Разный Куприн

53 960

Сегодня исполняется 150 лет со дня рождения Александра Ивановича Куприна - большого русского писателя, потрясающего мастера слова, талант которого высоко ценили и Бунин, и Горький, и даже Толстой. В современной России он, слава богу, не забыт. Он один из наиболее читаемых классиков русской прозы, его постоянно экранизируют. И при жизни Куприн успел удостоиться огромной славы, особенно после выхода в 1905 году повести "Поединок".

Если бы я попытался детально изложить бурную биографию Куприна, не хватило бы и газетной полосы. Поэтому коротко.

Родился в уездном городе Наровчате (сейчас Пензенская область) в семье чиновника. Мать, урожденная Кулунчакова, происходила из рода татарских князей. Отсюда "татарская" внешность Куприна. Рано потеряв отца, был отдан матерью в Разумовское училище. Затем - в Московскую военную гимназию. Наконец поступил в Александровское военное училище, откуда вышел в чине подпоручика.

Несколько лет военной службы в провинции послужили материалом к "Поединку". Кто-то считает, что этой повестью Куприн "опозорил" русскую армию, но это не так. Он рассказал правду об армейской жизни в провинции, где, да, карты, кутежи, а еще и "дуэли", которые зачем-то в конце своего правления официально разрешил император Александр III. (Напомню, что дуэли всегда были запрещены в России. При Петре I за них вешали, победителя - за шею, убитого - за ноги.)

Выйдя в отставку, переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии. Много скитался, занимаясь разными занятиями. В 1901 году стал известен как писатель, переехал в Петербург и стал работать секретарем "Журнала для всех". Познакомился с Горьким и Буниным. Горький много помог Куприну, печатая его в издательстве "Знание", неслучайно повесть "Поединок" была посвящена Горькому. (Потом Куприн это посвящение снял, их развела революция.)

Корней Чуковский вспоминал, что Куприн обладал необыкновенным умением сближаться с людьми разных профессий - "с шахтерами, банщиками, мастеровыми, карманниками, фальшивомонетчиками, взломщиками несгораемых касс, укротителями тигров и львов..." Это и позволило ему населить свой литературный мир таким количеством разных и интересных людей. Такого обилия "профессиональных" персонажей, пожалуй, не встретишь ни у одного писателя. Для того, чтобы написать роман "Яма" о публичном доме, он легко общался и с проститутками.

Если бы я попытался детально изложить бурную биографию Куприна, не хватило бы и газетной полосы 

И еще как у писателя у него было острое зрение и звериный нюх. Тот же Чуковский вспоминал: "Про чахлого и глуховатого М. П. Арцыбашева, прославлявшего в своих произведениях радости здорового и могучего тела, Куприн говорил убежденно:

- Не может быть хорошим беллетристом близорукий и глухой человек, страдающий к тому же хроническим насморком.

У него самого было обоняние звериное, и в своих рассказах он никогда не забывал отмечать, что, например, лавки торгового ряда пахнут кумачом, керосином и крысами; а комнаты старого клуба - кислым тестом, карболкой и сыростью; а морская вода во время прибоя - резедой; а свежие девушки - арбузом и парным молоком; а белая акация - конфетами; а прихожая перед балом в офицерском собрании, когда туда съезжаются нарядные женщины, - морозом, духами, пудрой и лайковыми перчатками".

Февральскую революцию встретил восторженно, примкнул к эсерам, но вот Октябрьский переворот и "военный коммунизм" не принял решительно. В Гатчине поступил на службу в белую армию в качестве корреспондента. После победы Красной армии оказался в Париже, где влачил полунищенское существование.

Бунин писал: "Я как-то встретил его в Париже на улице и внутренне ахнул, и следа не осталось от прежнего Куприна! Он плелся такой худенький, слабенький, что казалось, первый порыв ветра сдует его с ног, он не сразу узнал меня, потом обнял с такой трогательной нежностью, с такой грустной кротостью, что у меня слезы навернулись на глаза".

Это был тот Куприн, силач, спортсмен, который легко одной рукой поднимал за ножку тяжелое кресло.

Сказалось еще, будем говорить прямо, многолетнее пьянство Куприна, не оставившее его и в эмиграции.

В 1937 году по решению советских властей Александра Ивановича Куприна вернули на Родину. Газета "Правда" писала от 30 мая 1937 года:

"29 мая выехал из Парижа в Москву возвращающийся из эмиграции на родину известный русский дореволюционный писатель - автор повестей "Молох", "Поединок", "Яма" и др. - Александр Иванович Куприн (ТАСС)".

Коротко и без эмоций...

Здесь любопытно слово "дореволюционный". Все, что писал Куприн после революции, теперь как бы подлежало забвению. Не только его "белогвардейские" статьи , но и великолепный роман "Юнкера" - как бы его покаяние за "Поединок". А ведь это лучшее, что написано в нашей литературе о русских мальчиках, будущих русских офицерах. Это дань Куприна его учебе в Александровском училище.

Мы любим Куприна. Мы будем его любить всегда. Такого разного и такого неповторимого

Конечно, это было очень странное "возвращение". Ничего на родине Куприн не написал. Через год он умер от рака пищевода. Похоронен на Волковском кладбище рядом с могилой И. С. Тургенева.

