любовь к этой капризной краске, которая требовала от мастера невероятной точности, твердой руки, чувства меры и аккуратности.
На первый взгляд акварельные работы Станислава Золадза легко спутать с фотографиями. Так как, мастерски владея краской и кистью, художник добивается потрясающего гиперреалистического эффекта. И лишь после тщательного просмотра можно заметить легкие мазки, которыми прорисованы детали.
Основной темой творчества художник избрал для себя пейзажи с водной стихией. Реки с каменными берегами и глади озер, заводи, морские побережья - главные образы работ акварелиста. Вода субстанция изменчивая и очень сложно поддается живописной передаче, но Золадз постиг ее тайну и превосходно справился с задачей. Игра света в воде, блики, отражения, относительная прозрачность так убедительны и реалистичны в его акварелях, что так и хочется зачерпнуть ее рукой.
Каждый год в поисках натуры Станислав Золадз отправляется в путешествие по новым местам, где вдохновляется природной красотой разных стран и континентов. Он исколесил почти всю Европу и часть Азии, каждый раз привозя со странствий новые впечатления и множество новых акварелей.
Далее фрагменты небольшого интервью:
Вопрос: Ваши картины настолько точны, что он производят впечатление полного контроля. Вы всегда пытаетесь получить полный контроль над водой?
Ответ: Я всегда стремлюсь к достижению определенного контроля над своей акварелью. Но это редко удается, и поэтому я стараюсь минимизировать свои ошибки.
Вопрос: Ваши картины довольно большие. Вы больше работаете в студии или на месте?
Ответ: Я работаю как в студии, так и на месте. На месте я работаю с меньшими размерами (до 38 х 56 см), а в студии с большими размерами.
Вопрос: Ваши картины напоминают произведения Андерса Цорна. Черпаете ли вы вдохновение в наследии старых мастеров или же в уединении природном?
Ответ: Природа всегда была и остается для меня важным источником вдохновения. Много художников вдохновили меня, среди них и Андерс Цорн, с его умелой техникой изображения воды.
Вопрос: Ваш стиль оценили в Швеции?
Ответ: Как в Швеции, так и в других скандинавских странах я отметил возрастающий интерес для акварели.
Вопрос: Сколько времени займет, чтобы создать одну акварель? Можете ли вы работать над несколькими картинами одновременно?
Ответ: Акварели небольших размеров создаются за одну сессию. На более крупные акварели нужно больше времени. Я работаю только с одной акварелью.
Вопрос: Используете ли вы маскировочную жидкость или непрозрачные краски?
Ответ: Да, могу использовать маскировочную жидкость, но с большим ограничением. Что касается непрозрачного белого, то я его использую, когда в работе надо получить специфические эффекты, такие, например, как на поверхности воды.
Вопрос: Вы пишете акварелью каждый день?
Ответ: Да, я работаю каждый день.
Вопрос: Вы, кажется, используете очень широкий диапазон цветов. Каков ваш набор цветов, без которых вы не смогли бы обойтись? Какой ваш любимый бренд?
Ответ: Мой любимый бренд W & N и русская Санкт-Петербургская. Мой обязательный набор цветов : ультрамарин, умбра и ализарин Crimson.
Вопрос: Какие кисти и бумагу вы используете?
Ответ: Я использую кисти да Винчи, бумагу 300 и 640 гр.
Вопрос: Если вы допустите ошибку в работе, вы ее оставляете, или скорее отправляете в мусор?
Ответ: Если ошибка не может быть исправлена, я отложу ее в сторону и начну заново.
Вопрос: Каковы наиболее важные правила для художника-акварелиста?
Ответ:
Больше делать эскизов.
Постоянно обучаться смешиванию цветов.
Рисовать каждый день.
Понятны голоса воды
от океана до капели,
но разобраться не успели
ни в тонком теноре звезды,
ни в звонком голосе Луны,
ни почему на Солнце пятна,
хоть языки воды — понятны,
наречия воды — ясны.
Почти домашняя стихия,
не то что воздух и огонь,
и человек с ней конь о конь
мчит, и бегут валы лихие
бок о бок с бортом, кораблем,
бегут, как псовая охота!
То маршируют, как пехота,
то пролетают журавлем.
/Борис Слуцкий/
Какие уроки дает океан человеку!
Что можно услышать, внимательно выслушав реку!
Что роду людскому расскажут высокие горы,
когда заведут разговоры?
Гора горожанам невнятна.
Огромные красные пятна
в степи расцветающих маков
их души оставят пустыми.
Любой ураган одинаков.
Любая пустыня — пустыня.
Но море, которое ноги нам лижет
и души нам движет,
а волны морские не только покоят, качают —
на наши вопросы они отвечают.
Когда километры воды подо мною
и рядом ревет штормовая погода,
я чувствую то, что солдат, овладевший войною,
бывалый солдат сорок третьего года!
/Борис Слуцкий/
Полюбуемся волшебными акварелями Станислава Золадза под звуки музыки:
Оценили 44 человека
93 кармы