Поставить оперу за 12 дней. Сыграть в трех картинах одновременно, а устав, взяться за оформление ресторанов. Написать сценарии к фильмам, ставшим классикой, но считать себя автором одной-единственной ленты. Александр Адабашьян. Творчество как авантюра.
«Мне нужен адреналин, когда я делаю что-то новое», — говорит Адабашьян. И берется за что-то новое при любой возможности. Актер, режиссер, сценарист, художник — это в творчестве. Даже в армии удалось сменить три вида погон — артиллериста, танкиста, летчика. Выпускник Строгановки и в кино оказался случайно. Школьный друг Никита Михалков снимал дипломную работу «Спокойный день в конце войны», и Александр Адабашьян прямо на съемочной площадке постигал новую для себя профессию художника-декоратора.
Первый сценарий Адабашьян написал по просьбе Михалкова-Кончаловского. Тот искал соавтора для фильма о производстве хлопка — «Дело важнее, чем жизнь». Снимали в Средней Азии. Андрон терпеливо объяснял, чем отличается сценарий от хорошей прозы, и учил выписывать характеры. Следующие фильмы, снятые по сценариям Адабашьяна, уже собирали кинематографические награды по всему миру и становились классикой.
Коллаж из произведений «Неизданные пьесы Чехова» Михалков и Адабашьян решили сделать, прочитав вместе сборник писателя.
За полтора месяца написали сценарий, нашли пустующую подмосковную усадьбу в Пущино. Адабашьян работал и как художник. Картина получила призы в Сан-Себастьяне, Чикаго, Белграде, стала лучшим иностранным фильмом в итальянском прокате 1978 года.
Вместе с Михалковым снято «Пять вечеров», «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Транссибирский экспресс».
Настоящей авантюрой стал для Адабашьяна режиссерский дебют.
Выпускник французской школы спустя 20 лет решил снять фильм по книге Симоны Арэз. По просьбе французов написал сценарий и так артистично его представил, что получил предложение выступить в качестве режиссера. В итоге лента «Мадо, до востребования» удостоилась премии в Каннах и вошла в коллекцию лучших французских фильмов. При этом автор картины режиссером себя не считает.
«Не могу сказать, что я по профессии режиссер или сценарист, не знаю, есть ли у меня отношение к себе как к кинематографическому объекту», — шутит Адабашьян.
И считает себя в первую очередь художником, а не киношником. Сняв сериал «Азазель» в качестве режиссера, автор картины и вовсе убрал свое имя из титров, как и в ленте «Вешние воды», снимавшейся в Италии по повести Тургенева. Причиной стало изменение текста отснятого материала.
«Поставить «Бориса Годунова» в Мариинском театре за 12 дней — разве это не интересно? Авантюра стопроцентная. Последнюю сцену репетировали, когда уже зрителей в зал пустили», — вспоминает режиссер об очередном своем эксперименте. Адабашьян считает, что в творческой профессии важно счастливое стечение обстоятельств и случайностей. К примеру, опера для Адабашьяна как раз дело случая. Как-то встретился в самолете с Юрием Башметом, который летел в Италию, чтобы исполнять Берлиоза с оркестром Гергиева. Уже в Риме Адабашьян познакомился с Валерием Абисаловичем и узнал, что к спектаклю «Борис Годунов» полностью готова музыкальная часть, но нет режиссера. В итоге опера в постановке Адабашьяна прошла в Санкт-Петербурге, Италии, Голландии, Англии, Франции, Аргентине, Чили.
«А когда Валерий Гергиев предложил мне перенести «Хованщину» на сцену Ла Скала, как я мог отказаться? Одно то, что тебя называют «маэстро»… Там двух людей так называют — дирижера и режиссера. В театральном буфете: «Маэстро, вам кофе с молоком, как обычно?» Потом и эта радость становится какой-то несвежей. И опять надо искать, чем заняться».
Список творческих профессий Адабашьяна пополняется постоянно — в знак протеста против рутины.
«Сколько я всего сделал хорошего, но в результате моей визитной карточкой останется «Овсянка, сэр!». Никогда бы не подумал, что иду к этой фразе всю жизнь».
Звездная роль опять же дело случая. Адабашьян приехал на съемки «Собаки Баскервилей» вместе с Михалковым. В итоге стал Бэрримором с окладистой бородой.
Традиционный английский завтрак, который, к слову, в фильме был настоящий, преследует актера всю жизнь. Поклонники дарили овсяную крупу, продавщицы в магазине заключали пари: купит овсянку или нет.
Роль, подарившая известность, для актера любимой не стала. Но любимый съемочный процесс — именно в «Собаке Баскервилей».
Что бы он ни делал, Александр Адабашьян относится к своей работе критически. Такое правило.
«Все зависит от точки отсчета. Если ходить на выставки современного искусства, можно уверовать, что в живописи и в графике я Леонардо. Если смотреть сериалы, то я и актер потрясающий. А уж сценарист… Но перечитай Толстого или Чехова в очередной раз — сразу поймешь, каков уровень твоего сценарного мастерства. Или пересмотри Феллини и успокойся по поводу своей режиссуры. Камертон должен быть. Это, конечно, мешает самооценке, осознанию собственного величия, зато очень помогает жить».
Актерские работы Александра Адабашьяна
Сценарные работы
Источник: Культура.РФ
Оценили 63 человека
119 кармы