• РЕГИСТРАЦИЯ

"Единство творчества я вижу в искусстве театра, кино, телевидения, эстрады. Четыре музы, а ты один…"

63 1795

К 100-летию со дня рождения народного артиста СССР Анатолия Папанова (1922-1987)

1942 год. В потертой гимнастерке с сержантскими погонами, инвалид войны Анатолий Папанов пришел поступать в ГИТИС, тяжело опираясь на палку. Читал перед комиссией «Сына артиллериста» Симонова, и сам чувствовал, как плохо получается, потому что от волнения палку все время вертел в руках, снижая впечатление от трагических строк. Но руководителю ГИТИСа Михаилу Тарханову худой глазастый юноша чем-то приглянулся, и в список принятых на первый курс студентов карандашом дописали его фамилию.

…Толе Папанову не исполнилось и двадцати, когда он попал в тяжелое окружение под Харьковом, где получил тяжелое ранение ноги, лишившись нескольких пальцев. Видел всю изнанку войны, бойцов, возвращавшихся из боя совершенно неузнаваемыми, поседевшими за несколько часов. «Раньше я думал, что это просто литературный прием, оказалось ­– нет. Это “прием” войны», - писал народный артист в своей книге «Холодное лето».

Актерская судьба Анатолия Папанова, известна, наверное, каждому рядовому зрителю на всем постсоветском пространстве. Помимо работы в Театре Сатиры, которому актер отдал более сорока лет, он снялся почти в семидесяти художественных фильмах и подарил свой неповторимый голос героям более сотни замечательных мультфильмов. Правда, сначала с кино отношения никак не складывались: крошечные роли, эпизоды ­– его фамилия даже в титрах никогда не упоминалась. В 1955 году фортуна вроде бы повернулась к Папанову лицом: молодой Эльдар Рязанов пригласил его попробоваться на роль директора клуба Огурцова в «Карнавальной ночи», но опять ничего не получилось. Эльдар Рязанов прекрасно запомнил этот момент: «Тогда мне Анатолий Дмитриевич не понравился — он играл слишком театрально, в манере, уместной в ярко-гротескном спектакле, но противоречащей самой природе кино, где чуть видимое движение брови уже выразительная мизансцена… Первая наша встреча прошла для меня бесследно, а для Папанова обернулась новой душевной травмой».

Анатолий Папанов и Андрей Миронов - фрагменты из фильма "Берегись автомобиля".

Настоящая слава в кино пришла к Папанову в 1964 году, после выхода фильма «Живые и мертвые», снятому режиссером Александром Столпером по одноименному роману Константина Симонова, где он сыграл роль генерала Серпилина. «Судьба Серпилина вобрала в себя судьбы многих людей его поколения. Выразить эту общность – какая благородная для артиста задача. Эта роль для меня – огромное счастье, не только актерское, но и человеческое», – с гордостью утверждал Папанов. В прокате 1964 года фильм заслуженно занял первое место, его просмотрели более сорока миллионов человек.

Но все окружающие Анатолия Дмитриевича люди, хотя бы мало-мальски знающие характер актера, рассказывали прежде всего не о его уникальном профессионализме, а о человеческих качествах. Эпизод из воспоминаний Юрия Никулина: «Когда появились деньги на машину, он еще намучился, пока купил. Я его подталкивал: Толя, ты же заслуженный воин, имеешь право. Он в ответ: “ну вот, я буду этим козырять”? Когда благосостояние уже позволило Папанову купить машину, Андрей Миронов однажды поинтересовался, где она. Папанов, смутясь, ответил, что оставляет ее за углом, а то увидят молодые актрисы, у них колготочки заштопаны, а у него, понимаешь, “Волга»”»… Всегда деликатный и стеснительный, Папанов никому и никогда не позволял лезть в собственную душу, сразу ставя между собой и собеседником прочный заслон. Но всегда с удовольствием говорил о работе, об искусстве, о дорогих для него друзьях. Не было в нем ничего от «звезды», хотя он и был самой настоящей Звездой, не нуждающейся в пиаре и в дополнительном «продвижении» – не любил повсеместного узнавания на улицах, тяготился своей известностью, скрываясь за темными очками и незаметной серенькой одеждой. Александр Прошкин, режиссер фильма «Холодное лето пятьдесят третьего», рассказывал в одном из интервью, что «Папанов, в отличие от других людей, не афишировал свою интеллигентность, и сквозь наружную его простоватость вдруг прорывалась то цитата из Тютчева, то еще что-либо подобное…».

Фрагмент из к/ф "Дети Дон Кихота" 

Надежда Юрьевна Каратаева, супруга Папанова, с которой он прожил долгую жизнь, всегда с неизменной искренней теплотой отзывалась о муже: «Анатолий не умел лгать и, будучи человеком верующим, старался жить по Христовым заповедям. Не было у него и звездной болезни. Случалось, мы с театром выезжали куда-нибудь. Все всегда старались в автобусе сесть на первые места, где поменьше трясло. Он, чтобы никого не беспокоить, садился сзади. Ему говорили: «Анатолий Дмитриевич, вперед идите”. А он: “Ничего страшного, мне и тут хорошо… “. Чего он не терпел, так это наглости и панибратства. Многие актеры после спектаклей на гастролях старались затащить его в ресторан. Папанов мягко, но непоколебимо отказывался, уединяясь в номере с кипятильником и книжкой или тайком уходя в народ, в поисках своих будущих героев».

Анатолий Папанов - отрывки из к/ф "Бриллиантовая рука" 

Последней работой в кино Анатолия Дмитриевича Папанова стала роль Копалыча в фильме Александра Прошкина «Холодное лето пятьдесят третьего». Такая мизансцена: Карелия, глухая малолюдная деревня, отовсюду окруженная водой, первый день съемок с участием Папанова. И вдруг ошеломленная съемочная группа видит огромное количество лодок, которые буквально стекаются со всех сторон, в каждой лодке по два-три человека, все с детьми, а у детей в руках книжки и тетрадки. Ребята приехали встретиться с «дедушкой Волком». Детишек рассадили, и Папанов начал свою работу: подписывая книжки, нашел теплые слова для каждого ребенка. Каким счастьем светились лица детей и пожилого актера!

По окончании съемок Анатолий Дмитриевич вернулся в Москву и принял холодный душ (в доме отключили горячую воду). Он умер сразу. Сердечный приступ…

На похороны Народного Артиста пришли огромные толпы людей. Валерий Золотухин рассказывал: «Я, спеша на последнее свидание с Папановым, взял у Белорусского вокзала такси. Когда водитель услышал, куда я еду, то открыл двери и сообщил коллегам о смерти Анатолия Дмитриевича. Они тут же метнулись к цветочному базару, накупили гвоздик, вручили мне: ‘Поклонись ему и от нас...”».

Фрагмент из х/ф "Живые и мертвые" 

Из книги Анатолия Папанова «Холодное лето»:

Есть страшная статистика: из каждой сотни ребят моего поколения, ушедших на фронт, домой возвратились лишь трое… Я так ясно помню тех, кто не вернулся, и для меня слова «за того парня» звучат уж никак не отвлеченно…

Мне кажется очень важным, чтобы спектакли, фильмы, книги о войне были как можно правдивей, достоверней в деталях.

Лично я не стал бы называть войну школой. Пусть лучше человек учится в других учебных заведениях. Но все же там мы научились ценить Жизнь — не только свою, а ту, что с большой буквы. Все остальное уже не так важно…

Когда меня спрашивают, что мне больше всего запомнилось на войне, я неизменно отвечаю: «люди».

Нужно многое перетерпеть, выстрадать по-настоящему, прежде чем стать актером. В искусстве необходимо мыслить.

Актер выходит в тираж так же, как исписывается автор, художник, композитор. Это естественный процесс. Поэтому состав актеров в мультипликации, на радио, на телевидении надо постоянно расширять. Но хоть мне и кажется порой, что Волк «съел» мои прочие роли, мультипликацию все равно люблю и отношусь к ней не менее серьезно, чем к работе для взрослых.

Можно быть интеллектуально развитым, можно быть кем угодно, но если человек бессовестный, то уже для меня, будь он семи пядей во лбу – для меня этот человек не существует.

Не слишком ли мы иногда увлекаемся внешней формой, заумными изысками, эффектными трюками? Поменьше бы бижутерии в искусстве, поменьше блёсток - побольше души и сердца.

Каждая роль — это семейство, что ли. Любой участок режь — любой больно. Любая роль, она семья твоя.

Меня волнуют произведения «не выплеснутые», не разгаданные до конца. Они заставляют думать, мечтать, фантазировать.

Нам надо учиться составлять букеты из многоцветья жизненных красок.

Артист не должен быть прочитанной книгой для зрителя — ни его творческая лаборатория, ни его личная жизнь не должны маячить на семи ветрах.  

Источник


Вера. Надежда. Любовь

    Фозул шел-шел, и просто пнул 9-летнюю девочку. Ему прилетел урок вежливости

    Очередной последователь дела Титова и Хуснуллина вчера решила открыть нам глаза. Заведующая лабораторией экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ Ольга Чудиновских прив...

    Конгресс США запретил себе импорт обогащённого урана из России

    Теперь и в Пиндостане Сенат Конгресса США во вторник в очередном порыве русофобии одобрил законопроект, запрещающий импорт обогащённого урана из России. Правда его ещё должен подписать Байден, но т...

    Мать драконов: Россия знакомит ВСУ с новой огнемётной системой

    Российская армия начала использовать новую огнеметную систему «Дракон», сообщает немецкое издание Die Welt. «С этим ужасным оружием Россия выходит на новый уровень жестокости&...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Великий понедельник

      Великий Понедельник открывает Страстную седмицу, посвященную последним дням земной жизни Спасителя и его бессмертному подвигу ради нас.Сегодня на богослужениях читается Евангелие от Матфея, притчи о бесплодной смоковнице и неправедных виноградарях. В этот же день как прообраз Иудиного преступления звучит рассказ о предательстве родными братьями ветхозав...
      453

      "Умение слышать время". 80 лет со дня рождения народного артиста СССР Муслима Магомаева (1942-2008)

      «Обычно уже после имени “Муслим” раздаются такие овации, что, несмотря на самые мощные динамики и все старания ведущего, фамилия “Магомаев” безнадежно тонет в восторженном грохоте».(Роберт Рождественский)    Много ли на вашей памяти людей, которые одинаково близки для трех поколений, живущих сегодня? Ведь у каждого возраста свои кумиры, и...
      302

      С морем и небом в глазах. Интересные факты о фильме "Человек-амфибия"

      4 апреля 1961 года в павильоне киностудии «Ленфильм» состоялся первый съёмочный день легендарного художественного фильма «Человек-амфибия».   Что писала о фильме газета «Нью-Йорк Таймс», как героям делали необычный взгляд и из чего шили костюм Ихтиандра.Сценарий фильма о человеке с жабрами акулы 10 лет пролежал невостребованным на киностудии «...
      1784

      Родовые грехи

      Павел Флоренский писал: «Род есть единый организм, и имеет единый целостный образ». В этом едином родовом организме может из поколения в поколение накапливаться благодать Святого Духа, укрепляющая каждого члена этого рода в перенесении болезней и жизненных обстоятельств. А может и бездарно растрачиваться, что непременно скажется на последующих поколения...
      376

      Фильм "Городской романс". Любовь в кадре и за кадром

      2 марта 1971 года состоялась премьера фильма «Городской романс». Это один из самых светлых и трогательных отечественных фильмов о любви, снятый на полутонах, на недосказанности... В нем крупные планы героев важнее тысячи слов. В нем музыка передает всю ту нежность и недосказанность. В нем молодость, идеализм, дыхание весны...Снимали картину на Одесской ...
      336

      Памятная доска экипажу императорского шлюпа «Диана». Саймонстаун, ЮАР.

      Южно-Африканская республика. Саймонстаун. Главная площадь города, в центре — гранитная памятная доска. Надпись на русском языке: «В честь двухсотлетия побега императорского шлюпа «Диана» из английского плена в 1809 году».   В начале XIX века экипаж российского шлюпа «Диана» под командованием известного мореплавателя, вице-адмирала Василия Миха...
      314

      "Я дежурный по апрелю". Четыре песни о втором месяце весны.

      Булат Окуджава, Юрий Визбор, Александр Суханов, Виктор Берковский, Дмитрий Сухарев Весна в разгаре. На просторах нашей огромной страны где-то ещё лежит снег, и лишь появляются первые проталины, а где-то зима уже окончательно отступила и земля ждет появления первых ростков. Апрель – сердцевина весны, самый контрастный, переходный месяц, своего рода «буфер...
      545

      "Дети – гениальные филологи". Ко дню рождения детского писателя Корнея Ивановича Чуковского (1882-1969).

      Корней Чуковский по данным Российской книжной палаты почти каждый год попадает в пятерку самых издаваемых в России авторов детской литературы, а уж о выходе его книг в СССР и говорить не приходится – все они печатались миллионными тиражами и никогда не застаивались на полках книжных магазинов и библиотек.Детская словесность, которая так прославила писат...
      2097

      Почему нам нужно нести Крест?

      Почему тебе нужно нести крест? Потому что крест – это любое испытание, которое выпадает на долю человека по Промыслу Божию. И оно дано нам не для того, чтоб мы ругались, обижались, искали справедливости, а чтобы мы мужественно его пережили. Просили у Бога об укреплении, чтобы нам это перенести, и выйти из этого испытания по-христиански: без гнева, обиды...
      734

      Гвардии старший лейтенант Григорий Чухрай

      Григорий Наумович Чухрай — кинорежиссёр, народный артист СССР, участник Великой Отечественной войны, десантник.   Григорий Чухрай умел не только снимать хорошее кино, он умел еще и писать кинематографично. Читаешь его воспоминания «Моя война» и сразу видишь детали готовых мизансцен: движения глаз, дрожание губ, выступающие слёзы. Слёзы очень ч...
      247

      Сводка новостных сообщений сегодня — это голос Бога. Объясняет священник

      Почему православие призывает покаяться? Для чего это необходимо? Об этом рассказал протоиерей, проповедник, писатель, блогер Андрей Ткачёв.   Андрей Ткачёв — протоиерей, клирик храма святителя Василия Великого, писатель, проповедник, миссионер, телеведущий, блогер.Андрей Ткачёв, протоиерей:Пророк Иона получает повеление от Бога идти в город Ни...
      865

      Откровение Божьих уст

      В саду Южной Калифорнии я как-то увидел большую оранжевую бабочку с черным, непогрешимым в своей точно­сти двойным рисунком на крыльях. Это была удивительная красота среди зеле­ни, света и цветов — песнь Богу в цветах и красках. В тишине кроткого, чистого, покорного Богу творения возносилась эта песнь и светилась эта премирная красота… Она показывает се...
      247

      Советская фантастика

      Андрей Тарковский задумал снять картину «Солярис» по одноименному роману польского философа и писателя-фантаста Станислава Лема в 1968 году. Толчком явно послужил только вышедший на экраны и произведший эффект разорвавшейся бомбы фильм Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001».На удачу Тарковского, цензоры в Союзе были не сильно образованные и уж точно ...
      1765

      "Обыкновенное чудо" Марка Захарова

      «О любви можно и говорить, и петь песни, а мы расскажем о ней сказку» — эти слова звучат в прологе пьесы Евгения Шварца «Обыкновенное чудо».   Вот и герои Захаровской телеверсии, разыгрывая эту удивительную, хрустально хрупкую сказку, говорят но, главное, прекрасно поют именно о ней — о любви.Марк Захаров, которому начальство предложило экрани...
      393

      Приятного аппетита. (рассказ)

      Уважаемый преподаватель и известный публицист Тит Иванович сегодня принимал гостей. Напротив него в потрёпанном, но весьма удобном ГДР-овском кресле сидел его коллега, недавно прибывший в университет на должность преподавателя иностранных языков — Петр Евграфович.Стол в гостиной, где они расположились, пестрил блюдами с разными вариациями блинов, как те...
      683

      Творческий путь Владимира Высоцкого

      Высоцкий снялся в 32 фильмах, конечно, далеко не во всех он пел. Но запомнились в основном те, в которых звучали его песни, а иногда название картины забывалось, а слова баллад остались с нами навсегда. И голос. Хриплый. Треснутый. Надрывный. Вроде и не пение вовсе, а крик, вой звериный, но по-другому исполнять нельзя. Кто только из профессиональных, с х...
      583

      Душу украли

      Они появились в нашем храме однажды к концу Литургии. Возраст - около сорока. Яркие, красивые, стильные. Только одна, которая поменьше, фактически волочила другую, высокую, и доволочила до амвона. А там стоял я с Крестом, и ко мне за благословением двигался народ.Одна из женщин, небольшая, темноволосая, в зеленой косынке, подходя громко выступила:- Батюшка! Скажите, б...
      656

      О Страшном суде

      Чтобы услышать от Господа на Суде: «Я тебя знаю»    Христос во славе. Страшный суд. Фреска преп. Андрея Рублева Экзамен не так уж страшен, если испытуемый готовился по всем билетам. Вот если известен только предмет по имени, а что и в каком объеме будут спрашивать, не известно, тогда экзамен – это подлинная экзекуция. В случае с Великим д...
      208

      "Тот, кто любит, в пути не заблудится". К 105-летию со дня рождения поэта-песенника Алексея Ивановича Фатьянова (1919—1959).

      Поэт Александр Межиров на одном из своих творческих вечеров сказал об Алексее Ивановиче Фатьянове: «Он был поэт по милости Бога. У него совершенно свободный от слов стих». А разве такое возможно в поэзии, у которой имеются свои непреложные законы и правила? Но, когда мы слушаем образно-напевные тексты Фатьянова, то воспринимаем не слова, а знакомые, род...
      283

      Озеро Виви — географическое сердце России

       Озеро Виви на плато ПуторанаГеографическому центру Азии повезло — он находится в легкодоступном месте в городе Кызыл, столице Тувинской республики. Его местоположение оспаривает разве что Китай, но его попытки несерьезны. Географическому центру Европы, наоборот, не повезло — за право называться таковым борются несколько стран. А вот с географическ...
      4445
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика