Уроки сольфеджио Владимира Кирюшина. Кассета №10, занятие 1-6

4 1079

По веселым ступеням игры.

"Ветлужский край." 6 декабря 1997 г.

Если вы думаете, что это милое существо - то ли медвежонок - девочка, то ли чебурашкин родственник, то сильно ошибаетесь. Так же, как и я. Подобные предположения начисто были отметены ребятишками в музыкальной школе — там, в классе сольфеджио, каких только героев по стенам не навешано. 

Так вот, объяснили мне юные музыканты (они же и художники), что это - терция. Такой музыкальный интервал.

- А почему она лохматая?

- Она не лохматая. Она пушистая. Мягкая такая (звучит мягко). Маленькая. Ей три года.

- Откуда вы знаете, что именно три?

- Потому что в нее три клавиши входит, и пальцев у нее тоже три.

И не захочешь да запомнишь. Из своего дальнего музыкального детства эти интервалы вспоминаются мне совсем другими. Конечно, учителя и тогда пытались облегчить нам унылое запоминание определений каждого из них, давали "подсказки", и до сих пор я помню, например, что кварта звучит как начало тогдашнего государственного гимна: "Союз нерушимый"...

Но согласитесь - одно дело ориентировать на гимн, а другое - с головой окунуться в сказку, представляя, рисуя, воображая множество разных существ, которые, живя своей жизнью, общаясь друг с другом, накрепко закладывают в сознание самые сложные музыкальные понятия.

В общем, не надо в привычном смысле "грызть гранит" науки, не надо мозговым напряжением штурмовать крепкие стены музыкальной теории. Нету ни гранита, ни стен: вход свободен, и по веселым ступеням игры можно подниматься до таких высот, какие раньше детям и не снились.

Им повезло. У этого везения есть фамилия - имя-отчество: Владимир Викторович Кирюшин, музыкант - педагог, недавно побывавший у нас в Шарье.

Он - автор системы, основанной на эмоционально-образном восприятии.

Тридцать лет развивал и совершенствовал ее, прорываясь сквозь препоны традиционного обучения. Сейчас имя его широко известно во всем, мире, результаты обучения - более чем убедительны.

Дети любых способностей и возрастов легко усваивают материал практически любой сложности - без стрессов и нервных срывов от непомерных нагрузок.

В течение года каждый из его учеников становился обладателем абсолютного слуха. Впрочем, дело не только в этом - дело в том, что система помогает развивать воображение, дает простор творчеству, фантазии, способностям - растит Личность.

Более того, Кирюшин убежден, музыка должна звучать в душе и мозгу ребенка с самого рождения. И даже раньше: есть специальные кассеты с мелодиями, предназначенными для будущих мам. Дитя еще не появилось, но уже "купается" в созвучиях - и есть научные, медицинские обоснования благотворности этого воздействия.

Вышли в свет и его музыкальные мифы - сказки, радиоспектакли, циклы обучающих песен-привил. Есть даже образцы звуковых обоев! И есть видеозаписи (85 уроков автора системы) - методическое богатство, иначе не назовешь.

Так вот, такой "живой" урок он провел с ребятишками у нас в ДЮК. Были там и педагоги со всего северо-востока, и родители, и, само собой, наши учителя.

Дети - самые обычные, отличников специально никто не подбирал. С каким счастливым азартом они играли, учились, подбирали определения, очень точные, - к звучанию тех же интервалов:

- Секунды?
- Хрюкают.
-Кварты?
- Ворчат.
- Какие они по характеру?
- Ворчливые, сердитые, твердые.
-А терции?
-Добрые, веселые.
- Маленькие, добрые
Терции - трехлетки
Сидели на завалинке.
Кушали конфетки...

С квинтами - растеряхами, которые звучат как "чаво?", и вовсе история случилась.

- Знаете, кто был в метро, тот видел, наверное, иногда сидят напротив такие тетеньки. Спросишь ее о чем-то, а она в ответ "ча-во"'. Как-то одна моя маленькая ученица ехала с бабушкой и как раз такую тетеньку увидела. Обрадовалась, бабушке говорит: "Это квинта". Бабушка от удивления сказать ничего не успела, она к тетеньке подходит и спрашивает: "Вы - квинта?" А та в ответ: "Ча-во?"

Этот сюжет - еще и маленькая развлекательная пауза, ибо темп урока — стремительный, напор образов, понятий, задач - мощный. Но это и совместное творчество! Вряд ли кто-то из детишек, дружно и правильно распевающих в ответ на изначальную ноту, осознает, что это они именно решают музыкальную задачу. И никаких упреков за ошибки: все растворяется в шутках, смехе, сказочных историях.

Особо отличившиеся удостаивались легкого хлопка по голове бумажным свитком, а иные - рукопожатия учителя.

Потом, уже в разговоре со взрослыми. Владимир Викторович высказал мысль, по прежним временам вполне крамольную:

- Есть музыкальные школы и есть музыкальная грамотность. И часто эти понятия не совпадают. До революции вообще не было музыкальных школ. А вся страна пела. В России были лучшие хоры мира. Вся музыкальная подготовка закладывалась в общеобразовательные программы. Посмотрите сборники Драгомирова, Ладухина для школ. Какой ученик сейчас по ним споет? Дай Бог, чтобы учитель спел. А тогда это было обычным делом. Конечно, огромную роль здесь играла церковь: ухо ребенка с детства привыкало к пению во всех тональностях - то, тему учат в музыкальных школах много лет, а в обычных — вовсе не учат.

А это не просто пение - это образование особого склада мышления, чему официальные программы по музыкальной теории, не только не способствуют, но и препятствуют. Задача школы вовсе не в том. чтобы подготовить общими силами ученика на теоретическое отделение, а в том. чтобы через общение с музыкальной грамотой шло развитие личности - любящей музыку, понимающей ее, ощущающей. А это неизбежно дает мощный интеллектуальный толчок. Пусть он не будет профессиональным музыкантом, но человеком гармоничным, духовным, образованным - безусловно.

Должно быть, именно поэтому задача педагогики по Кирюшину вырастает до размеров глобальных - возрождение генофонда нации. Если учесть, что принципы эмоционально-образного восприятия будут внедряться в систему общего образования, то задача эта выглядит не столь уж невероятной.

А о том, что касается непосредственно нашей музыкальной школы, мы поговорили с ее директором Владимиром Ивановичем Сенниковым.

- Каким образом вы вышли на систему Кирюшина?

- Система эта достаточно известна. И не только эта. Есть много людей, которые разрабатывают новые подходы к музыкальному образованию: Шатковский, Огородное, своя интересная методика у куйбышевцев. В общем, те, кто интересуется новыми веяниями, - находят. Ну, а раз уж нам посчастливилось встретиться с Владимиром Викторовичем то такой шанс упускать нельзя. Мы купили всю методику - осталось приобрести только записи "Лучшие образцы классической музыки".

- Все ли разделяют ваш энтузиазм по поводу методики Кирюшина?

- Скажем так - почти все. Большинство искренне увлечены этим делом.

- Вы знаете, посмотрев на то, как занимается он, невольно приходишь к мысли, что такой энергией, артистичностью, раскованностью наделены, наверное, не все учителя.

- Буквально копировать его невозможно, да это и не нужно. Есть основа - что главное. И применять ее можно не только в музыке. Мне говорили и педагоги, и родители: "Спасибо, что мы это увидели".

- Вы верите в то, что через год все ваши дети будут обладать абсолютным слухом?

- Верит - неточная категория. Надо пробовать, экспериментировать, действовать. Мы - начали, у нас есть желание работать по-новому, и результатов -это правда - я жду с надеждой.

Теперь - самое главное.

Визит Владимира Викторовича Кирюшина сюда - не случаен. Побывав как-то в дальнем уголке нашего района, в Коневе, он, будучи потрясен живописностью окрестностей, решил открыть здесь детский центр: на лето сюда будут приезжать на занятия одаренные ребятишки, в том числе и наши. Из стадии первоначального замысла проект этот уже перерастает в реальность - во всяком случае, все официальные согласования в районной администрации и отделе культуры проведены. По всей вероятности, скоро он еще раз приедет сюда, и тогда можно будет поближе узнать и саму его личность, и методику, и планы.

Да, а насчет второго рисунка - если бы думаете, что это просто кокетливая жирафа сидит на лугу, то сильно ошибаетесь.

- Это октава. Шея у нее длинная, потому что в нее восемь нот входит! Вот так-то.

Ирина СЕМЕНОВА.

источник




Уроки сольфеджио Владимира Кирюшина. Кассета №10, занятие 1


Уроки сольфеджио Владимира Кирюшина. Кассета №10, занятие 2


Уроки сольфеджио Владимира Кирюшина. Кассета №10, занятие 3


Уроки сольфеджио Владимира Кирюшина. Кассета №10, занятие 4


Уроки сольфеджио Владимира Кирюшина. Кассета №10, занятие 5


Уроки сольфеджио Владимира Кирюшина. Кассета №10, занятие 6


Материалы из архива группы ВКонтакте "Наследие Владимира Кирюшина как спусковой механизм запуска ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕЛОВЕКА".


В.Лычковский (составитель). Наследие Владимира Кирюшина как спусковой механизм запуска ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕЛОВЕКА. pdf

Вся имеющаяся информация о В.В.Кирюшине и его наследии в одной книге (формат .PDF), в которую вошли восстановленные публикации с неработающего сайта В.В.Кирюшина, а также вся «Библиотека музыкального мифа», сказки, плакаты, фотоколлажи с нотами и нотонаписанием интонационно-слуховых упражнений, плюс структурированные активные ссылки на просмотр/прослушивание/скачивание аудио- и видеофайлов на Ютубе, электронных журналов с эффектом перелистываемых страниц.

Получился своеобразный Пульт Управления от группы ВКонтакте и его архива на Ютубе и файлообменнике Яндекс-диск.

Объём - 383 мб, почти 2000 страниц.

Против собственного желания пацифизм умножает страдание и кровь.

Христианство и пацифизм11 вопросов о Церкви и войнеНередко от православных христиан требуют осудить любое применение силы. В качестве аргументов используют библейские цитаты: «не убий», «взявший меч о...

Неподготовленное наследство или о хаосе, с которым столкнуться ваши наследники.

Как сказал одни из известных наших советских писателей словами своего героя "Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!" ...

Обсудить