Особенности и преимущества использования музыки (балалайки) в традиционном воспитании дошкольников

0 2198

Сообщество "БАЛАЛАЙКА - русский ОТВЕТ" 

Каримов Андрей


Андрей Каримов, в программе "Наше Время". Югра

====================================================================

Особенности и преимущества использования музыки (балалайки) в традиционном воспитании дошкольников.

Расшифровка аудиозаписи 26.01.14, автомобиль, А. Каримов, Виноградов (запись, рашифровка)

Музыка состоит из частот конкретной длительности и высотности, мы знаем, что каждая нота соответствует какой-то частоте. То есть можем говорить об этом. И даже пишут музыку и потом её играют.

Но о самих эффектах, которые производит любое музыкальное сопровождение, как правило, говорят размыто. Почти всегда говорят про вкус какой-то, ещё про что-то. 

Поэтому возникает вопрос, можем ли мы судить о том, что даёт нам музыка, какие дары и как она нам помогает. И всё-таки мы должны судить, должны размышлять, должны чётко определять, что же всё-таки музыка нам даёт.

Итак, начнём.

Первое, музыка – это тон. Тон, который держит тонус. Тон, который звучит и держит человека в определённом состоянии, то есть музыка даёт состояние, возможность быть в тонусе.

Какой тонус – тоже важно. Мы используем музыку плясовых наигрышей. Русских плясовых наигрышей, которые в основном в мажоре, то есть настроены, условно говоря, в веселом ладу.

Именно этот строй, мажорный, позволяет держать состояние всего процесса. Мы все вместе со-держим со-стояние процесса деятельности, причём это без слов. Потому что слова требуют размышления, а дети в таком возрасте, они не размышляют. Они действуют. Поэтому музыка созвучна их несозерцательной природе, природе действия, природе состояния. Состояние это — мажорное.

Второе, ритм-акцент. Русский ритм-акцент — это начало на первую и окончание на четвёртую доли. То есть мы начинаем с активной позиции и заканчиваем на активной позиции.

Что даёт ритм-акцент нашей музыке?

Он позволяет детям формировать такое важное социальное качество, как целеустремлённость. Атаковать задачу, не боясь последствий, не боясь некой вины, игра это и есть состояние некой несозерцательности, состояние атаки.

Музыкой и ритм-акцентом мы формируем важное социальное качестве, которое позволяет ребенку, быть успешным в обществе, быть признанным, быть желанным. Сама игра и сама музыка, снимают такие нежелательные последствия, как ложный стыд, сомнения и вину.

То есть находясь в этом конкретном процессе, через игру, музыкальный тон и ударение, ритм, ребенок учится быть зрелым в других аспектах общественной жизни, когда этого самого процесса, созданного нами уже нет.

Вопрос: Значит музыка ритмом подсказывает, как играть? Да? Как начинать активно, как завершать активно?

Ответ: Она позволяет в самом процессе делать усилие без боязни, то есть она снимает тревожность и страх, за которым стоит сомнения в своих силах, стыд и вина за возможную неудачу. Вот что даёт музыка.

Вопрос: Как она снимает тревожность и страх? Она воздействует психологически?

Ответ: Она воздействует на психосоматику, биологию человека. Даже кровь выделяет необходимые эндорфины, гормоны счастья и радости. Адреналин выделяется и так далее.

Музыка делает более активным, более радостным.

Третий эффект, связанный тоже с музыкой, — снятие стыда, сомнения, вины.

Это преодоление себя, преодоление возможного, преодоление границ, работа с границами, действия. Когда ребенок не может что-то сделать в состоянии, когда музыки не было, допустим через что-то перепрыгнуть, преодолеть препятствие. Музыка за счёт непрерывности вот ещё что она даёт — непрерывность действия. За счёт непрерывности и акцентности побуждает к безостановочному преодолению страха препятствия, преодолению препятствия без страха.

То есть музыка имеет побудительную функцию преодоление препятствий.

Четвертое, музыка избавляет руководителя процесса (к первому тоже относится) от излишнего инструктирования.

Дело в том, что дети, опять же ссылаясь на деятельную природу возраста, не слышат тон руководителя, особенно назидательный, и зачастую потому, что привыкают к опеке или гиперопеке родителей, преподавателей, и половину слов в виде инструкций игнорируют, в том числе это происходит в силу защитных механизмов психики.

Потому что, если бы они слушали всё инструктирование, которое они получают, когда зачастую сами инструкции противоречат.

Допустим – «Стой, иди сюда!». Если ребенок следовал бы всем инструкциям, психика бы пошатнулась. Так развиваются у детей неврозы. То есть психика защищает себя от излишнего назидательного воздействия, которое идёт по вертикали Родитель - Ребенок (или педагог, который выступает в роли родителя).

И вот, музыка позволяет снять вообще вопросы о инструктировании, то есть она подсказывает, когда и что нужно сделать. Без слов.

Этим самым мы избегаем излишнего инструктирования, соответственно, излишнего воздействия на психику ребенка.

И более эффективно вводим процесс действия.

То есть что ещё даёт инструктирование? Оно даёт репетери (итал.).

То есть когда ты сказал, ребенок должен ещё понять. А тут он у нас сразу же понимает.

Пятое, что даёт музыка. Музыка даёт волнообразность нагрузки. Очень важная вещь. Потому что, когда нет музыки, ребенок может перевозбудиться. Или наоборот мы не можем его поднять.

Тон поднимает ребёнка и тон его успокаивает. И человек, в руках которого находится музыкальный инструмент, руководит процессом психофизического взаимодействие всего коллектива. Может успокаивать, а может его активизировать. То же касается травмоопасности.

То есть, когда он видит, что ребенок на скорости несётся на какое-то препятствие и за ним ещё один, если в этот момент сбавить сам тон по громкости, по скорости, то и движения, которые согласуются с музыкой, могут предупредить нежелательные травмоопасные ситуации, которые могут складываться. Тоже уникальное свойство музыкального процесса.

Вопрос: А вот это согласование с музыкой, оно получается встроенное в нас? Как-то это автоматически присутствует?

Ответ: Да, человек в принципе со-настроен взаимодействовать с другими людьми, для него это проще – подлаживаться. То есть мы фактически рождены, что бы понимать друг друга.

Следующее, шестое, что музыка позволяет – слышать. У нас и дети, и взрослые не слышат друг друга. Отсюда не видят и не понимают, что происходит.

Музыка через слышание и вибрации учит слышать что происходит, учит видеть этот процесс и понимать, что нужно делать.

В этом плане очень хороши двухчастные игры, которые мы вводим.

Одна — более активная и сильная, с акцентами, а другая — более лёгкая и частая ритмически. Разбивая игру на плясовую импровизацию или бег и лазание (по деревьям, допустим) или замирание, когда музыки нет, мы учим ребенка самостоятельно регулировать свою деятельность на занятии.

Это удивительная вещь! Ребёнок согласуется и действует не потому, что ему сказали: «Начали бежать, марш! А теперь стоп!», а согласуется со своим собственным слышанием.

Команда по сути присутствует, но в ней есть деятельное участие самого ребенка. Он слышит эту музыку — он принимает решение. Но так как музыка ведёт, она ему говорит: «Успокойся».

Но говорит это опосредованно, не напрямую, не довлея над ним. Вот это вот слышание и двухчастность некоторых игр очень важна, потому что приучает его самостоятельно быть здесь и сейчас, действовать и принимать решение. Вот удивительная тоже вещь, которую даёт музыка.

Для музыки также интересно взаимодействие музыканта-руководителя и коллектива, который действует. Детей и взрослых. Интересное взаимодействие в виде обратной связи. Музыкант, как руководитель процесса, принимает решение о смене вида деятельности, по обратной связи получаемой от детей.

Вопрос: В чём заключается эта обратная связь?

Ответ: Ты запускаешь процесс, ты видишь по движению, по деятельности, что нужно этим детям. Дать более высокий темп? И ты его даёшь. Ты получает от них более эмоциональный отклик. За счёт этого часть этого отклика возвращается им обратно. И так происходит биение психоэмоцинальной среды, которая ведёт к приподнятому настроению у детей, взрослых и руководителя самого процесса.

Вопрос: То есть это двунаправленность, синхронизация?

Ответ: Да, музыка приводит их в действие, а действие приводит музыку в действие.

Циклическое движение, которое создаёт уровень высокого присутствия здесь и сейчас, высокоорганизованной деятельности. Так то, что мы делаем, можно назвать высокоорганизованной деятельностью. То есть музыка позволяет делать обратную связь и обратную отдачу.

Вопрос: А вот эта вот приподнятость или мажорность, она чем помогает?

Ответ: Приподнятость — это вообще настроение.

Вопрос: В чём повышение эффективности при использовании мажорных тонов?

Ответ: Тогда нужно различить мажорные и минорные тона. Мажорный создаёт подъём настроения, тонизирует организм и побуждает его к действию. Побудительная сила мажора.

Занятие будет происходить на более высоком уровне. Это требуется педагогу, он повышает.

Мы воздействуем на душевность, на психику ребёнка, и она уже через психосоматику воздействует на всё тело. Эффект резонанса. То есть вообще музыка — это эффект резонанса.

То есть организм резонирует, отвечает, так можно сказать. Музыка даёт со-ответствие и ответы, взаимное биение через эффект резонанса.

Минорный настрой… Почему некоторые, слушая мои мои лекции, включают другие мелодии в процесс и не понимают, почему у них происходит разлад, разваливание процесса?

Дело в том, что минорное звучание связано с другим возрастом. Возрастом чувств — более старшим. Я не могу сейчас объяснить, откуда я это взял. Я просто сейчас это прикладываю.

Минорный настрой вызывает у детей (дошкольного возраста) чувство тоски, ощущение одиночества, понижает психоэмоциональную и физическую сферу деятельности. 

Поэтому минорные вещи для детей до семи лет, я считаю противопоказанными, либо очень ограниченными, не связанными с занятиям.

Потому что занятия — это задача приподнять, повести, побудить ребенка. 

Мажор имеет побудительную функцию. Для минора характерны вдумчивость, размышления, а для мажора характерны действия. Тут всё тебе и марш и всё на свете… и пляска — характеризуются активным действием.


Классно так бы позаниматься...здОрово...

Нагайка & Балалайка. Система "Сибирский казак"

Самара, ноябрь 2014

Друзья! Эти двигательные действия прежде всего используются мной для:

 1. Повышения устойчивости тела в движении. Ориентации в пространстве. Обучение балансу и равновесию тела. 
2. Взаимодействию правого и левого полушария головного мозга. Координации частей тела. 
3. При работе с принципами и понятиями: "Непрерывности", "Цельности", "Центра вращения", "Ноги спасают", "Устойчивость", "Стать", "Состояние"и д.р. 
4. При психологической и социальной работе со структурой личности. Семейном консультировании. При снятии малоадаптивных психологический программ. Формирования личной идентичности и успешности.


Источник


Русская балалайка благотворно влияет на мужскую силу

Чисто английское убийство
  • pretty
  • Вчера 19:32
  • В топе

Сергей ВасильевГлядя, с какой скоростью, буквально теряя тапки, кастрюлеголовые гестаповцы побежали брать на себя ответственность за теракт в Москве, увидев их воодушевленные элитным “коксом” лица, хо...

Минутка абхазской независимости

Минутка подлинной незавимости Абхазии. Власти этой страны всерьез хотят договориться с Грузией об увеличении поставок электроэнергии по методу "утром стулья, вечером деньги".Мы уж не бу...

Перевёрнутый мир в разрезе ставки ЦБ РФ

Традиционный реверанс: Привет финансистам, американистам и маститым арабистам, ещё вчера блиставшим и продолжающим блистать военно-стратегической смекалкой, а позавчера, в свободное от ...