«Спешите делать добрые дела» - эту фразу мы частенько видим на плакатах и интернет-мемах социальной направленности, никогда не задумываясь о происхождении расхожих крылатых слов. Эти строки принадлежат перу советского поэта и прозаика Александра Яшина, сочинения которого несколько десятилетий назад печатались если не миллионными, то уж точно почётными стотысячными тиражами. Под стеклом его письменного стола и сегодня лежит пожелтевший листочек бумаги, на котором написано красными чернилами: «Молитва (утренняя): Помоги мне, Господи, написать ещё одно стихотворение!».
Назови меня именем светлым…
Саша Попов (Яшиным он стал впоследствии, зачем-то выбрав столь же несложный псевдоним для творчества) родился в деревеньке Блудново, затерявшейся в глуши Вологодских лесов. В школе парнишку дразнили «рыжим Пушкиным» - понятно почему. «Я с детства знал, что буду поэтом», вспоминал впоследствии Яшин.
Но вымотанная тяжелой крестьянской работой мать мечтала о том, что сын станет учителем, и он послушался – выбрал профессию школьного педагога, правда, ненадолго. Еще учась в Никольском педагогическом техникуме, стал участником Первого губернского съезда писателей в Великом Устюге, писал стихи в газеты Вологды и Архангельска, хотя начинающего поэта даже в комсомол не приняли, поскольку он открыто заявлял о своей любви к творчеству Есенина, попавшего в конце 20-х в идеологическую немилость. В 1934 году вышла и первая книжка «Песни Северу», которую несколько лет спустя он просил всех своих друзей и знакомых порвать и уничтожить, настолько она была «слаба и беспомощна».
В 1935 году Яшин уехал в Москву учиться в Литературный институт, окончил его перед самой войной. По словам Владимира Солоухина, «крестьянский сын Александр Яшин сам сформировал себя как личность, собственным трудом и волей».
С началом Великой Отечественной ушел на фронт, записав в своем дневнике: «Решил быть на войне, всё видеть, во всём участвовать. Сейчас будет делаться новая история мира, и тут бояться за свою жизнь стыдно». Военкор Яшин участвовал в обороне Ленинграда и Сталинграда, в освобождении Крыма, мобилизовался по ранению в 1944-м. И писать не переставал: в годы войны вышли сборники его стихов «На Балтике было» и «Город гнева».
Прекрасная, ровная и гладкая литературная стезя: обласканный властью поэт становится лауреатом Сталинской премии, ездит по стране, массовыми тиражами печатаются книги, но после выхода наделавшего шума рассказа «Рычаги» двери издательств перед Яшиным сразу же захлопнулись. Совсем небольшой рассказ о сельских коммунистах, превратившихся на собрании в те самые «рычаги» бездушной машины, стал краеугольным камнем творчества писателя, одновременно и прославившем его и чуть не сломавшим:
Мы неполной жизнью живём
И неполной грудью дышим,
Вполуголос песни поём,
Даже письма с оглядкой пишем.
До чего ж мы были просты
С нашей верою беспросветной
С нашей преданностью несусветной,
Доходившей до слепоты!
Зарубцуются ль в сердце моём,
В слабом сердце
Рваные раны?
Мы двойною жизнью живём,
Потому и стареем рано.
Не отрекаются, любя
В эти тяжелые дни неприкрытой и повсеместной травли поэтесса Вероника Тушнова оказалась одной из немногих, кто поддержал Александра Яковлевича. Необыкновенная красавица и умница, обладающая светлой и теплой душой, и гонимый поэт, тоже статный, красивый и обаятельный – они даже родились в один день 27 марта. Счастливая и горькая любовь двух немолодых уже людей как на поверхности прозрачной реки отразилась в их стихах, которые даже после публикации переписывали от руки, хранили и заучивали наизусть. Из книги Вероники Тушновой «Сто часов счастья»:
Биенье сердца моего,
тепло доверчивого тела...
Как мало взял ты из того,
что я отдать тебе хотела.
А есть тоска, как мед сладка,
и вянущих черемух горечь,
и ликованье птичьих сборищ,
и тающие облака…
Есть шорох трав неутомимый,
и говор гальки у реки,
картавый,
не переводимый
ни на какие языки.
Есть медный медленный закат
и светлый ливень листопада...
Как ты, наверное, богат,
что ничего тебе не надо.
Им было не суждено пройти остаток жизненного пути рядом. Александр Яковлевич имел большую семью, в шутку называемую друзьями «яшинским колхозом», и уйти от жены и семерых детей он бы попросту не решился… Эдуард Асадов посвятил двум влюбленным поэтам собственные трепетные строки:
Две книги рядом, полные тепла,
Где в жилах строк — упругое биенье.
Две книги рядом, будто два крыла,
Земной любви живое продолженье.
Я жал вам руки дружески не раз,
Спеша куда-то в городском трезвоне,
И вашу боль, и бури ваших глаз,
Все ваше счастье, может, в первый раз,
Как самородок, взвесил на ладони.
И коль порой устану от худого,
От чьих-то сплетен или мелких слов,
Махну рукой и отвернусь сурово.
Но лишь о вас подумаю, как снова
Готов сражаться насмерть за любовь!
После смерти любимой женщины Александр Яшин сочинил свои главные лирические стихотворения, в которых слышится глубокая скорбь о несбывшемся и понимание, что в жизни нашей нет ничего важнее любви…
О, как мне будет трудно умирать,
На полном вдохе оборвать дыханье!
Не уходить жалею -
Покидать,
Боюсь не встреч возможных -
Расставанья.
Несжатым клином жизнь лежит у ног.
Мне никогда земля не будет пухом:
Ничьей любви до срока не сберег
И на страданья отзывался глухо.
Сбылось ли что?
Куда себя девать
От желчи сожалений и упреков?
О, как мне будет трудно умирать!
И никаких
нельзя
извлечь уроков…
Источник: Книжный мiр
Оценили 23 человека
59 кармы