• РЕГИСТРАЦИЯ
inance
31 мая 11:49 1590 4 8.00

ЖЗЛ: Данте Алигьери — первый поэт Нового времени

Переходный период от Средневековья к Возрождению ознаменован, как особый исторический этап в формировании мировой литературы и новой культурной эпохи. Наиболее видной и значимой личностью, внесший огромный вклад в мировую литературу в целом и выразивший в своём творчестве все этапы перерождения литературы своего времени, сам же изменявший её, был Данте Алигьери, родившийся в мае 1265 года. Данте, последний поэт «Средневековья» и первый поэт «Нового времени» Так его называли впоследствии. Он один из основателей литературного итальянского языка, политический деятель, мыслитель, поэт, автор великих произведений «Новая жизнь», «Пир» и «Божественная комедия». О нём и его творчестве наша статья.

Говоря о жизни и творчестве Данте Алигьери, мало сказать, что он был поэтом. Область его деятельности была очень обширна и многогранна. Он интересовался не только литературой, но и политикой. Сегодня Данте Алигьери, биография которого наполнена интереснейшими событиями, называют богословом.

Он остался в исторической памяти человечества под именем Данте, хотя его полное имя звучит несколько иначе — Дуранте Алигьери. Причём, родовое, фамильное имя — Алигьери. Но судьба решила прославить его, назвав коротко и просто — Данте. Данте Алигьери (1265 — 1321) — поэт, философ, политик, теолог, историк, математик, логик, физик, астроном, химик, биолог, психолог — все эти грани органично едины в авторе «Божественной комедии». «Суровый Дант», как называл его А. С. Пушкин — величайший поэт итальянского Возрождения, по сути дела — первый его поэт.

НАЧАЛО ЖИЗНИ

Родился Данте во Флоренции в дворянской семье, которая принадлежала к партии гвельфов, одной из наиболее влиятельных флорентийских политических партий. Она выражала интересы городской буржуазии и ориентировалась на папу. Второй влиятельной партией была партия гибеллинов, которая защищала интересы феодалов и ориентировалась на императора. Поскольку Флоренция в то время была наиболее развитым и богатым городом раздробленной Италии, то именно здесь происходила ожесточённая борьба между буржуазией, которая постепенно набирала силу, и сторонниками родовой аристократии.

Данте с молодых лет участвовал в политической борьбе на стороне гвельфов, что повлияло на формирование его активной и деятельной натуры. В то же время, обучаясь юриспруденции в Болонском университете, увлекается поэзией. Особое влияние на него осуществляет школа «сладостного нового стиля», основателем которой был преподаватель литературы Болонского университета Гвидо Гвиницелли. Именно его Данте называл своим учителем и отцом. Лирика школы «сладостного нового стиля» сочетала в себе опыт провансальской рыцарской поэзии с её утончённым культом служения Даме и традиции сицилийской поэзии, насыщенной размышлениями и философскими разглядыванием красоты.

НАЧАЛО ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ранние произведения Данте (30 стихотворений, из которых 25 сонетов, 4 канцону и одна станца), объединённые прозаическим текстом, составили сборник под названием «Новая жизнь» (Vita nuova). Произведения этого сборника несут в себе все элементы «сладкого нового стиля» — философичность, риторичность, мистическую символику и изящество формы. Но вместе с тем, сборка становится и первым достижением новой ренессансной литературы — настоящим гимном жизни и любви. Уже само название её является символическим. Она может трактоваться как «новое», «обновлённое», «молодое» и может иметь несколько смысловых значений. Во-первых, смену одного периода жизни другим (реальный план). Во-вторых, обновление, связанное с культом дамы сердца и осмысленное в соответствии с нормами любовного этикета, характерного для провансальской культуры (план стилизации жизненных событий: «Новая жизнь» — автобиографическая повесть об историю любви Данте к Беатриче). И,в-третьих, духовное перерождение в религиозном понимании (высший, философский план).

Интересно отметить, что уже в дебютном произведении Данте обновление имеет ступенчатую систему — от земной действительности (первая встреча девятилетнего Данте с восьмилетней Беатриче в первой главе) через очищение к созерцанию рая в последних главах, где он, после смерти Беатриче, опираясь на символику цифры девять, доказывает, что она была «чудом, корень которого находится в странной троице». Эта смысловая многозначность, это безостановочное движение души от земного к небесному, божественному обозначат собой содержание и структуру уже в годы изгнания.

ЖИЗНЬ В ИЗГНАНИИ

Дело в том, что Данте не только любит поэзию, но и, будучи человеком цельного характера и сильных страстей, человеком с развитым гражданским сознанием, становится заметной политической фигурой. К власти во Флоренции приходят гвельфы, и в 1300 году Данте избирается одним из семи членов коллегии приоров, которая правила городской коммуной. Однако в условиях обострения общественной борьбы единство гвельфской партии продолжалась недолго, и она раскалывается на две враждующие группы — «белых», которые отстаивали независимость коммуны от папской курии, и «чёрных» — сторонников папы.

С помощью папской власти «чёрные» гвельфы разгромили «белых» и начали над ними расправу. Дом Данте разрушили, а самого его присудили к сожжению. Спасая жизнь, Данте в 1302 году покидает Флоренцию, до которой так и не сможет больше вернуться. Первые годы изгнания он живёт надеждой на поражение «чёрных», пытается установить связи с гибеллинами, но быстро разочаровавшись в них, провозглашает, что отныне он сам «собой творит партию». Оставаясь сторонником единой Италии, Данте возлагает надежды на германского императора Генриха VII, который вскоре умирает.

