Итоги феминизма

36 6471

Нихт киндер, нихт кюхен, нихт кирхен

Виктор Мараховский

Полвека назад — в 1966 году — возникло движение Освобождения Женщин, давшее начало «второй волне феминизма». В англоязычной печати (спустя почти полвека после России) начал активно употребляться сам термин «освобождение женщин», а в следующем году движение оформилось организационно.

В общем, где-то примерно сейчас мир должен справлять полувековой юбилей женского освобождения. И может начать подведение кое-каких итогов.

…Что важно для понимания. Никакого феминизма как самостоятельного явления, конечно, нет. И никакого женского освобождения нет. Считать его отдельной исторической силой, меняющей мир, нелепо. Его также бессмысленно хвалить за достигнутые успехи и ругать за побочные эффекты.

Все «волны феминизма» (а их на сегодня насчитывают уже три) хронологически привязаны к куда более масштабным волнам человеческой истории. В конечном счёте, если упрощать — они привязаны к волнам технического прогресса и следующим за ними социальным потрясениям

Суфражистки девятнадцатого столетия возникли вслед за паровыми двигателями, распространением фабрик и массового книгопечатания, а вовсе не стали их причиной.

Феминизм 1960-х — пришёл вслед за автоматизацией производства и быта, а вовсе не породил станки с ЧПУ, стиральные машины и массовое пришествие пылесосов.

Феминизм последней, новой волны, феминизм 90-х и нулевых — явился вслед за массовой виртуализацией труда, с наступлением «постиндустриальной» эпохи.

Более того: феминизм правильно рассматривать вообще как частный случай тотального «освобождения человека от судьбы», которое длится последние полтора столетия. И к которому человечество, строго говоря, до сих пор не приспособилось.

В чём вся штука. По сути то, что сегодня принято обзывать «традиционным укладом жизни», представляло собой железный сплав необходимости с неизбежностью.

Большую часть человеческой истории неизбежными для подавляющего большинства землян были голод, холод, тяжёлый труд, болезни и внешнее принуждение. А проистекающими оттуда необходимостями — множественные социальные связи, семьи, дети и расписанные «гендерные» роли. Избежать всего этого в большинстве развитых культур можно было только буквальным «отказом от мира», то есть уходом в монашество (и неслучайно во всех развитых культурах такой уход допускался).

Этот сплав неизбежного и необходимого начал трескаться в XIX столетии, резко надломился в XX и превратился в собственную бледную тень в XXI (мы по-прежнему говорим о «передовых» странах. Чем дальше от передовитости — тем меньше эмансипации)

Соответственно менялись и лозунги освобождения — как человека вообще, так и женщин в частности.

Полтораста лет назад суфражистки требовали для женщин образования и избирательного права — но того же требовали для бесправных работников, к примеру, активисты демократического движения.

Пятьдесят лет назад феминистки требовали равной оплаты труда, свободы выбора профессий и защиты от насилия — но того же требовали «левые» по всему глобусу.

Лет двадцать тому назад феминистки начали требовать освобождения женщин от самого по себе понятия «гендера», то есть «социального пола», объявив его (вместе с гетеросексуальностью, «детностью» и прочими борщами) не врождённым, но социальным, навязанным институтом.

В этом, конечно, легко опознать величественное «Я никому ничего не должен», идеологию креативных и свободных, в своём бегстве за свободой неустанно перечисляющих, как много всякого должны им.

Поэтому, когда мы смотрим на наших современниц, специализирующихся на обличении злой бабьей доли под гнётом стереотипов, — мы не должны в них видеть что-то принципиально отличное от остальных граждан, требующих организовать им комфортный мир с ними в главной роли.

Лет двести тому назад одинаково не могли существовать ни раскрепощённая девушка за 30, пишущая обжигающие колонки в глянец и на то путешествующая и покупающая себе новые штанишки, ни раскрепощённый юноша за 30, пишущий бухпрограммы и на то путешествующий и покупающий себе новые штанишки

Оба они возникли потому, что перестали быть необходимы в качестве сельхозработника, домашнего повара, гужевой силы и «придатка к машине». Более того: все эти машины вместе стали работать столь слаженно и эффективно, что по всей планете начали возникать «карманы повышенного комфорта». Дивные места, где для ведения вполне аристократического (в традиционном понимании) образа жизни достаточно действительно писать коды сайтов и обжигающие колонки, а вовсе не вставать до зари и идти на утреннюю дойку/ топить печь/ работать на барском поле/ хозяйском заводе.

Необходимость в социальных связях не то чтобы отмерла — человек слишком древнее существо, чтобы полностью быстро меняться — но видоизменилась и съёжилась. Дети, мужья, жёны (а также цеха и профсоюзы) перестали быть как неизбежностью, так и практической необходимостью.

В этой свободе (ну или отчуждении) от судьбы мы с вами сейчас и живём.

Полученные в его процессе блага неисчислимы. Они доступны — в благополучных мегаполисах — практически каждому. Речь не только о безопасности и не только о бытовом комфорте. Наш передовой современник любого пола в состоянии вести бойкую, насыщенную сексом, хлебом, зрелищами, культурным ростом и штанишками жизнь без всяких отягощений. Можно иметь пять тысяч друзей, не видя их и не помогая никому из них. Можно бороться с режимом, подмахивая петиции на дурацком сайте ведущих в никуда петиций. Можно бороться с угнетением с помощью боевых хештегов. И так далее.

О чём пишется сегодня плачевно мало — так это о других последствиях, пока не столь осознанных, но уже вполне заметных.

Дело в том, что освобождение человека от мира работает в обе стороны. То есть «мир» — политика, экономика, сама история — тоже вынесли эмансипированного свободного современника за скобки. Управление передовыми государствами обходится без массовых политических партий. Производство — и экономика вообще — всё больше «расчеловечиваются», всё меньше нуждаясь в массовом участии граждан.

И «освобождение человека», чем дальше мы углубляемся в двадцать первый век, всё больше напоминает его экологичную утилизацию

И поэтому, в частности, освобождение женщин привело на сегодня к тому, что женское население всех передовых стран не справляется со своей базовой биологической функцией — воспроизводством населения.

Нет-нет, я помню, что никто никому ничего не должен. Не надо обрушивать на меня потоки обжигающей правды. Женщины ни в чём не виноваты. Просто есть дикая, заскорузлая биологическая реальность: для воспроизводства человечества необходимо, чтобы каждый человек произвёл человека. А поскольку это по-прежнему невозможно сделать без женщины — то это значит, что каждая женщина должна произвести двоих человек.

И в передовых странах — от Китая до США, от Канады до Японии — она сегодня этого не делает.

Не потому, что она зло, а просто потому, что она современный человек. Тот самый, освобождённый от неизбежности и необходимости. А поскольку деторождение перестало быть и тем и другим, но осталось мучительным и напряжным — как-то глупо удивляться тому, что даже в самых передовых обществах никаких пособий и соцгарантий не хватает, чтобы убедить граждан хотя бы воспроизводить численность населения. Просто потому, что они — они лично — могут себе позволить эту самую численность не воспроизводить. Не носиться полжизни с подгузниками, градусниками и домашними заданиями, а купить себе красивые новые штанишки, и экологичный электромобиль, и затеять новый крутой стартап по продаже я уж не знаю чего.

Правда, глупо удивляться и тому, что чем прогрессивнее общество — тем быстрее оно самоликвидируется

Самые технологичные и эмансипированные государства Земли сегодня являются также эпицентрами самого дикого демографического кризиса. Где-то, как в Германии, этот кризис решают путём замены населения на бойких представителей не столь прогрессивных культур. Где-то, как в Японии — усиливают накал автоматизации всего любого, стоически наблюдая резкое старение и падение числа японцев.

…Я это всё к чему.

Жизнь-то в основе своей вообще ни черта не изменилась. Она не стала вечной, и в ней не появилось никаких новых базовых «смыслов» по сравнению с предыдущими миллионами лет: воспроизводство и развитие.

И феминизм — как и любая другая идеология, оформляющая нынешний кризис невостребованности человеком самого себя, собственных базовых свойств — есть просто декорация. Которая не строит никакого нового общества, а просто информационно сопровождает распил и разрушение прежнего.

источник

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить
  • ну, это как к детям относиться.. Дети - это красиво, здорово и весело.. и это - бессмертие наше.
  • 90% феминисток - лесбиянки. "Я ничуть не жалею, о том, что в моей жизни мужчины не занимают практически никакого места. Мне это не нужно. Я жалею свою подругу, которая всё время в кого-то влюблена." Ну, что на это можно сказать?
  • Хорошая статья.Ваши бы слова да Богу в уши!
  • Феминистка - это женщина неудачница, или женщина лузер если так хотите...
  • Пока не было капитализма, не было и феминизма. Обычно люди не связывают феминизм с изменившимся общественным укладом, а на мой взгляд связь прямая. Устроили общество одиночек, каждый друг-другу конкурент, кто успел того того и собственность... Что еще хотели? Верните общество где люди друг другу родные, друг за друга отвечают, может и с феминизмом вопрос решится. Вопрс то практически классовый. Класс мужчин - это класс собственников с появленим частной собственности. Кто сильнее того и тапки, это естественно. Что тогда странного что феминизм идйт рядом с классовой и революционной борьбой. Короче долой либерализм и западный эксперемент , целиком. Если нечего делить, если близкие люди не конкуренты друг другу, то нет смысла и в феминизме.