Генеалогическое древо моей семьи

7 20799

В переднем углу моей городской квартиры висит картина. На ней изображено листвен­ное дерево, но это не пей­заж в традиционном пони­мании. Каждая веточка, каждый листок того дерева - имя.

Картина та - моё Ро­дословное Древо.

У каждого человека есть отец и мать, у них тоже есть или были родители, у тех тоже... 

И так всё даль­ше, всё глубже. 

Род. Родословное древо. Из деревьев этих возрос на Земле и живёт-шумит могучий лес - человечество.

Во все времена люди почитали своих Предков, старались что-то узнать об их жизни, передавали те знания младшим поколе­ниям, поминали Пращу­ров чаркой да добрым сло­вом на тризнах...

И сейчас поминают, и интерес к своим Родовым Истокам у народа не угасает: всё же лю­бопытно, из каких мест предки происходили, чем зани­мались, да хоть имечко далёкого Пращура узнать, и то хорошее дело, может его. Пращура, душе приятен ста­нет - не забыли, помнят.

Тем, кто возьмётся за большое дело - составлять своё Родословное Древо, начать следовало бы с посе­щения могил Пращуров.

Я сделал именно так.

Стоят на вятской земле два древних села - Заево, это в тайге, на севере области и Верхобыстрица - оно в центральной части.

В северном покоятся на погосте мои предки по отцовской линии - Пономарёвы. Во втором - корни моей мамы, урождённой Шубниковой. К своему сты­ду, в Заеве я вообше не бывал - не к кому ездить, род­ственников там не осталось. А на родине мамы был пятилетним мальчишкой, многие яркие картинки того лета до сих пор в памяти.

Между сёлами, если по прямой, километров двес­ти будет. И решил я пройти этот путь - от погоста до погоста пешком, в одиночку, чтоб никто и ничто не отвлекало от дум о предках, вообще о прошлом. Даже пищу в пути решил не принимать - полностью отказался от всего бренного.

Могилы деда и бабки указал дядя Александр - един­ственный оставшийся в живых брат моего отца Фёдора Александровича.

Поклони­лись холмикам, выдергали траву, протёрли пластинки с именами-фамилиями.

Помолчали. Дядя раскрыл сумку с домашней снедью, плеснул в кружку, а я взял с могил горсть земли и хол­щовый, дома приготовлен­ный мешочек. Дальше наши пути разошлись.

Дядя вернулся домой в Киров, а я по карте да по компасу, где по дорогам, где напрямки, лесом, пошёл себе неспеш­но.

Нелегко пришлось, к концу каждого дня «ног не чуял» от усталости, а ещё жара, оводы, комарьё... Го­лод на вторые сутки приту­пился, о еде как-то и не ду­малось. А о родителях сво­их очень даже думалось, вспоминалось всё самое хорошее, как дружно мы жили отец, мать, две их дочери и я, младший сын.

Переломные тридцатые бросили моих будущих родителей из деревни в город.

Здесь, в Кирове, бывшей Вятке, прожили они большую жизнь, работали на заводе, воспитывали нас. Отец умер на 90-м году жизни, мама на 86-м. Оставили о себе добрую память.

На шестой день пришел в Верхобыстрицу, отыскал кладбище, а могилы Пращуров не нашёл, уже сравня­лись с землёй их холмики. Последней из близкой родни тут была похоронена бабушка, и было это в далёком 1930 году. Взял земельку и здесь.

Потом, уже в Кирове, собрал родню на Мезринс­ком кладбище, где лежат отец с матерью, высыпал, взя­тую па их родине землю на холмики, сказал соответ­ствующие слова. Родственники были тронуты, благо­дарили меня за такой поступок.

А потом была, так сказать, теоретическая часть большого дела.

Я историк по образованию, много лет занимаюсь краеведением. Приходилось вести изыска­ния в архивах, методикой этой работы владею неплохо.

На этот раз пришел в хорошо знакомый Государствен­ный архив Кировской области с целью узнать больше о своих Предках.

Составление родословной дело нелёгкое.

Далеко не всем, взявшимся за нею, удается проследить цепоч­ку имён, уходящую далеко в глубь веков. Тому много причин.

В некоторых областях, в первую очередь через которые прошла война, архивы попросту по­гибли. Исчезали документы и в тыловых местностях - от пожаров, потопов, других стихийных бедствий, от нерадивости лиц, призванных ценные бумаги со­хранять... да мало ли причин. Так что стопроцентно­го успеха гарантировать никто не может.

Каковы же главные источники получения драго­ценной для вас информации?

Конечно, из рассказов родителей вы знаете, в каком городе, уезде, волости родились ваши деды и бабки и по отцовской, и по материнской линиям.

