По дороге разочарований, или краткий обзор истории поисков счастья в России

1 132


Вот краткая история охоты за Синей птицей в нашей стране.

Когда, после смерти Сталина, ХХ съезда Партии и хрущёвской оттепели железная идеологическая хватка радикального большевизма несколько поослабла, у граждан страны Советов появилась возможность задуматься о счастье. Не о том, грандиозном и всемирном, предсказанном Марксом, борьбе за которое надлежало отдать все свои силы и саму жизнь, а о своём, маленьком человеческом счастье. Раньше представление о нём было более чем скромным: раз ты не в ГУЛАГе, то это и есть твоё счастье. Теперь же, когда стало возможным думать о чём-то ещё кроме мировой революции и окончательной победы пролетариата над капитализмом, понятие личного счастья стало обретать вполне осязаемые черты. Вначале, в 1950-е годы оно представлялось всё ещё весьма скромным: это была пусть маленькая, но своя комната в квартире с подселением или пусть даже в коммуналке. А уж отдельная квартира со всеми удобствами невдалеке от места работы казалась совсем уж заоблачным раем. Времена были тяжёлые, однако народ был вынослив, работоспособен и настойчив, и вскоре своя жилплощадь перестала быть эквивалентом счастья. Но и счастьем она не стала. Жить в маленькой квартире и ходить каждый день на работу – для счастья человеку этого маловато. И поскольку советский человек был приучен видеть счастье всегда впереди, в будущем, то воображение рисовало ему невероятные перспективы, которые он связывал с грядущими научными открытиями. 1960-е годы были временем молодых, полных энтузиазма учёных, временем небывалого расцвета в литературе жанра научной фантастики, временем ожидания новых революционных прорывов, которые должны были открыть советским людям путь к звёздам, сделать их могучими и едва ли не бессмертными, дать им такие технологии, которые должны были поднять качество их жизни на небывалые высоты. Однако время шло, после полёта Гагарина никаких существенных прорывов в науке больше не последовало, и надежды на науку (как, впрочем, и на победу коммунизма) стали ослабевать. Человек не может надеяться и ждать слишком долго – от долгого ожидания происходит эмоциональное выгорание и переключение на что-то другое, более близкое и осязаемое. И тогда, в 1970-е годы в широких массах возобладало еретическое для строителей коммунизма мнение, что счастье – в вещах! В обстановке всё нарастающего дефицита эталоном счастья стали финская сантехника, югославская мебель, японские магнитолы, европейские шмутки и отечественные «Жигули» (импортные авто были совершенно недоступны). Советские люди стали массово превращаться в мещан, а доступное высшее образование стало, по большей части не средством получения хорошей профессии, а средством поднятия своего социального статуса. Общество начало расслаиваться на «работяг» (людей, не имеющих связей и «блата») и на элитариев, (тех, кто таковые связи имел, а также тех, кто сделал карьеру по партийной линии). Эта новая элита, удовлетворившая свои базовые потребности в вещах и развившая аппетит к роскоши, в следующее десятилетие, т. е. в 1980-е годы, взрастила новую, параллельную официальной идеологии установку: счастье – на Западе! Помимо того, что с Запада шёл поток высококачественных товаров, классных фильмов, музыки, глянцевых модных журналов, продукции «для взрослых», вместе со всем этим оттуда веяли такие опьяняющие ветра свободы и надежды на такую беззаботную жизнь, какая может быть только в демократических странах без коммунистической идеологии с её запрещаловкой и уравниловкой. Теперь счастье неразрывно связывалось с демократией, рынком, плюрализмом и частной собственностью. В 1991 году коммунистический режим рухнул, и, вместе со свободой и демократией в страну и в массовое сознание бывших советских граждан ожидаемо пришло понимание того что рынок рынком, но счастье-то не собственно в нём, а в деньгах! А их, по причине экономического спада как раз и не хватало. Тогда, под звуки тюремного шансона началась повальная криминализация населения. Помимо банального воровства, грабежа и крышевания, опробовалось множество других способов привлечения денег – были и салонная магия, и заморские секты, и финансовые пирамиды, и сетевой маркетинг, но всё было не то. Бывало, крупные деньги внезапно приходили, но также быстро и уходили, оставляя одни проблемы, тюремные сроки и свежие могилы. Философия жизни девяностых – «хватай бабло и беги» в конечном итоге ничего, кроме разочарования после себя не оставила. И тогда в следующие, 2000-е годы в воздухе вдруг запахло ладаном. Как следствие вывода о том, что счастье – от Бога, началось всеобщее воцерковление, то бишь – каждой улице – по церкви, каждой квартире – по иконостасу, каждому гражданину по кресту на шею. Это не было духовным пробуждением, поскольку той чистоты веры и искренности, какие были в русских людях до октября 1917-го, уже не было (да и откуда бы они взялись после 74 лет «научного материализма»?), это была своего рода «торговля с небесами», вера в Бога в обмен на счастье (в том числе и материальное). И, так как инвестирование в веру быстрого результата не принесло, то, в соответствии с мудростью перстня Соломона, «и это прошло». Впрочем, не бесследно. Такая хитроватая религиозность вкупе с ностальгией по комсомольской юности и неприятием «рыночного» воровского потребительства слилась в характере среднего россиянина в удивительный православно-коммунистический симбиоз, который в наше время, после краткосрочного патриотического подъёма «русской весны» 2014-16 гг. оформился в, казалось бы, умершую идею: счастье – в социализме! Социализм, в силу развившегося неприятия всего западного, должен быть непременно советского типа, но без дефицита, очередей и принудиловки. Плохое забылось, хорошее придумалось. В мечтах российского обывателя грядущий социализм видится как восстановленный СССР образца 1970-х годов с бесплатным образованием, бесплатной медициной, бесплатными путёвками и санаториями, раздачей бесплатных квартир, копеечными коммунальными тарифами, дешёвыми продуктами питания и бурными темпами роста экономики. При этом никто из обывателей, понятное дело, не собирается, как только придёт «народная власть» весело схватить лопату, тачку и мчаться на стройки народного хозяйства. О грандиозных достижениях этого самого хозяйства они предпочтут читать передовицы в газете «Правда», не вылезая из своих квартирок. Учитывая то, что становление советской экономической мощи происходило во времена первых пятилеток и достигалось ценой титанических усилий людьми, привычными к лопате, которых ныне в России осталось очень мало, то в деле строительства нового социализма нынешним левым квартирно-офисным обитателям, видимо, придётся рассчитывать только на таджикских гастербайтеров, либо же на отбывающих трудовое перевоспитание «олигархов» которые не успеют сбежать. В любом случае при таком раскладе кому-то из руководства придётся готовиться к роли очередного «предателя», из-за которого у нас с построением социалистического рая снова ничего не получилось.

