Какой контент поощряют алгоритмы социальных сетей

1 182

Современные соцсети ориентируют авторов не на высокое качество публикаций с точки зрения смыслов, а на их увлекательность по внешней форме и высокую частоту по скорости создания.

Следствием этого становится то, что информационное пространство всё активнее наполняется огромными потоками хаотичного, эмоционального, шокирующего и визуально яркого контента, который при этом поверхностный, примитивный и иногда даже откровенно вредный по содержанию.

Описанному процессу на уровне алгоритмов платформ способствуют три основных фактора:

• поощрение охватами за высокую частоту публикаций

• система оценок через «лайки и смайлики»

• стимулирование использования клиповых форматов контента

Рассмотрим каждый из них детальнее.

1. Поощрение охватами за высокую частоту публикаций

Авторы блогов на Ютубе, ВКонтакте или в Инстаграме* хорошо знают, что, пока ты регулярно (лучше ежедневно) публикуешь материалы, они будут набирать достаточно высокие показатели охватов. Это значит, что алгоритмы платформы будут показывать их значительному проценту твоих подписчиков и смежной аудитории.

Но стоит выпасть из этой «гонки» на несколько дней или недель, как охваты резко упадут. То есть системы настроены так, чтобы поощрять высокую частоту публикации контента. Исключения из этой статистики бывают, но они не меняют общую картину.

Такая настройка алгоритмов ведёт к тому, что автор сталкивается с выбором: либо превращать своё писательское творчество в конвейер, аналогичный шоубизнесу, и тогда можно рассчитывать на развитие канала и рост аудитории, либо заниматься творчеством в естественном формате, но тогда даже уже подписавшиеся на тебя читатели с высокой вероятностью не увидят твою новую запись.

При таком подходе снижается мотивация создавать серьёзные и подробные материалы, ведь они требуют гораздо больше времени на подготовку.

2. Система оценок через «лайки и смайлики»

Система реакций через «лайки и смайлики», реализованная на платформах по типу ВКонтакте, Одноклассники, ТикТок и Фейсбук*, показывает эмоциональный эффект записи на зрителя или читателя. Чем больше эмоций вызывает пост – тем он лучше продвигается. Однако созданная система никак не связана с оценкой качества смыслов и содержания опубликованной информации, что было бы гораздо разумнее – ведь смыслы важнее, чем эмоции.

Более того, сегодня разработчики названных платформ дошли до абсурда, при котором неважно, какую эмоцию у пользователя вызывает запись. В частности, смайлики злости или слёз не уменьшают, а увеличивают общее количество лайков под постом и в результате способствуют росту его охватов. При этом возможности негативно оценить публикацию, например, потому что она манипулятивная или вредная по содержанию, у пользователей в принципе нет.

В аналогичном направлении развиваются и такие платформы, как Ютуб, Рутуб и Дзен, где с недавних пор пользователей лишили возможности поставить «дизлайк». Соответствующие счётчики были просто скрыты со страниц записей.

Такая система оценки контента мотивирует авторов создавать провокационные, агрессивные, эмоциональные и развлекательные публикации (чтобы стимулировать как можно больше любых реакций), вместо того, чтобы думать о пользе, размеренности, целостности того, чем они делятся с читателями.

Для исправления ситуации системы реакций смайликами должны быть заменены или, как минимум, дополнены критериями оценки полезности контента, с обязательной возможностью поставить отрицательную оценку. В ином случае современные платформы и дальше будут оставаться идеальной средой для манипулирования массовой аудиторией, которую такие алгоритмы приучают руководствоваться не смыслами и разумом, а эмоциями.

Пример альтернативной системы оценки контента можно увидеть здесь: https://dzen.ru/a/ZfqE_TY3E2MO...

3. Стимулирование использования клиповых форматов контента

Использование клиповых форматов контента, которых современные соцсети наплодили уже около десятка (клипы, шортсы, сторисы, кубы, рилзы, твиты и так далее), способствует дальнейшему уходу от смыслов в плоскость развлечения и случайного медиапотребления, хаотизирующего психику пользователей.

За 15-30 секунд видеоролика невозможно раскрыть глубокую тему и донести что-то целостное, но можно развлечь, зацепить внимание и поэпатировать, чем и занимаются большинство современных блогеров.

Вместо того, чтобы создавать отдельные разделы для целостного и системного контента, например лекций, аналитики, тематических подборок, курсов, и тем самым поощрять использование таких форматов, соцсети идут по пути сокращения длительности записей и их примитивизации. Разделы с клипами выносятся на самое видное место сайтов и приложений.

При этом, если ваше часовое видео или объёмная статья-исследование вынуждены конкурировать за охваты в одних и тех же новостных лентах с короткими видеороликами и постами, состоящими из одной картинки или строчки, то очевидно, что они проиграют в этой конкуренции. Просто потому, что, пока вы создадите один часовой ролик, другой автор наплодит два десятка шортсов или сторисов, среди которых и затеряется ваша лекция.

Именно такая конкуренция сегодня, к сожалению, всё активнее навязывается крупнейшими платформами по типу ВКонтакте.

Прочитайте недавнюю новость по ссылке о том, как данная соцсеть начинает внедрять клипы в обычные ленты пользователей, и загляните в комментарии к записи, чтобы узнать, что сами пользователи думают по этому поводу: https://vk.com/authors?w=wall-...

По мере дальнейшего навязывания клиповых форматов, создавать целостный контент становится всё менее выгодно с точки зрения набора просмотров, охватов и роста аудитории. Идёт процесс примитивизации авторского творчества, а вслед за ним нарастает интеллектуальная деградация аудитории.

Следствием такой политики становится наполнение крупных платформ хаотичным «информационным фастфудом», под влиянием которого у пользователей формируется клиповое мышление. Клиповое мышление характеризуется неспособностью создавать длинные цепочки причинно-следственных связей, оно способствует развитию инфантильности и безответственности.

Человек с клиповым мышлением, к тому же привыкший воспринимать контент на уровне эмоций, гораздо сильнее подвержен манипуляциям.

Особую опасность клиповый контент представляет для детей, мыслительные способности которых пока только формируются. Платформы по типу ТикТока или его российского аналога Yappy должны быть недоступны детям, да и целесообразность их использования взрослой аудиторией тоже под большим вопросом.

Важно отметить, что все перечисленные тенденции запрограммированы на уровне алгоритмов интернет-платформ, а миллионы пользователей вынуждены действовать по тем правилам, которые установлены для них владельцами и разработчиками сервисов.

Не меняя алгоритмы крупных социальных сетей или не создавая конструктивные альтернативы, невозможно остановить процесс хаотизации информационного пространства и примитивизации мышления массовой аудитории.

ВКонтакте https://vk.com/dumaite_ru

Мы в ВКонтакте https://vk.com/dumaite_ru

Мы в Ютубе https://www.youtube.com/@dumai...

Мы на Бусти https://boosty.to/dumaite

Мы в Дзене: https://dzen.ru/dumaite

"Можно разбить "Южмаш" сверху, а внизу будет все работать": Первое боевое применение межконтинентальной убийцы ПРО

Русские ударили по Украине ракетой-носителем ядерного оружия. Под раздачу попало легендарное космическое предприятие. НАТО пока переваривает новость. Подробности читайте в материале "Но...

Реакция на пуск "Орешника"
  • pretty
  • Сегодня 07:00
  • В топе

Австрийский журналист Крис Вебер: Россия запускает неядерную межконтинентальную баллистическую ракету в качестве предупреждения о недопустимости дальнейшей эскалации.Фракция поджигателей войны го...

Двести Хиросим

Новая вундерваффе прилетела в завод Южмаш. Это шесть раздельных блоков по шесть боеголовок в каждом - хотя, поговаривают, их может быть и 8х8, что зависит от конфигурации и задач. Пока ...

Обсудить
  • Описывая всё это проще, можно сказать - "Особи стоящие за соц.сетями, провоцируют испражнение, вместо создания контента.". Ничего не делается просто так и случайностям нет места в мире. За каждым набором "случайностей" стоит интерес определённых особей.