Ролан Барт "Камера люцида" / "Camera Lucida"

1 7045

В ответ на мою заметку "Если вы не обсуждаете, то ничему и не учитесь. Как разбирать или анализировать фото?" мой друг, Валерий Лебедев, написал мне на фейсбуке: "Анализировать, что оператор пытался показать - это самое прикольное :) читаем Барта.

Ролан Барт "Камера люцида" / "Camera Lucida" единственная книга о фотографии, в которой ведется речь о восприятии изображенного. Там есть разборы конкретных фото".



Я не слышал об этой интересной книге, и пока Валерий еще только набирал второй абзац, я уже поискал на просторах интернетов. И те кусочки и рецензии на книгу Ролана Барта, что я обнаружил мне уже очень понравились и заинтересовали.

«Подразделения, которым подвергают фотографию, носят по сути эмпирический (профессиональное фото /любительское фото), риторический (фото пейзажей, натюрморты, портреты, нагая натура) или эстетический (реалистическая фотография / художественная фотография) характер, во всех случаях внешний своему предмету, не имеющий отношения к его сущности …» Барт Р. Сamera lucida. М.: Ad Marginem", Москва, 1997, с. 10.

"Часто говорят, что это художники изобрели фотографию (передав ей кадрирование, альбертиевскую перспективу, оптику камеры-обскуры). Я скажу: нет, это сделали химики. Потому что ноэма «это было» стала возможна только тогда, когда обстоятельства науки (открытие световой чувствительности галоидных соединений серебра) позволили улавливать и непосредственно отпечатывать световые лучи, посылаемые неравномерно освещенным предметом.

Фото - это буквально эманация фотографируемого. От реального тела, которое было там, отделились излучения, которые достигли меня, меня, который находится здесь; неважно, как долго длилась эта передача; фото исчезнувшего существа прикасается ко мне, как запоздалые лучи погасшей звезды". - Р. Барт, «Camera Lucida»

«Смысл фотографии, напротив, не определен, неточен, не назван. Фотография изображает конкретный объект (дерево), но мы никогда не можем сказать, о чем именно повествует кадр: его значение слишком неопределенно и широко» - Барт Р. Сamera lucida. М.: Ad Marginem", Москва, 1997, с. 13.


Буду читать!

А вы, друзья, читали эту книгу? И каково ваше мнение о ней? Что помогла она понять? А может что-то позволила улучшить в вашем творчестве?


Игорь Пономарев, творческое объединение "Вечерний Кинозал", клуб "Новый Бродяга"


Сообщества "Беседы о фото"

Конт | вконтактеЖЖ | в одноклассниках

Результаты мультикультурализма в России
  • pretty
  • Вчера 18:15
  • В топе

СЕРГЕЙ  МАРДАНИстория, которая должна была приключиться давным-давно, но произошла именно сейчас. Вопрос довольно простой. Кто эти юноши, завернутые в азербайджанские флаги и орущие аллахакбар и ...

Решили как-то абхазы 150 лет назад поднять восстание против России. Рассказываем, чем для неё это закончилось

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Есть одна очень интересная история, которую многие сегодня почему-то подзабыли. Ещё 210 лет назад, Абхазия находилась под управлением Османской ...

«Осталось недолго»: Хазин рассказал об одной фразе Путина Трампу, вызвавшей панику у либералов Москвы

Владимир Путин одной фразой, адресованной США и их новому президенту, вызвал панику в либеральных кругах России. Об этом рассказал экономист Михаил Хазин. Российский лидер отреагировал н...

Обсудить
  • Две недели прошло. Не осилил я книгу Роберта Барта "Камера люцида" / Camera Lucida. Старался, но не осилил. С моей точки зрения эта книга написана вся в стиле философского эссе, размышлений о том и о сём, с разжижением одной мысли на несколько страниц. Ну, все книги о фото и о композиции в фото и живописи, если не для начинающих, то написаны в стиле обо всем и почти ни о чем. Но, эта книга совсем не о композиции, а скорее о личном восприятии Ролана Барта фотографии, начиная от его "ненависти к кино" и противопоставлении ему фотографии, и постоянной, почти бесконечной рефлексией и страданиями по ушедшей из жижни маме. Тамим образом я бы кратко сказал так: - Новизна идей или неизбитость идей в современно мире стремится к нулю, - Стиль изложения затянутый, рассуждательный - Конкретные примеры редки и рассмотрены очень мельком, - Инструментальность. То есть если лу тут что-то, что человек прочитавший может взять и использовать для своего анализа, или для своего творчества, ну хоть какой-то молоток для прибивания гвоздиков, ... Ноль. Когда я завяз в чтении этого эссе, я попытался как-то себя расшевелить, просматривал отдельный части, нашел хорошие варианты фото, некоторых иллюстраций из книги. Я даже специально поставил себе говорилку / читалку книг, выделил текст из электронных версий, потратил время на вытирание погрешностей лишних знаков "-", номеров страниц и наконец-то скормил книгу читалке с голосом "Максим". Кстати, читалка-бубнилка очень хорошая, я пытался лет пять назад аналогичными пользоваться, но там меня качество речи совершенно не удовлетворяло. А тут вполне. Можно сидеть монтировать, а бубнилка тебе читает книжку. Довольно быстро можно привыкнуть к стилю чтения и уже слышать только смысл. Но и это не помогло. Да, несколько интересных мест я для себя отметил, но вот уже сколько прошло, две недели? Вчера я закрыл висящее уже столько времени окошко с говорилкой решив для себя: "Либо это совсем не мое, либо у меня вот такое настроение".