История одного стихотворения. Михаил Матусовский "Говори со мной".

43 664

Когда-то Эльдар Рязанов заметил: «Когда задумаешься, оказывается, что большинство стихов для главных песен нашей жизни написал Михаил Матусовский. Его песни будут петь еще многие поколения. Они стали уже значимой частью нашей истории и символом России».

Действительно, это настоящая история. Даже из простых названий звучат мелодии известных всем поколениям песен: «Школьный вальс», «На безымянной высоте», «Что так сердце растревожено», «Целую ночь соловей нам насвистывал», «Старый клён», «Сиреневый туман», «Московские окна», «Это было недавно», «Летите, голуби, летите», «Подмосковные вечера», «С чего начинается Родина»…

В этом эпическом ряду как-то особняком скромно стоит замечательное лирическое стихотворение Михаила Матусовского «Говори со мной» – песня, написанная на эти стихи композитором Эдуардом Артемьевым, прозвучала в красивом фильме 1969 года «Каждый вечер в одиннадцать». 

Обычно сперва вспоминается фильм, а затем в голове начинают рефреном прокручиваться мелодии, сопровождающие развитие сюжета. Здесь ситуация с точностью до наоборот – напевают песню, затем припоминают старый фильм, и сегодня заставляющий нас грустить и надеяться.

…Однажды в кругу друзей, решивших поразвлечься, холостяк Станислав (Михаил Ножкин) набрал по телефону наугад случайный номер – если трубку возьмет женщина, по условиям задуманной шутки придется на ней жениться. И впрямь ответила женщина, с которой каждый вечер ровно в одиннадцать часов начинался невероятно важный для каждого из собеседников диалог: «Когда нам бывает плохо, когда от нас уходит мечта, вдруг раздается неожиданный звонок и появляется надежда. Только надо ждать и верить в это».

Любовь, сотканная из слов и воображения, растет и развивается под чарующую песню:

Говори до поздней ночи,
Говори со мной.
Как погаснут все фонари.
Говори о чем захочешь
В тишине ночной,
Говори со мной, говори...
В холода и зной,
В рассвет и тьму
Говори со мной,
Я все пойму.
Повтори сегодня этот путь вдвоем
В городке твоем до зари,
Подари мне эту песню,
Свет в твоем окне
Подари ты мне,
Подари.

И простор морской,
И лес в снегу,
Я подарок твой
Сберечь смогу.
Говори до поздней ночи,
Говори со мной.
Как погаснут все фонари.
Говори о чем захочешь
В тишине ночной,
Говори со мной, говори.

ВИО-66 - "Говори со мной" (песня из к-ф Каждый вечер в одиннадцать, 1969)

Вспоминает Михаил Ножкин: «Очень люблю эту картину. Фильм прошёл, рецензии были так себе, средние, на четвёрку. А зрительский вал — фантастический. Мешки писем. Его смотрели по пять-шесть раз. Мы коснулись очень важной темы: как найти свою половину, создать семью, подойти к понравившейся девушке. Именно человеческая история людей тронула. Чистота отношений. И вот результат — через полгода пришло грозное письмо из Министерства связи в Союз кинематографистов: «Вы понимаете, что у нас уже полгода все телефонные линии с десяти вечера до часа ночи забиты? Никто не может дозвониться». Ко мне столько раз люди подходили и говорили — мы благодаря вам и вашему фильму познакомились по телефону и очень дружно живём. Вы у нас как крёстный отец. Чистое влияние искусства». И поэзии.

Источник


«Факт подтвердился»: Кадровых военных США ликвидировали в Курской области

Присутствие американских военных на территории Курской области РФ было подтверждено. Оказалось, что именно штатовские генералы играли ключевую роль в организации нападения украинских на...

А ведь теперь русским больше некуда бежать от "братских народов".

Показательная дискуссия в Госдуме. Среди прочих озвучена мысль о том, на какие деньги и чьими руками ОПГ-диаспоры блокируют ужесточение миграционного законодательства. Там были и реплик...

Метафизика войны 4-2. Метафизика СВО. Повторяющиеся паттерны

Поскольку на протяжении столетий «украина» не имела собственной государственности, а её территории входили в состав различных государств, то и местные «элиты» (или «старш...

Обсудить
  • :heart: :exclamation:
  • :thumbsup: :thumbsup:
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • Песни эти давно стали классическими! Их до сих пор поют и со сцены, и за столом. А если за столом, то они переходят в разряд народных, даже если есть у них автор. Это самое высокое признание для творца! :sparkles: :sparkles: :sparkles: :thumbsup:
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :sparkles: :sparkles: