Алексей Баталов: "Самое трудное в актерском деле — это играть чужую роль. Самое легкое — играть свою".

43 814

К 95-летию со дня рождения народного артиста СССР Алексея Баталова (1928-2017)  

Алексей Баталов в плохих фильмах никогда не снимался. Просматривая фильмографию народного артиста, можно заметить, что почти все его роли сыграны на основе «литературных» сценариев - Максим Горький (Павел Власов, «Мать»), Юрий Герман (Саша Румянцев, «Дело Румянцева» и Владимир Устименко, «Дорогой мой человек»), Виктор Розов (Борис Бороздин, «Летят журавли»), Михаил Булгаков (Сергей Павлович Голубков, «Бег», «Белая гвардия»). Думается, это не случайность – у актёра, который в юности исполнял песни Александра Вертинского перед Александром Вертинским, читал стихи Анны Ахматовой под её пристальным взглядом, смеялся шуткам Фаины Раневской и угощал чаем Бориса Пастернака, Осипа Мандельштама и Михаила Зощенко, имелась вечная внутренняя преграда против дурновкусия, пошлости и низкопробных текстов.

«Когда вместе с мамой я переехал в дом, где поселились писатели, вокруг нас появилось столько людей, связанных с событиями литературной жизни, с поэзией, что в моем ребячьем сознании она сразу заняла особое, даже несколько таинственное, вроде инопланетянское место. Конечно, тогда эти люди были для меня просто дяди и тети; и только много лет спустя я начал осознавать их настоящие места и вспоминать лица, совмещая хмурого дядьку, жившего на последнем этаже по нашей лестнице, с Мандельштамом, а доброго и тоже в очках — с Ильфом, веселого сказочника — со Светловым, папу Сережи — с Булгаковым, а хозяина замечательных игрушек — с Мате Залкой. И хотя я знал о Залке только то, что он живет на четвертом этаже и обладает заводным танком, все-таки и он и они все уже были, и какая-то особенная неповторимая атмосфера их жизни наполняла дом». (Из книги Алексея Баталова «Судьба и ремесло»)

В конце 50-х Иосиф Хейфиц предложил Алексею Баталову роль Гурова в чеховской «Даме с собачкой», но худсовет киностудии Ленфильм это решение не одобрил. Облик молодого актера прочно сливался с образами рабочих парней – Саши Румянцева и Алексея Журбина, сыгранных им чуть ранее, а тут Антон Павлович Чехов и его герой Дмитрий Гуров, типичный русский интеллигент, часто ассоциируемый читателями с самим автором рассказа. К тому же, по мнению почтенных режиссеров, Баталов оказался непозволительно молод для этой роли!

(На фото: Кадр из фильма «Дама с собачкой». Киностудия «Ленфильм», режиссер Иосиф Хейфиц)

Но выпускник школы-студии МХАТа не намерен был так просто сдаваться, отрастил бороду, начал сутулиться, надел для придания походке солидности ботинки на три размера больше и отправился на кинопробы. С бородой получилось хуже всего – на плёнке растительность выглядела искусственной и к тому же противоестественно черной.

«Теперь все это кажется несколько наивным, но тогда мне было вовсе не до смеха, да и сейчас я, пожалуй, поступил бы точно так же, потому что желание всеми сторонами склеиться, сблизиться с героем и сегодня представляется мне самым закономерным актерским стремлением». (Из книги Алексея Баталова «Судьба и ремесло»)

И помощь Иосифа Ефимовича Хейфица оказалась бесценной: режиссёр изучил множество писем, черновиков и воспоминаний Чехова и установил точный возраст Дмитрия Гурова – он оказался почти таким же, как и у Алексея Баталова.

Настойчивость обоих была вознаграждена: на роль актера, хоть и со скрипом, с указаниями на несоответствие образу, все же утвердили.

(На фото: Кадр из фильма «Дама с собачкой». Киностудия «Ленфильм», режиссер Иосиф Хейфиц)

Началась работа. Съемки проходили в Ялте, в частности, на набережной, по которой в свое время любил гулять Антон Павлович Чехов. Местные жители, среди которых находились и современники писателя, о съемках знали и окружали площадку плотным кольцом, давая деликатные советы о приметах давно ушедшего времени. Вскоре объявилась и всезнающая милая старушка-петербурженка, которая попеняла режиссеру на косолапую походку Гурова-Баталова – не может интеллигент ходить носками вовнутрь, это совершенно недопустимо! В своей книге «Судьба и ремесло» Алексей Владимирович сознавался, как трудно было постоянно следить за собственными ногами в течение долгого съемочного периода, «очень противно и по-своему сложно - хочешь не хочешь, возникает дополнительный объект внимания, сковывающий, мешающий главным заботам у камеры». Актёр оброс комплексами, с завистью наблюдая за работой более опытных коллег, у которых, как ему казалось, и руки и ноги приделаны к телу совершенно иначе, поэтому они могут себе позволить легко и непринужденно двигаться – вот настоящие интеллигенты из прошлого! А что бы ему тогда припомнить, как Александр Блок умеючи колол дрова на заднем дворе, Лев Толстой собственноручно таскал воду из проруби, а Михаил Зощенко, бросив университет, воевал на фронтах Первой мировой…

Но однажды на съемочной площадке появился очередной «консультант» - совсем древний старичок, бывший ялтинский лодочник, имевший в приснопамятные времена двух постоянных клиентов, которых он хорошо знал и помнил. Этими клиентами, любящими морские прогулки, были Антон Павлович Чехов и Максим Горький. Иосиф Хейфиц просто вцепился в почти глухого дедушку и начал засыпать его вопросами – правильно ли подобраны костюмы актеров, экипировка кучеров, управляющих повозками, лошадиные сбруи? Подозвал и Алексея Баталова – предъявил эксперту для оценки внешнего вида.

«— Во-во, точно, этот похож, и бороденка… — услышал я еще не дойдя до лавочки.

— Нет-нет, он у нас не играет Антона Павловича. Это просто отдыхающий в Ялте того времени. Он не Чехов, — объяснял старику Хейфиц.

— И точно, точно, все тогда надо не надо, а с палочками ходили, все. Чехов-то, он, правильно, больной был, худой тоже.

— Антон Павлович и старше был, так что это не важно. Он у нас не Чехов, не Чехов, просто это то время.

— Ну, верно, — заулыбался лодочник, все стараясь сказать приятное начальнику в темных очках. — Точно! Гляди, вон он и ногами-то загребает, косолапит, ну точно Чехов».

(На фото: Кадр из фильма «Дама с собачкой». Киностудия «Ленфильм», режиссер Иосиф Хейфиц)

Так сложная проблема с походкой Дмитрия Гурова разрешилась сама собой.

В своих воспоминаниях Алексей Баталов отмечает, что представление о литературном герое, созданное в воображении читателя, бывает гораздо сильнее реальных документов и свидетельств очевидцев о прообразе того или иного персонажа. Помнить о силе человеческого представления необходимо, хотя бы в силу того, что оно может быть и неверным, не соответствующим действительности. Для зрителя это впечатление возникает при первом появлении артиста, несущего на себе всю смысловую конструкцию образа. Но даже великий Козинцев после просмотра фильма «Дама с собачкой» сообщил худсовету о том, что не смог уловить того, что для него составляет этот рассказ «о жизни без Любви», что мешают лишние слова, а сам фильм похож на попурри из Чехова. И задача перед создателями фильма стояла почти непосильная: фильм – это, прежде всего, действие, а обманчиво легкий чеховский сюжет полностью соткан из полутонов и подтекста.

(На фото: Кадр из фильма «Дама с собачкой». Киностудия «Ленфильм», режиссер Иосиф Хейфиц)

Тем не менее, итальянский актёр Марчелло Мастроянни говорил, что счел бы за великую честь сыграть в таком фильме, а обладатель пяти «Оскаров» Федерико Феллини признавался, что пересматривал «Даму с собачкой» несколько раз. «Чрезвычайно редко встречаешь что-либо столь совершенное», - восторгался мэтр авторского кино Ингмар Бергман.

«Можно изучить живопись по иллюстрациям, можно знать архитектуру по чертежам, можно понять содержание романа по пересказу или запомнить мелодию с голоса пьяного соседа, но все это вряд ли принесет человеку хотя бы минуту той радости, того духовного подъема и трепета, которые он испытывает от непосредственного соприкосновения с творением высокого искусства, с произведением, вызывающим столь ясный, глубокий эмоциональный отклик, что оно становится частью нашей собственной души, предметом глубоко личных раздумий и переживаний». (Из книги Алексея Баталова «Судьба и ремесло»)

28 января 1960 года в прокат вышла экранизация рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой».

Драма о романе двух несвободных и не очень счастливых людей была снята к столетию со дня рождения писателя. Антон Чехов — самый экранизируемый русский писатель со времён немого кино, но режиссёр Иосиф Хейфиц стал первым, кто взялся за этот рассказ. На роль Гурова он сразу утвердил уже популярного Алексея Баталова, а вот имя актрисы, сыгравшей Анну Сергеевну, зрители услышали впервые. Выпускницу факультета журналистики Ию Саввину режиссёр нашёл в студенческом театре МГУ и понял, что она точно попадёт в роль. Дебютантка вызвала восторг не только у режиссёра, худсовета и зрителей, но и у членов жюри Каннского кинофестиваля, вручивших ей специальную премию.

"Дама с собачкой" (1960) - полный цветной фильм HD | цветная версия | отреставрированный

Источники: 1, 2


Трампам-пам-пам и все-все-все

Пока не прёт Теперь, когда результаты выборов известны, можно и прикинуть, что будет дальше. Мало кто об этом написал вчера, но кроме того, что Трамп выиграл президентские выборы, «кра...

Даю сутки диаспорам на самоликвидацию (с)

Губернатор Курганской области Вадим Шумков выставили требование диаспорам, дав сутки на самоликвидацию. Так, глава региона обратил внимание, что многие национальные диаспоры занимаются выгоражи...

Обсудить
  • У него все роли - свои... :boom: :boom: :boom: :thumbsup:
  • Баталов, конечно, человек. А дама с собачкой - дама с собачкой.
  • Отличный фильм и актёры замечательные! :star2: :sparkles: :star2:
  • :thumbsup: :boom: :boom: В своей книге «Судьба и ремесло»..... В каждой профессии есть мастера и ремесленники. Алексей Баталов, несомненно, почитаемый мастер своей профессии!
  • Этот фильм как хорошее вино, с годами становится только лучше, букет богаче, послевкусие дольше и различаешь в нём больше оттенков. Такого богатства сейчас не сыскать, впрочем как и таких Мастеров, Актёров. Завораживающий, просветляющий фильм. Про Хейфица - классик мирового кино.