Отклик на материал: «По дороге разочарований, или краткий обзор истории поисков счастья в России»

1 89

Источник: (https://cont.ws/@id465815902/2903311)

К сожалению, такая тема не изучалась в СССР ни в школах, ни в вузах. На уроках истории и обществоведения говорилось о классах, классовой борьбе, производительных силах, производственных отношениях, коллективизме, частной собственности как источнике зла, социализме и коммунизме как о светлом будущем человечества. Но вот об индивидуальном человеке и его счастье как-то умалчивалось. Но почему-то предполагалось, что строить социализм и коммунизм и жить при социализме и коммунизме — это и есть счастье. Причём, важным условием достижения счастья считалась ликвидация частной собственности.

Но вот в СССР частную собственность успешно ликвидировали и социализм построили. Но счастье почему-то не пришло. Об этом свидетельствует напр., статистика самоубийств. «К 1965 году СССР уже опередил Японию, США, Францию, а в 1970-х вошел в группу мировых лидеров среди развитых стран по смертности от самоубийств. Основная причина такого роста - быстрый рост потребления алкоголя (в основном - крепких спиртных напитков) в стране» (источник: https://su90.ru/suicide.html).

Между тем, в дореволюционной России уровень самоубийств был одним из самых

низких в Европе: около 4 на 100 тысяч населения в конце XIX века. Он был

весьма низок у сельского населения, которое составляло тогда более четырех

пятых населения империи. Но в городах, особенно в столицах, этот уровень

уже тогда был достаточно высок. Перед Первой мировой войной в Санкт-

Петербурге совершалось 29 самоубийств на 100 тысяч населения - не меньше,

чем во многих крупных европейских городах. Впоследствии, по мере

продвижения к социализму, вначале ординарному, а потом и развитому,

число людей, добровольно сводивших счеты с жизнью, становилось все

большим» (источник: https://www.hse.ru/data/467/848/1224/Bogoyavlensky%202002_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%83%D0%B1%D0%B8%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0.pdf).

Похоже, что в царской России люди чувствовали себя счастливее, чем в СССР, построенном якобы на единственно научном учении об обществе — марксизме-ленинизме.

Я думаю, что с этой проблемой невозможно разобраться, не разобравшись сначала с тем, что представляют из себя люди, чем они отличаются друг от друга, в смысле важных отличий для общества, к которым не относятся, напр., ни цвет кожи, ни разрез глаз, ни форма черепа.

Есть 2 точки зрения на природу человека. Первая из них гласит, что человек от природы хороший, а портят его обстоятельства. Поэтому для счастья человека нужно изменить обстоятельства его жизни. Вторая утверждает, что человек порочен от природы, и зло лежит внутри него. Поэтому нужно бороться в первую очередь с человеческими пороками или грехами. Первая принадлежит всяким социальным революционерам и марксистам в том числе. Вторая — это по-видимому точка зрения традиционных религий.

По всей видимости история попытки воплощения в жизнь первой точки зрения показала её несостоятельность. Возможно, что большую роль в этом провале сыграло отсутствие в ней борьбы с грехами. Более того, как известно марксизм очень враждебен по отношению к традиционным религиям, считает их опиумом народа, и в СССР велась борьбы с церковью и священнослужителями. Причём многие церкви разрушались или просто закрывались, а священники убивались, ссылались, преследовались. Таким образом, получается что в СССР не только отсутствовала борьба с грехами, но и была борьба с той силой, которая боролась с ними.

Я считаю вполне вероятным, что в царской России люди чувствовали себя более счастливыми именно благодаря церкви и её борьбе с грехами. Ведь человек легко становится рабом греха или грехов. Вот главные грехи: гордыня, жадность, гнев, зависть, похоть (или блуд), чревоугодие и уныние. Конечно полное освобождение человека от грехов невозможно в этом мире, но важно хотя бы осознавать их наличие и избавиться от них, насколько это возможно.

Я думаю, что рецепты избежания несчастья, данные автором, хороши. Но «чистая совесть», напр., понятие несколько растяжимое. Подозреваю, что и Ленин, и Сталин, давая приказы на расстрелы неугодных им людей, считали, что у них чистая совесть. Та же ситуация и с «честным трудом». Преподаватель научного атеизма, напр., наверняка воображал, что занимается честным трудом. А я вот полагаю, что это был вовсе не честный труд, а обман или мошенничество. По-видимому, суждения людей о чистой совести и честном труде зависят от их системы ценностей.

Поэтому тема конечно нуждается в дальнейшем развитии. И в этой теме освобождение людей от грехов по-видимому должно занять важное место.

Напоследок, возможно, стоит указать на то, что проблеме счастья уделялось внимание многими зарубежными мыслителями.

Вот например, высказывание на эту тему Эриха Фромма (1900-1980):

- Счастье — это показатель того, что человек нашёл ответ на проблему человеческого существования: это продуктивная реализация своих потенциальных возможностей и, таким образом, одновременно — это единство с миром и сохранение целостности самого себя (Источник: Erich Fromm Man for Himself An Inquiry into Psychology of Ethics, New York 1990, p.189).

Мне лично нравится это определение, ибо оно делает понятным, почему в СССР многие люди не чувствовали себя счастливыми. У них были потенциальные возможности или задатки, но они не могли их продуктивно реализовать в единстве с миром и при сохранении самих себя.

Почему реализация потенциальных возможностей / задатков должна быть продуктивной? Да потому, что возможна и непродуктивная их реализация. Пример — направление их на воровство, мошенничество, обман, жадность, зависть, обжорство, разврат, захват власти и т. д. То есть, по сути Эрих Фромм возвращается к библейскому пониманию человека, которое следует признать реалистичным, в отличие от атеистического понимания, которое грешит идеализацией человека.

Высказывание Фромма о единстве человека с миром и сохранении самого себя тоже вполне вписывается в библейскую картину мира. Это как раз всякие безбожные учения требуют поклоняться множеству идолов и отказа от самого себя.

Евангелие от Дарвина

Знаете, за что присуждается премия Дарвина? Многие думают, что за самую нелепую смерть, но это не точно. Премия Дарвина выдаётся тем, кто не смог продолжить свой род. Нелепая смерть – это ч...

Назван способ избавить Россию от нелегалов: платным станет всё
  • Beria
  • Вчера 19:55
  • В топе

В СПЧ предложили лишить мигрантов бесплатной медицины, а их детей – бюджетных мест в школах и детсадах Портрет идеального мигранта нарисовал глава СПЧ Валерий Фадеев. Национальность &ndas...

Дай!

Косплеер недоделанный Я фиксирую это просто для истории. Как в своё время фиксировали весь бред Гитлера относительно армии Венка и «Штайнер придёт, порядок наведёт», так и я фиксиру...

Обсудить
  • ///Но вот об индивидуальном человеке и его счастье как-то умалчивалось./// Может, потому, что это - вопрос психологии, а не истории и обществоведения? ///построенном якобы на единственно научном учении об обществе — марксизме-ленинизме./// Марксизм-ленинизм - такая же религия, как и все другие. ///Первая из них гласит ... Вторая утверждает/// Обе ошибаются, потому что оперируют относительными понятиями так, как будто они - абсолютные. ///как известно марксизм очень враждебен по отношению к традиционным религиям, считает их опиумом народа/// Верно. Он считает их прямыми конкурентами. Все религии так относятся друг к другу. ///Я считаю вполне вероятным, что в царской России люди чувствовали себя более счастливыми именно благодаря церкви и её борьбе с грехами/// Возможно, кто-то из особо верующих и был счастлив поэтому, но большая часть людей если была счастлива, то по другим причинам. ///Вот главные грехи: гордыня, жадность, гнев, зависть, похоть (или блуд), чревоугодие и уныние./// Все действия любого нормального человека направлены на передачу своих генов в следующие поколения. А для этого нужно выжить самому, вырастить своё потомство и помочь в выращивании потомков своего потомства. А для этого, в свою очередь, нужны ресурсы. Именно этим все "грехи" и объясняются. ///Подозреваю, что и Ленин, и Сталин, давая приказы на расстрелы неугодных им людей, считали, что у них чистая совесть./// Они прекрасно сознавали, что творят. Просто их это устраивало. ///Преподаватель научного атеизма, напр., наверняка воображал, что занимается честным трудом./// Священник в церкви тоже, видимо, считает, что занимается честным трудом, честно живя за счёт прихожан. :blush: ///А я вот полагаю, что это был вовсе не честный труд, а обман или мошенничество./// Это - про священника в церкви? Да, согласен. :blush: ///в отличие от атеистического понимания, которое грешит идеализацией человека./// Атеистическое представление не грешит идеализацией человека. Оно принимает человека таким, каков он есть. ///Это как раз всякие безбожные учения требуют поклоняться множеству идолов и отказа от самого себя./// "Безбожные учения" не требуют ничему и никому поклоняться. Этого, в том числе и отказа от самого себя, требуют как раз все религии.