О музыке серьёзной и развлекательной
Во все времена в музыке было разделение на музыку серьёзную, "для души", и развлекательную, "для тела". Причём в общем-то серьёзная музыка котировалась куда выше, чем развлекательно-плясовая - просто потому, что достучаться до души сложнее и реже получается, чем до тела.
О музыке серьёзной и развлекательной
О сознательном и подсознательном в музыке
Сказители, исполнители баллад, средневековые менестрели, почитались куда выше, чем скоморохи и шуты - и в элитарных кругах, и среди народных масс.
Возможно, есть обратные примеры, но в целом сложная серьёзная музыка котировалась выше развлекательной.
До недавнего времени так было и у нас с вами. Если вспомнить советскую культуру, то вряд ли вам придут на ум "Валенки" или другая развлекаловка - скорее вспомнятся "Катюша", "Подмосковные вечера" и прочая лирика.
Наиболее раскрученные звёзды эстрады и то обладали лирическим репертуаром - у Пугачёвой "Миллион алых роз", и даже у главного клоуна советской эстрады В. Леонтьева сразу вспоминается "Исчезли солнечные дни".
В бардовской музыке (которая современная, имени КСП, а не средневековая) всякое бывает, но всё же там в почетё именно песни для души, а развлекательные - так, по настроению.
Про классическую музыку даже и не говорю - там развлекательного жанра практически нет, практически вся музыка - для "души".
В советское время классическая музыка пережила невиданный взлёт - её пропагандировали на всех уровнях, кругом открывались музыкальные школы, создавались самодеятельные академические хоры.
Потому что на всех уровнях происходило воспитание человека, в том числе - воспитание музыкальной культуры.
К сожалению, из этого воспитания был по разным причинам устранён пласт народной культуры, что, наверное, и привело к такому резкому отскоку в пост-советское время.
Если вспомнить русский (советский) рок, то и там во время "золотого века" 80-х годов преобладала пусть и драйвовая, но всё же музыка с претензиями на философичность.
Макаревич, Гребенщиков, Цой, Кинчев, Бутусов - в общем-то шоу-мэны, но все пытались донести какие-то мысли до зрителя, играли больше музыку для души, чем для тела. Поколбаситься тоже можно было, но назвать их развлекательной музыкой в общем-то не готов. При разном и не всегда положительном отношении к перечисленным персонам.
И вот после распада СССР как-то всё резко переменилось. Музыка резко потеряла воспитательную составляющую (про душу пусть типа Церковь думает, если захочет), и всё стало измеряться в деньгах.
Звёзды эстрады оказались нафиг не нужны со своим лирическим репертуаром, и пришлось им срочно осваивать песни в стиле "ёу, нигга". Рок вообще практически зачах, и старые звёзды сейчас по сути изображают динозавров; новые работают в жанре "Колбасня", либо их мало кто знает.
В итоге сейчас сложилась уникальная ситуация - серьёзная музыка толком никому не нужна, зато скомороше-шутовская колбасня собирает тысячные залы.
Да, хорошее шоу может и без колбасева собрать толпу, но в основном если тоже будет для тела, а не для души; после шоу в голове толком ничего не остаётся - значит, душу не задело, навылет прошло.
Так что давайте, ребята, ставьте тумц-тумц погромче, и вперёд, к полному разжижению мозгов зрителей.
Как уже многократно писал, мы занимаемся не стрижкой купонов, а воспитанием людей, понемногу капаем на мозги, не допуская скатывания человека к состоянию бебезяны.
Да, пока что сложная музыка собирает в разы меньше народу, нежели балаганная, но если идти на поводу у толпы - то все превратимся в иванов, родства не помнящих - не только в национальном плане, но и вообще в культурном, человеческом. А на это лично я пойтить не могу (с).
Источник http://xommep.livejournal.com/...
Русскоязычная (?!) эстрада, ч.1
Русскоязычная (?!) эстрада, ч.2
Оценили 5 человек
33 кармы