• РЕГИСТРАЦИЯ
Коронавирус. Последние новости

Георгий Иванов - последний поэт Серебряного века. “Мелодия становится цветком”

68 1039


Георгия Владимировича Иванова называют последним поэтом Серебряного века великой русской литературы.

Он родился 29 октября (10 ноября по новому стилю) 1894 года в поместье Студёнки Ковенской губернии, неподалеку от Каунаса. Здесь, в маленьком мирке озер и островов, прошло его раннее детство. На самом большом острове, который так и назывался – Юрочкин остров, отец построил мальчику крепость Юрочкин Форт. У мальчика были собственное потешное войско из дворовых мальчишек и даже собственный флот – большой игрушечный крейсер, плававший по пруду. Был у мальчика и шотландский пони, на котором он, вооруженный пикой и с картонным щитом, гарцевал по парку, воображая себя рыцарем.

Однако счастье это продолжалось недолго. Усадьба сгорела. Семья обнищала. Кончил жизнь самоубийством отец, заслуженный генерал-артиллерист Владимир Иванов.

Поскольку все предки Георгия и по отцовской, и по материнской линии были военными, мальчика отдали в Кадетский корпус (сначала в 1905 году в Ярославский, а затем, в 1907 году, перевели в Петербургский). По складу характера и физическим данным (Георгий сильно шепелявил) он явно не подходил для военной службы.

В 1910 году в журнале «Все новости литературы, искусства, театра, техники и промышленности» было опубликовано первое стихотворение шестнадцатилетнего Георгия Иванова – «Он – инок, он – Божий…»

Через год вышла его первая книга «Отплытие на остров Цитеру». По принятой в те годы традиции вступать в различные группы и общества, Иванов присоединился к поэтической группе Игоря Северянина. Участники ее называли себя эгофутуристами, характерной чертой этого сообщества было чрезмерное восхваление творчества друг друга.

Эгофутуристы обычно брали себе звучные яркие псевдонимы. Игорь Северянин (настоящая фамилия его Лотарев) посоветовал Георгию взять литературный псевдоним Цитерский, но молодой человек предпочел остаться Ивановым.

Первый сборник поэта вызвал множество положительных откликов от серьезных литературных журналов. Погрузившись в мир поэзии, Георгий окончательно забросил учебу. Он дважды оставался на второй год и в конце концов был отдан «на попечение родителей».

С того времени и до конца дней Иванов занимался только литературным творчеством.

В 1912 году Георгий оставил эгофутуристов и перешел к акмеистам, под присмотр к Николаю Гумилеву, с которым познакомился в знаменитом кафе «Бродячая собака». В «Цехе поэтов» юноша был немного младше остальных участников, и они любовно называли веселого забавного паренька Жоржиком.

До 1917 года у Иванова вышли еще три книги стихов – «Горница», «Памятник Славы» и «Вереск» (был посвящен первой жене поэта Габриэле Тернизьен). Впоследствии автор сам признавал, что его дореволюционная поэзия слаба и недостойна упоминания. Но все сборники сопровождало напутственное слово Николая Гумилева.

Накануне катастрофы Георгий Иванов возглавил вместе с Г. В. Адамовичем второй «Цех поэтов», объединивший «постакмеистическую молодежь».

Революции 1917 года и Гражданская война потрясли поэта. Внешне жизнь его шла без изменений, но в душе Георгия Владимировича произошел коренной духовный перелом. Он развелся с Габриэлой, женился на молодой поэтессе Ирине Одоевцевой и незаметно стал готовиться к эмиграции. На жизнь Иванов зарабатывал в то время литературным трудом – переводил для издательства «Всемирная литература», организовал третий «Цех поэтов», являлся секретарем Союза поэтов. Итогом всего, что было написано поэтом в России, стал сборник «Лампада».

Осенью 1922 года на пароходе Иванов отплыл в Германию – поэта направили за границу в командировку для составления репертуара государственных театров. Одновременно через Латвию уехала в Европу Ирина Одоевцева. Встретились супруги в Берлине. В Германии они жили год, и Иванов организовал здесь четвертый «Цех поэтов», а затем перебрались во Францию, где и бедствовали всю оставшуюся жизнь. Сначала поселились в Париже.

Необходимо сказать о глубочайшей мудрости Георгия Иванова – поэта-философа. Единицы интеллектуалов, не только в его время, но и ныне, смогли определить истинные глубинные корни трагедии России. Но никто не сказал об этом столь точно, столь просто и столь глубоко:

Я за войну, за интервенцию,
Я за царя, хоть мертвеца,
Российскую интеллигенцию
Я презираю до конца.

В первые же годы эмиграции Иванов наладил отношения с русской диаспорой. С 1927 года он стал активным участником общества «Зеленая лампа», сложившегося вокруг четы Мережковский – Гиппиус, был даже его бессменным председателем. Печатался поэт в разных эмигрантских изданиях – «Новый дом», «Числа», «Круг» и других. В Париже Георгий Иванов организовал пятый «Цех поэтов».В 1931 году вышел сборник Георгия Иванова «Розы», который произвел фурор в эмигрантcкой литературе. Кто-то был в экзальтированном восторге, кто-то возмущался и клеймил автора.

С появлением «Роз» Георгия Иванова стали называть «первым поэтом русской эмиграции».

В 1937 году во Франции вышло его «Избранное» – «Отплытие на остров Цитеру». Далее последовала книга прозы «Распад атома». И вновь на целых десять лет наступило молчание.

Во время войны с 1943 по 1946 год поэт жил в небольшом городке Биаррице на атлантическом побережье Франции, нищенствовал, голодал. По признанию самого Иванова, он всю жизнь оставался «стопроцентным белогвардейцем», но весной 1945 года у него возникла иллюзия, будто наступило время тождества СССР и России. Однако уже через полгода Иванов разочаровался и более никогда не думал о возвращении на родину.

В 1950 году в Париже вышел сборник новых стихов Георгия Владимировича «Портрет без сходства». Как говорили соотечественники, удивляясь изяществу его поэтического слова, «он ухитрялся подниматься высоко-высоко над унизительной зависимостью от вина, над нищетой, невзгодами. Личное затушевывалось перед всеобщим».

В 1953 году поэт поселился в доме для престарелых в Йер-ле-Пальме, на юге Франции, и жил там до последних дней.

Умер Георгий Владимирович Иванов во Франции в Йер-ле-Пальмье в 1958 году. Там же он был похоронен, но 23 ноября 1963 года его прах перезахоронили на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

*  *  *
Эмалевый крестик в петлице
И серой тужурки сукно...
Какие печальные лица,
И как это было давно.

Какие прекрасные лица,
И как безнадежно бледны —
Наследник, Императрица,
Четыре Великих Княжны...

Георгий Иванов, 1949 г.

Георгий Иванов - "Эмалевый крестик в петлице...", читает Егор Бероев 

*  *  *
Мелодия становится цветком,
Он распускается и осыпается,
Он делается ветром и песком,
Летящим на огонь весенним мотыльком,
Ветвями ивы в воду опускается…

Проходит тысяча мгновенных лет
И перевоплощается мелодия
В тяжелый взгляд, в сиянье эполет,
В рейтузы, в ментик, в "Ваше благородие"
В корнета гвардии — о, почему бы нет?..

Туман… Тамань… Пустыня внемлет Богу.
— Как далеко до завтрашнего дня!..

И Лермонтов один выходит на дорогу,
Серебряными шпорами звеня.

Георгий Иванов – “Мелодия становится цветком”, читает Михаил Мартьянов 

*  *  *
Не о любви прошу, не о весне пою,
Но только ты одна послушай песнь мою.

И разве мог бы я, о, посуди сама,
Взглянуть на этот снег и не сойти с ума.

Обыкновенный день, обыкновенный сад,
Но почему кругом колокола звонят,

И соловьи поют, и на снегу цветы.
О, почему, ответь, или не знаешь ты?

И разве мог бы я, о посуди сама,
В твои глаза взглянуть и не сойти с ума?

Не говорю "поверь", не говорю "услышь",
Но знаю: ты сейчас на тот же снег глядишь,

И за плечом твоим глядит любовь моя
На этот снежный рай, в котором ты и я.

 Елена Камбурова – “Не о любви прошу...”, стихи: Георгий Иванов, музыка: Татьяна Алёшина 
                                                     *  *  *

Медленно и неуверенно
Месяц встает над землей.
Черные ветки качаются,
Пахнет весной и травой.

И отражается в озере,
И холодеет на дне
Небо, слегка декадентское,
В бледно-зеленом огне.

Все в этом мире по-прежнему.
Месяц встает, как вставал,
Пушкин именье закладывал
Или жену ревновал.

И ничего не исправила,
Не помогла ничему,
Смутная, чудная музыка,
Слышная только ему.

Георгий Иванов - "Музыка, слышная только ему..." , читает Павел Морозов 

*  *  *
Мы не молоды. Но и не стары.
Мы не мертвые. И не живые.
Вот мы слушаем рокот гитары
И романса "слова роковые".

О беспамятном счастье цыганском,
Об угарной любви и разлуке,
И - как вызов бокалы - с шампанским
Подымают дрожащие руки.

За бессмыслицу! За неудачи!
За потерю всего дорого!
И за то, что могло быть иначе,
И за то - что не надо другого!

Виктор Воронов – “Мы не молоды, но и не стары”, романс на стихи Георгия Иванова Иванова 

*  *  *
Настанут холода,
Осыпятся листы —
И будет льдом — вода.
Любовь моя, а ты?

И белый, белый снег
Покроет гладь ручья
И мир лишится нег…
А ты, любовь моя?

Но с милою весной
Снега растают вновь.
Вернутся свет и зной —
А ты, моя любовь?

Георгий Иванов — “Настанут холода”, читает Вениамин Смехов 

*  *  *
Глядит печаль огромными глазами
На золото осенних тополей,
На первый треугольник журавлей,
И взмахивает слабыми крылами.
Малиновка моя, не улетай,
Зачем тебе Алжир, зачем Китай?

Трубит рожок, и почтальон румяный,
Вскочив в повозку, говорит: «Прощай»,
А на террасе разливают чай
В большие неуклюжие стаканы.
И вот струю крутого кипятка
Последний луч позолотил слегка.

Я разленился. Я могу часами
Следить за перелетом ветерка
И проплывающие облака
Воображать большими парусами.
Скользит галера. Золотой грифон
Колеблется, на запад устремлен…

А школьница любовь твердит прилежно
Урок. Увы — лишь в повтореньи он!
Но в этот час, когда со всех сторон
Осенние листы шуршат так нежно
И встреча с Вами дальше, чем Китай,
О, грусть, влюбленная, не улетай!

Георгий Иванов - "Глядит печаль огромными глазами...", читает Жорж Октавио 

*  *  *
Как туман на рассвете — чужая душа.
И прохожий в нее заглянул не спеша,
Улыбнулся и дальше пошел…

Было утро какого-то летнего дня.
Солнце встало, шиповник расцвел
Для людей, для тебя, для меня…

Можно вспомнить о Боге и Бога забыть,
Можно душу свою навсегда погубить,
Или душу навеки спасти —

Оттого, что шиповнику время цвести
И цветущая ветка качнулась в саду,
Где сейчас я с тобою иду.

(1941 г.)

*  *  *
Над розовым морем вставала луна
Во льду зеленела бутылка вина

И томно кружились влюбленные пары
Под жалобный рокот гавайской гитары.

— Послушай. О как это было давно,
Такое же море и то же вино.

Мне кажется будто и музыка та же
Послушай, послушай,- мне кажется даже.

— Нет, вы ошибаетесь, друг дорогой.
Мы жили тогда на планете другой

И слишком устали и слишком стары
Для этого вальса и этой гитары.

 Олег Погудин – “Над розовым морем вставала луна...”, стихи Георгий Иванов, композитор: Александр Вертинский. Запись 1999 г. 

*  *  *
Вновь с тобою рядом лежа,
Я вдыхаю нежный запах
Тела, пахнущего морем
И миндальным молоком.

Вновь с тобою рядом лежа,
С легким головокруженьем
Я заглядываю в очи,
Зеленей морской воды.

Влажные целую губы,
Теплую целую кожу,
И глаза мои ослепли
В темном золоте волос.

Словно я лежу, обласкан
Рыжими лучами солнца,
На морском песке, и ветер
Пахнет горьким миндалем.

*  *  *
Распыленный мильоном мельчайших частиц,
В ледяном, безвоздушном, бездушном эфире,
Где ни солнца, ни звезд, ни деревьев, ни птиц,
Я вернусь — отраженьем — в потерянном мире.

И опять, в романтическом Летнем Саду,
В голубой белизне петербургского мая,
По пустынным аллеям неслышно пройду,
Драгоценные плечи твои обнимая.

Георгий Иванов - "Распылённый мильоном мельчайших частиц...",  читает Максим Пинскер

Творческая биография Георгия Иванова кажется загадочной. В России он, несмотря на несколько выпущенных книг, в состоявшихся поэтах не значился и мог бы затеряться в литературном кругу Петербурга, где всеобщая возбужденность неврастеничного начала XX века — в самой атмосфере носились заряды грядущих катастроф — находила выражение в повальном рифмовании. В эмиграции, где иссякло немало молодых русских талантов без родной почвы, речи, ландшафта, Георгий Иванов от книги к книге вырастал в большого русского поэта, будто он унес с собой Россию, закодированную в поэтических формулах:

Это звон бубенцов издалека,
Это тройки широкий разбег,
Это черная музыка Блока
На сияющий падает снег.

Слишком недавно Георгий Иванов вошел в наш поэтический обиход (его первая более-менее полная книга вышла у нас только в 1989 году), чтобы мы осмелились о нем сказать — великий поэт. Но это справедливое определение в будущем, думаю, обязательно встанет рядом с его именем. Умная, как змея, Зинаида Гиппиус еще до выхода его главных книг приметила, что в нем таятся глубочайшие метафизические прозрения. Эти «звуки небес» в стихах зрелого Георгия Иванова услышит каждая чуткая к поэзии душа:

Я не стал ни лучше и ни хуже.
Под ногами тот же прах земной,
Только расстоянье стало уже
Между вечной музыкой и мной.

Жду, когда исчезнет расстоянье,
Жду, когда исчезнут все слова
И душа провалится в сиянье
Катастрофы или торжества.

Услышит и вздрогнет, почуяв ледяное дыхание вечности, потому что эта «вечная музыка» зазвучит в свой час и для нас, и мы уйдем в мир иной, и чем короче до него становится дорога, тем чаще настигает мысль — что нас там ждет. Но так сказать, о чем мы молчим, мог только великий поэт — «сиянье катастрофы или торжества».

Среди последних стихов, вошедших в его «Посмертный дневник», высказано и самое заветное желание поэта: «Но я не забыл, что обещано мне / Воскреснуть. Вернуться в Россию — стихами». Возможно ли это было представить? Ведь из парижского убежища под далеким и когда-то родным северным небом различались только «Веревка, пуля, каторжный рассвет / Над тем, чему названья в мире нет».

Потерянная Россия — «вечный укор блудному сыну» (Вл. Смирнов) — стала его наваждением, его трагедией, его смертельной «поэтической игрой».

Георгий Иванов - "В ветвях олеандровых трель соловья...", читает Вениамин Смехов 

*  *  *
В ветвях олеандровых трель соловья.
Калитка захлопнулась с жалобным стуком.
Луна закатилась за тучи. А я
Кончаю земное хожденье по мукам,

Хожденье по мукам, что видел во сне —
С изгнаньем, любовью к тебе и грехами.
Но я не забыл, что обещано мне
Воскреснуть. Вернуться в Россию — стихами.

                                                                        По материалам сайтов 1, 2, 3




Вера. Надежда. Любовь

    Фондовые рынки в США окончательно оторвались от реальности

    И пусть в окружающем мире будет пандемия, коллапс экономики, десятки миллионов безработных, уличные беспорядки или гражданская война – а индексы будут расти. Длится это будет недолго и кончится ...

    Белые американцы с оружием в руках берут контроль над улицами

    Жители города Кер-д’Ален в американском штате Айдахо взяли ситуацию в городе в свои руки, чтобы не допустить погромов.Безопасность на улицах обеспечивают вооруженные патрули, в кафе, ре...

    Планета обезьян или Чем отличаются черные от латиносов?
    • ATRcons
    • Вчера 18:12
    • В топе

    Вы заметили, что грабят в США, в основном, негры? Думаете, потому что они бедные? Нет, потому что их разбаловали, в чем мы ниже и убедимся! Если негры понимают, что могут нарваться на пулю, они и ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      "У нее есть всего один недостаток" — Юрий Вяземский о своей сестре Евгении Симоновой

      1 июня свой день рождения отметила актриса театра и кино, народная артистка России, лауреат Государственной премии СССР Евгения Симонова. Она сыграла жен двух мировых гениев — Анну Григорьевну Достоевскую и Софию Андреевну Толстую, в ее фильмографии такие известные картины, как «В бой идут одни "старики"», «Афоня», «Обыкновенное чудо» и многие другие.Ев...
      2055

      Михаил Исаковский. Вычеркнутые строфы

      Отчего мы затихаем, только заслышав "Одинокую гармонь"? Портрет Михаила Васильевича Исаковского. Рисовал поэт-футурист и художник Алексей Крученых. Март 1941     * * *Снова замерло все до рассвета -Дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь.Только слышно - на улице где-тоОдинокая бродит гармонь:То пойдет на поля, за ворота,То обратно вернет...
      371

      В вечность приоткрытое окно…

      "Что такое поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Он называется поэтом не потому, что он пишет стихами; но он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он — сын гармонии, поэт."                       ...
      358

      Группа "Кватро": мы выбираем душевность и любовь

      Квартет "Кватро" начал свою творческую деятельность в 2003 году. Но только в 2008 к группе пришла настоящая популярность. Это случилось благодаря их победе в Сочи на конкурсе «Пять звёзд. Интервидение». А признание миллионов россиян «Кватро» получили в 2009 году, когда вошли в тройку лидеров национального отбора на «Евровидение-2009».Все участники групп...
      489

      Проповедь протоиерея Андрея Ткачёва. Борьба за души. Война за вечность.

      Есть понятие «умной войны», и мы находимся в гуще военных действий уже не одно десятилетие.Война всегда «умна», поскольку она есть не просто столкновение государственных систем, вооруженных народов, борьба новых видов вооружения с новейшими и проч. Война всегда – столкновение воль и умов.Специфика сегодняшнего дня заключается в том, что прежние войны тр...
      583

      Микаэл Таривердиев - "Я виноват". Песня из фильма "Адам женится на Еве"

      Уильям Шекспир. Сонет 117 Скажи, что я уплатой пренебрегЗа все добро, каким тебе обязан,Что я забыл заветный твой порог,С которым всеми узами я связан,Что я не знал цены твоим часам,Безжалостно чужим их отдавая,Что позволял безвестным парусамСебя нести от милого мне края.Все преступленья вольности моейТы положи с моей любовью рядом,Представь на строгий с...
      1241

      Александр Серов - "Я не хочу тебя терять"

      Видно был тот день самым ярким днем и считали мы, нет конца ему.И смеялись мы, позабыв о том, что на свете есть предел всему.Предел всему.Припев:Трудно представить, все вдруг исчезло без следа... Вот и расстались, вот и расстались навсегда,Вот и расстались, вот и расстались и возвратить всё назад не пытались.Трудно представить, все вдруг исчезло без сле...
      864

      Константин Хабенский: "Я тоскую по Родине"

      "Я ИДУ НЕ ПО НАШЕЙ ЗЕМЛЕ..."("Я тоскую по родине")музыка: Жорж Ипсиланти - слова: Георгий ХрапакЯ иду не по нашей земле.Просыпается серое утро.Вспоминаешь ли ты обо мне,Дорогая моя, златокудрая?Предо мною чужие поля.Как у нас в голубом тумане,Серебрятся вдали тополяЭтим утром холодным, ранним.ПРИПЕВ:Я тоскую по родине,По родной стороне моей.Я теперь дал...
      484

      Мы - русские. С нами Бог!

      Мы - русские! С нами - Бог!Русская земля - Божия обитель.Льётся на заре несказанный свет.Русская земля, кто тебя обидел?Недругам твоим прощенья нет!Недругам твоим прощенья нет!Мы - русские. С нами Бог!Мы - русские. Русские не продают!За Родину последний вздох!Мы - русские. Русские идут!За Родину последний вздох!Мы - русские. Русские идут!Помнят сыновья ...
      836

      "Коронавирус нам занесли не таджики с узбеками": Отец Андрей Ткачев заступился за гастарбайтеров

      С начала пандемии коронавируса у людей обострились самые разные страсти. В том числе пресловутый "национальный вопрос". Конечно, гости из ближнего зарубежья нередко ведут себя неподобающе, и это необходимо пресекать. Но как при этом по-христиански относиться к нашим гастарбайтерам? Именно этой непростой теме посвящен сегодняшний выпуск авторской програм...
      270

      Александр Розенбаум: Корабль конвоя

      Впереди океан... Командир мой спокоен -Безрассудство и риск у него не в чести.Позади караван, я - корабль конвоя,И обязан свой транспорт домой довести.А мне тесно в строю, и мне хочется боя,Я от бака до юта в лихорадке дрожу.Но приказ есть приказ: я - корабль конвоя.Это значит, себе я не принадлежу.Третьи сутки идем. Солнце палубу греет.Не поход боевой,...
      1069
      Галина Агапова 30 апреля 05:02

      Молитва перед иконой Пресвятой Богородице, именуемой "Живоносный источник"

      Молитва перед иконой Пресвятой Богородице, именуемой "Живоносный источник" О, Пресвятая Дево, Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице, Живоносный Источник Твой, целебные дары на здравие душ и телес наших и на спасение миру точащи, подала еси нам, темже благодарни суще усердно молим Тя, Царице Пресвятая, моли Сына Твоего и Бога нашего дати нам оставле...
      279

      Муслим Магомаев: Любви негромкие слова

      17 августа исполнилось бы 78 лет выдающемуся азербайджанскому певцу и композитору, народному артисту СССР, Королю советской эстрады Муслиму Магомаеву."Азербайджан - это родина, которая вскормила, а Россия - душа моя, которая сохранила", - отвечал Магомаев тем, кто никак не мог поделить его между Москвой и Баку. И это была не просто красивая фраза - это ...
      1149

      Икона Божией Матери ''Живоносный Источник''

      Вкус воды познается тогда, когда мучает жажда. Всем нам знакома радость первых глотков – пил бы и пил. Но помните, у Пушкина? «Духовной жаждою томим…» Что же такое духовная жажда и как утолить ее нам?«Агиасма» – слово греческое. Переводится оно, как «святыня». Именно так называется в Православной Церкви святая вода. Есть особый вид прихожан, очень распр...
      298

      Господи, да будет воля Твоя!

      В тер­пе­нии на­до стя­жа­вать свое спа­се­ние. Тер­пе­ние не­об­хо­ди­мо. Дру­ги­ми сло­ва­ми – не­об­хо­дим крест.преп. Никон Воля БожияЯ не закрываю глаза на совершающееся и на грядущее... и стараюсь быть ко всему готовым, чтобы иметь возможность сказать псаломскими словами: «Уготовихся и не смутихся» (Пс. 118, 60). Непостижимы для нас пути Промысла ...
      422

      Молитва Святому и Животворящему Кресту Господню. Да воскреснет Бог!

      Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иис...
      422

      Маэстро в черно-белом. Раймонд Паулс

      Раймонд Паулс занял третье место среди самых любимых у латышек мужчин. В России он занял бы первое.Раймонда Волдемаровича не смущает, когда к нему обращаются по имени и отчеству, хотя в Латвии это не принято. Он уважает русские традиции, и саму Россию, и уже более сорока лет любит одну женщину - свою русскую жену (чем его попрекают некоторые горячие лат...
      1780

      Москва на картинах Юрия Пименова

      Пименов любил Москву: с ее новостройками, спешащими по делам прохожими, достопримечательностями. На своих картинах он изображал будни простых людей: на картине «Новая Москва» — девушку за рулем одного из первых советских автомобилей, в цикле работ «Новые кварталы» — жителей Москвы, крановщиц, девушек-маляров, модниц, молодоженов.«У меня расползлись нерв...
      1137

      Христос Воскресе!

      Христос Воскресе! Сердечно поздравляю всех вас, мои возлюбленные братья и сестры, со светлым праздником Святой Пасхи и призываю непрестанно являть образ настоящих учеников Спасителя, подавая добрый пример окружающим людям и возвещая совершенство «Призвавшего вас от тьмы в чудный свой свет» (1 Пет. 2:9), дабы мы во все дни жизни нашей делами свидетельств...
      543

      «Когда великое свершалось торжество» Переживания Великого поста, Страстной седмицы и Пасхи в последнем лирическом цикле А.С. Пушкина

      Пушкин на Мойке. Художник: Александр КравчукЛето 1836 года – последнее в своей жизни – А.С. Пушкин провел на даче на Каменном острове под Петербургом. Здесь им был написан ряд стихотворений. Пушкин не успел опубликовать их, они увидели свет уже после его смерти.По крайней мере некоторые из этих стихотворений образуют поэтическое единство – лирический ци...
      439
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика