Отношение исламских радикальных группировок к памятникам культуры. 2 часть.

3 444

Можно предположить, что постепенное ужесточение началось с развитием и усилением в исламской умме радикальной составляющей: салафизма как общего направления в реформистско-регрессивном течении ислама и ваххабизма как политически-религиозной составляющей. Данное направление ислама характеризуется возвращением к истокам, как они считают, истинного ислама существовавшего на заре возникновения религии. По их мнению ислам подвергся изменения практически сразу после смерти праведных халифов и необходимо вернуться к истокам очистившись от новшеств-бид'а. Таким образом салафиты обращаются ко временам политического и религиозного «Золотого века» исламского халифата.

Ваххабизм, названный по имени своего основателя и идеолога Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, возник в 17 веке как результат социально- политического и экономического напряжения в бедуинских племенах. Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб последователь сирийского проповедника Ибн Таймии придерживался основных идеи салафизма выраженных в изречении-с-саляф ас-салихун. Основополагающим принципом который связывается салафитов с ортодоксальными мусульманами является таухид. Салафиты в своей полемике с традиционными течениями ислама часто ссылаются на хадис Пророка:

«Лучшие люди в моей общине — это мое поколение, а затем следующие за ним, и затем следующие за ним. Затем появятся люди, которые будут свидетельствовать и не приводить свидетелей, будут совершать предательства, из-за чего им не будут доверять, будут давать обеты и не выполнять их. И они будут жирными» [7]Как видно из хадиса в нем прямо говориться о трех поколениях истинно правоверных.

Салафиты в свою очередь при реализации своей идеологии стали выражаться в резко негативном отношении к памятникам культуры и искусства. Радикализируя допустимые запреты в искусстве «макрух ат-танзих» до канонических и жестко запретных –харам они стремительно навязывают свою идеологию (ислам без мазхабов) и волю остальной исламской умме, в первую очередь среди суннитского направления ислама. В своих действиях салафиты и ваххабиты не останавливаются только на порицании, но и доходят до самых радикальных поступков. Статуи Будды в афганистанском Бамиане, были разрушены талибами именно под религиозными лозунгами о недопущении многобожия(ширк)[8].

Стоит обратить внимание, что салафитские радикалы разрушают памятники искусства и культуры, не только не исламские либо созданные мусульманами светской направленности. Не могут находиться в безопасности даже исламские религиозные памятники искусства. Или около религиозные, не имеющие культовой направленности, но важные с точки зрения духовной составляющей. На протяжении веков были уничтожены несколько мазаров(мавзолеев) исламских святых либо предшествующих Мухаммеду пророков, таких как Юнус он же пророк Иона. Зия́рат—паломничество к святым местам или могилам пророков, святых, шейхов или же посещение живых суфийских шейхов, имамов было объявлено салафитскими улемами запретным. Гробница шахида Увайса ибн Амира аль-Карани была также взорвана, как и мавзолеи Хасана ибн Абу Талиба, Зейн аль-Абидина, Мухаммада аль-Бакира и Джафара ас-Садика и даже могила матери пророка Амины ибн Вахб не смогла избежать уничтожения[9]. Все это произошло на территории современной Саудовской Аравии за последние 100-200 лет. В своей деятельности по разрушению мавзолеев они опираются на хадисы Пророка:

«Поистине, наихудшие из людей это те, которые застанут Судный Час живыми и это те, которые превращают могилы в мечети.»[10]

Современные последователи салафизма и ваххабизма на подвластных им территориях аналогичным образом поступали с памятниками архитектуры и искусства. В феврале 2015 года была взорвана центральная библиотека Мосула, в результате чего были уничтожены более восьми тысяч редких, древних книг из них устроили огромный костер. Кувалдами разбиты многие статуи из музея Мосула. Бульдозерами и взрывчаткой снесены руины нескольких древних городов. Катастрофически пострадали Нимруд, Хатра, Дар-Шаррукин. В самой Саудовской Аравии в 2002 году взорвали оттоманский форт Аджйад только для того, чтобы освободить место для строительства комплекса отелей[11]. Это лишь краткий список уничтоженных салафитами памятников культуры. При захвате новых территорий салафитские радикалы уничтожают любые памятники искусства такие как фрески даже если на них есть изображения Мухаммеда и где бы они при этом не находились.

При анализе причин такого отношения к памятникам культуры среди исламских радикалов необходимо выделять несколько факторов. Идеологическое обоснование, основанное на каноническом Коране и не имеющим двойное толкование:

"О, мой народ! Поклоняйтесь Аллаху! Ибо нет у вас другого божества, кроме Него" [12]

Достоверные (подтвержденные) хадисы Пророка при осмыслении которых возможны двойные трактовки. С хадисами связано несколько двусмысленная ситуация в самом исламе. С одной стороны, это всего лишь высказывания пророка Мухаммеда, а не Откровение Аллаха, то есть мудрость человека не Бога. С другой стороны, не относиться серьезно к словам Посланника Всевышнего невозможно. В связи с чем возможны самые разные толки его слов. Также салафитскими богословами уже достаточно давно по-иному трактуются даже суры Корана и выпускаются фетвы (решение муфтия) для остальных членов салафитского общества.

Выводы:

В заключении хотелось бы отметить, что, к сожалению, идеи салафизма благодаря активной пропаганде среди суннитов так называемыми умеренными салафитами, все больше укореняются среди исламской уммы. В группе риска суннитская молодежь как наиболее активная часть населения. Радикальные идеи отрицания любых новшеств, как они видятся салафитским улемам, и очищение ислама от лжи не могут не привлекать верующих. С другой стороны, салафитские проповедники позволяют себе трактовать суры Корана и хадисы пророка Мухаммеда и выпускать фетвы, влияющие на поступки верующих. Корректирую в нужную им сторону усиливая или ослабляя запреты и даже снимая ограничения там, где они были наложены Всевышним салафитские проповедники позволяют себе добавлять те самые новшества против которых сами борются. Следовательно, таким образом происходит манипуляция находящейся под влиянием салафитских идей исламской уммы. Таким образом памятники культуры, являясь материальным выражение духовного развития народа, должны либо соответствовать требованиям салафитских проповедников, либо быть уничтожены. 

Израиль не удержался от поставки вооружений в Восточную Европу, теперь эшелоны российских Су-35 устремятся в Иран
  • pretty
  • Вчера 07:46
  • В топе

Тель-Авив пошел на рискованный шаг против России и теперь в страхе ждет у своих границ появления Су-35. Иран подтвердил, что приобрел эти истребители у РФ, и нет повода усомниться, что Тегеран примени...

В Люберцах семь мигрантов отмудохали местного. А из полиции они ... просто "сбежали"
  • Hook
  • Вчера 15:55
  • В топе

Может кто-нибудь готов разъяснить, что означает эта фраза, но я ее реально не понимаю. Вернее, понимаю так, что в это просто поверить не могу. Вчера состоялся разговор Путина и Рахмона. По его ...

Мытьё посуды в Сене, крысы в Париже и как нам наказать Францию

1. Всё же мы сильно отстали от Европы. Река Сена в Париже настолько чистая, что уличные торговцы даже моют в ней посуду, прежде чем выкладывать на неё сосиски и прочую еду — необычайно вкусн...

Обсудить
  • Поправка. Ваххабиты разбитые мусульманами из за того что ваххабизм был скомпрометирован взяли себе самонаименование салафиты хотя не имели такого права. Литература у них ваххабитская без упоминания их изначального авторства. Салафитами могли именоваться лишь люди жившие при Пророке Мухаммеде. Читал по теме мусульманские ортодоксальные исторические работы.