Но... а вдруг всё-таки получится?

Современные российские "премудрые пескари", уставшие от неопределённости бытия, жёсткой правды жизни и необходимости добывать хлеб свой в поте лица своего хотели бы окунуться в миленький мирок своего детства с красным галстуком на шее и немудрёным бытом, они согласны были бы жить в крохотной хрущёвке, получать крохотную зарплатку, отказались бы от всех своих прав и свобод, лишь бы быть уверенными в том, что так будет всегда, и не будет больше никаких кризисов, неравенства, олигархов, террористов, и не о чем будет больше беспокоиться, потому что беспокоиться за них будет могучее государство с несокрушимой партией и мудрым вождём во главе. Кажется - вот оно, счастье. Однако, то, что произойдёт дальше, предугадать совсем не трудно. Очень скоро выяснится, что такая жизнь - никакое не счастье, а тоска зелёная, скука и безнадёга, хоть вешайся. И когда захочется глотнуть свободы, съездить куда-нибудь в Европу, в Турцию или в Таиланд, и вдруг окажется, что мышеловка уже захлопнулась, и мы - во враждебном капиталистическом окружении, и когда окажется, что автомобиль - это всё-таки роскошь, и когда в дверь постучит некто, наделённый полномочиями и потребует выполнить свой гражданский долг, поскольку "историческая необходимость" и "Родина в опасности" и картошку с полей убирать некому, и когда первые робкие голоса осмелятся возроптать, что "при Путине было лучше", то, скорее всего, тогда обывателю предстоит на своей шкуре ощутить, что такое рабоче-крестьянская Советская власть образца первой половины 20 века. Террор неизбежен, иначе социализма не построить и народную власть не удержать. Но кто сейчас в такое поверит?