Некоторые сведения об инте­ресующих вас селениях можно почерпнуть из вну­шительной по размерам книги, которая называется «Списки населённых мест Российской империи» (Санкт-Петербург, 1876 г.).

Списки населенных мест Российской Империи - 9 издание [PDF,DJVU,RUS]

Именно в ней в разделе «Вят­ская губерния», главе «Слободской уезд» я нашёл запись: «Деревня Литвяна, она же Пономарёвская, Огарыши 3-го стана при колодцах, от Слободского 76 вёрст». На 1859 год в ней значилось 5 дворов, жите­лей мужского пола - 36, женского - 38. Небольшая деревенька, но мне дорога, в ней многие годы жили мои Предки по отцовской линии.

Новые сведения о своих Пращурах я нашёл в ар­хивных документах.

В 1718 году великий реформатор Пётр I издал указ, по которому надлежало определить «сколь­ко, где, в какой волости, селе или в деревне кресть­ян, бобылей, задворных и деловых людей... не об­ходя от старого до самого последнего младенца с летами их».

Стали составлять Ревизские сказки, то есть проводить перепись населения страны, правда, только податного, то есть обязанного пла­тить подати.

Итоги Ревизских сказок заключались в соответствующих книгах, где записывались по­фамильно все жители населённого пункта с указа­нием возраста. 

Так, в Ревизской сказке 9-й народ­ной переписи Вятской губернии Слободского уез­да Пономарёвского сельского общества за 1850 год я нашёл нужную ветвь Пономарёвых: «Феодор Стефанов сын 59 лет, его жена Матрёна Андреев­на 60 лет, его сыновья Феодор же 33 лет, Иван 29 лет, Влас - отдан в рекруты в 1846 году, Лаврентий 21 года, жена его Софья Борисовна».

Из рассказов отца я знал, что его прадеда звали Лаврентий. Най­денный в архиве документ продвинул мои разыс­кания ещё на два колена. Выяснилось, что отца Лав­рентия звали Фёдор, деда - Степан.

Итак, одним из источников по составлению ро­дословной являются Ревизские сказки.

К сожалению, дальше конца XIII века вглубь я продвинуться пока не смог, так как документы Ревизских сказок по Вят­ской губернии первых четырёх переписей (до 1782 года) хранятся в Москве, в Российском государствен­ном архиве древних актов.

Второй источник - метрические книги. Они ве­лись в каждой церкви в двух экземплярах. В метри­ческой книге фиксировался факт рождения и креще­ния младенца, указывались его родители и воспреемники. В особом разделе записывали умерших.

Ещё одна книга, которая велась в церкви - испо­ведные росписи. Как известно, все крещёные люди время от времени по доброй воле или вынуждено ходили в храм исповедоваться. Этот факт и фиксиро­вался в исповедных росписях с указанием минималь­ных сведений об исповедовавшемся.

Если среди ваших Предков были лица духовного звания, сведения о них можно найти в клировых ве­домостях.

Городские жители переписывались в городских обывательских книгах. А если они состояли на госу­дарственной службе, то обязательно попадали в по­служные формулярные списки.

Таков круг основных документальных источни­ков по составлению родословной.

Их за небольшую плату вам предоставят в государственном архиве ва­шей области или края. Опираясь на документы, вы можете составить своё Родословное Древо.

Насколь­ко большим оно будет, зависит от многих факторов. Конечно, сухой документ не даст сведений о харак­тере, темпераменте, поступках, каких-то интересных особенностях ваших Предков - подобные сведения обычно остаются в устных преданиях, передаются от поколения к поколению.

Но пусть мы и не знаем подробностей, даже простое упоминание о Пращу­рах связывает незримой нитью их души и наши че­рез толщу веков, свершая благое дело.


ПОНОМАРЁВ Валерий Фёдорович,

член Союза писателей России, г. Киров (Вятка).

------------------------------------

Пономарев Валерий Федорович (01.11.1947)

История древней Вятки богата и полна тайн. Разгадать некоторые из них помогут книги Валерия Федоровича Пономарева. 

Возьмите их с полки, откройте, и вы окажетесь в удивительном мире, где главные герои – наши славные предки, вольнолюбивые вятчане. Вы услышите гул колоколов, звон мячей, скрип вёсел ушкуев, посвист стрел, крики нападающих, стоны раненых. Вы станете свидетелями кулачных боев, конных скачек, битв, когда со стен крепости льется горячая смола и падают камни.

Валерий Федорович не сразу стал писать книги. Он работал токарем, учителем, тренером, главным хранителем фондов Кировского областного краеведческого музея. Но история всегда привлекала его. На протяжение всей жизни он занимался изучением исторического прошлого Вятки. Он сам определил жанр своих произведений как сказы.

В книге «Слава вольной Вятке» вы познакомитесь со сказом «Тайна Вздерихина оврага» и поймете, какое событие предшествовало появлению на Вятке самобытного праздника Свистунья. 

«Сказ о реке великой» повествует об истории возникновения Великорецкого крестного хода. В сказе «Поход на сарай» рассказывается о победе смелой дружины вятских воинов над татарами-ордынцами. 

Из сказа «Первый атаман» вы узнаете, что роднит хлыновцев с донскими казаками.

Читая книги писателя, проникаешься гордостью за наш край, людей, которые жили здесь много веков назад, восхищаешься их мужеством и свободолюбием. Их забывать нельзя. Эта же мысль красной нитью проходит в книге «К родовым истокам». В ней - описание путешествия автора на родину «своих пращуров».

Скажите, вы знаете ваших прабабушек и прадедушек? Наверное, нет. 

А вот Валерий Федорович составил свою родословную до седьмого колена. 

Попробуйте и вы нарисовать свое родословное древо, а помочь в этом может книга «К родовым истокам».

Нет человека, который бы никогда не играл в какую-нибудь игру. А во что играли дети в про-шлом веке, когда не было телевизоров и компьютеров? Об этом в книге «Народные игры, забавы, рис-тания на Вятке». Одни названия этих игр что значат: «Вятские слоны», «Ужище», «Отопки», «Чикало-бегало», «Рюхи», «Чижик». Хотите знать, как в них играть – читайте эту книгу о народных играх.

Валерий Федорович Пономарев – личность интересная и многогранная. Он не только писатель, краевед-исследователь, но и человек, увлеченный спортом. Он занимается бегом на марафонские дис-танции, в его активе пробег «Ленинград – Киров – Сельдце (Польша)», который длился 21 день. Достойно удивления его экстремальное путешествие пешком до истоков реки Вятки, когда на протяжении шести дней пути он не принимал никакой пищи.

Валерий Федорович летал на дельтаплане, купался в проруби. Он является сторонником здорового образа жизни и кандидатом в мастера спорта по сверхмарафонскому бегу. Теме спорта посвящена его книга «Мой друг бег». А еще на досуге он любит составлять шарады, кроссворды, головоломки. Их вы найдете в книге «Не рекордом единым».

Уникальный человек Валерий Федорович Пономарев пишет увлекательные книги, которые учат нас любить свою Родину, ее историю и природу, знать свои корни. А именно это делает жизнь человека по-настоящему осмысленной.

Г.В.Тарбеева, ведущий библиотекарь краеведческого отдела библиотеки № 14 им. Б.А. Порфирьева.

Книги В.Ф.Пономарева для детей:

Пономарев, В.Ф. Народные игры, забавы и ристания на Вятке / В.Ф. Пономарев. – Киров : ВЛХИ КО СФК, 1991. - 84 с.

Пономарев, В.Ф. Сказ о реке Великой/ В.Ф. Пономарев. – Киров, 1999. – 30 с.

Пономарев, В.Ф. Тайна Раздерихинского оврага  : вятские исторические сказы / В.Ф. Пономарев. – Киров : Вятское слово, 1995. -267 с.: ил.


Источник 


Три часа гнева: Новые подробности водного броска на Кураxу
  • pretty
  • Вчера 19:19
  • В топе

Око Государево"Мы уже в центре!" Проясняются детали фееричного "заплыва" наших ребят в самое логово. Общая обстановкаОбщая обстановка на КураxеВы конечно в курсе, что там происходит в це...

Морского комбрига взорвал "спящий мыловар": Громкий теракт в Севастополе оказался верхушкой айсберга

Непосредственных исполнителей теракта в Севастополе, в котором погиб командир бригады малых ракетных катеров Транковский, оперативно задержали. Вопреки ожиданиям, они не сбежали не только из страны, н...

Обсудить
  • Это капец непростое дело. Если вам повезёт, то все ваши предки будут записаны в метрических книгах и вам будет понятна вся эта линия (могут быть записаны под другой фамилией и тд). Метрические книги - самый легкий, хоть и долгий, путь восстановления родословной. Самый сложный - это советский период. Война и прочие послереволюционные беды не способствовали аккуратному ведению документации. Целые ветви предков просто отсутствуют или обрываются. Разрушены семьи, беспризорные дети, уничтоженные архивы. Но начните хотя бы с того, что сможете найти. Себя запишите, в конце концов, своих предков. Ваших бабушек и дедушек ваши дети уже могут и не помнить, и не знать. Начните, пусть ваши дети запишут себя, так дело и сдвинется. Так глядишь, какой-нибудь дальний-дальний потомок в 7 колене будет с гордостью говорить, что знает свой род начиная с вас. )
  • Известно, что по приказу Петра I, все урядные книги под страхом смертной казни должны были быть свезены в столицу для якобы их переписывания. Вся эта "перепись" явилась большими кострами. Так уничтожали память народа.