Пармон Ф.М. — уроженец д.Костеши Узденского района, автор 150 научных работ в области дизайна, композиции, рисунка и художественной графики костюма, декоративно-прикладного и народного искусства. Международный эксперт, член жюри отечественных и международных конкурсов творчества молодежи.
Автор книг «Композиция костюма», «Русский народный костюм», «Одежда из кожи и меха: Традиции и современность».
По авторским программам и написанным профессором Пармоном учебникам, аналогов которым нет в стране и за рубежом, обучают студентов вузов и колледжей России и стран СНГ.
"Я люблю вас, земляки»
Так сложилась моя судьба, что вот уже свыше сорока лет я живу и работаю в Москве. А родился и вырос на Узденщине, в красивой деревушке Костеши.
В 1956 году окончил среднюю школу в деревне Песочное, что в нескольких километрах по другую сторону речки Турья, которая напротив нашего дома впадает в Неман. Бабушка Надежда Степановна рассказывала в детстве, что когда-то и Неман, и Турья доходили своими водами до деревенских огородов. В моей же памяти Турья осталась узким ручейком, как результат активных мелиорационных работ.
Люблю свой край, воспетый прекрасными поэтами, писателями, художниками — уроженцами этих удивительно красивых мест. Заканчивая среднюю школу, жил одним желанием - учиться дальше. Решил поступать в Минский педагогический институт имени М. Горького, на отделение математики физико-математического факультета.
Выбор был неслучаен: из 80 учеников из двух десятых классов в школе я был сильнее в математике. Были случаи, когда вместо Станиславы Адамовны Козловской (учительницы математики, студентки-заочницы) объяснял классу решение той или иной задачи.
Из семи вступительных экзаменов в институте на одном получил тройку и не прошел по конкурсу. Для меня это было большой психологической травмой. Мне было стыдно перед родителями, школой, соседями, так как в моем аттестате зрелости были только три четверки, остальные-пятерки. Бухгалтер колхоза Константин Степанович Бондарь воспринял мое возвращение в деревню как находку для бухгалтерии, где я в течение школьных каникул два года приглашался в контору поработать счетоводом.
На следующий год посоветовали мне поступать в Белорусский лесотехнический институт имени Кирова. Сдав экзамены без троек, снова... не прошел по конкурсу. Это было для меня трагедией, так как все время жил одним желанием учиться.
Узнав о дополнительном приеме в Минский технологический техникум, принес документы для поступления на отделение моделирования и конструирования одежды. Здесь я встретил свою судьбу. Учился хорошо, а позже - только на отлично. Полученный диплом с отличием открыл мне путь в Белорусский республиканский Дом моделей на должность модельера детской одежды.
Такое распределение- мечта каждого выпускника техникума. Однако останавливаться на достигнутом было рано. Сагитировал бывшую однокурсницу Валентину Рязанову поступать в Московский заочный институт по специальности.
С сентября 1960 года был закреплен к вечернему факультету Белорусского политехнического института для посещения занятий. Однако совмещать работу с учебой при жилищной неустроенности не удалось. Попал в больницу, а через месяц понял, что учебу следует временно приостановить.
Летом 1961 года твердо решил поступать в Московский текстильный институт на факультет прикладного искусства. Единственное в то время на всю большую страну высшее учебное заведение, готовившее ежегодно двадцать художников-модельеров с высшим образованием.
Готовился много, особенно по рисунку и живописи. Выдержал огромный, конкурс -32 претендента на одно место. Шесть лет напряженной учебы на сложном творческом факультете. С четвертого курса-отличник.
Диплом с отличием, предложение в аспирантуру (первый аспирант на кафедре факультета прикладного искусства). Защитил кандидатскую диссертацию, оказался нужным в Москве — сначала в научно-исследовательском институте, а с 1972 года и по сегодняшний день в вузе, который называется ныне Московский государственный университет дизайна и технологии.
Принят в данное учреждение на должность доцента, через два года стал заведующим творческой кафедрой, профессор, доктор искусствоведения, академик Международной академии наук о природе и обществе. В декабре прошлого года Указом Президента Российской Федерации За заслуги в области искусства удостоен почетного звания "Заслуженный деятель искусств Российской Федерации".
Оглядываясь назад, понимаешь, что многое удалось сделать. Воспитал немало учеников, среди них талантливые, достойные, уважаемые в обществе люди.
По моим авторским учебникам учатся студенты во всех профильных вузах России, стран СНГ. Учебники переиздаются, им нет аналогов ни в стране, ни за рубежом. Недавно вышло третье издание учебника "Композиция костюма" (желающие могут увидеть его в районном историко-краеведческом музее).
Являюсь автором нового научного направления в искусствоведении. Моя монография по русскому народному костюму находит широкое применение в стране и за рубежом, является ценной букинистической находкой.
Много времени и сил приходится уделять общественной работе. Являюсь членом Международной ассоциации "Союз дизайнеров", членом Союза художников России, экспертом международных фестивалей и конкурсных программ. Главное, что я очень люблю свою профессию.
На моем жизненном пути было много трудностей, проблем, препятствий, огорчений, но все это пришлось пережить, преодолеть, ведь тяга к знаниям, желание быть профессионалом в своем деле, приносить пользу людям, обществу — побеждали.
Вспоминаю август 1961 года, когда я после зачисления в Московский институт приехал в Костеши сообщить родителям о своем счастье. Мама заплакала от радости, а еще и потому, что не имела возможности помогать мне материально (сестры и младший брат учились тогда в Беларуси).
Я дал слово, что буду сам себя обеспечивать материально, и сдержал его. Пришлось приобрести в кредит швейную машинку и по ночам на кухне студенческого общежития (чтобы не беспокоить отдыхавших в комнате однокурсников) шил-брюки, юбки, пальто. Научили овладевать сапожным мастерством меня еще в техникуме. Время от времени приходилось выслушивать упреки декана, который выговаривал: «Ради чего ты приехал сюда — учиться или деньги зарабатывать?» Приходилось объяснять.
Прошло много лет. Пришлось много путешествовать. И где бы я ни был - в Ташкенте или Владивостоке, Тбилиси или Берлине, Санкт-Петербурге или Сан-Франциско, Киеве или Праге, Улан-Удэ или Дрездене, много где еще — везде воспоминаний, люблю и горжусь своей Родиной, Узденщиной, доброжелательными, заботливыми и красивыми людьми родной сторонки.
Нет на свете места прекраснее нашей земли, нашего народа! Белорусов везде встречают тепло и дружелюбно. Многие, живущие за океаном, мало знают о нашей земле. Несколько лет назад он навестил друзей в Калифорнии. Мы вместе пошли на пасхальную службу в Русскую православную церковь под Сан-Франциско.
Здесь он познакомился с Аленой Воробей, дамой почтенного возраста, привезенной сюда родителями из Минска в начале века маленькой девочкой. Вы бы видели, как загорелись ее глаза, когда она узнала, что я ее соотечественник. Она долго расспрашивала о Минске, о том, как живут люди в Беларуси. Он был счастлив рассказать ей о красоте родного края. Она сожалела, что ей так и не удалось побывать на исторической родине.
Я давно в Москве, но в мыслях живу на своей земле. Приезжая каждое лето в родное село, я счастлив встретить своих соотечественников и поговорить с ними на белорусском языке. Меня старшие долго не понимали, почему я, уже москвич, говорю по костешовски. А мой сын часто приезжает в Беларусь, ему всегда интересны новости родного края. Три года назад ушла из жизни моя мама, прожившая почти 90 лет, вырастившая и воспитавшая четверых детей.
Передаю искренний привет и наилучшие чувства жителям Узденской области. Я люблю нас, мои дорогие земляки!
Федор ПАРМОН,
профессор, доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.
источник: 2002 г. 7 августа №3 (109) "Чырвоная Зорка»
Из публикаций Интернета.
...Но получается, что от всей бурной деятельности Фёдора Максимовича в сеть попало совсем немного. Я считаю, что несмотря ни на что, это несправедливо. Ушла эпоха и от неё так мало осталось. А о разных недалёких современниках навалом статей и инфы.
Ольга Бельцова работал с Фёдором Максимовичем 8 лет и отыскала в архиве вот это фото. Ольга специально ездила в архив и рассказывала об этом в соцсетях. Вот единственный открытый источник, где есть эта фотография.
Самая прекрасная на мой взгляд. Ул. Горького, Тверской бульвар Пушкинская площадь и атмосфера счастливой Москвы, которой не будет больше никогда, которая ушла и даже вряд ли приснится. Так всё на фото спокойно, надёжно, на века... Я помню атмосферу той Москвы, хотя и помоложе, просто у меня там жили дедушка с бабушкой, прям вот там недалеко, и я часто гуляла по тем местам, хорошо запомнила, впитала дух тех окрестностей семидесятых-восьмидесятых.
Вот что пишет Ольга в подписи к фото:
Московский Государственный Университет Дизайна и Технологии МГУДТ. Бывший - Моск. Технологический институт легкой промышленности - МТИЛП - МОЙ ИНСТИТУТ!!!
Является одним из первых в стране вузов по подготовке специалистов для лёгкой промышленности. Он основан в 1930 г. С 1939 года вуз переименован в Московский технологический институт легкой промышленности.
КАФЕДРА " РИСУНОК И СПЕЦКОМПОЗИЦИЯ" - с 1974 года по 17 мая 2006 года кафедрой руководил ФЁДОР МАКСИМОВИЧ ПАРМОН – заслуженный деятель искусств Российской Федерации, доктор искусствоведения, профессор, академик Международной Академии наук о природе и обществе (МАНПО), член Союза художников России, член Международной ассоциации «Союз дизайнеров». Ф. М. Пармон более тридцати лет бессменно возглавлял кафедру. ФЁДОР МАКСИМОВИЧ ПАРМОН и Я....я проработала в институте 8 лет!!!
https://dzen.ru/a/ZIfx3APltUbj...
Работы Федора Максимовича — это научные исследования по истории русского костюма, результат тщательного изучения образцов как в музейных коллекциях, так и в этнографических экспедициях. Книги и учебники Пармона Ф.М. имеют особую образовательную ценность, могут быть для современных дизайнеров источником вдохновения и справочником, помогающим разобраться в особенностях конструкции народного русского костюма.
Мне, к сожалению, не удалось побыть студенткой у Федора Максимовича. Но в последствии, мы недолго работали в одном коллективе. Харизма профессора была настолько мощной, а любовь к русскому костюму безграничной, что студентам от него доставалось знатно. Федор Максимович был одним из тех УЧИТЕЛЕЙ, который навсегда оставил свет в своих учениках.
https://33karmana.ru/library/r...
Мама подарила мне большую книгу альбомного формата и благородного цвета бордо. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества - вот каково название этой книги. Вообще, это монография по истории народного костюма Федора Максимовича Пармона, рисунки его же. Рисунки, кстати очень классные, большие, подробные, этот Пармон, скажу я вам, очень, видимо одарённый человек.
Помимо исторического экскурса в разные регионы России, там ещё есть и раскладки всей одежды, ботинок, шапок и всего другого. Так что можно сшить себе настоящую тамбовскую рубаху, копию музейного подлинника. . Вот вчера вечером она мне её подарила, я её обернула в разрисованный картон и написала на новой супер-обложке название книги полууставом, и читала полночи..
https://ramzaaaaaa.livejournal...
P.S.
Четыре с половиной часа боя, решавшего судьбу Москвы. О командире панфиловцев – белорусе Павле Гундиловиче
Возвращаясь же к бою у разъезда Дубосеково скажем: да, в историю Великой Отечественной войны он вошел как подвиг 28-ми панфиловцев во главе с политруком Василием Клочковым, но сражалась героически вся 4-я рота, которой командовал наш земляк – белорус Павел Гундилович.
Родился он в мае 1902 года в деревне Литвяны Узденского уезда Минской губернии в обычной крестьянской семье.
Оценили 17 человек
34 кармы