Кто такие «передвижники» в русской живописи

4 737

Кто такие передвижники? Это самые «национальные» русские живописцы, бросившие вызов Академии художеств с её искусством, оторванном от реалий жизни. Это разночинцы, решившие служить не государству, а народу. Это независимые от чужого мнения и готовые бороться с трудностями ради достижения собственных целей творцы, устраивавшие художественные выставки на свой риск и за свой счет.

Какие же идеи и представления несли «в народ» передвижники и как их идеалы менялись со временем?

Герой и антигерой как чёрное и белое: обличительные 1860-е

Характер живописи художников-шестидесятников сформировался в связи с современными им историческими событиями: в это время Александром II были проведены беспрецедентные по своему масштабу и охвату различных сфер жизни страны реформы, ставшие большим шагом на пути формирования демократических прав и гражданского общества. Среди прочих была также отмена крепостного права.

Социальный состав студентов Академии художеств в это время также изменился, и наиболее активными учениками в это время стали разночинцы. Молодые творцы не хотели больше писать картины на исторические, в том числе мифологические темы. Они видели большое количество проблем в современной им повседневности и хотели говорить о них, внося свой вклад в улучшение жизни народа. Они жаждали перемен.
Якоби В. И. Осень. Фрагмент / Фото: rusmuseumvrm.ru
Якоби В. И. Осень. Фрагмент

Эти перемены не заставили себя ждать: в 1863 году произошел «бунт четырнадцати», когда наиболее талантливые воспитанники Академии художеств, шедшие на золотые медали, отказались писать полотна на заданные и не интересующие их сюжеты. Никакие попытки найти компромисс или среднее арифметическое между представлениями об актуальных темах, которое имело старшее поколение, и желанием бороться с общественной несправедливостью кистями, которое бушевало в сердцах молодежи, даже не рассматривались. Лучшие из лучших покинули стены альма-матер.
Перов В. Г. Дворник, отдающий квартиру барыне. Фрагмент / Фото: my.tretyakov.ru
Перов В. Г. Дворник, отдающий квартиру барыне.

Объединив свои усилия, вчерашние ученики Академии организовали артель, «предшественницу» Товарищества передвижных художественных выставок. И начали творить, создавая картины на те темы, которые были близки им.

Освободившиеся от давления Академии художеств, они писали очень категоричные полотна, в которых зачастую противопоставлялись два совершенно полярных персонажа: протагонист, полностью положительный герой, и антагонист, не имеющий ничего, кроме отрицательных черт. Жанровая живопись артельщиков, дорвавшихся до творческой свободы, была словно черно-белое.

Мы точно знаем, кого жалеть: на их холстах всегда есть маленький человек, страдалец, с которым зачастую несправедливо поступает маленький начальник. Такова программная картина В. Г. Перова «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы».
Перов В. Г. Чаепитие в Мытищах, близ Москвы / Фото: my.tretyakov.ru
Перов В. Г. Чаепитие в Мытищах, близ Москвы

К захиревшему, сытому и сладко попивающему чай священнослужителю, окруженному нежащимися служками, с протянутой рукой подходит босой мальчик-поводырь и старик, инвалид, ветеран, увешанный наградами, в обветшавшей худой одежде. Но священник, здешний маленький начальник, безразличен к его бедам. Он не утруждает себя даже отказом просящим, а велит своей служанке оттолкнуть его.

Какой уровень обличительства! В. Г. Перов недвусмысленно говорит о социальной несправедливости и расслоении в современном ему обществе.

Интересно, что в картинах этого периода вообще нет героического персонажа, ведь маленький человек не борется с несправедливостью, не погибает за свои идеалы и не спасает других. Он просто страдает из-за социальной несправедливости, угнетаемый антигероем – хамом, который мучает всех вокруг просто потому, что он плохой и может, а не во имя своих невероятных по масштабу и злости намерений. Протагонист тоже маленький, очень ограниченный и «локальный».

Иван Грозный, Боярыня Морозова и Христос — внутренний конфликт как центральная проблема живописи

Конечно, подобная категоричность, ставшая реакцией на консервативность Академии художеств, довольно быстро изжила себя. Встал вопрос поиска нового положительного героя. И если в шестидесятые годы этот поиск проявлял себя в жанровой живописи, то теперь бытовые сюжеты перестали быть обличительными и рассказывали либо о нейтральных героях с тяжелой судьбой, либо о любовных перипетиях.
Суриков В. И. Утро стрелецкой казни / Фото: ru.wikipedia.org
Суриков В. И. Утро стрелецкой казни

В живописи передвижников, создавших свое объединение в начале семидесятых, поиск героя происходит в исторической картине. Она теряет свою связь с академической традицией, которую сохраняла в предыдущее десятилетие. Одним из главных персонажей живописи семидесятых становится Христос. В нем видят человека, обладающего выдающимися личными качествами, но страдающего за свои ценности и борющегося за них. Он – пример для подражания.

Личную интерпретацию образа Христа представил на второй выставке Товарищества И. Н. Крамской. Его называли «русским Гамлетом»: стоящий на перепутье, он полон внутренних, раздирающих его мыслей в связи с уже сделанным нравственным выбором: решение принести искупительную жертву за грехи человечества уже принято.
Крамской И. Н. Христос в пустыне. Фрагмент / Фото: my.tretyakov.ru
Крамской И. Н. Христос в пустыне.

«Парой» к картине И. Н. Крамского стал портрет Ф. М. Достоевского кисти В. Г. Перова. Не только композиционные, но и смысловые связи роднят две эти работы. Оба героя погружены в себя и сконцентрированы на собственных мыслях и внутренних драмах.

Портрет в семидесятые годы также становится полем для поиска героя «своего времени». Он дает возможность запечатлеть выдающихся людей эпохи и в позах, жестах, колористической гамме отразить их сложный внутренний мир.
Перов В.Г. Портрет Ф. М. Достоевского. Фрагмент / Фото: my.tretyakov.ru
Перов В.Г. Портрет Ф. М. Достоевского.

Изменяется и представление об антагонисте. Как и положительный герой больше не определенно «белое», так и отрицательный не однозначно «черное». Художника начинают интересовать внутренние основания поступка человека, амбивалентность, спорность и драматичность принятого решения и саморефлексия. Вспомнить только картину Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея». Правильно ли поступает некогда однозначно положительный исторический персонаж? Он выносит приговор собственному сыну, но делает это на благо своей страны.

Грань между положительными и отрицательными качествами размывается. Какую роль играет «Царевна Софья», изображённая И. Е. Репиным? Обвиненная в госизмене и выступившая против будущего первого императора, она была заточена в монастырь, но её внутренний стержень так и не был сломлен. Софья не смирилась с постригом, который её ждет, в душе героини продолжается борьба.
И. Е. Репин. Царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей её прислуги в 1698 году. Фрагмент / Фото: my.tretyakov.ru
И. Е. Репин. Царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей её прислуги в 1698 году.

Трудно понять, кто протагонист, а кто антагонист и в картине «Утро стрелецкой казни» В. Сурикова. Психологическая напряженность и взаимная непримиримая ненависть между осужденными, которые не собираются сдаваться, и осуждаемым, который не будет прощать, поражает зрителя, задающегося вопросом, кто прав, а кто виноват в этом столкновении старого и нового миров.

Психологический накал картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» кисти того же художника практически невозможно вынести. Убийца обезумел от совершенного, в его глазах читается ужас осознания и раскаяние в содеянном. Но ни что не сотрет кровь с его рук и не вернет сына к жизни.
Репин И. Е. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. Фрагмент / Фото: my.tretyakov.ru
Репин И. Е. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года.

Однако постепенно проходит и этот накал эмоций. Конец XIX века – это время зарождения модерна. Внимание художников переходит от внутреннего конфликта и социальных проблем к декоративности, красоте и атрибутам внешней жизни. Так, герои В. М. Васнецова – не реальные, а сказочные, а персонажи М. В. Нестерова – настоящие святые, которым чужды внутренние сомнения людей.

Источник

Кишлачный беспредел в "Яндекс такси"

Ехала только что в "Яндекс такси". Села назад, сотрудник редакции - на переднее место. Водитель его встретил словами - "А на заднее сиденье не?!".  Все промолчали. Водитель поехал и...

Новый (да, опять!) план Зеленского

Первый пункт — приглашение Украины в НАТО уже сейчас. Уже послали нахрен. Непонятно даже, зачем это озвучивать после прямо сказанного "Нет". Второй — оборона («На...

Хорошо быть кошкою, хорошо собакаю, где хочу пописаю, где хочу покакаю 18+

Виктор Анисимов Для затравки: Новая детская и подростковая субкультура захлёстывает Россию. На улицах многих наших городов минувшим летом появилось большое количество...

Обсудить
  • "Репин И. Е. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года." То что это "заказуха" было понятно людям того времени. Вам, спустя более 150 лет, это неведомо.
  • Нам бы поклониться в ножки тогдашней Российской Академии художеств! Зайдите в Третьяковку! Конец 18 века, примитивные картины начинающих художников или иностранцев. Проходит всего пятьдесят лет " под мраком царизма" и удивительная россыпь гениальных художников появляется в России. Да, академия художеств тогда была суровой школой, людям ставили руку, воспитывали вкус на лучших образцах мировой культуры. Выпускники получали звания "художник" с соответствующими правами и привилегиями. А лучшие отправлялись на шесть лет за границу за казенный счет для совершенствования своего мастерства. Не будь всего этого, положа руку на сердце, скажите, появились ли на белый свет "эти передвижники"? Глупый и нелепый бунт, никто не мешал господам художников исполнив положенную дипломную работу, рисовать все что взбредет в голову и объединятся в любые товарищества. Нет нужен был скандал. Сегодня можно устраивать любой скандал в академии, только художников нет!. А есть креативщики, которые рисовать не умеют. А эти господа , многие из которых выучились в академии на казенный счет стали писать откровенно хамские картины, в виде "Чаепитии в Мытищах". И что их упекли в Сибирь? Нет! Александр lll начинает скупать картины русских художников в товарных количествах, для основанной им Музея изящных искусств, тратя огромные деньги на это из личных средств. Уже к концу 19 века русские художники становятся известными в мире. Выставка картин в США художника Верещагина вызывает шок. Американские газеты призывают учится современному искусству у русских художников. Они обзаводятся даже своими мастерскими в Париже. В двадцатом веке Россия пережила немало войн и революций, чудом уцелела, погубив миллионы талантов и, увы. без всяких выводов. По прежнему в ходу либеральные сказочки про "русское освободительное движение" про царизм которых всех угнетал и не давал развиваться. Опять же про тех же передвижников, без объективной оценки их творчества, где плакатные приемы, зачастую подменяли осмысление реальных противоречий жизни тогдашнего общества. "Обличительство" , как показал опыт России не ведет к прогрессу, а только к одичанию общества. Об этом свидетельствует и опыт коммунистов, при них "передвижников" не было. Как сказал великий Пушкин по поводу одного обличителя " Нет правды в поношениях и нет истины там , где нет любви!"
  • Перов В. Г. Чаепитие в Мытищах, близ Москвы. Государство не просило вас рожать!