"Единство творчества я вижу в искусстве театра, кино, телевидения, эстрады. Четыре музы, а ты один…"

63 1793

К 100-летию со дня рождения народного артиста СССР Анатолия Папанова (1922-1987)

1942 год. В потертой гимнастерке с сержантскими погонами, инвалид войны Анатолий Папанов пришел поступать в ГИТИС, тяжело опираясь на палку. Читал перед комиссией «Сына артиллериста» Симонова, и сам чувствовал, как плохо получается, потому что от волнения палку все время вертел в руках, снижая впечатление от трагических строк. Но руководителю ГИТИСа Михаилу Тарханову худой глазастый юноша чем-то приглянулся, и в список принятых на первый курс студентов карандашом дописали его фамилию.

…Толе Папанову не исполнилось и двадцати, когда он попал в тяжелое окружение под Харьковом, где получил тяжелое ранение ноги, лишившись нескольких пальцев. Видел всю изнанку войны, бойцов, возвращавшихся из боя совершенно неузнаваемыми, поседевшими за несколько часов. «Раньше я думал, что это просто литературный прием, оказалось ­– нет. Это “прием” войны», - писал народный артист в своей книге «Холодное лето».

Актерская судьба Анатолия Папанова, известна, наверное, каждому рядовому зрителю на всем постсоветском пространстве. Помимо работы в Театре Сатиры, которому актер отдал более сорока лет, он снялся почти в семидесяти художественных фильмах и подарил свой неповторимый голос героям более сотни замечательных мультфильмов. Правда, сначала с кино отношения никак не складывались: крошечные роли, эпизоды ­– его фамилия даже в титрах никогда не упоминалась. В 1955 году фортуна вроде бы повернулась к Папанову лицом: молодой Эльдар Рязанов пригласил его попробоваться на роль директора клуба Огурцова в «Карнавальной ночи», но опять ничего не получилось. Эльдар Рязанов прекрасно запомнил этот момент: «Тогда мне Анатолий Дмитриевич не понравился — он играл слишком театрально, в манере, уместной в ярко-гротескном спектакле, но противоречащей самой природе кино, где чуть видимое движение брови уже выразительная мизансцена… Первая наша встреча прошла для меня бесследно, а для Папанова обернулась новой душевной травмой».

Анатолий Папанов и Андрей Миронов - фрагменты из фильма "Берегись автомобиля".

Настоящая слава в кино пришла к Папанову в 1964 году, после выхода фильма «Живые и мертвые», снятому режиссером Александром Столпером по одноименному роману Константина Симонова, где он сыграл роль генерала Серпилина. «Судьба Серпилина вобрала в себя судьбы многих людей его поколения. Выразить эту общность – какая благородная для артиста задача. Эта роль для меня – огромное счастье, не только актерское, но и человеческое», – с гордостью утверждал Папанов. В прокате 1964 года фильм заслуженно занял первое место, его просмотрели более сорока миллионов человек.

Но все окружающие Анатолия Дмитриевича люди, хотя бы мало-мальски знающие характер актера, рассказывали прежде всего не о его уникальном профессионализме, а о человеческих качествах. Эпизод из воспоминаний Юрия Никулина: «Когда появились деньги на машину, он еще намучился, пока купил. Я его подталкивал: Толя, ты же заслуженный воин, имеешь право. Он в ответ: “ну вот, я буду этим козырять”? Когда благосостояние уже позволило Папанову купить машину, Андрей Миронов однажды поинтересовался, где она. Папанов, смутясь, ответил, что оставляет ее за углом, а то увидят молодые актрисы, у них колготочки заштопаны, а у него, понимаешь, “Волга»”»… Всегда деликатный и стеснительный, Папанов никому и никогда не позволял лезть в собственную душу, сразу ставя между собой и собеседником прочный заслон. Но всегда с удовольствием говорил о работе, об искусстве, о дорогих для него друзьях. Не было в нем ничего от «звезды», хотя он и был самой настоящей Звездой, не нуждающейся в пиаре и в дополнительном «продвижении» – не любил повсеместного узнавания на улицах, тяготился своей известностью, скрываясь за темными очками и незаметной серенькой одеждой. Александр Прошкин, режиссер фильма «Холодное лето пятьдесят третьего», рассказывал в одном из интервью, что «Папанов, в отличие от других людей, не афишировал свою интеллигентность, и сквозь наружную его простоватость вдруг прорывалась то цитата из Тютчева, то еще что-либо подобное…».

Фрагмент из к/ф "Дети Дон Кихота" 

Надежда Юрьевна Каратаева, супруга Папанова, с которой он прожил долгую жизнь, всегда с неизменной искренней теплотой отзывалась о муже: «Анатолий не умел лгать и, будучи человеком верующим, старался жить по Христовым заповедям. Не было у него и звездной болезни. Случалось, мы с театром выезжали куда-нибудь. Все всегда старались в автобусе сесть на первые места, где поменьше трясло. Он, чтобы никого не беспокоить, садился сзади. Ему говорили: «Анатолий Дмитриевич, вперед идите”. А он: “Ничего страшного, мне и тут хорошо… “. Чего он не терпел, так это наглости и панибратства. Многие актеры после спектаклей на гастролях старались затащить его в ресторан. Папанов мягко, но непоколебимо отказывался, уединяясь в номере с кипятильником и книжкой или тайком уходя в народ, в поисках своих будущих героев».

Анатолий Папанов - отрывки из к/ф "Бриллиантовая рука" 

Последней работой в кино Анатолия Дмитриевича Папанова стала роль Копалыча в фильме Александра Прошкина «Холодное лето пятьдесят третьего». Такая мизансцена: Карелия, глухая малолюдная деревня, отовсюду окруженная водой, первый день съемок с участием Папанова. И вдруг ошеломленная съемочная группа видит огромное количество лодок, которые буквально стекаются со всех сторон, в каждой лодке по два-три человека, все с детьми, а у детей в руках книжки и тетрадки. Ребята приехали встретиться с «дедушкой Волком». Детишек рассадили, и Папанов начал свою работу: подписывая книжки, нашел теплые слова для каждого ребенка. Каким счастьем светились лица детей и пожилого актера!

По окончании съемок Анатолий Дмитриевич вернулся в Москву и принял холодный душ (в доме отключили горячую воду). Он умер сразу. Сердечный приступ…

На похороны Народного Артиста пришли огромные толпы людей. Валерий Золотухин рассказывал: «Я, спеша на последнее свидание с Папановым, взял у Белорусского вокзала такси. Когда водитель услышал, куда я еду, то открыл двери и сообщил коллегам о смерти Анатолия Дмитриевича. Они тут же метнулись к цветочному базару, накупили гвоздик, вручили мне: ‘Поклонись ему и от нас...”».

Фрагмент из х/ф "Живые и мертвые" 

Из книги Анатолия Папанова «Холодное лето»:

Есть страшная статистика: из каждой сотни ребят моего поколения, ушедших на фронт, домой возвратились лишь трое… Я так ясно помню тех, кто не вернулся, и для меня слова «за того парня» звучат уж никак не отвлеченно…

Мне кажется очень важным, чтобы спектакли, фильмы, книги о войне были как можно правдивей, достоверней в деталях.

Лично я не стал бы называть войну школой. Пусть лучше человек учится в других учебных заведениях. Но все же там мы научились ценить Жизнь — не только свою, а ту, что с большой буквы. Все остальное уже не так важно…

Когда меня спрашивают, что мне больше всего запомнилось на войне, я неизменно отвечаю: «люди».

Нужно многое перетерпеть, выстрадать по-настоящему, прежде чем стать актером. В искусстве необходимо мыслить.

Актер выходит в тираж так же, как исписывается автор, художник, композитор. Это естественный процесс. Поэтому состав актеров в мультипликации, на радио, на телевидении надо постоянно расширять. Но хоть мне и кажется порой, что Волк «съел» мои прочие роли, мультипликацию все равно люблю и отношусь к ней не менее серьезно, чем к работе для взрослых.

Можно быть интеллектуально развитым, можно быть кем угодно, но если человек бессовестный, то уже для меня, будь он семи пядей во лбу – для меня этот человек не существует.

Не слишком ли мы иногда увлекаемся внешней формой, заумными изысками, эффектными трюками? Поменьше бы бижутерии в искусстве, поменьше блёсток - побольше души и сердца.

Каждая роль — это семейство, что ли. Любой участок режь — любой больно. Любая роль, она семья твоя.

Меня волнуют произведения «не выплеснутые», не разгаданные до конца. Они заставляют думать, мечтать, фантазировать.

Нам надо учиться составлять букеты из многоцветья жизненных красок.

Артист не должен быть прочитанной книгой для зрителя — ни его творческая лаборатория, ни его личная жизнь не должны маячить на семи ветрах.  

Источник


Отец мигранта-миллионера, зарезавшего байкера в Москве, пытался давить на его семью: Требовал снять обвинения с сына

Сонные переулки у Замоскворецкого суда в понедельник утром огласил драматический баритон Константина Кинчева. Из динамиков байка раздавался трек «Небо славян». Мотобратство Москвы прие...

Кадры обрушения телевышки после удара в Харькове появились в Сети
  • Topwar
  • Вчера 19:00
  • В топе

Нанесён очередной удар по Харькову, на этот раз целью стала городская телевышка, которая после меткого попадания развалилась пополам. Об этом сообщают российские и украинские ресурсы. О серии взр...

Обсудить
  • Где, они, великие? Будут, ли, еще?.. :boom: :boom: :boom: :heartpulse:
  • Харьков какой то проклятый город. Сначала Те фронтовики под ним намучились , а теперь уже наши нынешние страдают. Может и среди них со временем отыщутся звезды культуры?
    • kidgv
    • 1 ноября 2022 г. 22:12
    Артист - на все времена! :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • Великий артист! Вечная память! Спасибо за статью, Галя!
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: