Цирк горит, паяц доигрывает. Кульминация главной роли Зеленского
На Западе комическому актёру Владимиру Зеленскому уже присудили титул "самого популярного политика Европы", попытавшись выдвинуть на Нобелевскую премию мира. Сериал "Слуга народа", принёсший комику не только экранную, но и политическую популярность на Украине, в президентской реальности обернулся многосерийным трагическим хаосом. Сегодня Зеленский хочет сыграть одновременно Сальвадора Альенде и Пиночета, Гамлета и Ричарда III. Но выходит лишь подлый "капустник" с кровавой подложкой. Однако в финале спектакля режиссёры уже заготовили для глупого героя красивую трагическую гибель всерьёз.
В новейшей истории Украины комик Зеленский смог устроить для этой исконно русской земли такое "представление", которого не смогли потянуть ни жадный куркуль Порошенко, ни даже откровенный маньяк – "кровавый пастор" Турчинов. Не смогли, потому что истинного артистизма не хватало, да и саму пьесу западные режиссёры ещё не прописали. А тут всё сошлось в нужной точке – и популярный артист налицо, и трагикомедия с открытым финалом. Амплуа – не беда, его можно переписать по ходу действия.
Примечательно, что олигарх Игорь Коломойский, мнивший себя кукловодом паяца Зели, выведенного в первом акте на политическую сцену, не рассчитал, что спектакль окажется отнюдь не в его руках, а актёр возомнит себя героем всерьёз. Именно так, по меткому определению актрисы Марии Шукшиной, Зеленский стал "аватаркой Вашингтона", которого быстро сломали власть, гордыня и деньги.
Состояние Зели ещё в феврале этого года оценивалось в миллиард двести миллионов долларов. А за март, по некоторым сведениям, возросло чуть ли не вдвое. Но зелёные бумажки, как предсказано классиками, в условный час обратятся в конфетные обёртки, а президентский лимузин – в тыкву.
Из клоунов в "слуги народа"
А начиналось всё смешно и даже мило. По крайней мере для большинства публики, которая ценит невзыскательный юмор и комедийный жанр в современном прочтении. Весёлые хохмы команд КВН "Запорожье – Кривой Рог – Транзит" и "95-й квартал", где Зеленский стал капитаном, послужили стартовой площадкой для остроумного еврейского мальчика из Кривого Рога. Юмор, правда, зачастую был "ниже пояса", но "пипл хавал", причмокивая, – и в Киеве, и в Москве. Вообще КВН для политического и бизнес-старта в начале нулевых оказался очень даже востребован, что ярко характеризует эпоху.
Безудержное веселье закончилась, как часто водится, слезами. Но это позже. А пока юный Вовчик Зеленский набирал обороты. Как шоумен, продюсер и киноактёр. Писал сценарии для корпоративных вечеров и концертов. И одновременно получал первые роли в кино: эпизодическая в "Казанова поневоле", главная – д’Артаньян в украинской стёбной версии "Трёх мушкетёров". А за этим ещё около пятнадцати проектов – ситкомы, ромкомы, сериалы. От харьковской "Милицейской академии" до "Слуги народа".
То есть от весёлого героя-любовника и ловкача – этакого украинского Фигаро – Зеленский дорос до президента Голобородько – "слуги народа". А между тем внедрился и в российскую киноиндустрию, сыграв главные роли в картинах "Ржевский против Наполеона", "8 первых свиданий", "Любовь в большом городе", ремейке "Служебного романа", спродюсировав комедийные сериалы "Папаши" и "Сваты". Некоторые из этих кино-бизнес-продуктов с треском провалились в прокате как, например, "Ржевский" или "Служебный роман. Наше время", другие, как "Сваты", что называется, "зашли". У игравших с Зеленским отечественных актёров складывалось о нём впечатление как о весёлом и лёгком партнёре, этаком остроумном пареньке. Правда, очень уж любящем деньги – готовым за них на любую роль.
Но вот этого паренька на волне успеха "Слуги народа" взяли, да и выдвинули в реальные президенты – в шутку, как сперва казалось многим. А потом взяли, да и избрали. Он ведь обещал закончить войну в Донбассе, перестать прессовать русский язык, договориться с Россией. Но за океаном, куда шоумен ездил на "смотрины", ему прописали другую роль, снабдив целой командой "тьюторов". Только вот не в меру наивные украинцы этого не знали, всё ожидая, когда с Банковой покажет себя "настоящий Голобородько".
Но жизнь – не кино. И псевдо-Голобородько начал с рвением исполнять роль, предписанную ему американскими кукловодами. А именно – не прекращая террор в Донбассе, славя Бандеру с Шухевичем, готовить большую войну с Россией. Точнее, конечно, не готовить, но играть роль "национального лидера" при настоящих распорядителях Украины, отдав американским и британским спецслужбам карт-бланш делать "что требуется". Немудрено, что из прежних приятелей-артистов в России, хорошо относящихся к нему, остались единицы. Столь же помрачённые, как и он сам.
Фарс с запашком серы
И здесь лёгкий жанр бурлеска с фарсом закончился, началось инферно. Человек с быстрым комбинаторным умом, Зеленский не мог не знать или хотя бы догадываться, что "варят" в американских биолабораториях и к какой тотальной зачистке готовят Донбасс. Наконец, как, используя украинское "пушечное мясо", англосаксы планируют нанести прямой удар по России. Более того, он в эту новую игру включился с актёрским упоением, заговорив вслух о возврате Незалежной ядерного статуса. И это уже было не "Остапа понесло" – паяц всерьёз вообразил себя мировым политическим деятелем, "равным Черчиллю", как говаривал старина Мюллер.
У профессиональных актёров есть специальные давно известные психометодики, дабы не "заиграться" – не начать переносить свои роли в обычную жизнь. С Зеленским, похоже, случилось психическое расстройство посложнее: он вошёл в чужие амплуа и начал пытаться в жизни играть не свойственные ему трагические роли – "спасителя нации", "крёстного отца", а то – благородного Сальвадора Альенде, окружённого фашистами.
Явно "просев" в начале СВО, он ныне со "спецподдержкой" иностранных фармакологов как бы обрёл второе дыхание, начал пыжиться явно сверх своих сил. Хромакеи за спиной и декорации европейских парламентов уже мало помогают – роль провалена. Последняя его импровизация с переодетым Медведчуком, взятым в заложники, – "вашего парня", которого предлагается обменять на "наших парней" – это что-то из американского вестерна. Только с жалким и подлым оттенком.
Художественный руководитель Ярославского театра драмы имени Ф. Волкова, заслуженный артист России Сергей Пускепалис признался "Первому русскому", что говорить о Зеленском ему по-человечески "противно":
Мне кажется, это был достаточно талантливый, характерный комедийный актёр. Но тут уже вряд ли уместно рассуждать о каких-то талантах. Речь идёт уже о старой дилемме – "гений и злодейство", которые, как мы помним по Пушкину, "две вещи несовместные". Пока Зеленский занимался своим делом и смешил людей, он был на своём месте. Но потом соблазнился ролью, которая ему никак не подходит. Да и не роль это вовсе. Парня использовали в своих целях, а он не смог отделить игру от жизни, главное от не главного. Поэтому, когда он как бы перенёс свой персонаж Голобородько в реальную жизнь, то начался ад. Я не берусь судить, какую из ролей он пытается сыграть сегодня. Он для меня ныне человек абсолютно отрицательный – инфернальный "Джокер". И этим всё сказано.
"Джокера" ждёт трагический финал
Повторим, все скидки на актёрство этого персонажа для нормальных людей давно закончились. Лицедейство, театральность густо залиты кровью жертв Бучи, Краматорска, Мариуполя. И это не клюквенный сок. То, что бывший комик санкционировал эту кровь и цинично перекладывает её на русскую армию, есть уже деяния настоящего, а не экранного злодея. Близко знающие Зеленского люди характеризуют его теперь не как былого "весёлого еврейского паренька", но как персонажа с чрезвычайно высоким самомнением, самовлюблённого, эгоистичного, капризного.
Да, возможно, его держат в искусственно созданном пространстве, докладывают откровенную туфту о "военных успехах" ВСУ, накачивают наркотиками. Но всё это не оправдывает его как человека, подписавшего контракт с дьяволом. Известно, как последний поступает со своими "контрактниками". И заигравшегося лицедея Зеленского, увы, ждёт неминучий личный трагический финал. Колосники уже подпилены, занавес снабжён динамитом, в суфлёрской будке сидит человек с ружьём. Жалости у зрителей представления к провалившемуся актёру, увы, не осталось.
Что с того?
Частная история актёра комического жанра Владимира Зеленского весьма печальна и поучительна для потомков. Безусловно, небезынтересна для будущих писателей и кинодраматургов. В своём роде приквелом к ней может служить фильм Иштвана Сабо "Мефисто" по роману Клауса Манна – история провинциального актёра из Гамбурга, пошедшего на сделку с нацистским режимом ради блистательной карьеры и славы. И если главного героя фильма Хендрика Хофгена в финале лишь символически ослепляют прожекторами, то его украинского последыша, скорее всего, просто и примитивно придавят какие-нибудь укоронацисты. Или "обнулят" британские спецагенты, переодетые в форму русских десантников. Они мастера на такие штуки.
Но, безусловно, жизнь и судьба отдельного Зеленского меркнет перед тем, что с его ведома или без ведома натворили (и ещё натворят) на земле Малороссии его адские кураторы. В схватке добра и зла, идущего на земле, актёрству нет места: маски сданы в реквизит, всё взаправду. А потому очень бы хотелось, чтобы кровавый комик дожил до грядущего Русского трибунала над укронацизмом и русофобией.
Агдрей Самохин.Царьград
Оценили 12 человек
27 кармы