Как осознать дух и смысл империи?
начало ищем тут.
«Хаос отражает… системы с непознанными закономерностями связей составляющих элементов»
А.Н. Аверьянов.
Современное мировое сообщество, основанное на уходящем тренде глобализации и доминировании «либеральной суперцивилизации», наследующей традиции англо-саксонского мира, меняется. Время противоборства прежних политических, экономических, социальных теорий постепенно уходит. Человечество подошло к точке бифуркации, после которой развитие цивилизации может пойти по новому пути. Однако несмотря на скорость изменений, которым подвергается человеческое общество, человек все так же не способен в полной мере усваивать информацию об окружающем его мире. Более того, давление информационного поля настолько сильно, что среднестатистический человек не успевает обработать в должной мере даже ту информацию, которая касается его персонально.
В итоге, поскольку точке бифуркации предшествует длительная зона турбулентности (которую также предстоит пройти после переломного момента), можно с определенной долей уверенности констатировать, что большинство людей не обратит внимание на радикальные изменения, ибо будет затруднительно их осознать в переизбыточном потоке информации. Нельзя игнорировать тот факт, что рациональное мышление человека объективно ограничено и по критерию объема информации, и по критерию темпов ее освоения. На наш взгляд, как зона социальной турбулентности, как и точка перелома будут этапами развития цивилизации, при которых значимость возникновения и реализации новых политических и экономических теорий вряд ли уменьшится, однако на первое место выходят проблемы философского характера, прежде всего осознание реального проявления дуальной оппозиции «рациональное – эмоциональное» в процессе мотивации социальной деятельности.
Для осознания контуров новых форм государственного устройства мало будет придумать оригинальную политическую или экономическую теорию. В первую очередь необходимо уловить соответствие её содержания желаниям народов, развитию «народного духа», актуальному эмоционально-чувственному уровню общественного («народного») сознания. Яркий пример необходимости такого соответствия – движение «антипрививочников», которое приобрело в период пандемии ковида поистине всемирный характер. Очевидно, что на рациональном уровне лишь незначительная их часть не понимает значения профилактических прививок, однако у большинства из них в этой ситуации чувства противоречат разуму и преобладают над ним в процессе мотивации деятельности индивида.
Но та же закономерность действует и на глобальном уровне, и скорее всего в силу того, что эмоционально-чувственный уровень восприятия с точки зрения объема и скорости переработки информации оказывается, с одной стороны, более эффективным, чем разум, с другой стороны, гораздо менее восприимчивым к рациональной аргументации, гораздо более «податливым» к внешнему эмоциональному воздействию, независимо от его социальной направленности. Для дальнейшего исследования мы предлагаем применить тот же принцип чувственного восприятия, как особого способа духовного освоения общественного устройства, чтобы попытаться понять удивительную природу политической души России как объекта чувственно-эмоционального, а не просто рационального порядка. Мы считаем ошибочным сухой и абстрактный взгляд на общность людей самых разных национальностей, которые осознают себя русскими. Этот прием позволяет глубже осознать отличие, навсегда изменившее цивилизационный подход России к своему географическому, политическому окружению. Чувственное, а не просто рациональное освоение социальных и политических идей и концепций, на наш взгляд, существенно повлияло и внутреннюю политику России.
При этом стоит отметить, что это чувство несло в себе светлое, доброе, эсхатологическое начало. Этот тезис подтверждается практикой исторического пути России. Если бы Россия в начале своего пути, когда начала осваивать безбрежные просторы, несла злые, эгоистические принципы, то едва ли бы смогла настолько распространиться вширь. На следующем, уже имперском, этапе своего развития, который, на наш взгляд, является естественным для России, метрополия никогда не старалась внедрять свои идеи и идеалы путем вооруженного насилия. Но если такие попытки и предпринимались, они, как правило, заканчивались провалом. Толерантность, формируемая многими веками истории, становится ведущим принципом русского имперского духа. Именно эту особенность расширения русской цивилизации и культуры через добрососедство, через открытое и толерантное постижение иной культуры без попытки ей как-либо уязвить или принизить и осознали русские философы: Н. А. Бердяев, Н. Я. Данилевский, И. А. Ильин. Симфонизм русской цивилизации, ее эстетические принципы навсегда отделили русскую империю от наиболее обширной территориально империи – Британской. Британская империя была основана на рационализме и прагматизме, Российская – на эмоциях, на чувстве, на традиционной нравственности. Нельзя с точностью указать, какие из этих принципов являются более верными (и еще остается вопрос: можно ли оценивать социальные принципы по критерию «верные/неверные»), можно лишь с уверенностью констатировать, что они действенны. При этом, несмотря на многочисленные сложности и проблемы, несмотря на все переименования и переустройства, которые испытала Россия, она продолжает связывать самые различные культуры и нации в единую семью народов.
Итак, можно предположить, что Россия несет в себе чувственное начало, но является ли она империей? И если да, то почему имперские принципы проявляются не столько в ее военной и политической организации, сколько в сложно уловимых эмоционально-чувственных категория категориях?
Оценили 8 человек
22 кармы