https://dzen.ru/a/Z7CIk8wjMGpyu0PY
Автор: Сергей Марочкин

Всё чаще убеждаюсь, что актёрская профессия с каждым годом становится всё менее про искусство и всё больше про деньги. Уже на стадии поступления и обучения в театральных вузах ощущается, что это скорее бизнес, чем путь к искусству. Почему же так происходит? Зачем ежегодно выпускают столько артистов, если для большинства из них попросту нет работы? И единственный ответ, который напрашивается сам собой, — жадность. Обсудим эту проблему, которая меня давно волнует, и обменяемся мнениями.
Дорогие читатели, мне часто задают в комментариях вопрос: зачем нам столько актёров? Куда их девать? Давайте разберёмся.
Куда столько артистов?
Вы когда-нибудь задумывались, сколько профессиональных актёров ежегодно выпускают театральные и кинематографические вузы? Цифры шокируют. А ведь театры практически не растут, киноиндустрия переполнена, а в сериалах даже самых дешёвых — сумасшедшая конкуренция. Кастинг-директора получают тонны видеовизиток, а очереди на пробы растягиваются на три этажа.
Вопрос: неужели ректоры театральных вузов, Минкульт и Минобразования не осознают, что они ломают судьбы сотням людей, давая ложные надежды?
Недавно меня позвали на живой кастинг в полнометражное кино. Это редкость — сейчас большинство проб проходит онлайн. Я приехал на студию им. Горького и вспомнил свои студенческие годы, когда я почти ежедневно бегал по таким же кастингам. Тогда это казалось естественным. Но теперь я увидел трёхэтажную очередь из сотен людей.

Встречал знакомых, однокурсников, мы шутили, вспоминали институт. Но даже через четыре часа я так и не приблизился к заветному кабинету. Уехал. Друг остался. Простоял до часу ночи, вымотался, проголодался, но всё-таки попал на пробы. И, знаете, больше всего меня зацепили не сами очереди, а лица молодых актёров. В их глазах ещё светится надежда. Надежда, что вот-вот их заметит тот самый режиссёр и предложит роль мечты. Но реальность жестока: такие случаи единичны, а большинство так и продолжат биться головой о закрытые двери студий, подрабатывая аниматорами, таксистами и официантами.
Миллионы актёров и почти ноль рабочих мест
Открываешь сайты актёрских агентств — активных артистов в стране миллионы. Но зачем их столько? Почему вузы продолжают ежегодно штамповать тысячи выпускников? Причина проста: деньги.
Учёба в театральном вузе — дорогое удовольствие. В моей Щепке контрактники платят порядка полумиллиона в год. Есть и дороже. Если раньше на курсе было два-три платника, то теперь открываются целые коммерческие потоки. Вопрос: кому идут эти деньги? Кто наживается на мечте людей стать артистами?
Вот сухие цифры:
В одной только Москве пять крупнейших вузов (Щука, Щепка, ВГИК, ГИТИС, МХАТ), плюс множество театральных факультетов при обычных университетах. Есть филиал Ярославского театрального училища, сотни курсов, школ, дающих «профессиональные корочки». Только в Москве ежегодно выпускается 3-5 тысяч актёров. Если учесть Питер, Новосибирск, Нижний Новгород и другие города — число доходит до 7 тысяч в год. Но где для них работа?
Театры переполнены, труппы не обновляются, бюджетов на новые постановки всё меньше. Даже если театры всей страны примут на работу 500 человек в год — куда девать остальных? В итоге — годы кастингов, отсутствие ролей, разочарование, потерянная самооценка, депрессии.
Как было раньше?
Читаю интервью советских артистов — тогда курсы были по 15 человек. И не каждый год! Мастера выпускали курс, делали перерыв, чтобы не штамповать артистов пачками. А сейчас? На моём курсе было 27 человек — по нынешним меркам это мало. Сегодня вузы набирают по 50 человек на поток! Представьте: в одном только вузе в год выпускаются сотни актёров. И всем им нужно работать. Но где? Театры не в состоянии переварить столько выпускников. А худруки театров просто физически не могут просмотреть 7000 выпускников в год. Добавьте сюда сокращения, объединения театров, урезание бюджетов. Старожилы сцены не торопятся уступать место молодым, и их можно понять. В итоге — театр возьмёт 10-50 человек на всю страну. А остальным куда?
Как решить проблему?
Что делать? Закрывать театральные вузы? Сокращать набор? Возвращать советскую систему с перерывами между курсами? А может, повышать требования к поступлению?
Минкульт когда-то предлагал выпускникам, не устроившимся в театры, создавать студии и выделять им минимальные бюджеты на старте. Но инициатива так и осталась на бумаге. А ведь это дало бы шанс сотням талантливых людей.
Скоро безработные артисты будут исчисляться миллионами. Кто-то из них найдёт себя в другой сфере, кто-то сопьётся в ожидании «того самого» шанса. А вузы будут продолжать выпускать сотни новых выпускников — потому что деньги.
Оценил 21 человек
26 кармы