Система развития певческо-слуховых способностей детей В. В. Кирюшина
взято с интернет-форума, 2008 г.
Интересно узнать, - кто-нибудь пользуется сегодня в своей практике методикой Кирюшина. Раньше я встречал музыкантов-хоровиков, успешно применявших в работе с дошкольниками некоторые приемы, и, как мне казалось, результат был положительным. Или может быть в связи с кончиной Кирюшина интерес к его методике угас?
Помещаю краткое описание этой системы.
"...Эта система представляет собой оригинальную и весьма смелую методику изучения теории музыки и сольфеджио.
Несмотря на то, что эта методика написана для использования в музыкальных школах, знакомство с ней хормейстеру необходимо, а кроме того отдельные элементы этой системы вполне могут быть применены на начальном этапе обучения детей хоровому пению, например, в работе дошкольниками и младшими школьниками.
В основе данной методики лежит принципиальная установка на соотнесении музыкально-теоретического, т. е. информационного, материала со сказочными, фантастическими образами.
В частности, считается, что благодаря методической разработке, заключенной в сборнике «Музыкальные мифы», сложная профессиональная терминология осваивается детьми быстрее, в их сознании абстрактные и далекие образы обретают понятное значение.
Например, имена персонажей сказок созвучны музыкальным терминам и связаны с их смысловыми значениями и качественными характеристиками:
Диссонанс — Бог зла
Фортиссим — злой волшебник, великан с громовым голосом
Бекар — добрый волшебник, отменяющий злые дела
Звукоряды — боевые порядки, в которые выстраивались воины
Интервалы — звери волшебного леса
Пезант — тяжелый, грузный зверь
Форт — медведь, всегда громко ревущий
Мажорные страны — светлые, солнечные
Минорные страны – страны, всегда закрытые тучами
Пассажи — очень быстрые, мелкие и юркие птицы
Дольче — нежные, сладкие плоды
Квартдец – паук с 14 лапами и т. д.
По словам Кирюшина, толчок к развитию его художественно-образной системы дали сами дети.
Так, схватывая суть, дети находили в звучании секунды что-то ядовитое, колючее, хрюкающее, что в целом определило секунду как существо, похожее на ежа, поросенка и крысу разом с двумя большими иглами (секунда в переводе с латинского — два).
Терция же для детей — это что-то нежное, мягкое, отсюда — пушистые зверьки, похожие на зайчиков, у которых было 3 ушка, 3 лапки, 3 хвостика (терция в переводе с латинского — три).
Аналогичным образом на занятиях с детьми Кирюшин учит воспринимать аккорды. Так например, дети называют терцквартаккорд — любопытным, ввиду вводного полутона наверху, нонаккорд — длинным, большой минорный септаккорд —раздражительным и злым, уменьшенный септаккорд – настороженным.
И следом подыскивают нужный образ: большой мажорный септаккорд — военный министр Бо-Мажор, малый уменьшенный — король Мал’с’УмКвинт (был малого роста, ходил с сумкой, где держал уменьшенных квинт, правил страной, называвшейся Локрия-Лукрия) и т.д.
По сути дела, Мифы Кирюшина вбирают в себя весь теоретический материал, необходимый музыканту. Причем, манера подачи этого материала направлена на развитие инициативы, творчества и свободного мышления.
Так, к примеру, в одном из мифов про Чудо-остров рассказывается о возникновении волшебного острова, на котором вскоре выросло дерево, из дупла которого вышла красивая женщина и начала равномерно и без остановок шагать.
С удивлением обнаружив в карманах платья мандарин, женщина стала с каждым шагом съедать дольку мандарина, а когда съела мандарин целиком, то обнаружила еще и еще. Но помимо мандаринов в карманах женщина нашла метр и пули, которые вспыхивали ярким фейерверком. Именно поэтому вскоре ее друзья дадут ей имя — Метрическая пульсация.
А чудеса тем временем продолжались и продолжались. Так на дереве распустились цветы, а спустя мгновения созрели орехи. Сняв самый большой белый орех, Метрическая пульсация так и не смогла его разбить.
Другой орех распался на две половины и из него вышли две поварихи в белых передниках с половниками в руках. Кстати, достаточно им было хлопнуть два раза в ладоши, как был готов жареный гусь. Из черного ореха с четырьмя листьями, выскочило четыре дядьки с черными лицами, одетые в черные одежды, и сапоги, в которых были видны бомбы. А раз братьев было четверо, то назвали их — четверти.
Соответственно в следующем орехе было восемь сестренок, при этом у каждой на руке было по восемь часиков, которые ходили так — ди-ли, ди-ли, ди-ли, ди-ли. Один орех оказался с червяками – квадратными, длинными, а также похожими на топорики — с одним и двумя лезвиями.
Вскоре созрел орех, из которого с громким щебетаньем и несмолкающими криками выскочили 16 маленьких черненьких девочек с двумя косичками на голове. Их так и прозвали — шестнадцатыми, а чтобы они не так тараторили, им сплели по две косички, двумя шнурками, и за каждой четверкой стал приглядывать дядька Бом.
Но орехи созревали и созревали. Так, в скором времени появились восьмые с точкой, с шишкой на лбу, а также кони-темпы. И были эти кони самые разные — медленный и сильный Адажио, умеренный Модерато, неспешный Анданте.
Пройдет еще немного времени и созреют орехи, где Метрическая пульсация обнаружит якорь — ритенуто, паруса — аччелерандо и многое-многое другое — старуху-Синкопу, триолей, затакты и т.д. Правда, счастье ритмических длительностей и фигур окажется недолговечным, ввиду того, что на волшебный остров проникнет предатель-воробей, разыщет волшебный звонок — фермату, и жизнь на острове остановится.
Для развития навыков сольфеджирования Кирюшиным создано пособие «Интонационно-слуховые упражнения для развития абсолютного звуковысотного музыкального слуха, мышления и памяти».
Это пособие, как утверждает автор, основано на 470 наиболее часто встречающихся инвариантах музыкального языка.
Основной дидактический принцип пособия — петь не отдельные ноты, а гармонические сочетания..."
В середине 1970-х годов в московской детской хоровой студии использовали кирюшинские наработки (еще тех лет) по развитию слуха, определению интервалов и проч. детей дошкольного возраста.
Всем на удивление малыши сыпали названиями интервалов, музыкальными терминами, отгадывали на слух интервалы от примы до октавы. Причем это все было на открытом уроке, в присутствии родителей, педагогов. Дети работали необыкновенно, с увлечением и отдачей.
Оценили 5 человек
15 кармы