Так неужели же и вправду, как гласит известная наколка на груди «нет в жизни счастья»? И если мы опробовали все возможные пути к счастью и установили, что они к нему не ведут, то на что же нам надеяться? Беда в том, что в своём стремлении к счастью большинство людей выбирают пути самые простые и короткие. А счастье, достигнутое этими путями, даже если и достигается, всегда оказывается простым и коротким. А потом следует расплата за те пути, которыми оно было достигнуто. Нет простых путей к счастью, ибо счастье – категория внутренняя, ни от каких внешних факторов не зависящая. Зато есть рецепт, как избежать несчастья. И самый первый его ингредиент – это чистая совесть. Не причиняй несчастий другим (даже если это «олигархи» и «капиталисты»), и избежишь несчастий сам. Закон кармы, ничего не попишешь! Второй ингредиент – честный труд. Неправда, что «от трудов праведных не наживёшь хором каменных», эту пословицу придумали в те времена, когда и у бояр-то каменные хоромы бывали нечасто. Капля камень точит, упорство и труд всё перетирают, и нужду, и бедность. Третий ингредиент – крепкая, дружная семья. Желательно, многодетная, чтобы все друг за дружку стояли горой. Тут каждый строит свой маленький мир как умеет, а если не умеет, то пусть учится строить отношения с близкими людьми. Ну и четвёртый ингредиент – не садитесь за руль выпивши. И вообще, постарайтесь совершать как можно меньше глупостей, и всё будет в порядке. Если же есть желание достичь постоянного, вневременного счастья, то… впрочем, дальше напрашивается буддийская проповедь, которая будет здесь не совсем в тему.

Автор: oragda

Дата оригинала: 1 января 2020 г.

Источник оригинала: https://oragda.livejournal.com/3452.html

Так чем мы принципиально отличаемся от них?
  • pretty
  • Вчера 06:10
  • В топе

КВАДРАТУРА  КРУГАТо, что Донни вдруг заявил, что в США будет всего два гендера – М и Ж – для нас плохая новость. Это удар по нашей информационной политике, которая и так, в отсутствие официальной...

Вот и "ответ" на Орешник?
  • pretty
  • Вчера 14:23
  • В топе

КВАДРАТУРА  КРУГАВ ситуации с российским сухогрузом очень четко читается британский почерк: они всегда были мастерами на такого рода проделки. Умеют выбирать время, место и способ воздействия.Суд...

Депутатский скандал: «народный избранник» заявил, что не хочет лететь с народом – и был снят с рейса

Безобразная выходка ещё одного «народного избранника» взбудоражила страну. Сахалинский депутат внезапно ощутил себя, видимо, наследником какой-нибудь баронессы и заявил, что ему не прис...

Обсудить
  • Автор этого материала не я, а некто под именем oragda. По-моему, это на редкость толковый, глубокий и содержательный материал на очень важную тему — что такое счастье. Сначала я хотел дать свой комментарий на это материал. Но он стал получаться слишком большим. Поэтому я решил, что это будет мой отклик в виде грядущей статьи.