Андрей Яковлевич Эшпай : жизнь и музыка

43 482

Андрея Яковлевича Эшпая по праву считают «последним классиком современности». Мелодии, написанные им, что называется, у каждого «на слуху». Он – автор множества симфонических произведений, написал музыку к спектаклям, кино- и телефильмам, среди которых: «Бабье царство», «Майор Вихрь», «Адъютант его превосходительства», «Карьера Димы Горина», «Трактир на Пятницкой», «Емельян Пугачев». Песни: «Снег идет», «Два берега», «Москвичи» («Сережка с Малой Бронной»), которые принесли композитору известность и всенародную любовь.

Майя Кристалинская - Всегда со мной, Музыка А. Эшпая, слова В. Котова, (песня Марфиньки из спектакля "Опасный возраст") 

Вопреки трудностям, которых встречалось немало на долгом и незаурядном жизненном пути, Эшпай всегда оставался преданным своей музе: «Моё кредо — быть искренним, пламенеть к искусству и вести свою линию».

Андрей Эшпай родился 15 мая 1925 года в маленьком волжском городке Козьмодемьянске, но уже через пару лет его семья переехала в столицу России, чтобы отец мог учиться в Московской консерватории, а мать — в пединституте.

Владимир Трошин - “Почему, отчего”, муз.А.Эшпай, слова В.Котов, песня из к/ф Повесть о первой любви (1957) 

В своей будущей профессии мальчик не сомневался никогда. Его мать с юности пела в учительском хоре, а отец — Яков Эшпай — был знаменитым создателем первых марийских инструментальных произведений для симфонического, духового оркестров и оркестра народных инструментов.

Музыкальное детство не тяготило мальчика, он с ранних лет проявлял свой талант и без труда поступил в музыкальную школу им. Гнесиных по классу фортепиано, где его очень быстро отметили и окружили особым вниманием сами сёстры Гнесины — Елизавета, Елена и Ольга.

Мирную жизнь юного музыканта нарушила Великая Отечественная война, которая началась, когда мальчику едва исполнилось 16 лет. Учёбу в десятом классе средней школы ему пришлось продолжать во время эвакуации в Мариинском Посаде.

)Владимир Трошин - "За тобою вслед", музыка - Андрей Эшпай, слова Л. Дербенёва.
Песня из к/ф «Первый троллейбус» (1963) 

Эшпай рвался на фронт и уже в январе 1943-го поступил в Оренбургское военное училище, потом окончил военные курсы переводчиков, а с 1944-го находился в армии на Первом Белорусском фронте. Военная биография Эшпая ничуть не уступает его музыкальным достижениям: лейтенант взвода разведки был на передовой и участвовал в боях за освобождение Варшавы, принимал участие в окружении и преследовании противника в районе Польцина и Кольберга на Балтийском море, на реке Одер и побережье Померанской бухты. А после окончания войны ещё год служил в управлении информации в Берлине. Именно на фронте Эшпай остро почувствовал тягу к творчеству и осознал своё призвание. После демобилизации он поступил в музыкальное училище при Московской консерватории, где обучался сразу на двух факультетах: фортепианном и композиторском.

Михаил Новохижин - «Я сказал тебе не все слова» из к/ф «Исправленному верить» (1959),
музыка - Андрей Эшпай, слова - В. Карпеко 

В 2011 году в интервью корреспонденту газеты «Аргументы и факты» Андрей Яковлевич так рассказывал об истории написания одной из известнейших его песен:

«„Москвичи“ десять лет спустя после Победы я написал для Марка Бернеса. Мы жили на Большой Бронной в полуподвале. К нам ходили через окно. Вот и он так пришёл. Громко крикнул через подоконник: „Марийцы здесь? (Мой папа — мари, он и его двоюродный брат Палантай — основоположники марийской профессиональной музыки.) Есть слова, нужна музыка!“ Я прочёл текст и был буквально ошеломлён. Поразительное совпадение! Всё, о чём писал незнакомый мне тогда поэт Евгений Винокуров, было у меня в жизни! И сонная Висла, и весенняя сырая земля, и улица — Бронная… Брат Валя, который не вернулся с войны, погиб под Ленинградом. А мама всё ждала и ждала его возвращения до последних своих дней… Была даже девушка, которая не дождалась…».

Марк Бернес – “Москвичи”, слова Е. Винокурова Музыка А. Эшпая 

Никто не сомневался в таланте музыканта. За год до окончания консерватории Эшпай был принят в Союз композиторов СССР, где стал одним из самых молодых его членов. А в 1953 году поступил в аспирантуру. Спустя десять лет Эшпай уже сам преподавал в Московской консерватории, однако проработал там всего пять лет, ведь организаторские дела отвлекали от главного — самой музыки. У композитора же было много забот: предстояло написать сотни симфонических произведений, музыку к кинофильмам, спектаклям, балетам, опереттам.

Ружена Сикора - “С первой встречи с тобой”, песня из к/ф ”Повесть о первой любви,” (1957 год), в фильме поёт Капиталина Лазаренко, музыка - Андрей Эшпай , слова - Гарольд Регистан 

На протяжении всей своей жизни в искусстве А. Я. Эшпай писал и киномузыку. Он — автор музыки более чем к шестидесяти кино- и телефильмам, поставленным на разных студиях страны. Особенно плодотворным было его сотрудничество с режиссерами: А. Салтыковым («Бабье царство», «Директор», «И был вечер, и было утро», «Сибирячка», «Возврата нет», «Семья Ивановых», «Емельян Пугачев», «Путь в бессмертие»); Е. Ташковым («Страницы былого», «Жажда», «Приходите завтра», «Майор Вихрь», «Адъютант его превосходительства», «Дети Ванюшина», «Преступление»); В. Левиным («Повесть о первой любви», «Сильнее урагана», «Долгий путь в лабиринте»); В. Жилиным («Исправленному верить», «Водил поезда машинист»). Три последние работы в кино: фильм режиссера В. Пендраковского «Я свободен, я ничей» с прекрасными актерами Н. Руслановой и В. Гафтом в главных ролях, детский фильм «Лиза и Элиза» режиссера А. Згуриди и триллер «Умирать легко» режиссера А. Хвана.

Майя Кристалинская - «А снег идёт» из к/ф «Карьера Димы Горина» (муз. А.Эшпай, сл. Е. Евтушенко, 1961) 

Кинематограф сблизил композитора со многими поэтами: Г. Регистаном, Р. Рождественским, Л. Дербеневым, В. Карпеко, Г. Поженяном, Е. Евтушенко, в содружестве с которыми написаны чудесные песни. Творческие контакты не прекращались и после выхода фильмов на экраны. Песни обретали крылья, уносились в самостоятельную жизнь. Среди них: «С первой встречи с тобой», «Почему, отчего? Я не знаю сам», «Ты, только ты» — на стихи Г. Регистана; «Я сказал тебе не все слова», «Над рекой ленивой наклонилась ива…» — на стихи В. Карпеко; «Ночь была с ливнями» (или «Мы с тобой два берега у одной реки») — на стихи Г. Поженяна; «Тысячу лет дружит студент», «Если не вспомнишь меня» — на стихи Л. Дербенева; «Марш строителей», «А снег идет», «Что знает о любви любовь?», «Зашумит ли клеверное поле…».

Геннадий Каменный - "Зашумит ли клеверное поле...", музыка - Андрей Эшпай, стихи - Евгений Евтушенко 

Но, несмотря на уникальную плодотворность, Эшпай всегда говорил: «Всю жизнь мы пишем одно-единственное произведение. Произведение это — наша жизнь».

Композитор никогда не останавливался на достигнутом. Уже накануне 2000 года он осуществил замысел, на который никто из композиторов до него не отваживался, — завершил «золотую серию» концертов для всех инструментов симфонического оркестра (кроме тубы). Автор популярных хитов не забывал создавать и музыку для детей, помогая открывать в самых отдалённых уголках страны детские музыкальные школы. Да и сам всегда оставался юным, энергичным, обаятельным человеком.

Майя Кристалинская (за кадром) – “Два берега”, из к/ф «Жажда» (музыка - Андрей Эшпай, сова Г. Поженяна, 1959) 

Про свой почтенный возраст А. Я. Эшпай говорил: «Я никогда не буду стариком. Мне 75, и мне 19», — подтверждая истину, что «душа не стареет», а настоящий талант неподвластен времени. И смерти.


О ситуации с Лукашенко

Заходит как-то Александр Рыгоравич к сыну Коленьке, а тот как раз трейлер шестой части «Фар Край» смотрит. Той, где пожилой диктатор передаёт управление своей страной малолетнему сыну. ...

А "Новичка" то никакого и не было!

Секретные отчеты ОЗХО об анализе крови Сергея и Юлии Скрипалей не выявили никаких следов российского происхождения, никаких следов "Новичка" и никаких доказательств, подтверждающих брит...

Украинский финал Лукашенко

Не эксперт по Беларуси, не претендую на понимание всей глубины процессов, но могу сказать: у них там однозначно почалось. Есть такая отрасль прикладной политологической психиатрии – май...

Обсудить
  • Слушая эти произведения понимаю почему не было в то время педерастов - столько нежности и чистоты что душа просто очищается от всей подобной мерзости и наполняется светом и теплом.
  • Спасибо, Галюнь! :star2: :thumbsup:
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • :clap: :clap: :clap: Благодарю Вас Галочка , вот как надо любить и переживать . Не то , что в наше время толерантное , розово-голубое .
  • "Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой" :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: