• РЕГИСТРАЦИЯ

Заповедная Русь. О творчестве художника Олега Молчанова

44 1070
Благовест 

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь небесный
Исходил, благословляя.

Художник Олег Молчанов

Эти строки Ф.И. Тютчева являются, пожалуй, лучшим эпиграфом к творчеству замечательного русского художника Олега Молчанова, раскрывающего тайны бытия и проникающего в глубины человеческой души через неприметную простому глазу неисчерпаемую красоту русского пейзажа.
«Почему так важен пейзаж? – говорит Олег Иванович. - Художник-пейзажист изображает незамутненную природу. Человек пережил грехопадение, он очень трудно и мучительно пытается найти в себе первоисточник, Божий образ. Другое дело – природа и животные. В них больше первозданного, райского. Рано утром можно поднять себя с теплой кровати, выйти в туманное, росистое утро. А можно проспать, не увидеть ни росы, ни тумана. Все эти тонкие состояния природы постоянно меняются, не останавливаются. Говорят, что художники уже все перерисовали, в музеях полно картин… Это не так. Пытливый человек найдет себе источник для вдохновения, найдет сокровенные ощущения, которые нас всех связывают. Тонкое ощущение природы не поддается ходу времени. В ней есть что-то божественное, наитие Святого Духа, который, как сказано, будет до скончания века (ср. Мф. 28, 20). Чего всем я и желаю».

Дмитрий Белюкин в отзыве о творчестве коллеги отмечает: «Сейчас нас стараются отучить воспринимать мир как гармонию Божьего промысла. Так почему же художники-реалисты все еще держатся, все еще творят? А вот почему: когда художник пишет на пленэре, будь то солнечное лето, будь то лютый мороз – ему помогает сам Господь. Ему улыбается не просто солнышко – улыбается Богородица, видя эти усилия. Помогает морозный воздух и ветер. Неслучайно самый распространенный жанр сейчас именно пейзаж. Художники-реалисты не обращают внимания на общественное мнение и на нехватку прессы, потому что они счастливы. И это, наверное, неистребимо. Ни с чем несравнимо это счастье – быть художником-реалистом и выражать красоту природы».

Радостные цветы 

Пейзажи Молчанова многие сравнивают с иконами, ибо они пробуждают в человеке те же чувства: созерцательность, ощущение вечности и Божиего присутствия во всём, молитвенный настрой. «Смотри духовным оком из живой любви - и увидишь Бога!» - писал И.А. Ильин в своей известной работе «Аксиомы религиозного опыта». Именно так смотрит на мир Олег Иванович Молчанов, так смотрели на него великие русские художники-пейзажисты, чью линию в искусстве он продолжает.

Во власти инея 

Его полотна нередко сравнивают с работами Саврасова и Левитана. Они, действительно, во многом схожи по своим мотивам и влиянию на души людей. Однако есть и серьёзное отличие, о котором говорит сам Молчанов: «Левитан, пожалуй, самый русский художник. Но он русскую душу, Россию постигал от Саврасова. Я не вполне согласен с его пониманием, с его трактовкой природы. Ведь он был не религиозен, отсюда и депрессия. Например, «Над вечным покоем». Потрясающая картина, но он не подразумевает в ней воскресения мертвых. Однако нет покоя вечного, есть воскресение. Вспомните картину – погост, над ним небо, придавленное облаками, разлив озера Удомля…. А ведь смерть не вечна. Даже если есть печальный, грустный мотив, всегда должен быть выход, светлый момент. Искусство, как мне кажется, призвано показать этот выход».

Осень. Плёс. 

Суть творчества Олега Ивановича весьма точно определил донской казак Сергей Матвеев: «На первом месте у него душа. Технике можно научиться, но для того, чтобы выплеснуть на полотно душу, – нужен особый талант. Художник видит красоту, которая существует в природе как откровение Божие. Это победа света над тьмой».

Памятный день октября

«Все пытаются распознать русскую душу, в первую очередь иностранцы, – замечает сам художник. – Им, кстати, сложнее всего… чтобы научиться управлять. А душа – это основное, что собственно у нас осталось. Это ключ. Все прочее давно во вражьих руках. Остались у русских – душа и природа. Природа русская – удел Богородицы. Но понять-то Россию может тот, кто здесь живет».

«Повезло родиться в России», - этими словами Молчанов открывал одну из своих выставок. Его жизненный путь начался из самых что ни на есть глубин Русской Земли. «Костромская деревня, где прошло мое детство, дала ростки понимания Родины, России — неэффектной, скромной природы, заронившей глубокий, длиной во всю жизнь, отклик во мне, сформировала восприятие и основное занятие — живописание, - свидетельствует художник в своей краткой автобиографии. - Десять километров до художественной школы из пригорода было не помехой, видимо тогда я получил закалку к далеким творческим поездкам по стране и дальше. Счастьем было поступление в Ярославское художественное училище. Городок Плес на Волге с детства стал моей второй родиной. Дипломом об окончании училища был триптих по Плесу. После службы в Советской армии в 1988 году встал вопрос дальнейшего обучения. И вдруг в газете увидел объявление о первом наборе в созданную И. С. Глазуновым Академию живописи, ваяния и зодчества. Наплыв желающих был колоссальный.

Домик в Плёсе 

Разбитое здание бывшего Училища живописи, ваяния и зодчества стало родной Alma Mater. Закон Божий, русская литература и история, зарубежное искусство, новое мышление И. А. Ильина, копийная практика в Эрмитаже, заграничные поездки, да и сам Глазунов, горящий новым детищем — Академией… Все ошеломляло и было островком спасения в тонущем и разваливающемся СССР.

Тихая речка 

Бунинскими «Окаянным днями» и «дворянскими гнездами», былым укладом русской провинции навеяна была картина «Уходящая Россия». Дипломный вариант в закатном отсвете, где маковка колокольни как трепетная свеча на ветру перемен, и как знать, что ждет в годы лихолетий: уничтожат ли до конца Россию или она еще воспрянет?

Уходящая Россия 

По окончании Академии в костромской Ипатьевской слободе я построил свой дом в русском стиле среди древних святынь, близ Волги-матушки. Мастерская в Москве окнами выходит на Сретенский монастырь. И так сложилось, что мой плесский дом, в котором прежде жили художник А. М. Корин, артист Олег Борисов, тоже смотрит на Соборку и Троицкий храм.

В Сретенском монастыре. Воробушки.

О Плесе мог бы много рассказать, ведь более половины картин написано в этом чудном месте, которое, к сожалению, исчезает под натиском толстосумов из столицы, убивающих провинциальность этого местечка, обустраивающих его под свой «рублевский» вкус.

Цветущий май. Плёс. 

Долгие годы экскурсии по Плесу водил его старожил, мой дядя Владимир Константинович Хохлов. С теплотой вспоминается и основатель дома-музея И. Левитана, наша родственница Анна Павловна Вавилова, ее зеленый домик часто в моих пейзажах.

Чайная роза

Я стремлюсь много путешествовать. В начале 90-х были очень большие сложности с загранпаспортами и визами. Но желание посмотреть музеи мира и разные страны было сильнее преград. И я, имея только чешское приглашение от друзей, автостопом и пешком побывал нелегально в Германии, Франции, Бельгии, Голландии и через изящный Дрезден вернулся снова в красавицу Прагу. Это был авантюризм, но этюды и впечатления теперь напоминают о том молодом времени. Потом были многочисленные паломничества (Святая земля, Афон, Греция, Бари), творческие поездки, официальные визиты, но это позже… Я бывал на Байкале, на Русском Севере, от Бреста до Вашингтона, в восточных странах и крохотных умирающих деревнях в русской глубинке. Боль за Отечество, чистоту его христианских помыслов, великую культуру — все хочется отразить языком русского пейзажа, самого лиричного и спасительного для души!

Садов вишнёвых белый дым. 

Села Красное-на-Волге, Плес, Сунгурово, Косевское (родовое место дедушки Ивана Ксенофонтовича Молчанова) и еще многие места Костромской земли хранят память о моих родственниках. Большую семью деда постигла участь раскулачивания, как и тысячи других семей, укорененных на земле. Сохранить память души, рода — это то, что я пытаюсь сделать посредством пейзажа, без ложного пафоса, просто собирая осколки великой Родины — России.

Рябиновые бусы

Часто Зло под разными личинами смущает, обманывает, чернит и языком модернистов говорит, что «все относительно» — ценности красоты, чистоты. И поэтому так важна личная ответственность художника — не «поранить» душу зрителя. Хочется все же верить, что большинство людей психически и нравственно здоровы. И средствами реалистического, полнокровного искусства можно выразить наилучшие чувства, гамму переживаний, объединяющих на первый взгляд совершенно разных зрителей, слушателей, затронуть людей, даже очень далеких от искусства и случайно зашедших на выставку или в концертный зал.

Рождественский сочельник

Поскольку мне наиболее близка «пейзажа русского душа…», я считаю, что тонко прочувствованная русская природа и воплощенная в пейзажной живописи — универсальное лекарство для художника и зрителей. Проходят годы, столетия, а остановленное мгновение трепетной природы — что может быть более близко к ощущению восторга, счастья, радости?

Утро нового года

И ведь необязательно это солнечный майский день. Мне лично ближе переходное состояние осени в зиму, сама зима, зимы в весну. Это чувства не внешние, яркие, ярмарочные. Есть музыка более тонкая даже в пасмурный день, когда воздух окутывает, появляется колорит, чувства обострены и долго кружащийся падающий осенний лист, как дирижер, чертит в воздухе скрипичный ключ увертюры грядущего перехода в зимний мир.

Снегом запахло 

Пейзажист, конечно, должен слышать эту музыку, поэзию природы, сопереживать малейшие нюансы изменений цвета, света, звука. Есть даже характеристики удачных изображений в пейзаже: «вода должна быть мокрая», «снег белый даже ночью», «пленэр — это воздух».

Солнце на весну. 

Пейзаж — это не фотофиксаж, не видовая картинка — это мировоззрение, мысль, чувство. Жизнь в искусстве подразумевает всецелое погружение, и если художник даже и не пишет, то вынашивает в себе то, что хочет явить миру, свое откровение. И на вопрос: «А сколько времени Вы это рисовали?» — можно вправе ответить: «Всю жизнь, и последние несколько часов».

Весенние воды р. Кубань. 

Конечно, искусство — часть культуры, религии, бытия. Одухотворенность русской природы Православием мне не раз подтверждалась воочию: снежок на Покров, Солнце на Сретение, звездная морозная ночь на Рождество. И глаз выискивает у горизонта маленькое белое пятнышко колокольни, знаменующей, что Русь жива и нам в удел дана такая красивая земля. Без этого ощущения Родины я вряд ли мог бы жить и тем более рисовать».

Светло и радостно 

Такая глубокая укоренённость в России немало помогла формированию в Молчанове того истинного русского таланта, который отмечал в нём, в частности, покойный В.Г. Распутин, говоря: «Молчанов Олег - художник, с которым я имею счастье быть знакомым лично. Хорошие у него работы - чистые, добрые, спокойные, тихие, человечные, навеивающие раздумья и побуждающие к молитве, к пониманию глубоких истин. Тиха моя родина - это она и есть! Тихая и прекрасная, не уничтожаемая содомом и суетой сует! И все выдержано именно в этом настроении, когда начинает светиться душа. Талант его - русский и не может быть другим».

Серебро весны.                 Солнцеворот.

Тихая моя родина,
Ивы, река, соловьи...
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.

Это известное стихотворение Н.М. Рубцова наиболее часто цитируется, когда речь заходит о работах Молчанова. И это справедливо – пожалуй, нет сегодня художника, чьи работы так точно ложились бы на поэзию Николая Михайловича, были так созвучны ей и так же как и она будили бы в сердце странную смесь щемящей печали и духовной радости, желание отринуть всё бренное и устремиться туда, куда так манят полотна Молчанова – к чистоте, к размеренной, далёкой от суеты жизни, к гармонии, которой не может быть вне Божественного начала… Убежать и научиться по-ахматовски «просто, мудро жить, / Смотреть на небо и молиться Богу / И долго перед вечером ходить / Чтобы унять ненужную тревогу».

Русская Венеция 

«Мне хочется своим творчеством хотя бы в малой степени прикоснуться к чистому и светлому лику моей Родины - России, раскрывшемуся для меня в русской природе, - так определяет цель своего творчества Олег Молчанов. Внешняя неброскость имеет глубочайшее внутреннее содержание. Божья искра воспламенила рождение великой русской культуры, определив Россию как удел Богородицы. Да, русская душа имеет тайну, некий град Китеж, сокрытый в ней: Её понять не может пришлый, и гордый духом не поймет....».

Русское раздолье 

 Источники: 1, 2

Вера. Надежда. Любовь

    Израиль не удержался от поставки вооружений в Восточную Европу, теперь эшелоны российских Су-35 устремятся в Иран
    • pretty
    • Вчера 07:46
    • В топе

    Тель-Авив пошел на рискованный шаг против России и теперь в страхе ждет у своих границ появления Су-35. Иран подтвердил, что приобрел эти истребители у РФ, и нет повода усомниться, что Тегеран примени...

    В Люберцах семь мигрантов отмудохали местного. А из полиции они ... просто "сбежали"
    • Hook
    • Вчера 15:55
    • В топе

    Может кто-нибудь готов разъяснить, что означает эта фраза, но я ее реально не понимаю. Вернее, понимаю так, что в это просто поверить не могу. Вчера состоялся разговор Путина и Рахмона. По его ...

    Мытьё посуды в Сене, крысы в Париже и как нам наказать Францию

    1. Всё же мы сильно отстали от Европы. Река Сена в Париже настолько чистая, что уличные торговцы даже моют в ней посуду, прежде чем выкладывать на неё сосиски и прочую еду — необычайно вкусн...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Великий понедельник

      Великий Понедельник открывает Страстную седмицу, посвященную последним дням земной жизни Спасителя и его бессмертному подвигу ради нас.Сегодня на богослужениях читается Евангелие от Матфея, притчи о бесплодной смоковнице и неправедных виноградарях. В этот же день как прообраз Иудиного преступления звучит рассказ о предательстве родными братьями ветхозав...
      456

      "Умение слышать время". 80 лет со дня рождения народного артиста СССР Муслима Магомаева (1942-2008)

      «Обычно уже после имени “Муслим” раздаются такие овации, что, несмотря на самые мощные динамики и все старания ведущего, фамилия “Магомаев” безнадежно тонет в восторженном грохоте».(Роберт Рождественский)    Много ли на вашей памяти людей, которые одинаково близки для трех поколений, живущих сегодня? Ведь у каждого возраста свои кумиры, и...
      307

      С морем и небом в глазах. Интересные факты о фильме "Человек-амфибия"

      4 апреля 1961 года в павильоне киностудии «Ленфильм» состоялся первый съёмочный день легендарного художественного фильма «Человек-амфибия».   Что писала о фильме газета «Нью-Йорк Таймс», как героям делали необычный взгляд и из чего шили костюм Ихтиандра.Сценарий фильма о человеке с жабрами акулы 10 лет пролежал невостребованным на киностудии «...
      1790

      Родовые грехи

      Павел Флоренский писал: «Род есть единый организм, и имеет единый целостный образ». В этом едином родовом организме может из поколения в поколение накапливаться благодать Святого Духа, укрепляющая каждого члена этого рода в перенесении болезней и жизненных обстоятельств. А может и бездарно растрачиваться, что непременно скажется на последующих поколения...
      378

      Фильм "Городской романс". Любовь в кадре и за кадром

      2 марта 1971 года состоялась премьера фильма «Городской романс». Это один из самых светлых и трогательных отечественных фильмов о любви, снятый на полутонах, на недосказанности... В нем крупные планы героев важнее тысячи слов. В нем музыка передает всю ту нежность и недосказанность. В нем молодость, идеализм, дыхание весны...Снимали картину на Одесской ...
      337

      Памятная доска экипажу императорского шлюпа «Диана». Саймонстаун, ЮАР.

      Южно-Африканская республика. Саймонстаун. Главная площадь города, в центре — гранитная памятная доска. Надпись на русском языке: «В честь двухсотлетия побега императорского шлюпа «Диана» из английского плена в 1809 году».   В начале XIX века экипаж российского шлюпа «Диана» под командованием известного мореплавателя, вице-адмирала Василия Миха...
      316

      "Я дежурный по апрелю". Четыре песни о втором месяце весны.

      Булат Окуджава, Юрий Визбор, Александр Суханов, Виктор Берковский, Дмитрий Сухарев Весна в разгаре. На просторах нашей огромной страны где-то ещё лежит снег, и лишь появляются первые проталины, а где-то зима уже окончательно отступила и земля ждет появления первых ростков. Апрель – сердцевина весны, самый контрастный, переходный месяц, своего рода «буфер...
      545

      "Дети – гениальные филологи". Ко дню рождения детского писателя Корнея Ивановича Чуковского (1882-1969).

      Корней Чуковский по данным Российской книжной палаты почти каждый год попадает в пятерку самых издаваемых в России авторов детской литературы, а уж о выходе его книг в СССР и говорить не приходится – все они печатались миллионными тиражами и никогда не застаивались на полках книжных магазинов и библиотек.Детская словесность, которая так прославила писат...
      2101

      Почему нам нужно нести Крест?

      Почему тебе нужно нести крест? Потому что крест – это любое испытание, которое выпадает на долю человека по Промыслу Божию. И оно дано нам не для того, чтоб мы ругались, обижались, искали справедливости, а чтобы мы мужественно его пережили. Просили у Бога об укреплении, чтобы нам это перенести, и выйти из этого испытания по-христиански: без гнева, обиды...
      735

      Гвардии старший лейтенант Григорий Чухрай

      Григорий Наумович Чухрай — кинорежиссёр, народный артист СССР, участник Великой Отечественной войны, десантник.   Григорий Чухрай умел не только снимать хорошее кино, он умел еще и писать кинематографично. Читаешь его воспоминания «Моя война» и сразу видишь детали готовых мизансцен: движения глаз, дрожание губ, выступающие слёзы. Слёзы очень ч...
      248

      Сводка новостных сообщений сегодня — это голос Бога. Объясняет священник

      Почему православие призывает покаяться? Для чего это необходимо? Об этом рассказал протоиерей, проповедник, писатель, блогер Андрей Ткачёв.   Андрей Ткачёв — протоиерей, клирик храма святителя Василия Великого, писатель, проповедник, миссионер, телеведущий, блогер.Андрей Ткачёв, протоиерей:Пророк Иона получает повеление от Бога идти в город Ни...
      866

      Откровение Божьих уст

      В саду Южной Калифорнии я как-то увидел большую оранжевую бабочку с черным, непогрешимым в своей точно­сти двойным рисунком на крыльях. Это была удивительная красота среди зеле­ни, света и цветов — песнь Богу в цветах и красках. В тишине кроткого, чистого, покорного Богу творения возносилась эта песнь и светилась эта премирная красота… Она показывает се...
      247

      Советская фантастика

      Андрей Тарковский задумал снять картину «Солярис» по одноименному роману польского философа и писателя-фантаста Станислава Лема в 1968 году. Толчком явно послужил только вышедший на экраны и произведший эффект разорвавшейся бомбы фильм Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001».На удачу Тарковского, цензоры в Союзе были не сильно образованные и уж точно ...
      1766

      "Обыкновенное чудо" Марка Захарова

      «О любви можно и говорить, и петь песни, а мы расскажем о ней сказку» — эти слова звучат в прологе пьесы Евгения Шварца «Обыкновенное чудо».   Вот и герои Захаровской телеверсии, разыгрывая эту удивительную, хрустально хрупкую сказку, говорят но, главное, прекрасно поют именно о ней — о любви.Марк Захаров, которому начальство предложило экрани...
      394

      Приятного аппетита. (рассказ)

      Уважаемый преподаватель и известный публицист Тит Иванович сегодня принимал гостей. Напротив него в потрёпанном, но весьма удобном ГДР-овском кресле сидел его коллега, недавно прибывший в университет на должность преподавателя иностранных языков — Петр Евграфович.Стол в гостиной, где они расположились, пестрил блюдами с разными вариациями блинов, как те...
      684

      Творческий путь Владимира Высоцкого

      Высоцкий снялся в 32 фильмах, конечно, далеко не во всех он пел. Но запомнились в основном те, в которых звучали его песни, а иногда название картины забывалось, а слова баллад остались с нами навсегда. И голос. Хриплый. Треснутый. Надрывный. Вроде и не пение вовсе, а крик, вой звериный, но по-другому исполнять нельзя. Кто только из профессиональных, с х...
      585

      Душу украли

      Они появились в нашем храме однажды к концу Литургии. Возраст - около сорока. Яркие, красивые, стильные. Только одна, которая поменьше, фактически волочила другую, высокую, и доволочила до амвона. А там стоял я с Крестом, и ко мне за благословением двигался народ.Одна из женщин, небольшая, темноволосая, в зеленой косынке, подходя громко выступила:- Батюшка! Скажите, б...
      656

      О Страшном суде

      Чтобы услышать от Господа на Суде: «Я тебя знаю»    Христос во славе. Страшный суд. Фреска преп. Андрея Рублева Экзамен не так уж страшен, если испытуемый готовился по всем билетам. Вот если известен только предмет по имени, а что и в каком объеме будут спрашивать, не известно, тогда экзамен – это подлинная экзекуция. В случае с Великим д...
      209

      "Тот, кто любит, в пути не заблудится". К 105-летию со дня рождения поэта-песенника Алексея Ивановича Фатьянова (1919—1959).

      Поэт Александр Межиров на одном из своих творческих вечеров сказал об Алексее Ивановиче Фатьянове: «Он был поэт по милости Бога. У него совершенно свободный от слов стих». А разве такое возможно в поэзии, у которой имеются свои непреложные законы и правила? Но, когда мы слушаем образно-напевные тексты Фатьянова, то воспринимаем не слова, а знакомые, род...
      283

      Озеро Виви — географическое сердце России

       Озеро Виви на плато ПуторанаГеографическому центру Азии повезло — он находится в легкодоступном месте в городе Кызыл, столице Тувинской республики. Его местоположение оспаривает разве что Китай, но его попытки несерьезны. Географическому центру Европы, наоборот, не повезло — за право называться таковым борются несколько стран. А вот с географическ...
      4447
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика