Обретение свободы

75 1307
Преподобная Мария египетская. Иконописец: Тамара Ригишвили 

На этой седмице Великого поста Церковь совершает память преподобной Марии Египетской. История святой Марии – это история покаявшейся блудницы. Почему Церковь находит эту историю настолько важной? Почему весь православный мир вспоминает эту женщину?

Ее житие повествует нам о том, как она с ранней юности проводила крайне распутную жизнь и потом, скорее как туристка, чем как паломница, решила отправиться в Иерусалим на праздник Воздвижения Честнаго Креста Господня. Однако таинственная сила не допускала ее в храм, пока она, осознав свои грехи, не воззвала к Матери Божией и Господу о милости. Тогда она смогла войти в храм и, потрясенная, решила проводить дальнейшую жизнь в молитве и покаянии. Через многие годы преподобный инок Зосима встретил ее в пустыне; от него мы и знаем ее историю.

Какое послание передает нам – через века и страны – ее жизнь?

Это история обретения надежды. У Марии было настоящее, которое ее, до поры до времени, устраивало: как сказал поэт, «вино и мужчины – ее атмосфера», – но будущего у нее не было, вернее, было такое, о котором не хочется думать. Скоро ее прелести увянут, особенно скоро из-за нездорового образа жизни, и мужчины потеряют к ней всякий интерес, переключившись на новых жертв общественного темперамента, а она останется одинокой, выброшенной и не имеющей пропитания. И вот, обратившись к Богу, она обретает надежду – на то, что не только ее земная жизнь будет наполнена достоинством и смыслом, но, главное, впереди у нее – вечная жизнь.

Ценности мира сего вывернуты наизнанку – а покаяние предполагает восстановление правильной системы отсчета

Это история обретения достоинства. Недавно я видел в каком-то атеистическом сообществе в интернете фотографию коленопреклоненных паломников – и комментарии неверующих о том, как это унизительно и по-рабски – становиться на колени. Мир сей считает, что покаяние – это отказ от человеческого достоинства. Как будто когда Мария проводила жизнь в портовом разврате, она жила в свободе и достоинстве, а когда встала и пошла к Отцу – то впала в рабство. Ценности мира сего вывернуты наизнанку – и покаяние предполагает восстановление правильной системы отсчета.

Это история обретения любви. С мирской точки зрения, человек, удаляющийся в пустыню, чтобы посвятить свои дни покаянию и молитве, делает это от горя и отчаяния, от невозможности устроиться в «нормальной» жизни. Конечно, Бог не горд – Он принимает и тех, кто приходит от полной безысходности, – но чаще всего это не так. В монахи уходят люди и вполне благополучные по мирским меркам. Почему? Потому что они увидели Истинный Свет, им открылось что-то настолько драгоценное и невыразимо прекрасное, что ради этого можно с радостью оставить всё. Мария встретила Того, Кто подлинно, искреннее, вечно любит ее – любит как драгоценное человеческое существо, призванное к вечной жизни.

Это история обретения свободы. Традиционное общество можно считать в каких-то отношениях более нравственным – по крайней мере, разврат не смел нагло прославлять себя, – но в некоторых отношениях оно было гораздо более безнадежным. «Падшая» женщина, репутация которой уже сложилась (а такая репутация могла сложиться очень быстро), не имела надежды вернуться в «приличное» общество. Все двери перед ней были закрыты, и всё, что ей оставалось, – это продолжать катиться вниз по склону, на котором она, однажды неосторожно оступившись, оказалась. Общество буквально выталкивало ее туда: однажды блудница, блудница навсегда, всё. Но Бог, как оказалось, не согласен с «приличным» обществом – Он протянул Свою руку и совершенно изменил жизнь этой женщины, Он сделал ее великой святой, которую Церковь прославляет веками.

В современном обществе давление, которое загоняет однажды оступившегося человека всё глубже в яму, значительно слабее. Но ему всё равно очень трудно свернуть с пути, на котором он оказался. «Пей, и дьявол доведет тебя до конца», как поют пираты в «Острове сокровищ». Люди иногда говорят, что «всю жизнь были неверующими», что «слишком много нагрешили», что теперь им «поздно менять свою жизнь» – теперь остается только дойти до конца по проторенной дорожке.

Человек не обязан ехать всю жизнь по проторенной колее – он может круто развернуться и переменить путь

И история Марии Египетской напоминает о том, что, упавши в яму, совершенно не обязательно копать дальше, а соскользнув, можно и не катиться до самого низа. Как сказано в Писании, «так говорит Господь: разве, упав, не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются?» (Иер. 8: 4). Человек не обязан ехать всю жизнь по проторенной колее – он может круто развернуться и переменить путь. И Великий пост – это время, когда Церковь напоминает нам о нашей свободе: мы можем оставить прежние грехи и обратиться к Богу.

                                                                                                            Сергей Худиев
                                                                                                                    Источник


В ООН задан «еврейский вопрос»

Почему представитель Палестины заплакал во время заседания Совбеза ООН Постоянный наблюдатель Палестины при ООН Рияд Мансур со слезами на глазах зачитал послание врача из Сектора Газа, убитого ...

Куда делся хирург Казанцев, который восстал против приезжих врачей, калечащих пациентов в Костроме

Многим известна история хирурга Антона Казанцева, который открыто заявил о действиях своих коллег, прозванных "бородачами", в больнице. В результате Казанцева сначала лишили должности заведующего, а з...

Обсудить
  • Спаси Господи, Галя!
  • Спаси Господи!!! :sparkles: :sparkles:
  • Спасибо, Галочка за статью! :two_hearts: Очень хотелось быть в Храме на воскресной службе, но губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев подписал указ, согласно которому в регионе введено ограничение на передвижение граждан по аналогии с Москвой. Храни Господь!
  • "«Падшая» женщина, репутация которой уже сложилась (а такая репутация могла сложиться очень быстро), не имела надежды вернуться в «приличное» общество. Все двери перед ней были закрыты, и всё, что ей оставалось, – это продолжать катиться вниз по склону, на котором она, однажды неосторожно оступившись, оказалась. Общество буквально выталкивало ее туда: однажды блудница, блудница навсегда, всё. Но Бог, как оказалось, не согласен с «приличным» обществом – Он протянул Свою руку и совершенно изменил жизнь этой женщины, Он сделал ее великой святой, которую Церковь прославляет веками." *********** Я конечно дико извиняюсь, но зря Вы перепостили статью церковного либерала, в этой цитате содержится ложь. По его словам, оказывается это не блудница губила множество душ православных, а общество её несчастную душу? Читайте, что пишет диакон Илья Маслов в своем блоге на эту тему: " Мария Египетская в храм как раз и пыталась попасть, как мы знаем из жития, но Дух Святой не пускал ее. Бог не пускал, слышите! А не городские власти." https://cont.ws/@re1x4fhvvh6j4/1628998 https://vk.com/id22867360?w=wall-122123109_1950
  • спасибо, Галюнь!