В изгнании поэт в полной мере познает, каким горьким бывает чужой хлеб и как тяжело подниматься по «чужой лестнице». Ему приходится жить у меценатов — единомышленников, разбирать их библиотеки, служить секретарём, на некоторое время (примерно 1308-1310 годы) он перебирается в Париж.

Флоренция предлагает Данте вернуться в родной город при условии выполнения унизительного образа покаяния, от чего Данте решительно отказывается. В 1315 году флорентийская сеньория опять приговаривает его к смертной казни, и Данте навсегда теряет надежду на возвращение во Флоренцию, но не прекращает своей общественно-политической деятельности за Италию без войн и без папской власти.

Не прекращает он и литературной деятельности. В его творчестве периода изгнания появляются новые черты, в частности, страстный дидактизм (от др.-греч. διδασκειν — поучать) — литература поучительного содержания, в которой художественная форма используется для выражения научных, этических, философских и прочих идей).

Данте выступает как философ и мыслитель, управляемый желанием учить людей, открывать им мир истины, способствовать своими произведениями нравственному улучшению мира. Поэзия его наполняется моральными сентенциями, сказочными знаниями, приёмами красноречия. В целом же превалируют публицистические мотивы и жанры.

До 1313 года, когда он вплотную приступает к созданию «Божественной комедии», Данте пишет морально-философский трактат «Пир» (1304-1307 годами) и два трактата на латыни «О народном языке» и «Монархия». «Пир», как и «Новая жизнь», объединяет прозаические тексты и стихи.

Пир в Средневековье

В «Пире» широко представлены философские, богословские, политические и нравственные проблемы того времени. Средневековый по сюжету и манере преподавания — да, философия здесь выступает в образе благородной донны,— произведение Данте несёт в себе выразительные черты ренессансных суток. Прежде всего, это возвеличивание человеческой личности.

По убеждению поэта, благородство человека зависит не от богатства или аристократического происхождения, а является выражением мудрости и духовного совершенства. Высшей формой совершенства души есть познание,

«в нём заключается наше наивысшее блаженство, все мы от природы стремимся к нему».

Последние десять лет своей жизни Данте отдал «Божественной комедии». Он жил сначала в Вероне, но в мае 1315 года Данте перебрался из Вероны в Равенне, правитель которой, Гвидо Новелло да Полента, уважал творчество Данте и понимал стихи. «Комедия» была завершена в Равенне.

Смерть пришла к Данте в ночь на 14 сентября 1321 года. До конца своих дней он так и остался «поэтом справедливости», как он себя называл. При встрече в раю Каччагвида ( прадед Данте — наше прим.), убеждая Данте не отступать от правды, как бы ни была она тягостна для современников и какими бы бедами она ему ни грозила, произнёс вещие слова:

Пусть речь твоя покажется дурна
На первый вкус и ляжет горьким гнётом, —
Усвоясь, жизнь оздоровит она.
Твой крик пройдёт, как ветер по высотам,
Клоня сильней большие дерева;
И это будет для тебя почётом…
(«Рай», XVII, 130—135).

А теперь более подробно остановимся на произведении «Божественная комедия», которая на века прославила поэта и которая до сих пор тревожит умы писателей, экспертов и исследователей творчества Данте.

ДАНТЕ И «БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ»

Доменико ди Микелино «Данте и Божественная комедия» (1465). Фрагмент фрески

Произведения Данте во многом автобиографичны. Из них мы узнаём автора как страстного, непримиримого борца за светлые идеалы, наделенного истинно человеческими, высокими чувствами. Он выражал стремление к добру, веру в могущество человеческой мысли. Человеческие чувства для него были выше всего. В его автобиографии «Новая жизнь» отразилась сила и глубина его чувств, стремление к единству и сплоченности людей. Высшим земным счастьем видится ему любовь к Беатриче — женщине, которую не раз воспевал он в своих стихотворениях.

Однако, вершиной творчества Данте по праву считается «Божественная комедия», изображающая странствия поэта по загробному миру. Поэма основана на многочисленных средневековых источниках, она построена в форме популярных в то время «видений» — поэтических рассказов о том, как человеку удалось познать тайны загробного мира. Вместе с тем произведение опирается и на античные источники, к которым писатель проявлял большой интерес.

В поэме ярче, чем в других произведениях, отразился противоречивый, ищущий характер автора. Его личная психологическая драма явилась пружиной всего действия, в центре которого стоял он сам — мыслящий, чуткий, живой человек, сильная индивидуальность.

В ней Данте собрал воедино весь опыт ума и сердца, художественно переосмыслил основные мотивы и идеи своих предыдущих произведений, чтобы сказать свое слово «на пользу мира, где добро гонимо». Цель поэмы, как отмечал сам поэт, «вырвать живущих в этой жизни из состояния рухляди и привести их к состоянию блаженства».

Данте назвал свое произведение «Комедией», объясняя, что так сказывается, согласно нормам средневековой поэтики, любое произведение среднего стиля с устрашающим началом и благополучным концом, написанное на народном языке. «Божественной комедией» дантевскую поэму назвал Джованни Боккаччо, автор «Декамєрона» и первый биограф Данте, в своей книге «Жизнь Данте», выражая свое восхищение художественным совершенством формы и богатством содержания произведения.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Поэма состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай».

Каждая часть (кантика) в свою очередь имеет 33 песни, к которым прилагается вступление, и поэма, таким образом, насчитывает 100 песен. Форма стиха поэмы также определяется числом 3. Данте здесь канонизирует форму терцина, взяв её за основу архитектоники «Божественной комедии». Такая структура, с одной стороны, повторяет христианскую модель политического мира, который делится на три сферы — Ад — Чистилище — Рай, а с другой — подчиняется мистической символике числа 3.

Композиционная же структура как нельзя лучше отвечает замыслу поэмы: через распространение в религиозной литературе средних веков видения — путешествие в загробном мире — изобразить путь человека к нравственному совершенствованию. Данте здесь опирается не только на религиозную литературу, но и на опыт Гомера, который отправил Одиссея в царство мёртвых, и на наиболее авторитетный для него пример Вергилия, у которого Эней также всходит в Тартар, чтобы увидеться со своим отцом.

В то же время Данте идёт значительно дальше своих предшественников. Важнейшей художественной особенностью его произведения является то, что путешественником по потустороннему миру становится сам поэт. Именно он «на полпути земного мира», заплутав в жизненных разногласиях, которые он сравнивает с мрачным, суровым и диким лесом, населённых свирепыми хищниками, ищет спасения. На помощь Данте приходит его любимый поэт Вергилий.

Иллюстрация к поэме «Ад». Автор — Гюстав Доре

Он становится проводником Данте и ведёт его за собой через Ад и Чистилище, чтобы далее передать его любимой Беатриче, в сопровождении которой Данте возносится в Рай.

Характерной чертой поэмы является чрезвычайная смысловая насыщенность. Почти каждый образ в ней имеет несколько значений. Прямой, непосредственный смысл, за которым кроется аллегорический, а тот, в свою очередь, может быть или чисто аллегорическим, или моральным, или аналогичным (духовным). Так, хищники, переходившие дорогу Данте в диком лесу, это обычные пантера, волчица и лев. В аллегорическом же смысле пантера означает сладострастие, а также и олигархию; лев — пренебрежение, насилие, а также тиранию; волчица — корыстолюбие, а также мирскую власть римской церкви. В то же время все они являются символами страха, смущения, растерянности перед какими-то враждебными силами.

В аллегорическом плане Данте является воплощением души, Вергилий — ума, Беатриче — высшей мудрости. Ад — это символ зла, Рай — любви, добра и добродетели, Чистилище — переход от одного состояния к другому, высшему, а само путешествие по загробному миру означает путь к спасению.

Сочетание в поэме сугубо средневековой картины мира с её устоявшимся представлениям о загробной жизни и искупления земных грехов с чрезвычайно откровенным, страстным и эмоционально окрашенным отношением поэта к нарисованных им образов и событий возносит её на уровень гениального новаторского произведения. Представляя собой грандиозный синтез средневековой культуры, «Божественная комедия» одновременно несёт в себе могучий дух новой культуры, нового типа мышления, что предвещает гуманистическую эпоху Ренессанса.

Лицо общественно активное, Данте не довольствуется абстрактным морализированием: он переносит в потусторонний мир своих современников и предшественников с их радостями и переживаниями, с их политическими предпочтениями, с их действиями и поступками, — и творит над ними строгий и неумолимый суд с позиции мудреца-гуманиста. Он выступает как всесторонне образованный человек, что позволяет ему быть политиком, богословом, моралистом, философом, историком, физиологом, психологом и астрономом. По словам лучшего российского переводчика поэмы Данте М.Л. Лозинского, «Божественная комедия» — это книга о Вселенной и в такой же степени книга о самом поэте, которая навсегда останется в веках как вечно живой образец гениального творения.

На протяжении многих веков ученые по-разному толковали смысл «Божественной комедии», представляя самого поэта то правоверным католиком, то вольнодумцем, то мистиком, то певцом жизненной правды. Однако поэма действительно стала настоящей энциклопедией средневекового мировоззрения.

А теперь рассмотрим более подробно некоторые аспекты символизма поэмы «Божественная комедия».

СИМВОЛИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ ДАНТЕ

Самое значительное произведение Данте, поэма «Божественная комедия» строго продумана и рассчитана, писатель даже называл себя в ней «великим геометром».

Как мы писали выше, в произведении — 3 части. В каждой из 3 частей — 33 песни. Итак, 33х3. В этой записи 3 повторило себя трижды. Конечно, это тоже знаменательно. К этим 99 песням Данте добавляет ещё одну — вступительную, и общее количество песен получается 100. А 100 — это квадрат, или, по-средневековому, квадриум числа 10, которое было символом совершенства, законченности. Таким образом, «Божественная комедия» Данте оказывается выстроенной и в троичной системе, символизирующей божественность, и в десятичной системе, символизирующей совершенство.

Поэма написана в специальном стихотворном размере, трехстрочными куплетами, которые называются терцинами. Этот размер введён писателем неслучайно: символика троичных измерений произведения просматривается и на этом уровне. Прочтём первую терцину:

Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.

Современнику Данте известно: земная жизнь человека — 70 лет. Значит, человеку, до половины прошедшему этот путь, 35 лет. Здесь особенно важна идея середины, центра, пика жизни, т. е. средоточия всей её сути. Что же случилось с Данте в это значительное время? Он заблудился в лесу. Надо внимательно вглядеться в каждое слово, чтобы оно открыло свой смысл.

Гюстав Доре. Лес самоубийц

Разберёмся прежде всего в том, какое значение имеет для писателя образ леса, в котором заблудился его герой. Для этого обдумаем эпитеты. Выберем эпитеты из трёх первых терцин. Лес прежде всего — «сумрачный». Вспомним, что сумерки — это и не кромешная тьма, но и не свет. Есть в состоянии сумерек некая неопределённость, это что-то среднее, незавершенное. Следующий эпитет — «дикий». Дикий — значит пустынный, глухой, мрачный. Дальше — «дремучий», это понятно —непроходимый. Новое определение — «грозящий». И оно не вызывает трудностей: грозящий — пугающий. А ещё дальше следует:

«Так горек он, что смерть едва ль не слаще»

Лес горек. Удивительный эпитет, но и здесь смысл совершенно понятен: этот лес страшнее смерти. Чем больше думаешь над этими словами, тем больше понимаешь, что писателю совсем не важно описать лес как таковой, гораздо важнее для него показать состояние души его героя, души смятенной, потерявшейся, заблудшей. Данте рассказывает, что он заблудился в лесу своих сомнений и грехов, и, конечно, мечтает выбраться, найти спасительный выход из этого ужаса.

Но и это ещё не все. Сам Данте говорил, что в его произведении несколько смысловых уровней. Первый он называл буквальным — на этом смысловом уровне всё, что происходит в его поэме, воспринимается как происходящее с одним человеком, самим Данте. Второй смысловой пласт писатель назвал политическим. Он предполагает более широкое семантическое поле: здесь речь идёт уже не об отдельном человеке, а о стране. Это Италия заблудилась в дремучем лесу своих политических страстей и мучительно жаждет спасения из этого тупика.

А далее (третий уровень) Данте намечал более значительный смысловой уровень — аллегорический. В этом смысле происходящее воспринималось ещё масштабнее — речь шла о человечестве.

Так дантовские образы открывали читателям бесконечные глубины: за человеком, потерявшимся в сомнениях, виделась страна, которую раздирали политические страсти, а в её судьбе постепенно отражалась судьба заблудшего в лесу пороков человечества, мучительно ищущего спасительный выход.

Данте задумал «Божественную Комедию» в состоянии страшного горя: он пережил смерть Беатриче, изгнание из родного города. Эти свои несчастья писатель воспринимает как знак мировой катастрофы. Не зря по степени трагизма его так часто сравнивают с Достоевским: так же, как это делал великий русский писатель, Данте умел по состоянию одной человеческой души судить о состоянии всего мира. Поэтому он и задумал произведение, которое рассказало бы людям об устройстве вселенной, о месте в ней человека, о причинах мирового несовершенства и о путях его преодоления. Поистине грандиозный замысел! А. С. Пушкин считал, что дантовская «Божественная комедия» была произведением, гениальным уже в замысле. Поэтому так значителен образ леса в начале поэмы. Поэтому с самого начала так очевидна в ней идея спасительного пути, порыва к свету, к идеалу, к Богу. Даже заблудившись в дремучем лесу, герой видит возвышающийся впереди холм, вершина которого осеянна светом. И он устремляется к этому свету.

Из тьмы грехов, незнания и сомнений к свету благодатной праведности и истины — вот путь героя Данте и центральный стержень сюжета «Божественной комедии». Сам писатель назвал свою поэму просто «Комедией» — в его времена так называли произведения с неблагополучным началом, но счастливым концом. А эпитет «божественная» (в значении «замечательная», «превосходная») добавили позднее почитатели таланта Данте. Этим названием автор как бы обозначил исход и завершение великого и верного пути человеческого духа: от мрачного неблагополучия греховности и сомнений к счастью истины и светлого идеала.

Иллюстрация к поэме. Автор — Уильям Блейк

Путь этот долог и мучителен. Дантовский герой устремляется прочь из ужасного сумрачного леса к светлой вершине, но на его пути вдруг возникают три страшных зверя:

И вот, внизу крутого косогора,
Проворная и вьющаяся рысь,
Вся в ярких пятнах пестрого узора.
Навстречу вышел лев с подъятой гривой.
Он наступал как будто на меня,
От голода рыча освирепело
И самый воздух страхом цепенея.
И с ним волчица, чьё худое тело,
Казалось, все алчбы в себе несет….

Каждый из зверей символизирует определенный порок. При виде их героя «сковал такой тяжелый гнёт», что он едва не потерял надежду. Аллегория Данте очевидна — на пути человека, и страны, и человечества к спасению страшными препятствиями стоят именно эти пороки — сладострастие, гордыня и алчность. В эту критическую минуту отчаяния Данте видит приближающуюся фигуру и узнаёт в ней своего любимого античного поэта Вергилия, который писал об Иисусе Христе.

Вергилий рассказывает, что Беатриче на небесах известно смятение Данте, она сочувствует ему и вместе с Вергилием посылает возможность спасения. Чтобы вырваться из затягивающей его скверны греховных сомнений, Данте должен пройти путь познания жизни, познания всех сфер её бытия. Вергилий призывает поэта:

Иди за мной, и в вечные селенья
Из этих мест тебя я приведу.

Чтобы отправиться вслед за Данте его дорогой познания мира, необходимо разобраться с тем, как представлял он эти «вечные селенья», какой рисовалась ему вселенная.

КОСМОС В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ДАНТЕ

Данте придерживается птолемеевской системы. В соответствии с ней, Земля — центр вселенной, а вокруг нее располагаются Луна, Меркурий, Венера, Солнце и другие планеты. В северной, худшей части Земли есть глубокая воронка, которая вершиной своего конуса уходит к самому центру Земли. Это — Ад. Ад — средоточие мирового зла. Он образован низшей материей — неодухотворенной материей. Поэтому в Аду совсем нет света — «свет немотствует всегда». Поэтому в Аду грешники, которые наказаны страшнее всех — у них нет никакой надежды на спасение.

На южной, лучшей части Земли возвышается гора Чистилища. Это сфера очищающего преображения. В Чистилище рождается свет. Здесь тоже грешники, но им дарована надежда на спасение. На вершине Чистилища — Земной Рай, а дальше простираются сферы небесного Рая. Небесный Рай образован планетными сферами. По средневековым представлениям, сфера материальна, планета как бы впаяна в нее. Именно сфера вращается вокруг Земли, а вместе с ней вращается и планета. При вращении сфера звучит, у каждой сферы своя музыка, а все вместе они образуют «музыку сфер».

Итак, пространство Рая — пространство музыки совершенной гармонии. Поэтому оно — пространство высшего света. Этот свет, исходящий из Райской Розы, пронизывает космос, охватывая его траекториями сфер. Небесный Рай — место, где, естественно, обитают души праведников.

Космология Данте была, безусловно, новым явлением по отношению к прежним античным теориям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данте-физик, Данте-астроном, Данте-биолог, Данте-математик, Данте-историк и Данте-поэт — что же он покажет в финале своего произведения? Что считает он той силой, которая лежит в основе мирозданья и приводит жизнь в движение, что является сутью этой жизни?

«Как геометр, напрягший все старанья», чтобы измерить неизмеряемую площадь круга, Данте изумленно застывает при виде явленного ему лика Христа. Теперь откроется самое главное:

И тут в мой разум грянул блеск с высот,
Неся свершенье всех его усилий.
Здесь изнемог высокий духа взлёт;
Но страсть и волю мне уже стремила,
Как если колесу дан ровный ход,
Любовь, что движет солнце и светила.

Итак, ведущей и самой универсальной категорией науки Данте определяет категорию нравственную. На всех уровнях и во всех изучения жизни несомненно одно: всегда в основе бытия великая и спасительная сила любви.

Казалось бы, простая истина, ничего в ней особенного. Но тем не менее произведение Данте стало великим уроком человечеству. Мы знаем о жизни, безусловно, очень много, а сейчас стали знать ещё больше. Знаем об устройстве атома и растения, знаем тайны генетики и парапсихологии. Но разве не остаётся при этом самым главным вопросом, к которому, собственно, и устремлено дознание, вопрос о том, что такое жизнь и для чего мы живем?

Вечный вопрос, он всегда будет стоять перед нами. Немногим великим дано осознать этот вопрос во всей его глобальности и, тем более, отыскать свой ответ на него. Великий гражданин Флоренции Данте Алигьери сделал это и навсегда стал великим гражданином мира, Вселенной.

Прекрасно сказал исследователь:

«Жизнь поэмы в последующих веках и её современное понимание — это не только разъяснение её загадок, но и самопознание тех, кто подходил к ней с Дантовым призывом: «Яви мне путь »».

Возможно, мы ещё не очень ясно осознали наш путь к Дантовым вершинам и по-своему только выбираемся из леса наших предположений.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

В самом сердце Тосканы томно расположилась дивная красавица с неукротимым, свободолюбивым нравом — Флоренция. Флоренция, как ни одна мать на свете, может гордиться своими истинными сыновьями… да Винчи и Боттичелли, Микеланджело и Петрарка, Макиавелли и Медичи…

И, конечно же, вспоминая имена всех гениев, чей талант расцвел, взращиваемый неповторимым духом и атмосферой Флоренции, нельзя не вспомнить и её несчастного изгнанника, пилигрима, ищущего свою собственную душу, вечного странника, не обретшего дом даже после своей смерти — Данте Алигьери.

Музей Данте во Флоренции считается одним из посещаемых во всей Европе, и в этом нет ничего удивительного. Поэт был до мурашек пронзителен, его судьба была правдивой в своем скорбном очищении от земных человеческих пороков.

А хотим мы закончить нашу статью рядом цитат поэта Данте.

«Исчезла доблесть в человечьем стане,
как ты сказал, добра совсем нет в нём,
коварство давит мир в своём капкане».
«Часто люди плывут по течению времени! А между тем утлый челнок наш снабжён рулём; зачем же человек несётся по волнам, а не подчиняется собственным стремлениям?».
«Я часто думал, скорбью утомлённый,
Что мрачен я не по своей вине.
Себя жалел, пылая как в огне;
Твердил: «Так не страдал ещё влюблённый!»
«Следуй своей дорогой, и пусть другие люди говорят что угодно.
Кто не любим, любя, страшнейшую испытывает муку».

«Самые жаркие уголки в аду оставлены для тех, кто во времена величайших нравственных переломов сохранял нейтралитет».
«Сострадание — это не чувство; скорее, это благородное расположение души, готовое к тому, чтобы воспринять любовь, милость и другие добродетельные чувства».
«Кто медлит, обрести не может знанье».

Советуем на досуге прочитать «Божественную комедию».

МАТЕРИАЛЫ:

Данте

https://vuzlit.ru/107271/tvorc...

Творчество Данте

https://www.allsoch.ru/sochine...

Данте

http://fb.ru/article/212854/da...

Данте

https://www.syl.ru/article/322...

Цитаты Данте

https://tsitaty.com/автор...

Цитаты Данте

https://ilifes.ru/citaty/citat...

Данте

http://dante.rhga.ru/upload/ib...

Иллюстрации к «Божественной комедии»

http://900igr.net/prezentacija...

Данте

http://glavbuk.ru/dante-aliger...

Данте

http://www.microanswers.ru/art...

14 картинок к «Божественной комедии»

https://foma.ru/dante-aligeri-...

ИЛЛЮСТРАЦИИ:

https://ilifes.ru/citaty/citat...

http://900igr.net/up/datas/133...

https://foma.ru/dante-aligeri-...

https://cf.ppt-online.org/file...

http://mosaico-italia.ru/image...

https://cs7.pikabu.ru/post_img/big/2014/02/26/6/1393403126_1459220665.jpg

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0c1b/000710fa-0057cf9e/6/img7.jpg

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_57318acbaab1f/img_user_file_57318acbaab1f_8.jpg

http://present5.com/presentfor...

https://artchive.ru/res/media/img/oy800/work/0c2/216868.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0bd4/0001a5fb-d1bd8185/img13.jpg

https://postnauka.ru/faq/60525

http://images.myshared.ru/5/41...

http://zoozel.ru/gallery/image...

http://rpp.nashaucheba.ru/pars_docs/refs/116/115672/img3.jpg

http://www.gornitsa.ru/images/...

http://900igr.net/prezentacija...

http://inance.ru

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Андрей Авдей Сегодня 07:36

    Жили-были в доме люди. Экзорцист или как я был придурком.

    Как-то был в гостях у старого друга. Не виделись мы лет десять: то меня куда-то переводили, то его. Но связь поддерживали постоянно, поэтому, окончательно обустроившись в столице, Сергей тут же набрал:- Андрюха, приезжай в гости, отметим новоселье, выпьем по рюмке чаю, заодно и с моими познакомишься. Только не слишком поздно, проблемы с соседкой.Услышав слово «соседко...
    -->
    559
    DZ Вчера 21:20

    ЮФ.Подборка 22.10

    Маранин Игорь Юрьевич Опять друиды камень тащат - Опять друиды камень тащат! Кузнец пьяно ухмыльнулся и показал на здоровых мужиков, тянувших за толстые канаты каменную глыбу. Кузнец и сам был мужчина видный: высокий, крепкий - как говорится, косая миля в плечах. Но глуповат. И очень азартен. - Сейчас поднимать будут, - заявил он, - ста...
    -->
    80
    DZ 21 октября 21:16

    ЮФ. Подборка 21.10

    Малюк Михаил Владимирович Вирус Биолог подошел к Капитану. Капитан, подтверждаю, - эта планета заражена вирусом. Вирус приближается к точке перелома. В этот момент по трапу поднялся Наблюдатель. Что-то случилось, Капитан? Да, - кивнул Капитан, - обнаружен вирус. Целая планета? - удивился Наблюдатель. Да, - с...
    -->
    121
    DZ 20 октября 21:38

    ЮФ. Подборка 20.10

    Клёц Евгений Процедуры Сигнал тревоги выл и бесновался, взывал о помощи, будил многоголосое эхо в пустых коридорах станции. Антон, на ходу поправляя снаряжение, мчался на этот зов, одновременно пытаясь связаться с дежурным наблюдателем. Пятеро его товарищей тяжело бухая по полу десантными ботинками спешили следом, костеря каждый...
    -->
    157
    Гарри Химик
    20 октября 21:00

    О ВРЕДЕ ПЬЯНСТВА...

        Вред пьянства, – с тяжелым пьяным выдохом сказал Джордж, – измерить невозможно.    – Это доступно лишь трезвому, – поддержал я.    Он посмотрел на меня с упреком и возмущением.    – А когда, – спросил он, – когда не был я трезвым?    – Никогда, с тех пор как родились, – сказал я и, чувствуя, что несправедлив, попра...
    -->
    414
    Гарри Химик
    20 октября 20:40

    УДИВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ТИОТИМОЛИНА...

        Тот факт, что вещество растворяется перед добавлением воды, естественно привел к попыткам не добавлять воду после того, как тиотимолин растворился.     К счастью для закона сохранения массы — энергии это еще ни разу не удалось, так как растворение никогда не происходило, если потом на самом деле не добавляли воду. Давно извес...
    -->
    1337
    Андрей Авдей 16 октября 07:48

    Живые мертвецы или почему я бреюсь каждый день. Рассказ из серии «Беларуская вёска».

    В одном из рассказов (Бог Арома и рыбки) я упоминал, что покойников откровенно побаиваюсь. На то есть свои причины, о которых не буду распространяться. Дело давнее, чего ворошить. А вот пять лет назад попал в такую переделку, что…, но обо всем по порядку.Раньше, приезжая в деревню, я никогда не брился. А зачем? Белочкам в лесу и огурцам в теплице абсолютно параллельно...
    -->
    315
    DZ 15 октября 21:14

    ЮФ. Подборка 15.10

    Якубович Евгений Персоналка Вечер был прохладным, но еще не морозным. Сквозь вершины сосен виднелось темно-синее осеннее небо, на котором уже начали появляться первые звезды. У костра на полянке сидели двое - Дед и Внук. Над огнем висел котелок с кипящей в нем похлебкой. Внук закончил чистить картошку и побросал ее в воду. Покончив со своим...
    -->
    386
    DZ 13 октября 19:22

    ЮФ.Подборка 13.10

    Белянчикова Анна Альбертовна Игрок Ночью Анту опять приснилось, что его мир погиб. Ант вскинулся, заперхал испуганно, старческое тело отозвалось болью. - Привиделось, - облегчённо прошептал Ант. Тем не менее, он поднялся, проковылял к персоналке, подключился к игре. Мир был живёхонек и почти не изменился, хотя за т...
    -->
    415
    DZ 12 октября 21:05

    ЮФ. Подборка продолжение 12.10

    Добрушин Евгений Григорьевич Подарок Когда Ийе вышел из посадочного модуля, вождь стоял на коленях и молился. Увидев инопланетянина, он, просто, побелел от ужаса и стал голосить еще громче. Ийе включил переводчик. "О, всевышний повелитель, - зазвенело в наушниках, - о великий творец, затмевающий блеском солнце, луну и все небесные свет...
    -->
    455
    DZ 12 октября 16:08

    ЮФ. Подборка 12.10

    Цуркан Валерий Славный град Китеж Машина времени перестала дрожать и замерла. Иван приоткрыл люк и выглянул наружу. Никого рядом не было, лишь высоченные дубы шумели густой листвой да щебетали птицы. - Пошли, - сказал Иван, выбираясь наружу. - Проверим. О, а вон и озеро. Озеро Светлояр проглядывало сквозь деревья. Воды его были синими ...
    -->
    211

    Коридоры Пространства и Времени Маргариты Черубины V (+18)

    Коридоры Пространства и Времени Маргариты Черубины V (+18) Эпиграф: Так долго я тебя в лесу искал,Сказала слово "сеновал"?Тебя я не расслышал, значит, не судьба,Смогу ли вновь увидеть я тебя?Дьяволица Тиания почувствовала на лице чужие руки, которые сзади закрыли ей глаза!- Бесс, ты забываешься? Что еще за игры, мне позвать стражу и сообщить о твоём не...
    -->
    22
    DZ 10 октября 21:15

    ЮФ. Подборка 10.10

    Бэд Кристиан А черепашки - вкуснее! - Да какие туристы, сами едва выживаем! - губернатор Альтцхагской колонии в раздражении швырнул на рычаг трубку крофона межпланетной связи. Ну да, винтаж! А вы думаете, легко в другом рукаве Галактики без Земли? - Бос...
    -->
    237
    DZ 9 октября 22:28

    ЮФ. Подборка _09.10

    Терехов Андрей Сергеевич 1988 Здание из стекла и бетона - голубое, с проплешинами открытых на верхних этажах створок. Солнце отражается от гладких поверхностей и слепит, режет, кромсает глаза. Мальчик по имени Ян проходит в тамбур и терпеливо ждет, пока охранник сверит "фио" в паспорте и журнале. "Пшш... Пшшш", - шелестят страницы. ...
    -->
    286
    Андрей Авдей 9 октября 07:43

    Ночной гость. Рассказ из серии «Беларуская вёска».

    (Реальные истории, произошедшие с автором и его земляками: жителями деревень Тешевле, Шпаковцы и посёлка Первомайский Барановичского района Брестской области. Имена некоторых участников событий изменены).Наша соседка Фёдоровна – крепкая бабуля, разменявшая девятый десяток. Живет одна, держит небольшое хозяйство, состоящее из десятка курей, петуха, трех кошек и пса пор...
    -->
    219
    Андрей Авдей 8 октября 08:40

    Жили-были в доме люди. Операция "Конец света".

    В 2004 году, приняв заманчивое предложение, я оставил уже тихо поющую соседку, попрощался с Тошей и его хозяевами и уехал в столицу – славный город Минск, где спустя 4 года обзавелся небольшой однушкой.Бывший рабочий район. Метро рядом, но не центр. Далеко не центр. В этом были свои плюсы: тихий дворик, спокойные соседи – в основном, бабушки – старушки и молодые пары,...
    -->
    330
    DZ 6 октября 16:59

    ЮФ.Подборка 06.10

    Огнёва Мария Андреевна Чувства — это девиация Давным-давно на далёкой планете А426 существовала раса Лтей. На планете не было войн, преступлений и проблем с экологией. Ведь каждый Лтей с детства знал: вместо сражения всегда можно заключить взаимовыгодный контракт, нарушение закона ухудшит положение всего государства, а вред, нанесённый планет...
    -->
    215
    Грант 6 октября 14:26

    КРК. Джоанна Расс. Разговорник для туристов.

    КРК - Коротенькие рассказы для Конта.*   *   *Джоанна РассКраткий разговорник для туристовЛОКРИН: плоскогорье и примыкающие районы.Верхний Локриннен.X-437894 = 11Допустимо землеподобен /см. прилагаемые аудио- видео кассеты/.О физиологии, экологии, религии и обычаях см. Ву и Фабрикант, "Локрин: полезные сведения для туриста". Прага, 2355 год, том 2....
    -->
    514
    DZ 5 октября 23:11

    ЮФ. Подборка 05.10 Продолжение

     Бах Иван Севастьянович Спасение! Справедливость не обнаруживает себя в короткие промежутки времени. Для ее полного проявления необходим длительный срок. С точки зрения вечности - всё гладко и чинно. Сенсор темпоральных возмущений зафиксировал нарушение равномерного распределения гармонической устойчивости. Проще говоря, кто-то (или что-то) де...
    -->
    444
    DZ 5 октября 21:24

    ЮФ. Подборка 05.10

    Рыскин Александр Всего лишь предсказание... - Надеюсь, мне нет нужды напоминать о секретном характере нашей встречи? - Нет, господин Президент. Я все понимаю... - Мы навели о вас справки... Честно говоря, мы изучили множество досье ваших коллег. И у нас были сомнения... - Понимаю. - Явных шарлатанов мы, конечно же, отброс...
    -->
    352
    Андрей Авдей 5 октября 07:53

    Жили-были в доме люди. Колыбельная.

    Предисловие. Говорят, что хорошие друзья незаметно перенимают друг у друга увлечения, интересы и так далее. Собственно, так и вышло. Общение с Павлом Гушинцом (известным всея интернету как Доктор Лобанов) подвигло меня на написание историй из своей жизни. В конце концов, а почему бы и нет?Итак. В далёком 2000-м году мне вручили ключи от собственной квартиры (привет ро...
    -->
    285
    DZ 4 октября 21:37

    ЮФ. Подборка 04.10 Продолжение

    Румянцев Александр ТРУДНОСТИ ПОНИМАНИЯ Сфера консилиума медленно заполнялась немного расплывчатыми, находящимися в процессе хаотичного движения, фигурами. Это было нормально - когда согласуются протоколы соединения, неизбежно теряются качество и форма структур. Председатель терпеливо ждал, понимая, что по завершении процесса начнётся очень и оч...
    -->
    255
    DZ 4 октября 21:11

    ЮФ. Подборка 04.10

    Абрамова Ольга Парадокс Это был прорыв! Настоящее глобальное, поворотное в истории человечества открытие! Иван Кошкин шел к нему всю свою сознательную жизнь. Почти с самого рождения, его бабушка, заслуженный и всемирно известный биолог, приобщала его к науке. Кошечки, собачки, рыбки, кактусы и помидоры, пробирки и ...
    -->
    214
    DZ 3 октября 21:36

    ЮФ. Подборка Продолжение 3

    Алгранов Игорь Идеальное топливо Великий учёный Евгений Ефремов отодвинул тарелку. Салат 'фреш' в кафешке 'Пончики' сегодня не удался. Ефремов отпил кофе из кружки и удовлетворенно хмыкнул. Вот кофе, как всегда, был отменным. И пончики. За окном было пасмурно, дул западный ветер, а дождь с утра все никак не мог собраться с духом. Ефремо...
    -->
    202
    DZ 3 октября 19:51

    ЮФ. Подборка 03.10 Продолжение 2

    Павлов Борис Владимирович Просто добавь воды Марсианский базар был знаменит на всю галактику. Товары на любой вкус - лицензионные и не слишком, дорогие и ужасно дорогие - успевай только платить. Ежечасно тысячи туристов спешили расстаться с деньгами. И базар потакал желаниям, завораживая умы всеми способами. Сергей подошел к главным вор...
    -->
    183
    DZ 3 октября 18:27

    ЮФ. Подборка 03.10 Продолжение

    Никишкин Станислав Александрович Письмо Пожалуйста, не удаляйте это письмо, не дочитав его хотя бы до середины. Не беспокойтесь это не вирус, и, поверьте, это не СПАМ. Если я не ошибся, вы сейчас находитесь где-то в 2017-ом, а может быть и в начале 2018 года. Да, именно находитесь, потому что вы движетесь по линии времени, точно также как и по ...
    -->
    174
    DZ 3 октября 15:15

    ЮФ. Подборка 03.10

    Никин С.В.  Повинность - Кузнецов Владимир! - Я. В центр освещенной костром поляны вышел коротко стриженый высокий парень. Окинув быстрым взглядом собравшийся на лобном месте актив, задержался, встретившись глазами с наставником. Тот лишь многообещающе ухмыльнулся в ответ на показавшийся наглым взгляд и выкрикнул следующее имя: ...
    -->
    161
    DZ 30 сентября 17:50

    ЮФ.Подборка 30.09

    Аполлонов Андрей Александрович Заблуждение Гейзенберга (Уменьшающая машина) Сколько лет прошло? Он уже и не помнил. И свое имя тоже. Казалось, прошла целая вечность с того момента, как он прибыл сюда - в этот мир. Все окружающее уже стало ему родным. И огромное яркое фиолетовое солнце, и небольшой синий спутник этой планеты. И снующие вокруг, живущи...
    -->
    193
    dmitryvv 26 сентября 16:34

    Стивен Сигалович у нас лидирует с большим отрывом…

    Инна Сергеевна В приморском крае шли народные гуляния, люди ели с лопат блины, дожёвывали кору дуба, давили санкционные сыры, казаки шашками рубили оппозицию, поднимали тост за бессмертное правление Путина, ждали подсчёта предвыборных голосов и прибытие кортежа нового губернатора.Комиссия по подсчёту шумно втягивала белые полосы со стола и считала вслух:...
    -->
    222
    Андрей Авдей 23 августа 08:34

    Демон волшебной скамейки

    В некотором царстве, в некотором государстве активно развивалась служба городского озеленения. Уж такие парки красивые высаживали, любо – дорого посмотреть. А чтобы народ честной мог отдохнуть - лавки резные поставили.Говорят, одну делал сам Василий Мастер. Редкого таланта был человек. В его руках даже пенёк в дивную фигуру превращался. А уж лавка была – всем лавкам л...
    -->
    403
    Андрей Авдей 21 августа 07:27

    Сказка о ёжике-диверсанте

    В одном лесу жил маленький и очень любопытный ёжик.Однажды он заметил веточку, лежавшую посреди тропинки.- А вдруг кто споткнётся, - подумал ёжик и, поднатужившись, убрал с дороги преграду.За этот поступок его назвали ответственным.*** Как-то раз знакомый лисенок пожаловался, что больше не может играть с лягушонком, потому что на полянке большие дяди всех пугают. - Ра...
    -->
    311
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика