Опорные столпы манипуляции.

1 1695

вместо эпиграфов:   

 Читатель - это то пространство, где запечатлеваются все до единой цитаты, из которых слагается письмо; текст обретает единство не в происхождении своем, а в предназначении, только предназначение это не личный адрес; читатель - это человек без истории, без биографии, без психологии, он всего лишь некто, сводящий воедино все те штрихи, что образуют письменный текст.   

Ролан Барт   


 Мастер-масон был спрошен: "Какова же ваша цель?". "Простите, - отвечал он, - но буквально достижение цели предусматривает занятие неким видом стрельбы... Наш труд каменщиков квалифицируется иными категориями." Проситель был огорошен, но вновь поинтересовался: "Так какую роль играет масонерия в общественной жизни?"
 - Вы находитесь в строительном цехе, не на театральных подмостках, и его работники крайне далеки от всякого лицемерия, не говоря уж о лицедействе!   
 
из архивов изд-вв Российской регулярной масонерии   


А теперь, мир вам.

 В качестве вольного продолжения первой из кратких статей. В последнее время по данному вопросу была самыми бездарными профанами выпущена великая кипа постов, статей и текстов, где то частные случаи выдавались за общие принципы, то брались с полки самые общие из признаваемых современной психологией правил работы с пациентами и подписывались как манипулятивные. В связи с таким положением вещей, с каждым годом становящимся все печальнее и печальнее, осветим тему с точки зрения, как многие утверждают профессионалов (носителей тысячелетнего "опиума для народов"), но, что мы сами предпочитаем в среде своих учащихся и требующих знания, людей, сознательно делающих себя столь внимательными к каждой мелочи, что поколебать эту позицию пока не явилось возможным никому, кто скрывал хотя бы малую неоднозначность в своих предложениях.

 (прим.ред. - я позволил себе труд практически с нуля переписать дальнейшее руководствуясь современной терминологией, равно как и сгруппировать публикуемые категории в три равных ветви, при этом главной работой считая сохранить то чувство удовольствия, которое при чтении исходных текстов получал от остроумия сочинителей каждый изучавший современную "фрейдистскую психологию", и, по понятным причинам, не удовольствовавшийся ею)

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного.

 Манипуляция - тип общественного взаимодействия, заключающийся в непрямом командовании, при котором приказ о желаемом изменении воззрений подвластного или совершении им действий не содержится в своем непосредственном виде в информации манипулирования, и однозначно из нее не извлекается.

 Контекстность (зависимость от окружающего мира) манипуляции - ключевое свойство информации манипулирования, определяющееся как проявление истинного (подразумеваемого) смысла в полной мере исключительно в сознании объекта подчинения, и определяющее зависимость формы манипулирования от взаимоотношения между манипулирующим и жертвой, и, кроме того, многочисленными видами обстоятельств, сопутствующими отдаче непрямого приказа.

 Социальная манипуляция - уровень манипулятивного взаимодействия, затрагивающий командование в социальной иерархии общественно-экономического, государственного и надгосударственного правления.

 Перейдём теперь к общим опорам под проведением приказов социального манипулирования, как я говорил уже, затрагивая отдельные области приложения их только в качестве примеров: 

[1-1]: Недозированность информации. В этом вопросе положение вещей достаточно явно - для успешного применения руководящей информации, особенно в самоорганизационных вопросах, её должно быть строго отмеренное количество касательно чёткого перечня аспектов работы, определенных на стадии вовлечения в вопрос. Недостаток знания делает повеление невозможным к точному осуществлению, но посмотрим теперь, что использует стратегия манипулирования. При данном же типе воздействующий просто топит сознание жертв в лишней, абсолютно бесполезной информации, и данный "фон" тоже является не просто наполнителем, но посредством, иногда в нем задается доминантный эмоциональный тон, которым надо воздействовать на жертву, иногда это сообщения, не несущие никакой практической значимости, но тезисы из которых представляют слоганы и вводные лингвистических команд. В сетевой и медиа- сферах поддерживается целый кругооборот данного фона, отдельная манипулятивная суб-сфера, и чего в неё добавлять, какие "обои подклеивать" (проф.сленг - прим.ред.) - манипуляторы определяют исходя из комплексов своих задач и возможностей, в этом со-коррелируют друг друга сложные алгоритмы, не будем в них углубляться, лучше вернемся к главному. Каков механизм реализации данной избыточности? Когда подвластная инстанция на запрос в руководстве, скажем, естественный для каждого человека запрос компетенции (для нас естественно и абсолютно правильно доверять пекарям выпечку, генералам тактику сражения, а стоматологам лечение кариеса), в интересующей нас сейчас сфере общественных взаимоотношений получает не недостаток информации, а сносящую самые возможности ея обработки лавину - для оперирования в объемах своевременного ориентирования абсолютно непригодную, первое, что диктует человеку рассудок, это отказ от рассудка, отказ оперировать всем невместным и неперевариваемым в одном сознании одновременно объемом, т.е. включение подсознательной "стратегии гибнущего в наводнении (хватайся за ближайшее понравившееся дерево и выплываем)". Именно таким наводнением современный избыток бесполезного инфошума и является - искуственным стихийным бедствием, отрезающим мышление от здравых путей, для перевода с обсуждаемого разумно на подразумеваемый инфрасознательно смысл. Тот самый настоящий смысл команды, который манипуляция и подразумевает.

Данный пункт является ключевым, и не поняв его, я отговариваю знакомиться с дальнейшими, но, усвоив написанное здесь, вы уже ознакомитесь с 40% манипулятивной стратегии, скажем честно, это лучшие показатели, чем на данный момент могут похвастаться большинство.

[1-2]: Репортажность. Тогда как "фон инфошума" представляется, в наиболее удачном выражении, обоями, склеенными из мелких частей развлекательного (и это ни в коем случае не значит "увеселительного", развлекаются в современной общественной публицистике по преимуществу трупами, перебранкой и поношениями) и просто отвлекающего характера, удачная манипулирующая команда также ничем не обязана отличаться от своего окружения ни обстоятельностью изложения, ни просто какой-либо длиной. И это, как вы понимаете, тоже не некий исключительно внешний признак, но важная конструкционная особенность. Чем меньше зацепок для неверного или искаженного толкования своего настоящего смысла дает манипуляция, тем выше вероятность ее срабатывания, ее качественное исполнение. И не только - зацепок не должно быть и для соприкосновения ее с цельными мировоззренческими системами.

[1-3]: Безвозвратность и неповторимость. Манипуляция, которая работает массированно - самая искусная, как пропаганда, которой можно облучать "из каждого экрана", и тем не менее она достигнет значительного количества умов. Но в то же время и по возможностям к выражению сложных посылов, и по форме, в которую такое командование может облекаться, как, надеюсь, мы уже показали, оно стеснено в весьма узкие рамки. Двумя основными ограничителями, по крайней мере в обществе, еще имеющем некоторую устойчивость к ея воздействию, служат, как молот и наковальня, или жернова мельницы, с одной стороны - рассудочный разбор, а с другой - мировоззренчески цельная и восходящая к оригинальному истоку традиция. Двумя предыдущими пунктами в главном была затронута способность манипуляции избегать осознания и противодействия через разум, но также мы пришли и к необходимости не пересекаться в конфликте с основными культурными установками и предрассудками подчиненного, и в этом у манипулирующего есть два противолежащих по виду, но единых по сути механизма. Один - взлом предустановки через обличение, и проскальзывание в зазор между истинным положением дел, и переменённой перспективой видения предмета, выбитой из накатанной колеи исконного восприятия. Второй, и более изощрённый - перетолкование пары в изначальной связи значений, для внедрения манипулятивного посыла через сам контекст предрассудков. Указанное есть основная причина, по которой манипулятивный дискурс так жёсток с представителями попыток ревизии во всех видах "гуманитарных" и особенно касающихся общественной диалектики наук, с другой стороны, всегда выстраиваясь видимым следом за их самыми резонансными публикациями. Это, что касается содержания. Каким образом оно влияет на манипуляционные формы? Из невозможности сколь-нибудь закрепиться не только в рассудке, но и в предрассудочной традиции естественно следует не просто репортажный, и чрезмерно укороченый вид изложения, но периодическое перескакивание "командных" участков между отделенными (и часто несовместимыми между собой) фонами "инфошума" так, как будто бы речь идет о неких "версиях" (естественно, отношения к научному определению версии данные подтасовки не имеют никакого), сам же процесс у профанов часто носит напыщенные наименования вроде "сдвига парадигм" (к парадигмам в частности, как и к метадигмальным процессам это также не имеет ни малейшего касания). На самом деле здесь применен принцип вовлечения для самых маленьких - чтобы игрушка была увлекательной, она должна появляться перед носом на недолгое время, быть выделяющейся, и так же быстро уходить из поля зрения, чтобы оставаться желанной.

 Для иллюстрации можете поинтересоваться работой по назначению и регулярному переназначению в общественном мнении "виновных" в б/м широкоизвестных исторических событиях последнего столетия, и обращение различных идеологических сторон мира пропаганды к их освещению. Тогда как явно, единая и непротиворечивая истина вовсе не является интересующей упоминаемые стороны инстанцией, под данным феноменом вовсе не кроется некое принципиальное "неправдолюбие", просто такие критерии как правдивость и лживость для манипуляционной оболочки не являются функциональными, кормить подопытных можно абсолютно любой степенью достоверности, но, тогда, в соответствующую каким же параметрам обертку заворачивают скрытые команды? Сейчас мы и посмотрим.

[2-1]: Аргументация через общность. Для социологических исследований "индивидуального человека" просто не существует, в социологически обоснованных методах воздействий применять некий индивидуализированный подход также было бы нонсенсом. Строго напротив, чувство стадной принадлежности никогда не покинет ни агнцев ни даже последних козлищ, и не стоит даже полагать, что возомнившие себя пастухами нашего времени стали бы печься об искоренении этого положения, дающего им столь весомые выгоды. Умение маскировать команды под обличие устремлений и кодов, естественных для определенной общности на самом деле не столь просто, как кажется извне, к тому же оно в современной ситуации тесно связано с правильным выбором целевого круга лиц, достаточно общего, чтобы в него вошли все желаемые, но не слишком обобщенного, чтобы вызвать отторжение попыткой сблизить слишком несходных или заведомо враждебных лиц. Тем не менее, базируясь на двух корнях крайне стойких подсознательных установок - что человечество, несмотря ни на что, переживет и победит течение всего хода истории, а также что рассуждающее лицо само не принадлежит к его заслуживающей худшую долю части*, а следовательно, что образ действий той общины, к которой человек себя относит глубоко верен в целом и/или полезен ему в частности - данного рода подмены всегда останутся самым главным ходом манипулятивного контекста, будь они взяты в классовом, расовом, этническом или культурном подтексте.

[2-2]: Аргументация через эксклюзивность. В сущности, этот подраздел даже и не стоило бы обосабливать от предыдущего, так как с точки зрения методов, "любители эксклюзивной информации" и "читатели спецрепортажей только для ресурса %подставить_имя_ресурса%" это тоже в определенном смысла группа, и с ними орудуют как с полновесной общностью. Но, тем не менее, присутствует некоторая специфика, особенно в современном мире, позволяющая говорить о работе с данным контингентом, как отдельным случаем. При данном труде, как мы понимаем, формальное приведение в пример общности в массе заменяется приведением в пример подчиненному себя самого, как достаточно особенного субъекта, чтобы получить предоставляемые данные (т.е. читай - исполнить подразумеваемый ими манипулятивный приказ). Подтекст, соответственно, изменяется на эксплуатирующий "синдром избранности", различные формы социальной атомизации и эгоцентризма. "Аргументацию через эксклюзивность" традиционно недооценивают, но тем не менее в умелых руках это эффективнейший инструмент, сязанный с самим нашим временем всеобщего недоверия, культуры обожествления потребительства, и сдерживания властными структурами тысячелетних форм традиционной кооперации.

[2-3]: Аргументация через безальтернативность. Нетребовательный к интеллекту, но требующий некоторой фантазии и риторической подготовки от манипулирующего метод создания манипуляционной обертки, также являющийся в своем непосредственном виде одной из наиболее её общих опор. Особенностью манипуляционной безальтернативности является отрицание не просто неких альтернатив (как понятно из названия) приятия подчиненным манипуляционного приказа, но отрицание самой возможности как таковой реального существования к/л альтернатив его проведению в жизнь. Появление манипуляционной безальтернативности в поле социальной идеологии легко отследить по нарастанию цензуры, ибо, реальное присутствие противоречащих доводов разъедает эту форму манипулирования, как горячий чай головку сахара, но в то же время, манипулирование методами, не содержащими данной особенности - терпит и даже может поощрять не только противоречия, но иногда даже вражду к фабуле своей видимой (кажимой) части. 

 Наилучшим же средством содействия отсечению от предположения вариативности в кажущемся однозначным вопросе служит "аргументация угрозой", одна из малых форм конструирования манипуляционной оболочки, отличающихся тем, что их, нижеуказанные, применяют наряду уже с тремя упомянутыми, в составе проведения одной командной фомулы, и в том числе, как дополняющие и друг друга.

[3-1]: Аргументация угрозой. Впервые описанная в классических трудах о логике как ошибка суждения "argumentum ad baculum", в манипуляции это образцовый "баг, ставший фичей".  В конце концов, кто когда-либо отказывался следовать тому, что приносит ему пряник и отдаляет от него кнут, если эта пара выбрана достаточно качественно, на должном уровне? Само бытие устроено так, что на человеческом существе лежит полное согласие с данной постановкой вопроса, ведь внутренне каждый человек полагает себя достойным наслаждения, и не заслуживающим быть битым*. Соответственно, как только стали появляться простейшие формы эксплуатации, этот дискурс вошел в их обиход как фактор, предоставляющий множество надежных и быстрых инструментов к давлению на мнения как прямого, так и непрямого типа. Манипуляция, конечно, как относящаяся к непрямым формам взаимодействий, берет более тонкие виды, "создание образа врага", "строительство эфемерных угроз", и т.п. себе для применения, но тем не менее, данный фактор по сию пору используется в чистом виде, и достаточно успешно.

[3-2]: Аргументация холичностью знания с невежеством (дефренизация). Несколько более изысканный способ, часто не понимаемый современниками полностью. Дефренизация, или обессмысливание повестки как таковой выражается в одновременном предоставлении как суммы тезисов для усвоения разумом, так и обязательства по принципиальному отказу ими полноценно этим же разумом оперировать. Метод широчайше используется при профанации образования лжепедагогами как вводная в социальную манипуляционную среду "инфошума", принятого на данное время в обществе, также находя свое место в непосредственном манипулировании.

[3-3]: Аргументация холичностью этики с безнравственностью (деморализация). Суть уже понимается из названия. По сути это предыдущий метод, "опрокинутый" на уровень плана моральных ориентиров. Тем не менее проясним специфику. Если предыдущую форму манипуляционной обертки можно сравнить с молотом, вышибающим мозги из жертвы, то здесь мы имеем дело с двуострой пикой, которая поражает того, кому вручена, как только он пожелает применить ея против кого-либо ещё. Деморализация обыкновенно в языке понимается лишь как подавленность моральных ориентиров, побуждающих к исполнению т/и нравственного долженствования, угнетение нрава (просторечно вообще трактуют как любую подавленность, особенно в последнее время), но на уровне идейных предпосылок к реальным действиям, поражению морали в субъекте, имеющем представление о ней, всегда предшествует поражение одного из образов внутреннего этического ориентирования в морали, введение "морального исключения" для по крайней мере одного из распознаваемых случаев, знаемого человеком. Что в определенный момент циклов внутренней диалектики приводит лицо, допустившее такое исключение самого в такое же, или отражающее указанное, состояние аморальности. Контроль за частотой и координатами подобных "моральных брешей" в общественном сознании и составляет хитрость данного метода.

 Последние два пункта, также, мы полагаем, достаточно хорошо комментируют общеизвестное положение о том, что людьми, слабыми в знании и морали весьма легко управлять без их ведома. Хотя это не значит, что если Вы высоконравственный интеллектуал, то являетесь не поддающимся манипуляции лицом. Скорее, это свидетельствует, что обращенная в Ваш адрес пропаганда основывается, например, на одном из 42-х известных нам сочетаний [2-2] c [3-1], например, контркультурно-политическом ("нагнетание образа мракобесного правительства"), историческом ("угроза новых темных веков"), и далее подобных тому...

 Засим остаются уж совсем мелкие и сверх-редкие формы манипуляции с узким спектром применения, как "аргументация холичности эстетизма с уродством", ит.д., а посему наш список можно считать в базисе своем закрытым, и предоставляющем достаточные сведения о видах замаскированного правления. Остается заметить, так как наш журнал вновь вошел в публикацию полновесных статей, стоит вновь оставить домашнее задание, и положенную с первого раза награду за исполнение. Сегодняшним запросом я попрошу найти все указанные столпы манипулирования прямо в данном тексте. Вот так, не более, не менее.





 И да вознаградит вас самыми лучшим Аллах, Господь Миров, и да ведет Путем Прямым, Путем Мухаммада, и его Чистого Рода, мир им всем, от праотца Адама, до ожидаемого, Каима.


#охота_Кохаку #зуль-Хиджа #побивание_шайтанов

благодарим @wpaulk за забавный цикл статей, подвинувших нас к необходимости редактирования и приведения в надлежащий вид представленной публикации

также, в связи с известной сложностью процесса, будем благодарны за конструктивную корректуру и контроль за качеством изложения от наших читателей

по записям студента Ислама Марвана

редактор Ильяс


Они ТАМ есть! Простые семьи, простых людей

Олега я знал лично. Обычный парень, не считая того, что работник спецслужб. Майдан не принял, но остался на работе, ничем не проявляя свое мнение. Как-то в разговоре уже после того, как...

Обсудить