Он разный... Куприн. "Олеся" и "Гранатовый браслет". "Поединок" и "Юнкера". "Яма" о публичном доме и "Штабс-капитан Рыбников" о японском шпионе. И многое другое. Словно это все написали разные писатели. Но есть одно неотразимое общее. Великое словесное мастерство. Торжество русского реализма со всей его высочайшей мудростью и простотой.

Мы любим Куприна. Мы будем его любить всегда. Такого разного и такого неповторимого.

Предлагаю Вам посмотреть две экранизации повести Куприна "Олеся".

Повесть «Олеся» (1898 г.) входит в особый «Полесский цикл» (рассказы «На глухарей», «Лесная глушь», «Серебряный волк», «Олеся»). В 1897 году писатель служил управляющим имением в Ровенском уезде Волынской губернии. В этом живописном уголке, далеком от цивилизации, Куприн пробыл полгода. Изумительная природа края и драматические судьбы его жителей легли в основу цикла.

«Олеся» - это поэма о природе и взаимной возвышенной любви. Олеся живет в лесной глуши вместе с бабкой, изгнанной из деревни «за колдовство». Здесь происходит её встреча с героем, считающим себя писателем и приехавшим на Волынь в надежде собрать «множество поэтических легенд, преданий и песен». Олеся, прекрасная и таинственная, как сама природа Полесья, словно бы вышла из песни или сказки. Наделенная благородством и чистотой, она естественна и в любви. Целомудренно и трепетно описывает Куприн развитие взаимного влечения героев. Но их недолгое счастье трагически обрывается, светлый мир Олеси разрушен дикостью и подлостью окружающего мира. Мелодия разделенной любви сменяется мотивом недостижимости счастья. Повесть автобиографична. На склоне дней Куприн говорил по поводу «Олеси»: «Все это было со мной».

«Колдунья». Франция, Италия, Швеция. 1956.

Фильм-мелодрама по повести А. Куприна «Олеся». Действие фильма перенесено в глухой уголок Швеции, где инженер Лоран Брюлар встречает Ингу, прелестную внучку старой «колдуньи» Майлы. А когда между героями возникает любовь, все - даже лесные духи «тролли» - ополчаются против этого «запретного» чувства.

Режиссер Андре Мишель; сценарий: Поль Андреота, Жак Компанеец, и др.; композиторы: Норберт Гланцберг, Андре Лафосс;

В ролях: Марина Влади (Инга), Морис Роне (Лоран Брюлар), Николь Курсель (Кристина Люндгрен) и др.

Награды: Почётный серебряный приз на МКФ в Западном Берлине. Занимает 75-е место по посещаемости среди зарубежных фильмов в советском кинопрокате.

Марина Влади дебютировала в кино в 10 лет. На момент съемок «Колдуньи» ей было 17; это первый фильм, принесший ей мировую популярность не только во Франции, но и за ее пределами. Фильм пользовался огромным успехом и в СССР. Владимир Высоцкий влюбился в Марину Влади после просмотра «Колдуньи».

«Колдунья». Франция, Италия, Швеция. 1956.

«Олеся». СССР. Киностудия им. А. Довженко. 1971

Режиссёр Борис Ивченко; автор сценария Василий Дулгеров; оператор Николай Кульчицкий, композитор Владимир Губа.

В главных ролях: Людмила Чурсина (Олеся), Геннадий Воропаев (Иван Тимофеевич); в ролях: Борислав Брондуков (Ярмола), Анатолий Барчук (Дмитро, лесной сторож, кум Ярмолы), Мария Капнист (Мануйлиха), Владимир Волков (Евтихий Петрович, полицейский урядник) и др.

Отзыв о фильме: Незаслуженно забытый фильм. А ведь когда-то, в детстве, сбегали с уроков, чтобы в очередной раз увидеть на экране эту необыкновенную лесную красавицу! И вот недавно посмотрела картину на одном из местных каналов и вновь ощутила прелесть полесской природы, замечательных пейзажей, костюмов, музыки. И конечно, Чурсина-Олеся, непостижимая, загадочная... Надо заметить, что авторы фильма очень бережно отнеслись к прекрасной повести А. Куприна, некоторые эпизоды перенесены из книги в фильм, как говорится "слово в слово". (Мирьям. Назарет, Израиль)

«Олеся». СССР. Киностудия им. А. Довженко. 1971 

                                                                                 По материалам статей: 1, 2


Они ТАМ есть! Русский из Львова

Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...

«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

Обсудить
  • Галя, большое спасибо за Куприна! А я его боюсь читать. Он настолько... великолепен, захватывающ, я полностью проникаюсь его идеями и начинаю сочувствовать и сопереживать... А в его работах не все соответствует высокому моральному облику, к которому надо стремиться. И вот боюсь. Правда. Очень сильное впечатление у меня от его работ.
  • :thumbsup:
  • Спасибо за статью, Галочка! :two_hearts: :two_hearts: :two_hearts: Куприн! Незабываемое впечатления от знакомства с его произведениями впервые. :thumbsup: :sparkles: :sparkles: :sparkles: Много произведений, но "словно это все написали разные писатели. Но есть одно неотразимое общее. Великое словесное мастерство." :thumbsup:
  • :blush: :clap:
  • :thumbsup: :thumbsup: :sparkles: :sparkles: :clap: :clap: